Что делать, если ваш ребенок боится ходить?
Содержание:
- Ребёнок не ходит сам: диагноз или нежелание
- Советы
- Чего делать нельзя
- Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?
- Почему ребёнок не ходит в 1 год?
- Повышенная тревожность
- Что делать родителям в каждом конкретном случае?
- Развитие через движение
- Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?
- Синдром негативного самопредъявления
- В каком возрасте дети начинают ходить самостоятельно
- Чрезмерная нагрузка
- Как стимулировать ребенка к ходьбе
- Общие советы при обучении ходьбе
- Похожие и рекомендуемые вопросы
- Смена образа жизни
- «Там было все мое!»
- К какому доктору идти
- Завышенные ожидания родителей
- Как помочь малышу
- Как помочь ребенку, который отказывается ходить самостоятельно?
- Как должны поступать родители, когда малыш отказывается пойти сам
- Правильная обувь
Ребёнок не ходит сам: диагноз или нежелание
В освоении навыков ходьбы есть нюансы, которые влияют на желание самостоятельно передвигаться. Чаще всего проблема не является следствием какой-либо патологии. Имеют значение индивидуальные особенности малыша. Например, недоношенные дети обычно на 2–3 месяца позже сверстников начинают ходить. Иногда причину стоит искать в поведении родителей и психологическом климате семьи. Но нужно удостовериться в том, что хождению без поддержки не мешают серьёзные заболевания. Консультация специалистов поможет разобраться в этом вопросе.
Доктор Комаровский утверждает: обычно задержка связана не с тем, что ребёнок не может ходить, а с отсутствием желания это делать. И лучшая помощь в таком случае — оставить малыша в покое и подождать, пока он захочет самостоятельно передвигаться.
Почему ребёнок не хочет ходить: причины — таблица
Причина | Описание |
Серьёзные заболевания (самая опасная) |
В этом случае позже проявляются и другие двигательные навыки. |
Слабость мышц (самая распространённая) | Мышцы недостаточно развиты, чтобы удерживать малыша в вертикальном состоянии без поддержки. |
Боязнь падения | Если нет заболеваний, мышцы крепкие, то ребёнок просто боится упасть. Причиной страха может быть неудачный первый опыт. |
Лень | Некоторым детям проще топать, ухватившись за мамину руку. Также есть приспособления для малышей, например, ходунки, в которых легче передвигаться, чем ходить ножками. И дети этим часто пользуются. |
Советы
Если первые попытки малыша увенчались падением, вам необходимо сделать всё, чтоб больше такого не допустить. Конечно, быть ребёнку хвостиком 24 часа в сутки вы не сможете. Однако, если в квартире скользкий пол, то можно надеть прорезиненные носочки, а некоторые мамы сразу начинают приучать малыша к обуви
Вот только помните, что это должно быть изделие из качественного материала, натурального, с жёстким задником и закрытым носочком.
Очень важно хвалить карапуза за каждый сделанный шаг. Так у ребёнка будет появляться стимул, и он будет стремиться совершать новые шаги.
Никогда не сравнивайте своего малыша с его сверстниками
Все детки уникальны. К тому же, имеется ряд факторов, в том числе физиологических, влияющих на время, когда ребёнок сможет самостоятельно и без страха начать передвигаться.
Рекомендуется не прибегать к использованию ходунков. А если они у вас уже есть, то минимизируйте время ребёнка, проведённое в них.
Вы можете умышленно ставить любимые игрушки своего карапуза на определённой высоте, пусть он сам попробует дотянуться.
Когда карапуз готов совершить первые шаги, обязательно позаботьтесь о безопасном пространстве вокруг него. Убедитесь, что в комнате нет острых углов, в доступности малыша нет ножей и бьющихся объектов.
Проводите с ребёнком занятия гимнастикой, делайте массаж. Очень важно укрепить мышечный корсет карапуза.
Никогда не заставляйте малыша идти против его воли, всему своё время. Ваша настойчивость может наоборот отбить всё желание.
Теперь вы знаете, какие причины могут быть у боязни малыша ходить без посторонней помощи и желании передвигаться на четвереньках. Если нужно, не откладывайте с визитом к доктору. Соблюдайте рекомендации и помогите карапузу побороть его страхи. Помните, что гимнастика и массаж, начиная с первых месяцев, положительно влияют на развитие крупной моторики и совершение первых шагов.
Чего делать нельзя
Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.
Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.
Самим бояться разлуки с ребенком. (об этом подробнее читайте на нашем сайте: Разлука с малышом. Когда можно оставлять ребенка?) Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.
Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?
По мнению специалистов, на то, что ребенок отказывается самостоятельно ходить и не отпускает руку родителя, могут быть причины, как психологического, так и физиологического происхождения.
К основным психологическим факторам относятся:
- Страх падения. Это одна из самых распространенных причин, по которой физически здоровые детки отказываются делать самостоятельные шаги. Данная проблема обычно возникает после того, как малыш уже пытался сделать первые шаги, но упал и сильно ударился. В результате он выбирает для себя наиболее безопасный путь – ползание или хождение за ручку.
- Лень. В последние годы эта причина встречается все чаще, поскольку на рынке появляется все больше различных приспособлений для малышей, которые хоть и немного, но все же облегчают жизнь мамам на определенном этапе. Наибольшей популярностью у родителей пользуются ходунки, в использовании которых имеется достаточно много спорных моментов, но негативных все же больше. Так, при их использовании оказывается сильное давление на опорно-двигательный аппарат ребенка. Кроме того, из-за того, что в них малышу гораздо проще передвигаться, он начинает лениться ходить самостоятельно. Когда родители решают забрать ходунки у чада, чаще всего, он выбирает более безопасный и легкий способ передвижения – ползание.
Достаточно редко, но все же встречаются и физиологические факторы, способствующие более позднему появлению самостоятельных шагов малыша:
- Проблемы с моторным развитием, мышечная дистония и прочие подобные недуги. Это достаточно серьезный фактор, при наличии которого происходит задержка не только освоения самостоятельной ходьбы ребенком, но и других двигательных навыков.
- Мышечный корсет малыша еще недостаточно укреплен. Довольно часто встречается ситуация, когда мышцы ног и позвоночника ребенка к годовалому возрасту еще не успевают подготовиться к сильным нагрузкам, которые неизбежны при ходьбе. Когда малыш на интуитивном уровне почувствует уверенность в своем теле – он пойдет. В этом случае как нельзя кстати известная фраза: «Всему свое время».
Это основные причины нежелания ходить, которые выделяют специалисты. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и имеет право на свой собственный график развития. Так, даже в одной семье дети могут начать ходить в совершенно разное время.
Что же касается тех деток, которые минуют стадию ползания и сразу начинают ходить, психологи рекомендуют родителям все-таки постараться в игровой форме научить своих малышей ползать. Ведь согласно исследованиям, проведенным специалистами в области нейропсихологии, длительное ползание имеет несколько положительных последствий:
- у «ползающих» деток более гармонично развиваются полушария мозга;
- в будущем такие детки добиваются больших успехов в учебе и хорошо осваивают точные науки.
Кроме того, активное ползание благоприятно влияет на развитие спинных мышц малыша.
Почему ребёнок не ходит в 1 год?
Мамы и папы склонны предполагать самые страшные варианты. Но причин может быть очень много. Большинство из них вполне безобидные и не требуют активного вмешательства:
Возможно, для вашего малыша это норма. Вспомните, как он проходил все остальные этапы развития. Если ползать и сидеть начал позже среднестатистического показателя, то и ходить, вероятнее всего, начнёт чуть-чуть позже других. Ничего страшного в этом нет.
Свою роль играет и генетическая предрасположенность. Если один из родителей начал ходить поздно, то, возможно, эта же особенность будет и у его ребёнка.
Иногда кроха просто боится ходить
Не исключено, что однажды он уже попробовал, упал, больно ударился и теперь проявляет повышенную осторожность. В этом случае нельзя настаивать, просто подождите, пока этот неприятный опыт забудется.
Характер и темперамент маленького человечка играет большую роль в освоении нового
Активные и подвижные малыши, как правило, опережают в физическом развитии сверстников, их ни в коем случае нельзя сравнивать со спокойными и флегматичными детками.
Отсутствие возможности развиваться. Очень часто родители сами не дают крохе обучаться новому. Бывает так, что малыша не пускают ползать на полу (там холодно, грязно, скользко) и предпочитают оставлять в манеже (чтобы никуда не залез и не травмировался). Всё это ограничивает свободу передвижения ребёнка и тормозит формирование новых умений.
Малютке может просто больше нравится ползать, чем ходить. Так быстрее, привычней и не требуется дополнительных усилий.
Повышенная тревожность
Тревожность — это чувство неблагополучия, напряжения, озабоченности, неопределённости, а порой и беспомощности. Если ребёнок не хочет делать уроки вообще, возможно, у него повышенная тревожность. Психологи Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко выделяют такие признаки тревожного ребёнка:
- любое задание вызывает излишнее беспокойство;
- во время выполнения заданий школьник напряжён;
- ребёнок легко расстраивается и не может сдержать слёзы;
- ребёнок не уверен в своих силах;
- у него многое, в том числе домашние задания, вызывает страх.
Что делать? Для уменьшения уровня тревожности нужно чаще обращаться к ребёнку по имени, чаще обнимать и отмечать его успехи. Нельзя кричать, угрожать и унижать ребёнка, сравнивая его с «сыном подруги».
<<Форма бесплатного курса>>
Что делать родителям в каждом конкретном случае?
- Страх падения. Если вы выяснили, что ваш ребенок не начинает ходить из-за того, что он боится упасть, то обязательно поддержите его в этом нелегком для него деле, станьте ему надежной опорой. Дети помнят свой первый негативный опыт, но нужно сделать так, чтобы малыш его забыл. Сделайте ходьбу веселым занятием – учите ребенка под веселые песенки или добрые стихи. Сначала при ходьбе держите малыша за руку, потом постепенно вытаскивайте пальцы, пока у ребенка в руке не останется один ваш палец. Пройдет время, и вы увидите, что ваше чадо пойдет самостоятельно без вашей помощи. Отнеситесь к маленькому человечку с заботой и пониманием, следите за каждым его движением, при необходимости страхуйте от падения, но только делайте это ненавязчиво. Если вы видите, что ваш ребенок категорически отказывается ходить, не стоит давить на него и заставлять вставать на ножки. Придет время — и он сам решится на этот шаг. В вопросе, как научить ребенка ходить, спешка не нужна. Только терпение и еще раз терпение.
- Детская лень. Если ваш малыш из хитрых детей, для которых передвижение ползком быстрее и проще, то прибегните к тому же методу – хитрости. Используйте любимые игрушки вашего ребенка. Убирайте игрушки повыше, чтобы у малыша был стимул встать на ножки и дотянуться до них. Повторяйте эту уловку до тех пор, пока ребенок не перестанет лениться и не начнет ходить.
- Ходунки как опора. Ходунки мешают естественному развитию детей. Если пользоваться этим приспособлением постоянно, то ребенок привыкнет ходить только с ними, а значит, будет бояться вставать на ножки без них. Поэтому лучше вообще не пользоваться ходунками. Но если ваш малыш уже привык к ним, то постепенно сокращайте время пребывания в них до полного отказа.
Развитие через движение
Ребенок развивается через движение.
Основное развитие головного мозга, межполушарных связей, если мы хотим, чтобы ребенок был успешен в учебе, чтобы ему легко давались письмо и чтение, чтобы у него был красивый и четкий почерк — это все движение.
Поэтому для ребенка очень важно много ходить, бегать, учится спрыгивать, залезать, подниматься по лестнице. Если он еще не хочет ходить, то ему нужно давать возможность много ползать, потому что ползание — это прекрасный тренажер межполушарных связей
Этот период нельзя торопить, нельзя стараться ускорить, пускай он ползает столько, столько ему требуется
Если он еще не хочет ходить, то ему нужно давать возможность много ползать, потому что ползание — это прекрасный тренажер межполушарных связей. Этот период нельзя торопить, нельзя стараться ускорить, пускай он ползает столько, столько ему требуется.
Как помочь малышу быстрее поползти и об особенностях его развития до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>
Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?
Наиболее распространенный источник напряжения — это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.
Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило — он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.
Ребенок может соскучиться и по родителям — поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой — небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей — как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.
Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа — это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.
А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком — к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) — то и является для него источником стихийной психотерапии.
Синдром негативного самопредъявления
Негативное самопредъявление — это психологический синдром, который проявляется в постоянном и намеренном нарушении правил поведения
Таким образом ребёнок привлекает к себе внимание. Он изображает ужасного ребёнка и отказывается делать уроки, поскольку не знает, как иначе заставить взрослых уделить ему время
Что делать? Основной принцип — уделять школьнику внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Нужно замечать ребёнка в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не эпатирует
Если же начинаются хулиганские выходки, то важно указать на последствия и обозначить санкции.
В каком возрасте дети начинают ходить самостоятельно
Врачи считают нормальным, если в промежуток 9–18 месяцев дети начинают ходить. Процесс индивидуален для каждого, поэтому не совсем корректно называть точный возраст. Но есть факторы, от которых зависит когда ребёнок порадует маму и папу первыми самостоятельными шагами.
- Наследственность. Обычно у родителей, которые сами пошли в годик или в более младшем возрасте, дети также начинают ходить самостоятельно раньше сверстников.
- Телосложение. Упитанный ребёнок позже начинает двигательную активность (встаёт на ножки, переворачивается, садится, самостоятельно ходит) по сравнению с худенькими детьми такого же возраста.
- Пол малыша. Чаще всего мальчики осваивают ходьбу позже девочек.
- Склад характера. Непоседа стремится больше узнать об окружающем мире, поэтому и ходить без помощи взрослых часто начинает раньше, чем спокойные сверстники. Уравновешенные дети-созерцатели осторожнее подходят к этому процессу, поэтому позже осваивают навыки самостоятельного передвижения.
Обеспокоенность родителей по поводу того, что малыш в 12, 14 или 15 месяцев ещё не ходит, понятна. Но всеми силами пытаться заставить ребёнка сделать первые шаги без поддержки — ошибочный путь. Когда придёт время, он и сам научится. Важнее обеспечить нормальное физическое и эмоциональное развитие и, конечно, выяснить причину того, почему он не стремится пойти самостоятельно.
Чрезмерная нагрузка
Традиционная школа нагружает уже с младших классов: после пяти-шести уроков в день у школьника есть всего несколько часов на отдых, после которого нужно садиться за домашнюю работу. Если заданий много, школьники корпят над ними до позднего вечера. Перегруженный ребёнок не хочет делать уроки, оттягивает их выполнение. Иногда школьники и члены семьи вынуждены заниматься домашкой даже по выходным — печатать доклады, делать поделки, готовить проекты.
Что делать? Необходимо снизить нагрузку на школьника. Выходом может стать семейное обучение, где родители и школьники могут сами регулировать нагрузку. Так, в «Домашней школе Фоксфорда» ученики отмечают, что у них гораздо больше свободного времени, потому что расписание занятий сбалансировано, а подача материала более плотная, чем в обычной школе.
Как стимулировать ребенка к ходьбе
Уже с 8–9 месяцев нужно начинать гулять с бодрствующим ребенком. Чтобы он смотрел, что есть более взрослые детки, которые бегают сами, что гуляют кошки и собаки, бегают птички, что весь мир вокруг находится в движении.
Так он получает более полную информацию об окружающем мире.
Дальше, когда мы видим, что ребенок освоился с ходьбой и у него начало получится, ему пора купить первую обувь. Подробнее в статье Первая обувь для малыша>>>
Важно! На первом этапе надевать ботиночки или сандалии нужно дома, чтобы он привык к новым ощущениям. Потому что ходить босиком и в обуви – это не совсем одно и то же
И когда ребенок познакомился с обувью, то пора стимулировать ребенка к самостоятельному хождению. Для этого мы сознательно достаем его из коляски и даем возможность походить.
Часто мамы чередуют катание в коляске и ходьбу. Немного покатали, потом поставили на ножки. Пусть он пройдет 5, 10 шагов, но это будет весомый вклад в его развитие.
Чтобы придать ребенку уверенности, позвольте ему держаться за коляску, дайте возможность ходить на площадке вдоль лавочки, около турника, это все будет идти на пользу.
Не нужно давить на него сверх меры, пускай ходит столько, сколько хочет. Ориентируйтесь на возможности ребенка.
Как правильно гулять с ребенком на улице и научить его следовать за вами, а не убегать, смотрите в интернет-курсе Внимание: прогулка!>>>
Общие советы при обучении ходьбе
Ниже приведенные рекомендации не только помогут понять, как научить ребенка ходить самостоятельно, но и сильно поспособствуют в этом деле.
- Занимайтесь физическим развитием ребенка. Дети, которых водили на массаж или приучили делать зарядку, намного быстрее начинают вставать на ножки.
- Хвалите ребенка. Любому человеку будет приятно услышать ласковое слово в свой адрес, а уж для ребенка похвала тем более является мощным двигателем.
- Расширьте границы передвижения. Дети, в распоряжении которых есть только манеж, ходунки или маленькая квартира, либо теряют интерес к ходьбе, либо начинают бояться передвигаться на более просторных территориях.
- Покажите других детей как пример. Если вы ищете ответ на вопрос, как быстро научить ребенка ходить, то просто как можно чаще выводите его на прогулку, на детскую площадку. Малыши в этом возрасте все повторяют за всеми. Поэтому, если ребенок увидит, как другие дети бегают и ходят, то тоже захочет делать сам так, как они.
Это не все советы, которые могут вам помочь научить ребенка ходить. Есть еще несколько конкретных рекомендаций, которые каждому родителю стоит взять на вооружение.
Похожие и рекомендуемые вопросы
Моторное развитие Доктор! Дочке 1,3 (родилась в 33-34 недели), 8/8 апгар, на данный…
Не показывает части тела, животных, не говорит папа, баба, Помогите пожалуйста разобраться,…
Проблемы с сердцем у ребенка Здравствуйте, ребенку год и месяц. Беременность была…
Ребенок не ходит и не стоит самостоятельно Доктор. Хотелосб спросить. У меня дочке…
Нет указательного жеста Моему сыну 1 год и 2 месяца я очень переживаю т. к у сына…
1, 5 года не говорит Ребенку 1,5 года, он не говорит, почти ничего. До года начинал….
Задержка развития Ребёнку исполнился годик. Она сама ещё не стоит, стоит только держась…
Не разговаривает в 1,6 года Дочери 1 год и 6 мес дочка не разговаривает (говорит только…
Нормотипичное разаитие ребенка Ребенку 1,5. Пошли ровно в год (правда долго расхаживались)….
Задержка в развитии Моей дочери 1,4 лет она не обзывается на имя, не показует предметы,…
Поведенческие особенности у ребенка Ребёнок ест очень избирательно, 4 вида продукта….
Соответствует ли развитие в 1.5 года Были с ребёнком у невролога в 6 мес, отклонений…
Развитие ребенка до года Можете подсказать, все ли в норме или бить тревогу?
Девочка…
Поведение психопата Моему сыну 16 месяцев, он не произносит никаких связных слогов…
Поведенческие особенности у ребенка Сыну 2 5. Меня немного беспокоит его поведение….
Отставание в развитии Двойняшки, мальчик и девочка 2.5 лет. Проблема одна и та же….
Неврология у ребенка Помогите, пожалуйста, разобраться! Мальчик 9,5 месяцев. Родился…
Аутизм/ЗРР/ЗПР? Дочке 1,10г. Совсем не разговаривает, хотя знает слова, до недавнего…
Развитие ребенка к годику Моему ребенку 11 месяцев.
Не интересуют игрушки, не собирает…
Ребенок не разговаривает в 2,7 Моей доске 2года и 7 месяцев. Родилась естественным…
Смена образа жизни
Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.
Выход
Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.
Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели
Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.
Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.
«Там было все мое!»
Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.
На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.
Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.
Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения
Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.
Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.
«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» — заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.
К какому доктору идти
Если вы подозреваете что-то неладное или просто хотите перестраховаться, всегда можно отправиться на приём к врачу. Сперва, вам придётся посетить педиатра, который осмотрит общее состояние здоровья малыша и если уже у него появятся сомнения, перенаправит вас к узкому специалисту:
- К хирургу – ортопеду, если есть подозрение на дисплазию тазобедренного сустава или мышечную дистонию.
- К неврологу, если есть подозрение на отставание в развитии крупной моторики, проблем с рефлексами и ответной реакцией на раздражители.
Важно не затягивать с визитом к доктору, особенно, если вы уже наблюдаете какие-то проблемы. Чем раньше будет назначен курс лечения, тем лучше для вашего ребёнка
Запущенные состояния намного тяжелее поддаются лечению и могут успеть дать необратимые последствия.
Завышенные ожидания родителей
Порой мама с папой предъявляют к ребёнку слишком много требований: «Как это можно не понимать! Это же элементарно! И в кого ты такой двоечник?!» Постоянные упрёки подрывают самооценку школьника, неуверенный в себе ребёнок не хочет делать уроки — вдруг допустит ещё больше ошибок. А уверенный начнёт пререкаться или агрессировать в ответ, так как захочет защитить себя.
Что делать? Обычно родители идут к психологу и просят изменить ребёнка. А надо изменить своё отношение к ситуации — пересмотреть требования и увидеть в школьнике человека, которому нужна помощь и стабильность. Можете ли вы сказать, что гордитесь ребёнком просто так, без хороших отметок?
Как помочь малышу
Если страх карапуза обусловлен боязнью упасть и удариться, то ваша задача оказать ребёнку подстраховку. Но не стоит наседать на малыша и уговаривать его снова пойти. Ребёнок должен самостоятельно принять такое решение, а вы должны вовремя оказаться рядом и оказать ему незаметную помощь.
Бывает, что родители ребёнка, а особенно мама, сильно волнуются, что малыш будет падать и может покалечиться. Её волнения передаются ребёнку
Поэтому важно успокоиться и не паниковать.
Если малыш лениться и передвигается ползком, то можно пойти таким путём: кладите игрушки, которыми он любит играть на определённую высоту и на видном месте. Тогда ребёнку придётся подняться из своего горизонтального положения, чтоб до них дотянуться
А рано или поздно он осознает, что гораздо проще передвигаться в вертикальном положении.
Будьте осторожны с использованием ходунков. Лучше или вовсе исключить их, или минимизировать их использование. Кроме того, что малыш привыкает передвигаться таким способом, происходит задержка в своевременном развитии крупной моторики.
Если причиной того, что малыш не ходит, стала неокрепшая мускулатура ребёнка, то нужно повременить, вскоре он всё-таки начнёт ходить. Но лучше поспособствовать этому. Можно делать массаж и проводить с ребёнком гимнастические упражнения. Это позволит укрепить его мышечный корсет и спину.
Когда малыш не может ходить без опоры, не стоит его ругать за это и отказывать в своей помощи. Так карапуз ещё сильнее уйдёт в себя и не станет ходить самостоятельно.
Важно, чтоб малыш почаще гулял со своими сверстниками, особенно с теми, которые уже начали ходить. Он увидит, что это безопасно, а в скорости и сам захочет попробовать.
Будьте готовы к тому, что, возможно, ваш малыш ещё просто не готов встать и пойти, и дело вовсе не в страхах. Поэтому запаситесь терпением. Скоро и ваш карапуз сможет порадовать первыми самостоятельными шагами.
Как помочь ребенку, который отказывается ходить самостоятельно?
Правило №1. Способствуйте нормальному физическому развитию вашего малыша. То есть утренняя зарядка и активные игры должны быть неотъемлемой частью дневного режима вашего ребенка
Регулярная физическая активность помогает укрепить мышцы, а внимание и забота родителей придают сил и уверенности крохе. Специалисты отмечают, что целебным воздействием на способность ходить обладает массаж, при этом его могут проводить, как профессионалы, так и родители самостоятельно
Интенсивные, но при этом достаточно аккуратные растирания можно объединить с утренней гимнастикой, а в вечернее время можно выполнять легкий расслабляющий массаж.
Правило №2. Чаще пытайтесь стимулировать ребенка отрываться от опоры. Для этого интересующие малыша вещи (любимая или новая яркая игрушка и т.п.) кладите повыше, а еще лучше в месте, где нет опоры. Тогда крохе придется пытаться самостоятельно, ни на что не опираясь, вставать на ножки.
Правило №3. Совместные игры с ребенком также способствуют более быстрому усвоению ходьбы. Наиболее продуктивная в этом плане игра: когда малышу нужно сделать буквально один-два шага от папы к маме (от дедушки к бабушке) и обратно. При этом все участники игры улыбаются, целуют и обнимают ребенка, хваля его за успехи. Помните, что положительные эмоции – залог успеха в любом деле, в том числе и в освоении самостоятельной ходьбы.
Правило №4. Старайтесь «заразить» ребенка своим примером. Показывайте ему дома и на прогулках, как это здорово и весело бегать и ходить.
Как должны поступать родители, когда малыш отказывается пойти сам
Часто родители начинают бить тревогу: ребенку год, а он боится ходить самостоятельно, как ему помочь?
- Правило номер один – не принуждать его к самостоятельности в ходьбе против воли. Дети, которые боятся ходить сами из-за того, что могут упасть, сильно нуждаются в поддержке родителей. Вдохновить малыша на новые попытки ходить, незаметно для него подстраховать – и вот он уже не так сильно боится ходить сам, без вашей поддержки.
- Если всему виной лень и хитрость маленького сорванца, то с ними необходимо бороться, например, с помощью совместных игр. Надо убирать любимые игрушки повыше и подальше от хозяина, чтобы у него был стимул ходить и как можно быстрее ее достать. Хотите, чтобы малыш пошел самостоятельно? Уберите подальше ходунки, ваш кроха способен вполне без них обходиться. Как только они исчезнут, он захочет возобновить свои ежедневные «похождения», только на этот раз без посторонней помощи.
- Если причина протеста неясна, то родителям просто нужно выждать какое-то время. Малыш лучше чувствует, когда его организм готов к новому этапу развития. Возможно, что в данный период он физически еще не готов ходить.
Если придерживаться этих простых правил, станет понятно, как ребенка научить ходить самостоятельно, не боясь отпустить мамину руку.
Правильная обувь
Если ребенок будет носить правильную обувь, ему будет легче научиться ходить. Конечно, в удобной обуви проще передвигаться любому человеку.
Как бы странно это ни звучало, но в конце дня нога немножко увеличивается в размерах. Поэтому за первой парой обуви лучше отправиться вечером, чем в первой половине дня. Пусть малыш немного походит по магазину, помогите ему в этом. Убедитесь, что обувь нигде не жмет, не вызывает раздражения и покраснений. У выбранной вами обуви обязательно должна быть высокая, достаточно твердая пятка, упругая подошва с супинатором и удобная застежка.
Дома можно обходиться без обуви. Ходьба босиком полезна, закаляет малыша. Если вы боитесь, что ребенок может простудиться, купите ему специальные носочки, у которых есть прорезиненная подошва. Она не даст малышу поскользнуться и упасть.