Что должен уметь каждый ребенок в полтора года: критерии развития, игрушки и развивающие игры в 1 год 6 месяцев

Содержание:

Режим дня ребенка в 14 месяцев

Сон

Малышу все еще требуется продолжительный сон, занимающий минимум половину суток. Большинство детей к этому возрасту уже твердо переходят на однократный дневной тихий час, занимающий от 1.5 до 3 часов.

Прогулки

Двигательные навыки малыша совершенствуются с высокой скоростью, поэтому ему просто необходима активность на улице. Подойдут неспешные прогулки за ручку с мамой, освоение детской площадки. Не стоит ограничивать кроху в самостоятельных действиях на улице. Скорее всего ему захочется без помощи взрослого взобраться по ступенькам и покачаться на качалке. Нужно лишь подстраховать ребенка в выполнении этих шагов. На прогулке не рекомендуется постоянно удерживать малыша в коляске. Большая часть времени на улице должна быть посвящена активному движению и изучению окружающего мира.

Питание

После годика многие мамы стараются сохранить грудное вскармливание. В это время молоко уже не несет значимой питательной ценности, но обеспечивает ребенка прочими незаменимыми компонентами, такими как нуклеотиды, олигосахариды, живые иммунные клетки – все эти ингредиенты помогают развитию иммунной системы, мозга и защите от инфекционных заболеваний. Если у мамы нет возможности продолжать грудное вскармливание, следует подобрать малышу подходящую по возрасту смесь. Конечно, она не сможет полностью заменить материнское молоко, но частично компенсирует недостающие компоненты.

Обычно к 14 месяцам малыша уже переводят на полноценный рацион, приравнивающийся к взрослому столу. Количество приемов пищи становится 4х-разовым. Необходимый суточный объем составляет 1200-1300мл. Данное количество делится между завтраком, обедом, полдником и ужином. Калорийность полдника должна уступать остальным приемам пищи. Традиционно после обеда малыши отправляются на тихий час и в период сна не успевают растратить энергию и проголодаться. Поэтому питательность полдника разрешается снизить. В качестве легкого перекуса подойдут кисломолочные продукты, фрукты и пюре. В этом случае к ужину ребенок успеет нагулять аппетит и хорошо покушает.

Хороший вариант для полдника – фруктовые пюре марки Кабрита. Они производится из органически чистых фруктов с добавлением сливок козьего молока. Такой продукт не содержит лишних ингредиентов: сахара, крахмала, консервантов и прочих добавок. Благодаря мягкой упаковке пюре удобно взять с собой в гости и на прогулку. Малыш может кушать его самостоятельно. Оно богато витаминами, микроэлементами и имеет природный сладкий вкус.

Занятия с малышом

Игры

Одна из любимых игр детей раннего возраста – прятки. Малыш еще до конца не понимает, как и где ему спрятаться, но отказывать ему в удовольствии от того, что его никак не могут найти, не стоит.

Дети в этом возрасте обожают танцевать, вместе с ними можно покружиться, поводить хоровод. Ну и указанные выше лепка, рисование, игра с бизибордом, конструктором, мозаикой, посудкой, чтение и рассказывание сказок – вот важные составляющие полноценного развития малыша этого периода.

Игрушки

Игрушки для детей этого возраста должны быть без мелких деталей, которые ребенок может легко проглотить или засунуть в нос, ухо.

Лучше всего дети играются с кубиками, которые могут быть однотонными или с нарисованными зверятами, цифрами, буквами.

Интерес вызывают мячи (их размер должен быть таким, чтобы ребенок мог легко отбить мяч ножкой), матрешки (складывание их одна в одну), пазлы (минимум мелких деталей и крупный размер рисунка), вкладыши, куклы и машинки (они помогут освоить половую принадлежность).

Физические параметры

Начать стоит с физических параметров. Их обычно измеряет педиатр в детской поликлинике, но мама или папа может провести замеры самостоятельно в домашних условиях с помощью ростомера, детских весов и сантиметровой ленты.

Установлены усредненные значения для основных параметров. Средний вес ребенка варьируется от 10,2 до 11 кг, рост – от 80 до 82,5 см, обхват грудной клетки – от 50 до 50,5 см, а окружность головы – от 46 до 47,5 см.Это среднестатистические показатели, но нормы для мальчиков и девочек несколько различаются. В таблице ниже приведены значения для девочек и мальчиков:

Оцениваемый параметр Значения для мальчиков (границы норм) Значение для девочек (границы норм)
Рост От 76,8 см до 87,8 см От 74,8 см до 86,6 см
Масса тела От 8 кг 800 г до 13 кг 700 г От 8 кг 100 г до 13 кг 300 г
Обхват грудной клетки От 47,3 см до 54 см От 47,7 до 53 см
Окружность головы От 44,6 см до 50 см От 43,4 см до 49 см

Важно! Учитывайте возможные погрешности при измерениях, обусловленные человеческим фактором, особенностями физического состояния ребенка на момент замеров и характеристиками используемых измерительных приспособлений. Обычно отклонения составляют до 3-5 мм и до 100-300 г.

Как поддерживать развитие ребенка в 14 месяцев

Каждый малыш развивается по своему персональному сценарию. Но для всех деток после года будут полезны различные стимулирующие развитие занятия.

  • Озвучивайте все свои действия при ребенке, давайте описание окружающий предметам. Например: «Сейчас мы будем кушать. Давай сядем за столик, возьмем тарелочку и нальем в нее суп», «Посмотри, какой красивый цветок. Он красного цвета». Это поможет малышу расширить пассивный словарь, что развивает речевые навыки.
  • Изучайте вместе предметы различной формы и свойства разных материалов. Ребенок в 14 месяцев уже хорошо отличает шар от кубика и способен понять назначение каждого. Также малышу полезно будет тактильное восприятие разнофактурных материалов. Можно мять и рвать бумагу, перекладывать камушки из коробочки в коробочку, пересыпать крупу. Во время таких игр нужно помнить о безопасности и не оставлять ребенка наедине с мелкими предметами.
  • Учите малыша простым вежливым словам: «спасибо», «пожалуйста», «привет», «пока», «спокойной ночи».
  • Отточить навыки ходьбы поможет цветная ленточка, разложенная на полу. Также полезно будет перешагивать через небольшие игрушки и подниматься по низким ступенькам.
  • Играйте в пальчиковые игры.
  • Стимулируйте активность малыша в движениях. Например, вместе сложите раскиданные по комнате игрушки на диван, а потом в коробку.
  • Привлекайте всех членов семьи к занятиям с ребенком. Разностороннее общение положительно скажется на развитии малыша.

Советы родителям

Ни в коем случае не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он этого не хочет, старайтесь мягко переключать его внимание на действия, которые необходимы в данный момент. Применяйте только игровую форму обучения, не давите на малыша

Всеми силами предотвращайте плач и истерики. Уделяйте малышу максимум внимания, но ни когда не вмешивайтесь в его занятия, если он сам не попросит об этом. Если нужно проявите твердость, это очень полезно для крохи. Твердость, строгий режим, привычная обстановка создают у малыша ощущение безопасности. Такой подход наиболее благоприятен для формирования здоровой психики.

Интеллектуальные способности

Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:

  • собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
  • возить за собой предметы на веревочках;
  • складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
  • различать два или три цвета;
  • указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
  • пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
  • переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
  • рассматривать изображения;
  • обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
  • рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
  • заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
  • продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
  • изображать какие-то действия (чтение, сон);
  • повторять за взрослыми, своими сверстниками;
  • строить башенки из двух или трех элементов;
  • использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.

Речевые навыки

Словарный запас может включать 10 – 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.

Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.

Физическое развитие ребенка в 14 месяцев

Сейчас основные силы организма направлены на развитие мозга, поэтому с физической стороны уже не будет таких резких ежемесячных изменений. Самый наглядный признак взросления здесь – это прорезывание каждого очередного молочного зуба. К 14 месяцам у деток их может быть от 6 до 12. Но большее или меньшее количество не считается критичным отклонением от нормы.

Совершенствуется двигательная активность. Многие малыши уже неплохо самостоятельно передвигаются, другие готовы уверенно стоять на ножках и ходить за руку со старшим. В любом случае ребенок уже способен сам держать равновесие и даже балансировать ручками при пошатывании. В большинстве случаев детки умеют вставать на ноги без опоры, а также приседать на корточки и подниматься обратно.

Зрение

Малыш начинает проявлять больший интерес к ярким цветным картинкам и детским книжкам. Может завороженно рассматривать новую игрушку длительное время. Сейчас уже можно называть основные цвета в игре с ребенком. Первым малыш начинает отличать красный цвет, чуть позже идет желтый, зеленый и синий осознаются в последующее время. Поэтому изучение цветов стоит начать именно с красного и желтого.

Слух

Восприятие звуков совершенствуется с каждым месяцем. Теперь малыш может легко узнать близкого человека по голосу. Например, услышав знакомый тембр из другой комнаты, кроха поймет, что пришла бабушка.

Речь

Речевое развитие ребенка в 14 месяцев очень индивидуально. Оно зависит от генетических предрасположенностей, личных особенностей развития организма, участии родителей в этом процессе. Принцип здесь прост – чем больше вы разговариваете с ребенком (читаете книжки, рассказываете сказки), тем богаче будет его пассивный словарь. В этом возрасте детки понимают больше, чем могут произнести. Обычно словарный запас пока небольшой – от 5 до 25 слов. В то время как пассивный словарь может насчитывать 50-60 слов. Поэтому ребенок может осмыслить обращенную к нему речь, уже четко знает слова «да», «нет», «нельзя». Также малыш пробует общаться простыми слогами, имитирующими слова.

Моторика

В 1 год и 2 месяца малыш активно использует жесты. Теперь это не только указание пальчиком на нужный предмет, но и хлопанье в ладоши, кивание головой в знак согласия, махание ручкой при прощании. Мелкая моторика продолжает улучшаться. Ребенок уже способен собрать полностью пирамидку. Особо самостоятельные малыши могут снимать с себя носочки и шапочку.

Эмоции

Уровень развития психики уже позволяет ребенку соотносить реакцию взрослых со своим поведением. Например, когда мама похвалила за что-то малыша или проявила восхищение, он непременно будет стараться повторить данное действие. Именно в этом возрасте уже проявляются очертания будущего характера. Постепенно ребенок начинает осознавать себя, как личность, отдельную от мамы или папы. И естественно, стремится отстаивать свои права. Более норовистые детки проявляют первые признаки негативизма. Что бы ни сказала мама, все делается наоборот

Здесь родителям важно понимать, что этот период – важный этап становления личности. Поэтому стоит запастись терпением, реагировать спокойно на бурные проявления

Не нужно идти у малыша на поводу, но в то же время и метод постоянных запретов не лучший вариант. К ребенку придется искать подход.

Возрастные особенности ребенка 1-1,5 лет

Когда ребенку исполняется годик, он начинает развиваться более стремительно, чем до этого. И вместе с тем у ребенка в этом возрасте еще много несоответствий. Физически ребенок еще не в состоянии выдержать без сна целый день, он быстро утомляется. В то же время ребенок любит много и активно бегать, прыгать, правда, очень скоро устает и нуждается в отдыхе. Координация движений ребенка еще недостаточна, не смотря на то, что он хочет играть долго и много.

Ребенок в этом возрасте может выполнять просьбу взрослого что-то принести или подать, у него начинает быстро расширяться активный словарный запас. Ребенок в этом возрасте бросает соску, начинает есть ложкой. Правда, много проливает при этом.

Питание

В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.

В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:

Приём пищи Блюда
Завтрак 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая
Обед 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов
Полдник 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов
Ужин 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока)

Важно! Суточная норма объёмов пищи составляет 1000-1200 г.

Что еще должен уметь ребенок в 1,5 года

В полуторагодовалом возрасте малыш должен уметь «узнавать» на картинках зверушек, различать несколько цветов, отличать круглое от квадратного, и, главное, понимать назначение основных предметов (ложки, расчески, карандаша). Вы можете наблюдать, что он «правильно» играет со своими мишками, зайками, собачками, куклами: ложкой их кормит, расческой – расчесывает, носочки надевает им на ноги, а шапочку – на голову. Если такого в играх не наблюдается, то можно провести несложный тест: посадить куклу или мягкую игрушку перед ребенком, рядом разложить предметы (ложку, расческу, карандаш и т.п.) и попросить ребенка причесать игрушку, потом покормить ее. Если он выбирает нужные предметы – значит, все в порядке, он понимает их назначение.

В возрасте 1,5 лет ребенок общительный, не любит оставаться один в комнате, способен достаточно долго концентрировать внимание на предмете, узнает родственников

Важно, что если малыш ведет себя противоположным образом, то это может свидетельствовать о психоэмоциональных проблемах. В этом случае не надо паниковать – просто проконсультируйтесь со специалистом: возможно, что на самом деле проблем никаких нет – ведь характеры у людей тоже бывают разные

В этом случае не надо паниковать – просто проконсультируйтесь со специалистом: возможно, что на самом деле проблем никаких нет – ведь характеры у людей тоже бывают разные.

Если же по всем параметрам ваш ребенок перешагнул усредненные показатели – занимайтесь с ним еще усерднее, чтобы помочь ему в полной мере раскрыть свои потрясающие способности.

Елена Пронина

Поделиться

Речевые навыки

Развитие речи в этот период идет очень активно.

В идеале, если словарный запас малыша состоит из 40 облегченных слов (мама, папа, баба, деда, дай и т.п.).

Но многое зависит от индивидуальности ребенка: некоторые полуторагодовалые дети только учатся произносить «мама» и «папа», некоторые – молчать совсем, а другие начинают строить простые предложения.

Речь деток в этом возрасте богата звукоподражательными или лепетными словами: ав-ав, му-му, кис-кис, би-би и т.п. Родителям необходимо стараться развивать эти навыки, постоянно расширяя тем самым кругозор их малыша.

В 1,5 года идет накопление пассивного словаря: малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Взрослые должны четко и понятно, не коверкая звуков, произносить названия тех или иных предметов с указанием на них.

Что должен уметь ребенок в 15 месяцев

  • Уверенно ходит самостоятельно, перешагивает сам через препятствия.
  • Хорошо ориентируется дома, знает где кухня, а где ванная.
  • Познает первые причинно-следственные связи (если бросить тарелку, она разобьется; если толкнуть мячик, он будет катиться).
  • Знает основные части тела (глазки, носик, ручки).
  • Различает цвета.
  • Выражает чувства через объятия и поцелуи.
  • Подражает действиям старших и сверстников.
  • Проявляет интерес к предметам домашнего обихода (веник, расческа, кастрюли) и использует их в игре.
  • Кушает ложкой и пьет из детской кружечки.
  • Ярко выражает любые эмоции и стремится к самостоятельности.

Возможные проблемы

В 14 месяцев у многих малышей наступает первый кризисный период. Начинается процесс сепарации и осознания себя отдельным человеком со своими желаниями. В связи с этим детки часто начинают проявлять характер, отказываются выполнять просьбы родителей, устраивают истерики, если их хотения не выполнены. Родителям стоит быть готовым к такому поведению. Хорошо, если мама и папа заранее познакомятся с советами детских психологов на эту тему, чтобы первый детский бунт не застал врасплох. Ребенок начинает выражать себя, прощупывать границы дозволенного. Задача взрослого здесь — помочь малышу преодолеть свои эмоции, желания (когда они невоплотимы в реальность), сохранять спокойствие и осознание того, что капризы и непослушание ребенка – это всего лишь один из этапов взросления.

Физические параметры в полтора года

Нормы веса, роста, окружности головы и груди у мальчиков и девочек

Согласно данным, приведенным в таблице пособия «Справочник педиатра» под редакцией В.О. Быкова (Ставрополь, 2004 год), в норме считаются следующие показатели:

  • вес мальчика – от 10 килограммов 200 граммов до 13 килограммов;
  • вес девочки – от 9 килограммов 800 граммов до 12 килограммов 200 граммов;
  • рост мальчика должен составлять от 78 до 86 сантиметров;
  • рост девочки – от 77 до 85 сантиметров;
  • окружность головы мальчика должна быть в пределах 46,6 – 50,2 сантиметров;
  • окружность головы девочки – 45,8 – 49 сантиметров;
  • окружность грудной клетки мальчика — 47,4 – 53,9 сантиметров;
  • девочки – 47,8 – 52,9 сантиметров.

Развитие пальчиков и моторика

В 1,5 года мелкая моторика ребенка достаточно развита.

Если малышу не удается выполнить какое-либо действие, то целесообразно родителям усиленно заняться развитием мелкой моторики.

В этом может помочь массаж пальчиков ребенка, с которым справится мама, детские песенки-считалочки (например, «Сорока-белобока»), игры в кубики, пирамидку, конструктор, пазлы, мозаика, сортёр.

В качестве подручных средств можно использовать фасоль двух цветов, рисование по манке и т.п. А в последнее время получили широкую популярность так называемые бизиборды, сконструировать которые под силу каждому папе или дедушке.

Ну и, конечно, лепка из теста, специального пластилина, пальчиковое рисование – это классические способы, помогающие в развитии мелкой моторики.

Что касается моторики в целом, то ребенок, которому исполнилось 1,5 года уже отлично бегает, умеет залезать на стулья и диван, играет в детском городке во дворе. Естественно, что пока он не может владеть телом полноценно, поэтому часто падает, что называется, на ровном месте. Присмотр родителей за играми, рисованием, лепкой, общением со сверстниками должен быть ежеминутным!

Различия между мальчиками и девочками

С возраста 18 месяцев дети начинают себя идентифицировать как мальчика или девочку.

  • У мальчика быстрее развивается крупная моторика (бег, прыжки), а у девочки – мелкая (удерживание предметов, игра с пирамидкой, кубиками).
  • Мальчики отстают от девочек в речевом развитии, поскольку у них усиленно развивается правое полушарие мозга, ответственное за развитие пространственного и образного мышления, а у девочек – левое, ответственное за речь и концентрацию внимания на мелочах.
  • Мальчики проигрывают девочкам и в процессе приучения к горшку (девочки психологически готовы к горшку уже к полуторагодовалому возрасту, мальчики – не совсем).

Разница в развитии детей разных полов в полтора года составляет 3 – 4 недели не в пользу мальчишек.

Режим дня и сна

  • Утро для ребенка 1,5 лет должно начинаться в 7.00 – 8.00.
  • Первый завтрак – в 8.00 – 8.30, а в промежутке между пробуждением и утренним принятием пищи малыш должен быть умыт и одет.
  • С 8.30 до 12.00 – время бодрствования ребенка, которое проходить должно в играх, занятиях, прогулках на свежем воздухе.
  • Обед – не позже 12.00. С 12.30 и до 16.00 – дневной сон, который должен быть обязательным.
  • После пробуждения – полдник, а вот с 16.30 и до 20.00 – вечернее бодрствование, заключающееся в игре, нахождении на свежем воздухе, купании.
  • Ужин – с 20.00 и до 20.30.
  • В 20.30 – 21.00 – отхождение ко сну. В это время желательно почитать малышу сказку, спеть колыбельную.

Бытовые навыки

В возрасте 1,5 лет ребенок должен развиваться и начинать осваивать первые бытовые навыки. К ним относятся:

  • удерживание ложки и попытки самостоятельно есть;
  • питьё из детской кружки;
  • спокойное реагирование на проведение гигиенических процедур, попытки участвовать в них или выполнять какие-то действия самостоятельно;
  • попытки самостоятельно раздеваться (частично);
  • поиски вещей или предметов, нужных для тех или иных процедур (одежды, полотенца, зубной щетки);
  • выполнение простых просьб (принести что-то, подать, положить);
  • освоение горшка (сообщения о желании опорожниться или оповещении об уже произошедшем опорожнении).

Полуторагодовалый малыш стремится активно участвовать в поддержании быта, повторять за родителями. Он может пытаться протирать пол тряпкой, убирать игрушки в корзину и выполнять другие повседневные рутинные действия.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Развитие пятимесячных мальчиков и девочек

Развитие мальчиков и девочек отличается с самого рождения. Мальчики рождаются с большей массой тела и на несколько сантиметров длиннее, они развиты сильнее, более активные, их мышцы намного крепче. Острота слуха у 5-ти месячных мальчиков выше, чем у девочек.

При этом малышки более чувствительные к  любому шуму. Тактильные ощущения у них развиты намного лучше. Телесные неудобства они переживают острее. Девочки более ласковые и отзывчивые на поцелуи и объятия, чем мальчики. Для игр малышкам достаточно небольшого пространства. Мальчишкам необходима большая площадь для развлечений.

У девочек доминирует левое полушарие головного мозга, поэтому они хорошо концентрируются на определенных предметах и более коммуникабельные. У мальчиков доминирует правое полушарие, благодаря этому, они лучше ориентируются в пространстве, у них прекрасно развиты двигательные функции. Умения и навыки детей разных полов немного отличаются.

Основные моменты умений и навыков мальчиков и девочек приведены в таблице.

Таблица сравнительного анализа развития пятимесячных мальчиков и девочек

Критерий сравнительного анализа 5 месяцев мальчику 5 месяцев девочке
Умения и навыки физического характера Многие мальчики уже умеют сидеть с опорой. Они очень подвижны, могут переворачиваться на живот. Некоторые девочки уже пытаются самостоятельно сесть. Но присаживать малышек ранее 6-7 месяцев не рекомендовано, так как их кости и органы малого таза еще очень слабые.
Речевые способности Мальчики общаются путем гуления. Девочки уже пытаются произносить первые слоги. Гуление постепенно переходит в лепетание. Малышка пытается имитировать речь взрослых.
Форма общения Мальчики очень любят обниматься и проситься на ручки. Девочки очень любят, когда мама с ними долго разговаривает, любят слышать поздравление в свой адрес.

Девочка тянется к неваляшке

Рацион питания в шесть месяцев: что приготовить малышу?

Режим питания включает 4 — 5 приемов пищи (3 основных и 1 — 2 перекуса). Он должен быть организован строго по времени.

Включать в себе блюда из качественных продуктов, способных обеспечить растущий организм ребенка всеми необходимыми витаминами, минералами, полезными веществами.

Это вырабатывает пищевой рефлекс, способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи, положительно влияет на развитие малыша.

В приоритете — легкие диетические продукты: каши (овсянка, гречка, рис, кукурузная, пшенная, ячневая), нежирные супы, мясные (курица, индейка, телятина) и рыбные котлетки, овощи (как в свежем виде, так и в виде пюре, запеканок, салатов), фрукты, блюда из кисломолочных продуктов (кефир, йогурт, творог).

Примерное меню

Завтрак:

Жидкая каша на молоке (гречка) – 150 мл, паровой омлет – 50 граммов, сок фруктовый – 100 мл.

Обед:

Свекольный салат – 30 граммов, суп овощной – 50 – 100 мл, макароны с маслом – 50 г, пюре из говядины – 50 г, компот из сухофруктов – 70 мл.

Полдник:

Кефир — 150 мл, галетное печенье – 15 граммов, фрукты (яблоко, банан) – 100 г.

Ужин:

Винегрет – 100 граммов, биточки из рыбы – 50 граммов, пюре из картофеля – 60 граммов, чай с молоком – 100 мл.

Общая калорийность – 1300 килокалорий. Если малыш попросить кушать в ночное время, то ему можно предложить нежирный кефир, йогурт, молоко.

Рецепты блюд

Диетические творожные сырники, запеченные в духовке

Блюдо является диетическим, потому что термическая обработка производится без добавления большого количества масла, к тому же в состав блюда добавляются полезные для ребенка морковь и яблоко.

  1. Вам понадобится для приготовления 300 граммов творога 5%-жирности, 2 столовые ложки сахара, по 1 штуке яблока и моркови средней величины, 3 столовые ложки муки.
  2. Морковь и яблоко следует натереть, отжать сок.
  3. В емкости смешать все ингредиенты.
  4. При помощи ложки, смоченной в холодной воде, полученную смесь в виде лепешек необходимо выложить на противень, устланный пергаментом.
  5. Выпекать в разогретой до 180 градусов духовке в течение 30 минут.

Что умеет делать малыш в 1 год и 6 месяцев

  • Ребенок уверенно держится на ногах и перемещается, огибая предметы или перешагивая через них, при этом держа в руках какой-либо предмет.
  • Садиться и вставать со стульчика, не держась ни за что.
  • Подниматься и спускаться по невысоким ступенькам.
  • Уверенно держит ложку в руке, пытается есть самостоятельно.
  • Самостоятельно может пить из кружки.
  • Спокойно реагирует на любую гигиеническую процедуру (умывание, купание, чистка ушей).
  • Нанизывает пирамидку из 2 – 3 колец, соблюдая соразмерность.
  • Играет с мячом, по просьбе взрослых бросает его вверх, вниз, в руки родителям.
  • Перекладывает предметы, складывает их в коробку, достает оттуда.
  • Выполняет простые просьбы окружающих: принеси, дай.
  • Различает 2 – 3 цвета.

Сколько раз кормить ребенка в возрасте 1-1,5 лет?

Кормление не должно быть реже четырех раз в день. Между кормлениями должно пройти примерно 3-4 часа. После кормления малыш должен погулять. А затем можно и выспаться, а после сна ребенка снова кормят. При таком режиме дня ребенок хорошо растет и развивается. Поспав и поев, ребенок спокоен, хорошо играется, не капризничает, его нервная система более спокойна, чем у тех детей, которые не высыпаются и недоедают.

Когда вы кормите ребенка из ложки и учите его пользоваться этим прибором самостоятельно, можно применить небольшую хитрость. Если у ребенка не получается есть из ложки, нужно накладывать в нее сначала густую пищу, а потом, когда все начнет получаться, можно черпать ложкой и жидкости: суп, кисель. Не нужно перенапрягать ребенка: пусть поучится совсем немного, достаточно 3-4 ложек, а затем папа или мама докормят малыша. В конце кормления можно применить бонус для малыша – разрешить ему самому доесть ложкой, когда осталось совсем немного еды.

Интеллект

Именно на полуторагодичный возраст приходится резкий скачок интеллектуального развития, малыш буквально как губка впитывает всю информацию. Он уже прекрасно различает предметы, после того как их покажут. Прекрасно различает геометрические фигуры, уже не путает кирпичик и кубик. Может уже собирать несложные конструкции, используя отверстия сортера, собирает пирамидки из предметов, объединенных родовыми признаками. Используя карандаш или фломастер, рисует прямые линии, овалы и зигзаги. Игры для детей в 1,5 года уже должны усложняться, чтобы они позволяли развить сообразительность. К примеру, малыш должен научиться доставать какой-либо предмет, используя другой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector