Здоровье ребенка от 6 месяцев до 1 года
Содержание:
- Шестой месяц
- Режим дня
- 2 месяца
- Месяц первый
- Второй месяц
- Месяц второй
- Двигательная активность ребенка
- Мифы о раннем развитии малышей до года
- Особенности физического развития месячного ребенка
- С 25 по 28 неделю
- Как способствовать развитию?
- Физическое развитие ребенка в 1 месяц
- Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года
- 1 месяц
- Что происходит при изменении темпов роста ребенка?
- Занятия для развития
- Формулы для расчета индекса массы тела
Шестой месяц
Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.
Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит
Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.
Режим дня
- Сменить ночной подгузник и подмыть ребенка;
- Умыть и протереть тело чистой водой:
- Очистить глазки от корочек и пыли при помощи ватного тампона смоченного кипяченой водой, легким движением от носа к ушам;
- Очистить нос от корочек при помощи ватного жгутика;
- Осмотреть и при необходимости очистить ушные раковины и область за ушами;
- Протереть шейные складки, подмышечную область, обработать пах;
- Провести утреннюю воздушную ванную, оставив кроху на 15 минут голым;
- Сделать легкий массаж. Для месячного ребенка он заключается в поглаживании всех мышц тела;
- Провести утренний комплекс гимнастических упражнений.
- Выкладывание на живот для стимуляции развития шейных отделов позвоночника и общей двигательной активности. Этот вид упражнений хорошо помогает снижать неприятные ощущения при кишечной колике;
- Ношение «столбиком» после кормления для избежания возможной отрыжки. Это занятие позволяет малышу тренировать мышцы шеи, самостоятельно удерживая голову. Хорошо в это время петь песенки, читать стихи, рассказывать об окружающих предметах;
- Разговор с карапузом. В течение всего дня рекомендуется вести беседы с ребенком, петь ему песенки и рассказывать истории. Это стимулирует развитие слуха, речевых центров, способствует сохранению психического комфорта крохи;
- Тренировать зрение при помощи игр с погремушками и гирляндами;
- Танцевать с крохой на руках тренируя его вестибулярный аппарат;
- При отсутствии противопоказаний можно посещать бассейн и обучать малыша плаванью при помощи специалистов.
2 месяца
На второй месяц жизни у ребёнка зарождается режим дня. Время приёма пищи и сна становится более размеренным. Малыш проявляет эмоции, в виде улыбки и различает настроения окружающих. Во время повышенного внимания со стороны взрослых, малыш активно шевелит ручками и ножками.
По достижению двух месяцев большое внимание уделяет изучению окружающего мира. Ребёнок двух месяцев способен фокусировать взгляд на лицах, предметах, находящихся на расстоянии от двадцати до тридцати сантиметров
При общении активно улыбается. Улыбка является реакцией на внимание со стороны взрослых. Начинает издавать различные звуки.
Основные моменты развития:
- Появляется реакция на людей;
- Пытается изучать собственное тело(ладони и пальцы);
- Проявляются попытки самостоятельности, в виде взять погремушку;
- Рефлексы у ребенка постепенно исчезают;
- Зрение ребенка улучшается, что способствует появлению любопытства к предметам ярких цветов.
- Вес ребёнка вырастает примерно 800 грамм. Вырастает наше чадо на три сантиметра.
Месяц первый
Когда новорожденный проводит первый месяц дома — он адаптируется к внешнему миру. Он только начинает привыкать к условиям, отличным от утробы матери. Поэтому первый месяц считается питательно-сонным. Так как кроха беспрерывно спит (около 20 часов из 24 в сутки), и ест мамино молоко по требованию, а это очень часто.
В этот период очень важно создать все необходимые условия для комфорта малютки. Температура не должна быть слишком теплой или холодной, пеленки должны меняться по мере необходимости, а кормление своевременным
При этом ошибочно полагать, что малыш не развивается в первый месяц. Да, конечно, его силы в большей степени уходят на адаптацию, но это и есть развитие. А чтобы развитие ребенка проходило правильно, ребенка должна окружать любовь и ласка (разговоры, колыбельные, игры, касания теплыми руками).
Что малыш уже умеет в месяц:
- Замечать игрушки ярких цветов, следить за их перемещением, поворачивать голову на звуки. Кстати говоря, первый цвет, который увидит «маленький» — красный.
- Развивать зрение ребенка через следящие движения стоит все равно. В этом поможет перемещение игрушки красного цвета (расстояние 30 см.) от лица крохи слева направо, снизу вверх.
- Проверить слух малыша можно перемещением погремушки с несильно резким звуком от одного уха к другому.
Первый месяц жизни малыш еще помнит врожденные рефлексы. Конечно, пропадают они до 4 месяцев, но о них стоит знать:
- Рефлекс сосания. В этот период малыш может тянуть все в ротик, так как рецепторы вкуса развиты сильнее, чем даже у взрослых. Так дети знакомятся с новым;
- Водный. Новорожденный отлично помнит плавательные движения. Проверить это можно, вот только из рук выпускать дитя не стоит;
- Хватательная рефлекторика. Когда мы касаемся этой малюсенькой ладошки пальцем, кроха тут же ее сжимает;
- Поиск груди. До 4 месяцев ребенок еще не знает максимально точно, где мамина грудь, но в памяти заложено, что если коснуться его щечки, он потянется к ней автоматически;
- Рефлекторное умение ходить. Как бы удивительно это не звучало, но малыш помнит еще, какими должны быть движения ног. Поэтому поставив его на ножки (придерживая), он станет ими шевелить, будто бы ходит. На самом деле, пойти он не сможет, так как физически его тело к этому не готово, но память штука сложная. В любом случае, скоро грудничок забудет рефлексы и нужно будет учиться им заново.
Совет родителям: некоторые детки в месяц готовы немного приподнимать голову лежа на животе, для них это тренировка, но не стоит ее проводить в первые дни дома. Лучше ближе к 1,5 месяцам и совсем по чуть-чуть, заранее обговорив с педиатром.
Второй месяц
Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.
У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.
- В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
- Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
- Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
- Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
- Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
- Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
- Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
- В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>
Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!
Месяц второй
Этот месяц являет собой «оживление» малыша. Он уже не спит так долго. И находится в состоянии активности почти целый час. При этом зрение и слух сильнее. А значит, что и диапазон развития ребенка расширяется. Так, например, малыш может видеть от 30 см. до полуметра. Да и выдержка без рук и внимания увеличивается до 10-15 минут.
Что малыш уже умеет в 2 месяца:
- Поднимать и держать голову некоторое время в вертикальном положении.
- Если ребенок физически развивается быстро, то возможно умеет переворачиваться с бока на спинку.
- Знакомиться со своими руками, может их посасывать.
- Рефлексы с рождения постепенно угасают.
- Начинает развиваться эмоциональная составляющая, которая говорит о правильном функционировании нервной системы.
- Малютка узнает маму и папу. Радуется их появлению. Это определяется резкими движениями рук и ног младенца, когда родители склоняются над ним (будто бы просьба на ручки). При этом не стоит сразу же малыша брать на руки, это останется в памяти и кроха может стать слишком ручным. Сначала можно погладить, поцеловать, поиграться, и только если чадо не унимается — взять покачать.
- Первая улыбка. И это не рефлекс вовсе, а осознанное проявление эмоций на родных людей. Но не надо переживать, если ребенку почти три месяца, а он еще не улыбается, помни про индивидуальное развитие.
- Появление первых долгих звуков «ага», «агу». В этот момент малыш изучает свой голос и свою речь, прислушивается к себе и своим возможностям.
Совет родителям: многие педиатры в этом возрасте советуют чаще петь песни, и не только на ночь. Это развивает у малыша желание чаще произносить звуки, а значит он раньше начнет говорить. Да и всю семью, наверняка, порадует то, что малыш подпевает маме, как может. Это одно из главных правил развития твоего ребенка по месяцам.
Двигательная активность ребенка
То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.
Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.
Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.
Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.
Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов .
Мифы о раннем развитии малышей до года
К сожалению, есть родители, которые избегают младенческих занятий из-за предубеждений и недостатка информации. Но на практике истинной причиной нежелания уделять время малышам в плане развивающих игр является чаще лень, и нежелание развиваться самим. Почему это так? Давайте сопоставим мифы с реальностью.
Стереотип |
Реальная картина |
Стандартные программы обучения переносятся на ранний возраст | Младенческие занятия не имеют ничего общего со школьным или даже детсадовским обучением. Их задача – создать благоприятные условия для раскрытия потенциала малыша, двигательного и сенсорного развития, психологического и физического здоровья. |
Западная «модная» концепция | Новации в этой области применяются повсеместно по всему миру и доказали свою эффективность, внеся вклад в мировую систему образования. |
Нет необходимости | Практика показывает, люди, родители которых применяли методики раннего развития, более успешны, способны и приспособлены добиваться больше. Они опережают сверстников в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни. |
Дорого | Сейчас все качественные детские игрушки стоят денег, и лучше потратить их с толком. Кроме того, есть масса вариантов сделать развивающие игрушки самостоятельно и быстро, используя недорогие, безопасные материалы. |
Дети лишаются детства | Малыши любознательны и им нравится все новое. Ни одна из методик для новорожденных не строится на принуждении, наоборот, на интересе и позитивных эмоциях. |
Нет идеальной методики, которой можно строго следовать | Не всем подходит одна и та же, каждая методика – это общие рекомендации, а не неуклонная инструкция. Никто не запрещает использовать лучшие элементы разных методик, подбирая их индивидуально для своего ребенка. |
Особенности физического развития месячного ребенка
Надо отметить, что первый месяц жизни малыша в большей степени проходит во сне: новорожденные могут бодрствовать только по 4-6 часов в сутки. Это – нормальное явление, когда ребенка ничего не беспокоит и он здоров.
Когда малыш не спит, он по-своему активно «двигается» — много сучит ножками и ручками, иногда совершает непроизвольные движения. Это явление называется гипертонусом новорожденных и относится к характерным особенностям развития ребенка в 1 месяц.
Как можно чаще выкладывая младенца на живот, родители, сами того не зная, стимулируют его приподнимать голову, очень скоро он научится держать ее. Сначала несколько секунд, потом время увеличится. Быстрее будет получаться удерживать голову, находясь в вертикальном положении («столбиком»). Читайте подробнее о том, как держать ребенка столбиком>>>
Физическое развитие ребенка в 1 месяц тем и отличается, что младенец уже не спит в позе эмбриона, его движения становятся более координированными.
К концу первого месяца жизни он будет стараться поднимать вместе и голову, и попу. Если пятки малыша смогут опереться на мамину ладошку, то он сможет самостоятельно оттолкнуться – это будет его первое серьезное перемещение.
Таблица роста и веса*
Рост, см | Вес, кг | Окружность головы, см | |
---|---|---|---|
Мальчик при рождении | 50 | 3,3 | 34,5 |
Мальчик, 1 мес | 55 | 4,5 | 37 |
Девочка при рождениии | 49 | 3,2 | 34 |
Девочка, 1 мес | 54 | 4,2 | 36,5 |
* — Данные приведены согласно графикам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
- Рост девочек с рождения до 2-х лет.
- Рост мальчиков с рождения до 2-х лет.
- Вес девочек с рождения до 2-х лет.
- Вес мальчиков с рождения до 2-х лет.
- Окружность головы, девочки 0-2 года.
- Окружность головы, мальчики 0-2 года
С 25 по 28 неделю
Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.
Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).
Как способствовать развитию?
Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.
Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:
- Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
- Повторите такие же действия с , которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
- Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
- Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на .
- Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.
Физическое развитие ребенка в 1 месяц
Первые четыре недели жизни малыша полны беспокойства и тревог для родителей. Однако новорожденному еще сложнее. Его организм активно меняется, приспосабливаясь к жизни вне чрева матери. Трансформируется кровеносная, мочевыделительная, иммунная, и другие системы организма.
По нормативам ВОЗ младенец в первый месяц набирает от 150 до 900 гр. веса. Его рост должен увеличиться на 3 см. Окружность головы становится больше на 1,2-1,5 см.
После роддома очень часто новорожденные теряют в весе. В норме это около десяти процентов от массы тела при рождении. Потеря восполняется быстро, главное сбалансировать питание и режим сна.
Зрение
Зрение крохи становится четче. Он уже удерживает взгляд на зафиксированном предмете, расположенном на расстоянии до 30 см. Он еще не различает цвета, но распознает очертания и яркость предметов. Также задерживает взгляд на красных, розовых, оранжевых предметах.Следит взглядом за большими и яркими игрушками. При этом взгляд слегка опаздывает за движениями руки, глазные яблоки двигаются толчкообразно. Жмурится от яркого света.
Слух
Моргает, вздрагивает от резких звуков. Реагирует на звук погремушек.
Речь
Общается ребенок со взрослыми в этом возрасте плачем. Так он подает сигналы, что что-то не так.
Моторика
Ручки и ножки часто приживает к телу, тяготея к позе эмбриона. Движения хаотичные, медленные.
Эмоции
Много спит. Просыпается, когда мокрый или от голода. Начинает реагировать на мать — узнает ее голос, ищет грудь, улыбается.
Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года
Из-за слабого здоровья беременной, вследствие перенесения различных недугов или ведения женщиной слишком активного образа жизни кроха может родиться ранее положенного срока. От состояния здоровья новорожденного на момент рождения зависит какое будет отставание в развитии недоношенного ребенка по месяцам до года.
Кроме этого на развитие недоношенного ребенка по месяцам до года огромное влияние имеют следующие факторы: социальный статус ячейки социума, моральное состояние родителей и иного близкого окружения, качество ухода, питание и т. д.
В первые три декады жизни развитие недоношенного ребенка характеризуется малоподвижностью, слабым мышечным тонусом, отсутствием активности.
На втором месяце существования младенец также отличается слабостью и повышенной утомляемостью. Поэтому мамам необходимо обеспечить малышу максимально усиленное питание и должный уход. На этом этапе происходит довольно стремительное увеличение веса и роста, которое может превышать нормы, принятые для доношенных малышей. Физическим достижением крохи в этом месяце является умение поднимать головку.
Третий месяц знаменует нормализацию и вступление в активную стадию процесса набора массы. В сравнении с массой тела, которую имел малыш после рождения, она удваивается. На этом этапе можно отметить наличие у крохи реакций на звуки и свет. Однако по-прежнему основным времяпрепровождением его остается сон.
На четвертом месяце становится заметным прогресс в развитии новорожденного. Малыш может приподнимать и непродолжительное время удерживать самостоятельно голову, фокусировать взор на контрастных предметах, издавать звуки, напоминающие гуление. Также начинает повышаться и тонус мышц, вследствие чего могут появляться проблемы с укладыванием крохи спать, поскольку он может часто пробуждаться.
На пятом месяце появляется первая улыбка грудничка. Слегка повышенный мышечный тонус конечностей может придавать движениям карапуза немного судорожный характер. Младенец уже может в ручке удерживать небольшую игрушку. Этот период знаменуется усиленным психологическим развитием. Кроха без затруднений может определить нахождение источника звучания и повернуть голову к нему.
Шестимесячный младенец начинает стремительно догонять ровесников в развитии. Он постоянно издает разные звуки и лепечет, смеется, производит манипуляции с игрушками. Упирается ножками при поддержании под мышками в твердую плоскость.
В семимесячном возрасте кроха уже может легко переворачиваться на живот со спины, брать предметы в руки. На уровне доношенных малышей находится многообразие произносимых звуков.
Восьмимесячный младенец уже довольно хорошо управляет собственным телом, переворачивается, пытается садиться и даже ползать, может отыскивать названный предмет.
В девятимесячном возрасте грудничок пытается подниматься на ноги, а затем садиться обратно в манеже или кроватке. В периоды бодрствования кроха уже может самостоятельно манипулировать предметами, выполнять несложные просьбы. Младенец пробует произносить недлинные слова либо их первые слоги, также может воспроизводить интонационно речь родных.
Десятимесячный грудничок уже устойчиво стоит и может даже перемещаться вдоль ограждения, придерживаясь руками за него, в состоянии продолжительный промежуток времени удерживать взор на движущемся объекте. Ребенок с интересом вслушивается в окружающие звуки.
Одиннадцатимесячный младенец уже может совершать первые самостоятельные шажки, по своему желанию он садится и встает, быстро передвигаться ползком. С интересом осваивает пирамиду, кубики и прочие игрушки на развитие логики. По просьбе родителя может приносить указанный предмет.
Годовалый грудничок практически не отстает в развитии от доношенных карапузов. Однако некоторая резкость и нескоординированность в движениях может сохраняться непродолжительное время.
Развитие зубов по месяцам. Дети до года с недоношенностью характеризуются отставанием в прорезывании зубов приблизительно на месяц. Однако в более серьезных случаях (тяжелая степень недоношенности) прорезывание первого зуба может наступить в двенадцать месяцев.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
1 месяц
При абсолютно здоровом состоянии, он будет проводить большую часть жизни во сне. Это обусловлено с наступлением периода адаптации. Он происходит ввиду изменения окружающих условий. В то время, когда малыш не спит, его подвижность проявляется в шевелении ручками и ножками
Внимание новорожденного привлекает окружающий шум(разговоры), различные погремушки
Большую часть времени(около семидесяти процентов) малыш проводит во сне. В первый месяц его подвижность проявляется в различных рефлексах:
- Рефлекторное сосание;
- Хватательный рефлекс;
- Поисковый рефлекс. Позволяет ребёнку найти сосок для получения питания.
- Психомоторное развитие
Появляются первые попытки фокусировки взгляда на определенном предмете. Малыш пытается видеть свои руки. Однако удерживать голову независимо ещё не умеют. Главные моменты развития:
- Кормление ребёнка в среднем составляет от десяти до двенадцати раз. Кормление происходит в дневные и ночные часы;
- Появляются первые физические движения. Они обусловлены рефлексами.;
- Если ребёнок чувствует себя не комфортно, то он плачет;
- Начинает узнавать запах и голос матери. Появляется первые признаки реакции;
- Появляется фокусировка взгляда;
- Рост малыша в среднем увеличивается от двух до трёх сантиметров. За месяц вес изменится на 600 грамм в сторону повышения.
Что происходит при изменении темпов роста ребенка?
Изменение темпов роста — это не обязательно симптом какого-либо заболевания. Возможно, ваш малыш просто вступил в фазу ростового скачка. Однако иногда такие изменения могут свидетельствовать о наличии проблем, с причиной которых вам поможет разобраться педиатр. Например, если вес или длина вашего ребенка всегда были больше, чем у 40% других детей того же пола и возраста, а сейчас — больше, чем у 80%, это может стать сигналом для педиатра: нужно провести дополнительные исследования и установить причину такого роста. Еще один симптом — неравномерность темпов роста и набора веса. Как правило, темпы роста здорового ребенка, который получает полноценное питание, достаточно предсказуемы. Любое отклонение от таких темпов может стать для врача признаком проблем с питанием, развитием или здоровьем ребенка. И не стоит пугаться: чем раньше врач узнает об этих проблемах, тем быстрее сможет их решить.
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте . Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем , пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
- лепки из соленого теста или специального песка;
- игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
- раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
- закручивания и откручивания крышечек;
- использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Формулы для расчета индекса массы тела
Определением ИМТ занимались многие ученые, начиная с 19 века. Их формулы отличаются друг от друга исходными параметрами и их количеством. Чем больше критериев учитывается, тем более точным получается результат.
Современные ученые вносят корректировки в эти расчеты, так как с 19 века, изменились и общие параметры человека, его питание, условия жизни и длительность.
Представляем некоторые из наиболее известных формул, позволяющие рассчитать ИМТ:
- ИМТ по Броку = (рост – 100) * 1,15;
- Лоренца = (рост см – 100) – (рост см -150)/2.
Эта формула подходит только женщинам.
Данные Егорова-Левитского представлены в таблице. Необходимо только знать свой вес, рост, и учитывать возраст;
Рост, cм |
20–29 лет | 30–39 лет | 40–49 лет | 50–59 лет | 60–69 лет | |||||
муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | |
148 | 50,8 | 48,4 | 55 | 52,3 | 56,6 | 54,7 | 56 | 53,2 | 53,9 | 52,2 |
150 | 51,3 | 48,9 | 56,7 | 53,9 | 58,1 | 56,5 | 58 | 55,7 | 57,3 | 54,8 |
152 | 51,3 | 51 | 58,7 | 55 | 61,5 | 59,5 | 61,1 | 57,6 | 60,3 | 55,9 |
154 | 55,3 | 53 | 61,6 | 59,1 | 64,5 | 62,4 | 63,8 | 60,2 | 61,9 | 59 |
156 | 58,5 | 55,8 | 64,4 | 61,5 | 67,3 | 66 | 65,8 | 62,4 | 63,7 | 60,9 |
158 | 61,2 | 58,1 | 67,3 | 64,1 | 70,4 | 67,9 | 68 | 64,5 | 67 | 62,4 |
160 | 62,9 | 59,8 | 69,2 | 65,8 | 72,3 | 69,9 | 69,7 | 65,8 | 68,2 | 64,6 |
162 | 64,6 | 61,6 | 71 | 68,5 | 74,4 | 72,7 | 72,7 | 68,7 | 69,1 | 66,5 |
164 | 67,3 | 63,6 | 73,9 | 70,8 | 77,2 | 74 | 75,6 | 72 | 72,2 | 70 |
166 | 68,8 | 65,2 | 74,5 | 71,8 | 78 | 76,5 | 76,3 | 73,8 | 74,3 | 71,3 |
168 | 70,8 | 68,5 | 76,3 | 73,7 | 79,6 | 78,2 | 77,9 | 74,8 | 76 | 73,3 |
170 | 72,7 | 69,2 | 77,7 | 75,8 | 81 | 79,8 | 79,6 | 76,8 | 76,9 | 75 |
172 | 74,1 | 72,8 | 79,3 | 77 | 82,8 | 81,7 | 81,1 | 77,7 | 78,3 | 76,3 |
174 | 77,5 | 74,3 | 80,8 | 79 | 84,4 | 83,7 | 83 | 79,4 | 79,3 | 78 |
176 | 80,8 | 76,8 | 83,3 | 79,9 | 86 | 84,6 | 84,1 | 80,5 | 81,9 | 79,1 |
178 | 83 | 78,2 | 85,6 | 82,4 | 88 | 86,1 | 86,5 | 82,4 | 82,8 | 80,9 |
180 | 85,1 | 80,9 | 88 | 83,9 | 89,9 | 88,1 | 87,5 | 84,1 | 84,4 | 81,6 |
182 | 87,2 | 83,3 | 90,6 | 87,7 | 91,4 | 89,3 | 89,5 | 86,5 | 85,4 | 82,9 |
184 | 89,1 | 85,5 | 92 | 89,4 | 92,9 | 90,9 | 91,6 | 87,4 | 88 | 85,9 |
186 | 93,1 | 89,2 | 95 | 91 | 96,6 | 92,9 | 92,8 | 89,6 | 89 | 87,3 |
188 | 95,8 | 91,8 | 97 | 94,4 | 98 | 95,8 | 95 | 91,5 | 91,5 | 88,8 |
Классический подсчет ИМТ по Кетле:
ИМТ Кетле = масса тела в килограммах разделенная на рост тела в метрах в квадрате.
ИМТ |
Вес |
|
18-25 лет |
26-46 лет |
|
Менее 17,5 |
Менее 18,0 |
Недостаточен, опасен для здоровья |
17,5 — 19,5 |
18,0 — 20,0 |
Слегка занижен, не опасен для здоровья |
19,5 — 22,9 |
20,0 — 25,9 |
Ненормальный |
23,0 — 24,4 |
26,0 — 27,9 |
Избыточный |
27,5 — 39,9 |
28,0 — 30,9 |
Ожирение 1 степени |
30,0 — 34,9 |
31,0 — 35, 9 |
Ожирение 2 степени |
35,0 — 39,9 |
36,0 — 40, 9 |
Ожирение 3 степени |
40,0 и выше |
41,0 и выше |
Ожирение 4 степени |
Кетле вывел идеальный индекс тела. Его можно рассчитать другим путем для конкретной возрастной категории.
ИМТ = весу в граммах минус рост в см
Расшифровку результатов нужно сверить с таблицей.
Возраст |
Телосложение |
|||||
Крупное |
Нормальное |
Худощавое |
||||
26-39 лет |
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
390-430 |
380-420 |
350-390 |
340-380 |
340-350 |
330-340 |
|
От 40 лет |
До 450 |
До 440 |
До 410 |
До 400 |
До 370 |
До 360 |
В этом индексе учитывается тип телосложения. Его можно определить самостоятельно. Необходимо перед зеркалом со втянутым животом, приложить к двум ребрам линейку или две ладони.
Далее, в зависимости от образованного угла, определить свой тип телосложения:
- прямой угол – нормальное;
- острый – худощавое;
- тупой – крупное.
ИМТ калькулятор
Калькулятор индекса массы тела позволяет определить, в каком состоянии находится ваш вес и предпринять дальнейшие действия в случае отклонения от нормы.
Женщины чаще интересуются своим весом, нежели мужчины. Для женской фигуры важна не только масса, но и пропорции. Рассчитать индекс массы тела поможет калькулятор. Достаточно ввести ваши параметры, и он сам рассчитает ваш результат.
Индекс массы тела для женщин по возрасту и индекс массы тела для мужчин отличаются так как имеют разные антропологические данные.
Норма индекса массы тела
Нормы веса вывела Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с учетом условий жизни, питания, экологии и множества других факторов.
Формула для расчета индекса массы тела вручную:
Подробная таблица расчета нормы индекса массы тела:
Таким образом:
- 10,0 — 18,0 — недостаточная масса тела, опасная для здоровья;
- 19,0 — 24, 9 — нормальный показатель веса;
- 25,0 — 29,9 — избыточная масса тела с повышенной степенью риска для здоровья;
- 30 и больше — это опасные степени ожирения.
Какие могут быть проблемы при высоком показателе?
Высокий показатель индекса массы тела говорит о серьезных проблемах со здоровьем. Он не только портит внешний вид человека, но и приводит к тяжелым заболеваниям.
Лишний вес может стать причиной:
- сахарного диабета;
- ишемии и других болезней сердца;
- гипертонии;
- инсульта и инфаркта миокарда;
- онкологии;
- холецистита;
- желчекаменной болезни;
- артритов и т.д.
С возрастом метаболизм человека замедляется, соответственно, риск возникновения этих заболеваний увеличивается в десятки раз (на 10% каждые 10 лет).
Поэтому важно следить за его нормой, и при отклонениях, стараться приблизить вес к установленным показателям