Организация занятий для развития мелкой маторики и речи ребенка

Содержание:

Совершенствуем навыки

А что ещё поможет деткам 2-3 лет совершенствовать свои навыки крупной моторики? Смотрим!

  • С восторгом носиться с игрушкой-каталкой по дому и двору. Мы не знаем, почему она пользуется такой ошеломительной популярностью у малышей, но факт остаётся фактом: игрушка-каталка — стопроцентный детский хит.
  • Строить башни из больших диванных подушек. Забираться на самый верх, проползать в арку, образованную из подушек, поднимать и бросать их.
  • Подпрыгивать вслед за воздушным шариком. Нечаянно лопнуть его. Немного испугаться и, может быть, даже расплакаться. Дождаться, пока взрослые надуют новый. И по новой!
  • Играть с надувным мячиком: бросать его в руки маме, папе, дедушке, бабушке. В кота. В цветок. Ой! Разумеется, случайно.
  • Пытаться «укротить» раскачивающуюся лесенку или мостик из верёвок на детской площадке. Пока с вашей помощью. Но даже это помогает прорабатывать мышцы туловища.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Занятия должны учитывать интересы ребенка

Пальчиковая гимнастика

Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:

Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории

В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:
Покажите малышу упражнение. Пусть ребенок 1–2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук

Медленно проиграйте вместе с ним весь сюжет без слов.
Добавьте слова.

Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.

Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия

Это может быть:

  • Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука.
  • Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).
  • Отработка использования предлогов. Например, по заданию взрослого ребенок будет брать мячик в руки, прятать за спину, класть около себя и т. п.

Игры с мелкими предметами

Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.

Игры со шнуровками

В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы

Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным

Вышивание

Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.

Работа с карандашом

Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.

Игры с песком

Ребенку можно предложить:

  • Рисовать на песке пальчиками.
  • Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.
  • Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.
  • Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Лепка

Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.
  • Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.
  • Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Массаж пальчиков рук

Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения

Мелкая моторика у детей в возрасте 2 лет

Иногда этот период в развитии детей называется «кризис двух лет». И хотя родителям двухлеток может быть непросто, старайтесь сосредоточиться на хорошем — что ваш малыш продолжает расти и развиваться.

Мелкая моторика рук и пальцев продолжает совершенствоваться. Теперь малыш способен брать небольшие предметы размером с горошину и выполняет действия, требующие сложной координации, например может открыть банку.

Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 2 лет

В этот период у ребенка развивается способность фокусировать внимание. Теперь он может на короткое время с головой погружаться в творческие дела

Вот некоторые из таких дел, в которых можете поучаствовать и вы:

  • Читайте ребенку книжки вслух, а он пусть переворачивает страницы.

  • Предложите ему порисовать мелками, цветными карандашами или пальчиками, используя специальные краски.

  • Поиграйте с ним в кубики или конструктор.

Подведем итог

В возрасте от 2 до 3 лет у ребенка развиваются следующие навыки:●    Он умеет листать страницы книги или журнала.●    Он строит башни как минимум из шести кубиков.●    Он умеет снимать обувь.●    Он умеет расстегивать куртку.●    При приучении к горшку он может самостоятельно снимать и надевать трусики.●    Он умеет поворачивать дверные ручки.●    Он открывает и закрывает банки с завинчивающимися крышками.●    Он умеет пить из кружки, держа ее одной рукой.●    Он умеет разворачивать конфету.●    Он держит карандаш в правильном положении и умеет делать штрихи в разных направлениях.

Мелкая моторика у детей в возрасте 3 лет

На этом этапе развития дети уже гораздо лучше управляют своими мышцами. Например, в этом возрасте ребенок умеет двигать пальцами как по отдельности, так и всеми вместе. Это заметно по тому, как он держит карандаш или мелок — теперь это больше похоже на то, как бы это стал делать взрослый.

В этом возрасте ребенок начинает больше внимания уделять тому, что его окружает, в частности предметам. Например, во время игры он особым образом раскладывает игрушки. Он может пользоваться различными инструментами и приспособлениями, похожими на взрослые, например вырезает детскими ножницами фигуры из бумаги. У него все лучше получается делать что-то из подручных материалов. Некоторым детям на этом этапе нравится экспериментировать с художественными материалами.

Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 3 лет

Вот несколько примеров полезных и интересных занятий, способствующих развитию ребенка:

  • Делать постройки из кубиков.

  • Вместе собирать простые пазлы.

  • Играть с доской с дырками.

  • Делать ожерелье из нитки и крупных бусин.

  • Раскрашивать раскраски мелками или рисовать мелом на асфальте.

  • Строить замки из песка.

  • Одевать кукол в кукольную одежду с пуговицами, молниями и застежками.

Ребенку можно поручить простые и безопасные задания по дому (естественно, под присмотром):

  • Помочь взрослым построить кукольный домик, открутить что-то отверткой или забить гвоздик легким молотком.

  • Помочь посадить цветы в саду, выкопать ямку лопаткой, разрыхлить землю граблями.

  • Взбивать мутовкой яйца для омлета или жидкое тесто для блинов.

Подведем итог

В возрасте примерно от 3 до 4 лет ребенок овладевает следующими навыками:●    Он умеет держать мелок или карандаш в руке по-взрослому (между большим пальцем и всеми остальными).●    Иногда у него получается держать столовые приборы в руке по-взрослому (между большим пальцем и всеми остальными).●    Он самостоятельно ест и крайне редко что-то проливает на стол или на себя.●    Он строит из кубиков башню высотой не менее чем в девять кубиков.●    Он умеет наливать напитки из кувшина себе в кружку.●    Он самостоятельно застегивает и расстегивает пуговицы на одежде.●    Он вырезает геометрические фигуры из бумаги детскими ножницами.●    Он лепит различные фигурки из пластилина. 

Игры с прищепками.

Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!

Вот самые популярные из них:

С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.:

Сортируем прищепки по цвету:

 

Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!

Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить «червячков» в тарелочку к птичке используя прищепки):

Как можно помочь своему ребёнку?

  • вспоминаем и чертим на асфальте «классики».
  • предлагаем разные способы передвижения, например: задом наперёд как  краб или боком как морской краб, как косолапый медведь, двигаясь как «тачка» на руках (взрослый придерживает ноги ребёнка на весу) и т.д.;
  • придумывайте игры на неустойчивых поверхностях (предложите например, перелезть через большие подушки, в поиске клада или даже позвольте ребёнку попрыгать на кровати J);
  • не забывайте про всевозможные игры с мячом (с большими, воздушными, маленькими).
  • устраивайте полосы препятствий (расставьте несколько предметов, так чтобы ребёнку нужно было их обходить, перепрыгивать,  пролезать под ними, перебираться через них) это позволяет сочетать использование разнообразных моторных навыков в одной игре;
  • отлично подходят игры на детских площадках, с качающимися мостиками, сетками, канатами, различными лестницами, спусками и подъёмами;
  • полезным также будет плавание.

Лучшие упражнения в комплексе

Покупать тренажеры, спортивную форму и прочие традиционные атрибуты не нужно. Для выполнения упражнений понадобятся разные, но абсолютно простые предметы. Большинство из них есть в каждом доме, начиная с пуговиц, заканчивая шишками, камешками и ракушками, привезенными когда-то с моря.

После подготовки можно смело приступать к комплексу. Результат не заставит себя долго ждать.

Упражнения без предметов

  • Складываем ладони и активно, интенсивно потираем их друг о друга. В результате вы должны почувствовать тепло.
  • Ладонь каждой руки кладем на твердую, ровную поверхность. По очереди, не спеша, поднимаем каждый палец вверх. Ладонь при этом должна оставаться прижатой. Если поблизости нет подходящих поверхностей, прикладывать руки можно к животу.
  • Пальцами одной руки аккуратно совершаем пощипывающие движения в отношении другой конечности. Затем меняем «роли».
  • Подушечкой большого пальца поочередно касаемся других пальцев на руке, образуя таким образом кольца.
  • Сжимаем и разжимаем ладони каждой руки. Делаем это по очереди.

Упражнения с предметами

  • Берем в руку маленькие орешки или шишку. Достаточно крепко сжимаем их ладонями. А затем – перекладываем из одной руки в другую.
  • Берем длинную ленту или толстую нитку и крупные бусины. Постепенно нанизываем одно на другое – делаем бусы. После этого разбираем получившуюся «конструкцию».
  • В глубокую миску насыпаем крупы разных типов. Перемешиваем их. После этого производим сортировку. Распределяем крупинки по нескольким тарелкам.
  • Берем маленький резиновый шарик, можно с пупырышками/шипами (так даже лучше). Катаем его по ровной, твердой поверхности ладонями поочередно.
  • В миску насыпаем мелкую крупу. Маленькими порциями стараемся ее переместить с помощью рук в другую посуду.
  • Просим близкого человека подобрать несколько предметов разных размеров и фактуры. Закрываем глаза и наощупь стараемся распознать каждый из них. Подойдут изделия из керамики, мягкие игрушки, статуэтки, столовые приборы и т.д.

Наиболее распространенные упражнения и игры

Пальчиковая гимнастика

Наиболее эффективные упражнения сенсомоторного развития у малышей от 5 месяцев до 1,5 года, те, которые протекают в увлекательной и интересной для его возраста форме.

  • Пальчики здороваются — поочередно каждый пальчик дотрагивается до своего собрата напротив.
  • Отлично работает веселая и всем известная игра-массаж «Сорока ворона кашу варила», а также игра «Ладушки».
  • Игра на пианино — пальчики хаотично приподнимаем от поверхности поочередно или все вместе.
  • Рисуем круги и восьмерки в воздухе каждым пальцем.
  • Разрывание бумаги (подходит деткам с 7 месяцев). Дайте малышу два листа цветной бумаги, он с удовольствием их осмотрит, ощупает, начнет мять и разрывать.

40 игр для развития мелкой моторики.

Для деток постарше

  • Перелистывание страниц книжки с картинками.
  • Бусы — перебирать мелкие предметы очень полезно. Наденьте на себя бусы с различного размера бусинами, ему очень понравиться перебирать их пальчиками.
  • Игры вкладыши (мисочки, пирамидки и т.п.) Их можно вкладывать друг в друга, строить башенки. Эта игра очень интересна малышам и формирует понятие о размере предметов.

Для детей от 3-ех лет

Игры с мелкими предметами (бусины, пуговицы, камешки, крупа)

Такие игры проводятся только под наблюдением взрослых. Они оказывают всестороннее действие — развивающее, успокаивающее, тонизирующее, оздоравливающее. Отлично развивают моторику и тактильные ощущения. Насыпьте в мисочку любую крупу и дайте её ребенку. Он с удовольствием будет ее трогать, просыпать сквозь пальцы.

Предложите разделить заранее смешанные фасоль и горох, или же искать камушки в крупе. Задайте задачу нарисовать на белом картоне крупой солнышко или любой другой несложный рисунок. Хорошо работают для развития моторики упражнения с пинцетом или щипцами. Покажите как с помощью такого инструмента можно перекладывать предметы и попросите его переложить в бутылку с узким горлышком горошинки, камушки или бусинки.

Специальные игры для развития мелкой моторики.

Очень полезно и интересно для детей нанизывать бусинки/ пуговицы на нитку, причем это можно делать не только в произвольной форме, но и усложнить задачу, предложив определенную последовательность нанизывания. Не забывайте про игры с мозаикой.

Они представляют инсценировку каких-либо историй, сказок. Вы можете разрисовать крышечки от бутылок, надевать на пальчики легкие кубики с отверстием или купить специальные пальчиковые куклы. В такие игры детям интересно играть от года и до младшего школьного возраста. Пальчиковые игры подразумевают использование обеих рук. Для получения наибольшего результата, эти упражнения необходимо выстраивать так, чтобы в кистях рук постоянно менялись напряжение и расслабление, сжимание и разжимание.

Завинчивание, застегивание, расстегивание

Завинчивание и раскручивание крышек любых сосудов (лучше разных по форме, размеру) отлично развивает ловкость пальчиков. Застегивание / расстегивание пуговиц, молний, шнуровка — развивает моторику, концентрацию и приучает к самостоятельности. Поэтому обязательно просите ребенка включатся в процесс одевания.

Специальный плакат-игрушка для детей, его можно сделать своими руками.

Лепка развивает моторику и воображение

Здесь важно работать с разными материалами: пластилин, глина, пластичное тесто. Причем процесс лепки должен каждый раз проходить в новой форме

Например, пластилином можно не только что-то лепить, но и оклеивать им бутылки, тем самым придавая новую форму какого-то предмета (кувшина, вазы и т.п.). Выкладывать на картоне пластилиновыми шариками, полосками, конкретно заданный рисунок.

Из глины полезно и увлекательно делать отпечатки ладони, пальцев, фигурок, сложенных из пальцев или выполнять отпечатки посторонних предметов. Лепка очень увлекательна для детей любого возраста и не ограничивает в фантазиях.

Используйте игры с песком

Они помогают не только в развитии сенсомоторики, но и в раскрытии творческого потенциала, а также успокаивают нервную систему. Можно рисовать на ровном песке пальчиком различные фигуры, прятать в него много мелких игрушек и находить, можно задавать задачи насыпания определенного количества горочек песка и т.п.

Игры с песком или мелкой крупой — отлично развивают у детей мелкую моторику.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Угадываем картинки и текстуры на ощупь

Помните, в статье про игры на развитие моторики от 2 лет я упоминала игру «». Это занятие, как правило, всегда идет на «ура!», потому что в нем содержится элемент сюрприза, а дети это страсть как любят. Но стоит заметить, что помимо положительных эмоций игра стимулирует еще и сенсорные восприятие, ведь ребенок в процессе игры учится опознавать предметы на ощупь.

Если вы уже освоили тактильные игры из предыдущей статьи, я предлагаю вам попробовать более продвинутые варианты занятий на развитие сенсорных ощущений.

Вариант 1. Тактильные картинки

Тактильные картинки можно сделать самостоятельно с помощью бархатной цветной бумаги (она продается в любом канцелярском магазине). Для этого вырезаем из бархатной бумаги силуэты простых картинок и наклеиваем их на карточки из обычного цветного картона. Таким образом, наклеенная картинка будет отличаться от самой карточки по фактуре. Желательно также, чтобы и формы картинок заметно отличалась между собой. Я взяла идеи из простых раскрасок, скачанных в интернете.

Когда карточки будут готовы, дайте ребенку сначала ощупать каждую из них. А затем попросите его закрыть глаза и на ощупь угадать какую-нибудь из предложенных вами карточек. Повторите игру и с другими карточками.

Вариант 2. Сенсорное лото

Если раньше ребенку не доводилось играть с тактильным лото, то для начала просто рассмотрите и пощупайте все фишки, обсудите, какие из них мягкие, какие шершавые, колючие, гладкие и т.п. А уже после того, как изучите его хорошенько, предложите сыграть в «Волшебный мешочек», положив в него небольшое количество фишек. Задача ребенка – найти в мешочке на ощупь точно такую же фишку, какую вы ему показываете.

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?

Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.

Совет № 1. Танцуйте

С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.

Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!

Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.

Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми

С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.

Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.

Совет № 3. Делайте зарядку

С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.

Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.

Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.

Совет № 4. Катайтесь на велосипеде

С какого возраста: с 1 года.

На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.

По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.

Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша

С какого возраста: всегда.

«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.

Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.

Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.

Собираем картинки путем наложения элементов

Несмотря на то, что для подготовки этой игры понадобятся всего лишь маркер и крышки от сметаны, пространственное и логическое мышление она развивает не хуже, чем всем известный Bondibon Поэтому запаситесь как следует сметаной и приступайте!

В чем суть игры? Малышу необходимо собрать цельную картинку из отдельных частей, нарисованных на крышках. Это совершенно новая задачка для пространственного мышления ребенка, ведь, играя с кубиками или конструкторами, он привык получать некий образ или форму, составляя детали рядом. Здесь же картинка будет получаться путем наложения прозрачных деталей друг на друга.

Для игры нужно будет подготовить несколько простых картинок-схем и нарисовать соответствующие элементы на прозрачных крышках. Например, на одной крышке рисуем дом, на другой – забор, на третьей – солнышко, на четвертой – травку. Если все это совместить, то получится красивый деревенский пейзаж. Элементы разных картинок необходимо перемешать между собой, чтобы ребенок сам подобрал подходящие, ориентируясь на схему. Более подробно суть игры можно посмотреть на видео.

Ход игры: ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.

«Весёлые шарики».

Цель: научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.

Оборудование: обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью «экстра», пшеном.

Ход игры: ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно — кинестетическое ощущение.

«Сухой аквариум»

Цель: сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.

Ход игры: дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку.

«Фруктовые бусы»

Цель: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование: фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити.

Ход игры: дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов.

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»

Цель: развивать мелкую моторику.

Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»

Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку»— разрезные картинки.

Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки»— учить вкладывать шнурок в дырочку.

Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»

Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т. д.

«Игры с бусинками»

Оборудование: бусины, ниточки.

Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Игры с конструктором»

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»

Игры с магнитами для детейвторого года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т. д.) или друг к другу.

«Игры с прищепками»

Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка, цветочка, елочки и т. п., к веревке, к ткани и т. д.

«Игры с бумагой и салфетками»

Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн»

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы.

«Спрячь платочек»

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

Играем с маленькими деталями мозаики

Любая мозаика – это отличный тренажер для мелкой моторики малыша. И если раньше, в год, одной из главных игрушек ребенка была мозаика с крупными фишками, то теперь ему можно предложить мозаику, которую, наверно, многие из нас помнят с детства – с маленькими деталями на крошечных ножках (Ozon, My-shop, KoroBoom).

Сам процесс проталкивания утонченных пластиковых ножек в крошечные отверстия очень увлекает малыша. Не надо торопить ребенка, предлагая ему сразу составлять картину, пусть он спокойно освоит новый навык. А когда построение абстрактных образов уже будет  даваться легко, попробуйте привлечь малыша к строительству дорожек и простых фигур.

Таисии больше всего нравилось строить дорожки-мостики между двумя маленькими игрушками, поставленными по краям игрового поля. Дорожки могут быть не хаотичной расцветки, а с определенной закономерностью (чередование цветов через 1, через 2 или более сложные схемы) – так мы сразу и логическое мышление развиваем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector