Перинатальное поражение центральной нервной системы (ппцнс)

Профилактика

Синдром происходит только в ответ на событие, которое для ребенка неожиданное, резкое. Как только ребенок осознает, что ему ничего не угрожает, его руки возвращаются внутрь, и он расслабляется. После того как сработал рефлекс, младенца необходимо утешить. Успокоить тихим голосом или привести в темную и тихую комнату для укачивания.

При этом его не следует пугать:

  • Опускать ребенка в постель следует горизонтально, не отклоняя его голову назад.
  • Держать младенца как можно ближе к телу, опуская его в кроватку.
  • Если во время сна возникает рефлекс, и малыш просыпается, пеленание перед сном поможет ему.
  • Хороший ночной отдых так же важен для матери, как и для ребенка, поэтому спальное место младенца должно быть комфортным, тихим и темным, чтобы он не испугался.

Что малыш умеет к концу первого месяца

Во время первого месяца жизни новорожденного важно следить за весом: в среднем, он увеличивается на 20 граммов в день. 90–150 граммов в неделю — норма прибавки для малыша.. Чтобы развитие проходило в соответствии с нормой, ребенку нужно выпивать около 700 мл молока

Если малыш набирает меньше положенного, педиатр помогает корректировать питание, назначает обследования.

Чтобы развитие проходило в соответствии с нормой, ребенку нужно выпивать около 700 мл молока. Если малыш набирает меньше положенного, педиатр помогает корректировать питание, назначает обследования.

Также у ребенка проявляются новые рефлексы. Врожденные вроде чихания, моргания, зевоты формируются в утробе и остаются на всю жизнь. На 1 месяце жизни малыш приобретает еще несколько рефлексов. Врачи выделяют восемь основных:

  • Сосательный — сосательные движения появляются, если провести пальцем или соской вокруг губ малыша. Он особенно важен в течение первого года жизни.
  • Поисковый — кроха поворачивает голову, если погладить по щеке. Он, как и сосательный, тесно связан с инстинктом поиска пищи.
  • Хватательный — если прикоснуться к ладошке ребенка, он крепко хватает пальцы взрослого.
  • Плавательный — малыш двигается, словно во время плавания, если положить его на живот.
  • Рефлекс ходьбы — если придерживать ребенка под руки так, чтобы он касался поверхности ногами, малыш будет имитировать ходьбу.
  • Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) — если надавить грудничку на ладонь, он повернет голову и откроет рот.
  • Рефлекс Бабинского — если провести пальцем по внешней стороне стопы, пальцы расходятся веером, а ребенок шевелит стопой.
  • Рефлекс Моро — малыш сводит и разводит руки и ноги, когда слышит внезапные громкие звуки.

Также в первый месяц жизни у новорожденного получается удерживать голову, лежа на животе. Он поворачивается к источнику света, расположившись на спине. Движение глаз более плавные и координированные. В зависимости от психологического климата грудничок определенным образом реагирует на родителей:

Различает голос мамы и папы среди других, эмоционально реагирует на привычный звук.
Наблюдает за предметами и лицами, хватает пальцы родителей или игрушки. Первым улыбается маме, когда та склонилась над кроваткой.
«Отвечает» на голос мамы отдельными звуками, особенно когда к нему обращаются с ласковой интонацией

Поэтому важно заботиться о ребенке, показывать ему свою любовь.

Однако если некоторые признаки не описывают вашего малыша, это не повод для беспокойства. Педиатр доволен его состоянием? Значит, всё в порядке. Дети отличаются в своем развитии и не всегда похожи друг на друга. Просто дайте ребенку время проявить себя.

Что считается нормой

В ходе проведения теста нормальной считается следующая реакция у грудничка:

  • испуг, плач младенца;
  • учащенное сердцебиение, усиленное дыхание;
  • выброс адреналина в кровь.

Это норма, так как данные проявления свидетельствуют, что центральная нервная система (ЦНС) правильно и быстро реагирует. Рефлекс Моро у новорожденного можно наблюдать и в обычной жизни, например, при громких звуках на улице, звонке в дверь, иногда ребенок может вздрагивать во сне.

При всей так называемой «норме» исследования, следует понимать, что в момент вздрагивания и разведения ручек происходит сильный испуг, малыш будто пытается ухватиться за маму или кого-то близкого, чувствуя опасность.

Поэтому было бы неправильно показывать «фокусы» со своим чадом друзьям и знакомым, то и дело вызывая проявления рефлекса в целях развлечения. Скорее, наоборот, необходимо постараться свести к минимуму возможные причины испуга, устранить раздражающие факторы, которые могут негативно сказаться на психике ребенка. В то же время, не нужно чрезмерно переживать, если вы замечаете, что при резких звуках кроха разводит ручки и начинает плакать.

Причина появления эпилепсии у новорожденного

Родители больных детей задаются вопросами, почему это случилось с их ребенком и какие причины возникновения этой болезни.

Рассмотрим факторы, обуславливающие появление эпилепсии:

  1. Возможно в период внутриутробного развития произошел сбой в формировании мозга. Причинами этого сбоя может быть употребление алкоголя и наркотиков во время беременности, а так же курение. Если во время вынашивания ребенка будущая мама переболела вирусными заболеваниями (грипп, герпес, простуда), то риск развития эпилепсии возрастает.
  2. Чем больше возраст женщины, тем выше риск рождения ребенка с патологиями.
  3. Важную роль играет предродовой процесс. Если ребенок в утробе долго находится без околоплодных вод, обвит пуповиной, роды длятся очень долго, то вероятность рождения ребенка с отклонениями в развитии возрастает.
  4. Расстройства нервной системы, а так же бактериальные и простудные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и судорогами, могут стать причиной эпилепсии.
  5. Эпилептическими факторами так же являются травмы, падения и сотрясения головного мозга.
  6. Низкий уровень гормона дофамина приводит к торможению химических процессов в мозге.
  7. Дефицит микроэлементов и витаминов. В 1973 году американские ученые обнаружили, что недостаток минеральных веществ в организме связан с судорожными припадками. Родители должны осуществлять контроль за нормой цинка и магния в организме. При возникновении стрессовых ситуаций, а так же повышение температуры тела и увеличение физических нагрузок, происходит быстрое уменьшение количества магния в организме.
  8. Доброкачественная или злокачественная опухоль головного мозга может стать причиной развития патологии.
  9. Криптогенные причины, при которых невозможно установить фактор возникновения эпилепсии.

Тонический шейный рефлекс

Когда ребенок с болезнью ДЦП поворачивает голову, у него можно наблюдать несимметричный тонический рефлекс – повышенный тонус разгибательных мышц. Это выглядит так: в той стороне, куда смотрит ребенок, рука разгибается, а вторая рука в это время сгибается в локте. У здоровых грудничков неявный ассиметрический эффект может проявиться в 3–4 месяца и быстро исчезнуть. При ДЦП болезнь исследуется несколько лет. Это не дает ребенку нормально расти и развиваться: он не может сам брать в руки игрушки, не фокусирует взгляд на конкретном объекте, слабо управляет своими движениями. С возрастом ситуация только обостряется.

Что исследует детский невролог у новорожденных?

Первый визит к неврологу включает в себя:

  • анализ физического развития ребенка;
  • осмотр на пороки развития и генетические нарушения;
  • психоэмоциональную оценку ребенка;
  • подробный опрос родителей о неврологических проблемах у членов семьи, о том, как протекала беременность, про поведение малыша, жалобы родителей.

Естественно, врач-невролог проверяет состояние внутричерепных нервов, анализирует все рефлексы, присущие грудничкам, в том числе и рефлекс Моро.

Прививки и врачи

Первую прививку ребенку делают еще в роддоме, спустя 12 часов после рождения — против вирусного гепатита. Это заболевание попадает в организм через кровь или половой контакт, не передаваясь воздушно-капельным путем. В следующий раз прививку от гепатита B ставят через 1 месяц жизни.

В течение 3-7 дней новорожденного прививают против туберкулеза (БЦЖ). Это заболевание передается воздушно-капельным путем. Вакцину вводят в плечо левой руки — именно из-за нее у нас остается небольшой шрам.

На первом медосмотре, сразу после рождения неонатолог следит за общим состоянием малыша, оценивает развитие по шкале Апгар (от 0 до 10 баллов). Следующие 4–5 дней врач ежедневно приходит в палату и проводит осмотр.

Как только мама с ребенком оказываются дома, весь 1 месяц к ним приходит участковый педиатр и патронажная сестра. Они проверяют рефлексы и родничок, дают рекомендации родителям. Также в первый месяц мама должна прийти в поликлинику на осмотр сразу нескольких врачей:

  • Педиатр измерит вес и рост новорожденного, посмотрит на психическое и физическое развитие.
  • Хирург оценит наличие грыж и осмотрит половые органы мальчиков.
  • Офтальмолог проверит, есть ли у малыша заболевания глаз и слезных путей.
  • Невролог проверит рефлексы, измерит окружность груди и головы.
  • Стоматолог осмотрит полость рта и уздечку языка: она отвечает за речь малыша.

Также врачи выдадут направление на УЗИ почек, тазобедренных суставов, органов брюшной полости, ЭХО, нейросонографию и аудиологический скрининг, если его не проводили ранее.

Какие бывают разновидности синдромов ППЦНС?

 ППЦНС условно делится на несколько периодов, в зависимости от того, на какой стадии было выявлено нарушение и как оно проявилось.

–    Острый период длится от 7 до 10 дней, крайне редко, но он может растянуться и до месяца.

–    Период, в которым происходит восстановление (восстановительный период), может длиться до 6 мес. Если организм ребенка восстанавливается медленно, то данный период может занять до 2 лет.

Детские неврологи выделяют следующие разновидности перинатальных поражений ЦНС в зависимости от сопутствующих симптомов и синдромом:

–    Нарушение мышечного тонуса. Этот синдром диагностируется согласно отклонениям от нормы в зависимости от возраста грудного ребенка. В начальный период времени жизни ребенка, достаточно сложно диагностировать данный синдром, так как помимо этого встречается физиологический гипертонус (физиологическая скованность мышц новорожденного).

–    Синдром нервно-рефлекторной возбудимости — синдром, связанный с нарушением сна, дрожанием подбородка, вздрагиваниями ребенка на любой шорох или прикосновение. Данный синдром можно диагностировать только в том случае, когда будет исключены соматические заболевания новорожденного (например, кишечные колики). При осмотре такого ребенка невролог определяет повышение сухожильных рефлексов, а также усиление (оживление) автоматизмов новорожденного (рефлекс Моро).

–    Синдром угнетения нервной системы. Такой синдром по своим характеристикам противоположен предыдущему. Его диагностируют у детей, которые в первые месяцы своей жизни не активны, они много спят, у них понижен тонус, они не могут удерживать голову, плохо цепляются своими ручками.

–     Неблагоприятный прогноз для ребенка, если развился синдром внутричерепной гипертензии. Основными его признаками являются повышенная возбудимость и нервозность, при этом начинает набухать и уплотняться родничок. Появляются частые срыгивания. При осмотре невролог замечает избыточный рост окружности головы, возможно расхождение швов черепа, симптом Грефе (симптом «заходящего солнца»).

–    Одним из наиболее опасных и тяжелых состояний при ППЦНС является судорожный синдром, именно он является одним из наиболее серьезных проявлений при перинатальном поражении ЦНС.

Кроме того, любая внимательная мама может заметить отклонения в состоянии здоровья у своего ребенка намного быстрее, чем врач невролог, хотя бы потому, что она наблюдает за ним круглосуточно и не один день.

 
В любом случае, малыш, живя первый год с любыми (даже минимальными, но не проходящими) отклонениями в состоянии здоровья требует неоднократных консультаций у специалистов медицинского центра, включение его в программу диспансеризации (т.е. пристального наблюдения неврологом и при необходимости — дополнительного обследования, такого как УЗИ головного мозга, электроэнцефалография, исследование крови для определения компенсаторного потенциала нервной системы и т.д.). На основании полученных заключений специалистами центра разрабатывается план развития такого ребенка, подбирается индивидуальная схема профилактических прививок, введения прикормов в рацион питания, а также проведения лечебных мероприятий при необходимости.

Какие симптомы и диагностические критерии у ППЦНС?

–    Не каждая мама, которая не имеет медицинского образования, сможет на первый взгляд отличить и определить, что у ее ребенка перинатальное поражение ЦНС. Но, неврологи с точностью определяют заболевание по появлению симптомов, которые не свойственны другим нарушениям.

–    при осмотре малыша может быть обнаружен гипертонус или гипотонус мышц;

–    ребенок чрезмерно беспокоен, тревожен и возбужден;

–    возникновение дрожания в области подбородка и конечностей (тремор);

–    появление судорог;

–    при осмотре с молоточком заметно нарушение рефлекторной сферы;

–    появление неустойчивого стула;

–    меняется частота сердечных сокращений; появление неровностей на коже ребенка.

Как правило, после года данные симптомы пропадают, но затем появляются с новой силой, поэтому запускать данную ситуацию просто нельзя. Одним из наиболее опасных проявлений и последствий ППЦНС при отсутствии реакции на симптоматику является приостановка развития психики ребенка. Не развивается речевой аппарат, наблюдается задержка развития моторики. Также одним из проявлений заболевания может стать церебрастенический синдром.

Патологические проявления

Для рефлекса Моро характерны и спонтанные проявления. Даже если какой-либо сторонний раздражитель не мог стать причиной для подобной реакции, малыш может вскидывать руки и разводить их в стороны. В ряде случаев это свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении младенца и требует консультации невропатолога.

Как отклонение от нормы рассматривается и неполная рефлекторная реакция: ребёнок лишь слегка разводит ручки. Как правило, это говорит о гипертонии. Если же малыш надолго задерживает разведённые руки с раскрытыми пальчиками, это признак поражения ЦНС в той или иной степени. И чем ниже порог проявления рефлекса, тем выше вероятность проблем с ЦНС.

Асимметричная реакция, когда малыш отводит в сторону, например, только правую руку и правую ножку, может оказаться симптомом паралича Эрба либо детского церебрального паралича.

У недоношенных малышей либо у тех, кто испытал асфиксию в процессе родов, рефлекс может проявляться с опозданием. При своевременно принятых лечебных мерах, полноценном уходе и питании реакция со временем проявится.

Как проверяется реакция у новорожденного?

Перед началом тестирования ребёнок должен быть полностью здоров, в меру сыт и хорошо отдохнувший.

Наиболее оптимальным временем является первая половина дня спустя 1,5-2 часа после кормления.

Рефлекс проверяется несколькими способами:

  • Громко хлопнуть в ладоши перед лицом малыша.
  • Ребёнка берут на руки, поднимают вверх, а затем резко опускают вниз.
  • Новорождённый лежит на спине. Ребёнку выпрямляют ножки и резко приподнимают вместе с тазом кверху. Ответная реакция должна проявиться аналогично, если крепко прижать ручки ребёнка к его груди, а после резко их отпустить.
  • На расстоянии примерно 20 см от головки лежащего ребёнка сделать резкий хлопок по поверхности матраса.

В процессе любого из перечисленных вариантов проверки ребёнок широко распахивает в стороны ручки с раскрытыми ладонями, а затем возвращает их в изначальное положение. Механизм действий очень похож на то, будто малыш пытается срочно за кого-то или что-то ухватиться в этот момент воспринимаемой опасности.

Лучше всего проводить тестирование в динамике во время массажа или игр с ребёнком. Обязательно стоит учесть и особенности нервной деятельности ребёнка. От этого будет зависеть, насколько ярко проявлен рефлекс. Например, у легковозбудимого малыша реакция будет активной, в то время как флегматичный младенец может реагировать достаточно вяло, но это всё же не повод говорить об отклонениях от нормы.

Проверку желательно периодически повторять на протяжении всего времени, пока рефлекс должен присутствовать: до 6-месячного возраста грудничка. Наиболее оптимальный вариант — 1 раз в 14 дней.

Справка. Первоначальной целью тестирования является проверка на полноценность функций центральной и периферической нервной системы ребёнка. Проявленный рефлекс вызывает высокую степень стресса у малыша выбросом адреналина, учащённым дыханием и сердцебиением.

Как бы комично при этом ни выглядел ребёнок, использовать подобную проверку в целях забавы молодым родителям настоятельно не рекомендуется.

Длительное, субфебрильное повышение температуры тела у ребенка

Если у грудных детей причиной внезапных «скачков температуры», чаще всего, является незрелость нервной системы и реакция на прорезывание зубов, то у детей более старшего возраста нередко длительная субфебрильная температура тела держится на фоне психоэмоциональных переживаний, неуспехов в учебе, конфликтных ситуаций в семье. Отдельной проблемой является активное внедрение различных электронных гаджетов в жизнь современных детей иногда с самого раннего возраста. Так вот, для ребенка от 4 до 6 лет, который уже привык проводить по несколько часов в день за компьютером или игровой приставкой, длительный субфебрилитет вообще может стать обыденным явлением, а родители, когда схватятся за голову от показаний градусника, затаскают свое чадо по неврологам, иммунологам и инфекционистам, сдавая кучу анализов, вместо того, чтобы просто найти ребенку какое-то более полезное и здоровое занятие.

Как проявляется рефлекс Моро?

В ответ на стимул из внешнего мира новорожденный совершает последовательность действий руками, которые разделяют на 2 фазы:

  1. Первая фаза. Симметричное отведение в сторону обеих рук, раскрытие ладони. По длительности первая фаза занимает от нескольких долей секунды до 2-3 секунд.
  2. Вторая фаза. Симметричное приведение рук в исходное положение, сжатие кулачков.

Биологический смысл этого рефлекса окончательно не ясен, но специалисты высказывают предположение, что это разновидность хватательного движения. Некоторые врожденные рефлексы не сохраняются на протяжении всей жизни человека, а исчезают к определенному возрасту. Рефлекс Моро:

  • наблюдается с момента рождения и используется в акушерской практике для диагностики неврологических патологий;
  • устраняется самостоятельно по мере взросления ребенка;
  • обычно проходит к 3-5 месяцам, у большинства детей исчезает в 4 месяца.

Почему нельзя специально пугать ребенка, чтобы посмотреть, как он сжимает и разжимает ручки:

  • во время испуга эндокринная система младенца выбрасывает в кровь большое количество адреналина, норадреналина и родственных гормонов;
  • эти вещества сужают кровеносные сосуды, повышают артериальное давление, учащают сердечный ритм, стимулируют приток крови к мышцам;
  • весь комплекс переживаний ребенка по физиологическим проявлениям полностью соответствует сильному чувству страха у взрослого.

У ребенка не развито абстрактное мышление, поэтому он не может понять, что угроза для жизни отсутствует. Каждое шуточное действие родителей пугает его так, как если бы ему угрожала настоящая опасность.

  • сильно плачет и кричит;
  • находится в состоянии психомоторного возбуждения;
  • хаотично двигает руками и ногами.

Эти признаки говорят о только что пережитом стрессе. Для того чтобы ребенок успокоился, нужно взять его на руки, поговорить ласковым голосом или спеть песенку.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Как вызвать и оценить рефлекс

Для вызова рефлекса Моро можно:

  • Неожиданно ударить двумя руками по поверхности в 15-20 сантиметрах от головы, лежащего на ней ребенка (с обеих сторон).
  • Внезапно разогнуть ножки лежащего на спине малыша или приподнять разогнутые ножки крохи вместе с тазом.
  • Взять малыша на руки и резко опустить его на руках на 20-30 см вниз, а затем вернуть на исходную высоту.
  • Резко хлопнуть в ладоши рядом с лежащим ребенком.

Реакция на такие приемы разделяется на две фазы:

  1. В первую фазу младенец отводит свои плечи и ручки в стороны, открывая при этом кулачки (пальчики растопыриваются).
  2. Во вторую фазу ручки крохи возвращаются в положение, в котором они пребывали до воздействия (малыш будто прижимает к себе что-то или кого-то обнимает).

Как провести оценку рефлекса и почему кроху стоит пеленать, смотрите в следующем видео.

Из-за таких проявлений данный рефлекс также называют рефлексом испуга. Он часто появляется во время сна, если малютку испугал какой-либо шум, например, домашнее животное или звук автомобиля из открытого окна. Также он может возникать при резких движениях взрослого, у которого младенец пребывает на руках. Это никак не вредит карапузу, но может стать причиной длительного плача.

Суть рефлекса

Рефлекс Моро можно наблюдать сразу после рождения. Так, акушеры и неонатологи тестируют младенца на различные реакции, которые, в свою очередь, могут показывать, в каком состоянии находится нервная система, есть ли какие-либо отклонения в мозговой деятельности.

Суть проверки заключается в следующем: малыша укладывают на ровную твердую поверхность на спинку. Затем врач ударяет рукой по поверхности на расстоянии ладони (где-то 15 см) от головки крохи или производит громкий хлопок. Как ответная реакция, у грудничка резко откидываются руки, он симметрично отводит их в стороны, разгибая кулачки. Это так называемая первая фаза рефлекса, длящаяся несколько секунд. Во второй фазе ручки медленно возвращаются в исходное положение, кулачки сжимаются.

Подобные симптомы также наблюдаются, если грудничка, держа на руках, поднять вверх, а затем резко опустить вниз. Еще проверяют так: лежащему на спине младенцу выпрямляют ножки и поднимают их вместе с тазом как бы вверх. Реакция с ручками будет такой же.

Когда проходит рефлекс? Полное угасание наступает приблизительно к 6 месяцу. До 4 месяцев он достаточно хорошо выражен, а с 4 по 6 можно наблюдать лишь его отдельные фрагменты.

Какими должны быть условия для оценки реакции Моро? Очень важно, чтобы на момент проверки малыш был спокоен, в меру сыт (рекомендовано утреннее время — через 2 часа после кормления) и здоров

Что такое рефлекс Моро?

Рефлекс Моро диагностируется акушерами сразу после рождения. Суть его заключается в том, что новорожденный выдает определенную реакцию на раздражители.

Вызвать рефлекс можно следующими действиями:

  • резко ударить по столу двумя руками на расстоянии 15–20 см от головы малыша;
  • хлопнуть в ладоши рядом;
  • обхватить ладонями ручки и ножки младенца и резко отпустить;
  • поднять ребенка вверх и резко положить на место.

Важно! Проводя любое их этих действий, вы спровоцируете рефлекс Моро. Старайтесь избегать подобных моментов!. Также реакция проявляется и как вздрагивание во сне у новорожденных

Пока малыш спит, его тоже могут пугать:

Также реакция проявляется и как вздрагивание во сне у новорожденных. Пока малыш спит, его тоже могут пугать:

  1. Различные звуки извне.
  2. Собственное тело.
  3. Сны.

Рефлекс обнаружил и описал немецкий педиатр Моро в 1918 году. Его именем и назван автоматизм.

Реакция ребенка подразделяется на две стадии. Сначала он разводит руки в стороны, разжимая кулачки. Фаза длится несколько секунд. Затем возвращает ручки к груди. При этом у новорожденного происходит:

  • испуг;
  • плач;
  • повышенное сердцебиение;
  • учащенное дыхание;
  • выброс адреналина в кровь.

Реакция похожа на внезапные вздрагивания грудничка и считается совершенно нормальной у здоровых младенцев.

В большинстве случаев поводов для волнения нет, но, если вас очень беспокоит частота, интенсивность появления рефлекса, скажите об этом на ближайшей явке у педиатра.

Что входит в обязанности педиатра?

Участковый педиатр занимается весьма востребованной и ответственной деятельностью на приеме, в поликлинике и в условиях стационара. В его обязанности входит целый перечень мероприятий, направленных на раннее выявление патологий, профилактику их развития, выбор наиболее эффективной терапии, а также ведение всей необходимой документации. 

Врач педиатр, согласно должностной инструкции, ежедневно выполняет следующие обязанности:

  • визуальный осмотр маленьких пациентов;

  • осмотр с помощью методов пальпации, перкуссии, аускультации;

  • измерение температуры тела;

  • сбор антропометрических данных, то есть роста, веса, окружности головы и грудной клетки;

  • посещение новорожденного дома на 2 день после выписки из родильного отделения;

  • ежемесячный контроль роста и развития детей до года;

  • контроль плановых прививок;

  • выписывает справки, временные освобождения от физических нагрузок в школе и больничные листы родителям, по уходу за больным ребенком;

  • при необходимости, направляет на дополнительные обследования;

  • в определенных случаях консультируется со смежными детскими специалистами более узкого направления;

  • назначает физиотерапевтические процедуры;

  • в некоторых случаях родителям рекомендуется вызвать педиатра на дом, то есть специалист зачастую ведет осмотр и принимает решение по поводу терапевтических мероприятий на дому;

  • назначение и выписывание лекарственных препаратов с подробными рекомендациями по применению;

  • заполнение всех необходимых журналов и амбулаторных карт пациентов.

Педиатр – это специалист, который при непосредственном участии родителей контролирует нормальное развитие детей и своевременно корректирует какие-либо отклонения. В современном мире родителям предоставляется свобода действий в выборе детского врача, то есть они имеют право отказаться от услуг участкового педиатра и обратиться в специализированную клинику или частный кабинет, где осуществляет прием высококвалифицированный специалист с опытом работы не менее 5 лет. Прием у такого педиатра проходит строго по записи и с определенной оплатой.

Рефлекс как основной принцип работы нервной системы

И. М. Сеченов в 1863г. в работе «Рефлексы головного мозга» развил представление о том, что рефлекс является основным принципом работы не только спинного, но и головного мозга.

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение при участии ЦНС.Рефлексы подразделяют на:1) безусловные рефлексы: врожденные (наследственные) реакции организма на раздражения, осуществляемые с участием спинного мозга или ствола головного мозга;2) условные рефлексы: приобретенные на основе безусловных рефлексов временные реакции организма, осуществляемые при обязательном участии коры полушарий большого мозга, составляющие основу высшей нервной деятельности.

Для каждого рефлекса имеется своя рефлекторная дуга — это путь, по которому возбуждение проходит от рецептора до эффектора (исполнительного органа).

Рефлекторная дуга представлена цепью нейронов, обеспечивающих восприятие раздражения, трансформацию энергии раздражения в нервный импульс, проведение нервного импульса до нервных центров, обработку поступившей информации и реализацию ответной реакции.

В состав любой рефлекторной дуги входят 5 составных частей

1. Рецептор — это специализированная клетка, предназначенная для восприятия раздражителя (звуковой, световой, химический и др.).2. Афферентный путь, который представлен афферентными нейронами.3. Участок ЦНС, представленный спинным или головным мозгом;4. Эфферентный путь состоит из аксонов эфферентных нейронов, выходящих за пределы ЦНС.5. Эффектор — это рабочий орган (мышца, железа и др.).

Простейшая рефлекторная дуга включает 2 нейрона и называется моносинаптической (по числу синапсов). Более сложная представлена 3 нейронами и называется трехнейронной или дисинаптической. Однако большинство рефлекторных дуг включает большое количество вставочных нейронов, и называется полисинаптическими.

Рефлекторные дуги могут проходить только через спинной мозг (например, отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету) или только головной мозг (например, закрывание век при струе воздуха, направленной в лицо), или как через спинной, так и через головной мозг.

Рефлекторные дуги замыкаются в рефлекторные кольца с помощью обратных связей. Понятие обратной связи и ее функциональная роль были указаны Беллом в 1826г. Он писал, что между мышцей и ЦНС устанавливаются двусторонние связи. С помощью обратной связи в ЦНС поступают сигналы о функциональном состоянии эффектора.

Морфологической основой обратной связи являются рецепторы, расположенные в эффекторе, и афферентные нейроны, связанные с ними. Благодаря обратным афферентным связям осуществляется тонкая регуляция работы эффектора и адекватная реакция организма на изменения окружающей среды.

Возможные осложнения

При благополучном развитии синдрома все негативные проявления исчезают после 6 месяцев, в крайнем случае, до 1 года. В более тяжёлых случаях может развиться лёгкое отставание в речевом, психомоторном развитии ребёнка.

У некоторых детей синдром проявляется в виде:

  • гиперактивности;
  • ярко выраженного дефицита внимания;
  • энуреза;
  • нервного тика;
  • нарушения сна;
  • заикания;
  • тревожных расстройств;
  • нарушения вегетативно-сосудистой системы.

Как детям, так и взрослым, имеющим синдром повышенной возбудимости, как следствие рефлекса Моро, следует создавать спокойную окружающую обстановку, щадить их нервную систему

Особо следует обратить внимание на новорожденных. Они нуждаются в ежедневной заботе и своевременном медицинском наблюдении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector