Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка

Содержание:

Развиваем ощущение пространства

Приготовьте игрушки для ребенка в виде емкости и нескольких предметов, которые помогут детям в 9 месяцев познать законы пространства и размеров. Покажите ребенку, что предметы можно вынимать и прятать в емкости. Повторите свои действия несколько раз.

Пирамидка: нанизываем, снимаем колечки

С пирамидкой можно играть в разные игры. Самая простая – научиться снимать кольца. Можно снятые с пирамидки кольца класть друг на друга и строить башню, после чего весело ее разрушить. Предложите выложить из колец тропинку, по которой будет гулять зайчик или мишка.

Можно начать знакомство с понятием «большой-маленький» Предложите сыну или дочери найти большое кольцо и надеть на стержень. Сравнивая размеры колец, можно поиграть в игру «Приглашаем в гости». Возьмите 3 кольца для мамы медведицы, папы и Мишутки в качестве тарелок. Начинайте их раскладывать по мере убывания и возрастания.

Составляем кубики друг на друга

Настало время учиться строить башню из кубиков. Сначала это должна сделать мама, комментируя свои действия: «Берем кубик, ставим кубик. Берем еще один кубик и ставим на кубик. Хорошо». Теперь строим башню совместно. На третьем этапе ребенок строит сам, а мама продолжает комментировать его действия. Не забывайте хвалить за успехи.

Вкладываем и выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары

Для такой игры подойдут коробки, ведра, тазики. Дети с удовольствием будут наполнять и освобождать тару. Когда ведро полностью будет загружено мелкими предметами, отметьте, что оно полное. После того как все предметы вынуты, необходимо сказать, что там ничего нет, ведро пустое. Можно усложнить игру, предложив рассортировать разные предметы в соответствующую емкость.

Открываем и закрываем коробочки, баночки, матрешки

Для развития мелкой моторики руки важны игры со всевозможными банками и коробками, которые легко открывать и закрывать, закручивать крышки, вкладывать одну коробку внутрь другой. Такие коробки с крышками и банками можно распределить в различных углах квартиры. Ребенок обязательно найдет эту развивающую игру и с увлечением будет закручивать крышки.

Стаканчики

В качестве игрушки для девятимесячного ребенка можно использовать стаканы различного размера. Они могут быть бумажными, пластиковыми. Ребенок будет их помещать один в другой, расставлять на полу. Взрослый может таким образом познакомить ребенка с понятием «больше», « меньше». Также такая игра подойдет и во время банных процедур. Дети могут набирать в стаканы воду.

Игра Норка

Для этой игры понадобится коробка с крышкой, в которой нужно проделать отверстие. Во время игры попросите ребенка опустить игрушку в норку. Затем предложите ему самому ее вытащить. Эта игра поможет ребенку научиться осознавать свои действия.

Играть с двух-трехслойными рамками-вкладышами (пазлами)

Многослойные рамки-вкладыши – игрушки просто удивительные, они сочетают в себе функции и пазла и площадки для сюжетной игры. Как правило, такие рамки-вкладыши показывают ребенку какой-то один объект в разных разрезах, например, дом (автобус, машина) внутри и снаружи. Такое представление объекта способствует развитию образного мышления ребенка. И это просто безумно интересно! Даже родителям

Например, пазл «Дом зайцев» (My-shop, Read) состоит из таких слоев: на самом нижнем слое зайчики проснулись и встали с кроваток (при этом каждого зайца можно достать и разыграть с ними небольшую сюжетную игру), на следующем слое проснувшиеся зайцы уже начали вести какую-то деятельность: пить чай, доставать игрушки, на третьем слое представлен дом снаружи и видно, чем зайцы занимаются на улице. Вот интересные варианты двухслойных пазлов — Дом или Автобус.

Ребенок в этой игре учится отличать детали каждого слоя и совмещать их уже не просто по схожести объектов (как в обычных рамках-вкладышах), а именно по смыслу.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Основные навыки: что умеет 9-месячный малыш

Ребенок на девятом месяце жизни уверенно стоит, опираясь на борт кроватки, стену или руку взрослого. Если младенец чувствует достаточную поддержку, то он делает несколько шагов. Самостоятельную ходьбу малыш еще не практикует и предпочитает добираться до нужного места ползком. Навык ползания ребенок к этому возрасту осваивает «на ура» – за крохой бывает трудно угнаться.

Важно! В 9 месяцев начинается период влечения к предметам, находящимся на высоте, поэтому родителям следует проявлять особую бдительность и убирать опасные вещи, находящиеся чуть выше роста малыша.

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:

  • Самостоятельно садиться из любого положения. Сидя ребенок может провести 10-15 минут без труда, при этом дотягиваясь до предметов и притягивая к себе нужную игрушку.
  • Маленький непоседа пытается забраться на невысокие поверхности – диваны, стулья, кресла и т.д.
  • Находясь возле опоры, самостоятельно встает и делает маленькие шажки. В детских ходунках приседает, пытается подпрыгивать, без устали передвигается в них до 10 минут.
  • Активно использует в играх «щипковый» захват. Пытается подобрать двумя пальцами мелкие предметы с пола.
  • Физическое развитие ребенка также претерпевает изменения, у крохи начинают появляться первые молочные зубки (или продолжают расти), иногда одновременно прорезываются сразу несколько зубов.
  • Происходит активное развитие речи. Малыш произносит заветные слоги «ма», «па», «ба». Постепенно в речь ребенка входят новые звуки и даже короткие слова («на», «где» и т.д.).
  • Предметы в ручках держит крепко и уверенно, но и разжать пальчики младенцу в 9 месяцев еще трудно – он до конца осознает весь «механизм» процесса. Поэтому отобрать у малыша предмет, который он схватил, бывает крайне непросто.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Несмотря на то, что развитие у детей обоих полов проходит практически одинаково, можно заметить некоторые особенности в восприятии мира, играх, поведении у девочек и мальчиков даже в столь раннем возрасте.

Девочки вне зависимости от темперамента проявляют больше интереса к общению и эмоциям, чем мальчики. Сильному полу с младенчества больше интересны неодушевленные предметы, нежели люди.
Мальчики часто равнодушны ко звукам и голосам, нежели девочки. Именно поэтому словарный запас у женского пола пополняется быстрее, что благоприятствует раннему развитию речи.
Рассматривать предметы, активно играть и развивать пространственное зрение лучше получается у малышей мужского пола

У девочек более развито периферийное зрение, и они предпочтут игрушкам внимание и ласку.

Упражнения для ног

Имитация ходьбы, и бега в различном темпе. Положите ребенка на спину, захватите его голени и, сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах, имитируйте ходьбу и бег в положении лежа. Проделывайте упражнение в различном темпе, затрачивая на каждое движение от 1 до 3 минут (рис. 5). Упражнение подготавливает малыша к движению в вертикальном положении, укрепляет мышцы ног и таза, способствует выработке навыков ходьбы и бега.

Поворот со спины на живот. С помощью уговоров или яркой игрушки побуждайте малыша повернуться со спины на живот. Как правило, в этом возрасте дети способны выполнить это движение самостоятельно или с небольшой поддержкой в самом начале движения. Повторите по 2 раза в каждую сторону.

Какие развивающие игрушки нужны

  • Мячики и шарики разных размеров. Они могут быть гладки и с пупырышками, одноцветные и цветные, пищащие и светящиеся, резиновые и пластиковые;
  • Молоток и колышки. Стремление карапуза стучать всем по всему остается очень сильным. Если у крохи еще нет пищащего молотка и колышков, то хорошо приобрести их в этом возрасте. Малыш быстро освоит технику игры с этим предметом, и веселясь, будет развивать моторику рук, слух и зрение;
  • Пирамидки и вкладыши. Разнообразные предметы для применения первых логических операций развивают умственные способности ребенка и мелкую моторику;
  • Кубики и конструкторы;
  • Музыкальные панели и центры с кнопочками и деталями, напоминающими настоящие предметы. Малышам очень нравится заниматься с такими игрушками, воздействие на которые вызывают разнообразные звуки;
  • Игрушки для ванной;
  • Куклы и звери. Большие и маленькие, резиновые и пластиковые. Для мальчиков и девочек в этом возрасте полезно играть с предметами, отображающими людей и животных. Используя кукол или зверей, можно обучать малыша новым словам, показывать различные ситуации;
  • Заводные и динамичные игрушки. Хорошо, когда игрушка яркая, но если она еще и двигается – польза вдвойне. Малыш тренирует ловкость, моторику, зрение и умственные способности, наблюдая, как при помощи несложных движений рук, оживает предмет;
  • Бытовые игрушки. Игрушки, изображающие обычные предметы или бытовые предметы, разрешенные для игр. Дети копируют поведение взрослых, многие их игры состоят из попыток повторить действия за окружающими;
  • Шкатулки, коробочки, сортеры. Умения сложить все в коробку или достать из нее, подобрать предмет по размеру или извлечь из отверстия нужный предмет – занятия для 9-ти месячного ребенка. Тренируя моторику и ловкость, зрение и умственные способности кроха с увлечением будет достаточно долго занят;
  • Музыкальные инструменты. Игрушечные или настоящие хорошо влияют на развитие слуха малыша;
  • Книжки.
  • Не выкладывайте перед крохой сразу все игрушки. Давайте небольшое количество предметов и заменяйте на новые, когда ему надоест предыдущее занятие;
  • Старые, хорошо изученные игрушки вызовут у малыша восторг, если на недельку исчезнут из поля зрения;
  • Показывайте простые способы игры с предложенными предметами, с увлечением играйте вместе с ребенком.

Как играть с ребенком в 9 месяцев

С помощью развивающих игр можно подготовить карапуза к будущим познаниям, заставить мозг активнее работать, запустить воображение и логическое мышление. Для этого у крохи должны быть музыкальные игрушки, мягкие кубики, мячики куклы и машинки

Нужно обращать внимание на их свойства – они должны быть простыми. Например, мячик катится, значит его надо катить, пианино издает какой-то звук только при нажатии на клавиши

Концентрировать внимание необходимо на чистоте куклы, доброте зайчика, мягкости мячика и других положительных свойствах предметов.

Игры на свежем воздухе

На прогулке стоит показывать ребенку окружающие предметы, говорить, как они называются и для чего необходимы. Повторяйте услышанные на прогулке звуки – после таких речевых игр кроха начнет подражать вам. Карусели и качели вызывают у деток реакцию восторга. Не лишайте ребенка возможности запустить пальцы в песок или потрогать травку. Так младенец познает окружающий мир и вместе с тем развивается.

Игры без игрушек

Ребенку могут надоесть игрушки, поэтому придется предложить ему что-то новое и интересное. Кроме обычных пряток вы можете сделать следующее:

  1. Нарисовать на своих пальцах ручкой смешные рожицы и разыграйте перед карапузом придуманный кукольный спектакль.
  2. Возьмите кастрюли, контейнеры, коробки, дайте малышу в руки карандаши или ложки. Покажите, что ими можно стучать по предметам, создавая определенные мелодии.
  3. Если нет возможности пойти в песочницу на улицу, то просто насыпьте в тазик любую крупу, дайте ребенку ложку или кружку – он с удовольствием будет копаться миске.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

На этом периоде своей жизни кроха должна уметь уже очень многое. Чтобы следить за нормальным развитием ребенка в 9 месяцев, необходимо знать важные навыки. При отсутствии некоторых из них не стоит сразу паниковать

Развитие каждого младенца индивидуально, важно помочь крохе освоить тот или иной навык. Если малыш не обладает большей частью умений из списка, то стоит об этом сказать врачу

Навыки при этом разделяются на:

  1. Физические показатели. Сюда относятся умение сидеть, попытки вставать или ходить самостоятельно.
  2. Навыки общения. Здесь выделяется умение говорить слогами, соединять их в небольшие слова.
  3. Эмоциональные. Связаны с психическим развитием ребенка в 9 месяцев – умением понимать происходящее вокруг, показывать мимикой свое состояние, радость или злость.

Физические навыки

Малыш должен уже уметь сидеть без опоры, пытаться вставать и ходить с опорой, пробовать ползти за игрушкой, которая находится рядом. Другие физические навыки, которыми должен обладать 9-месячный ребенок:

  • лежа на животе тянуться за игрушкой, ползти за ней;
  • брать игрушку позади себя;
  • уметь садиться самостоятельно из позиции стоя;
  • подражать взрослым, повторять их действия;
  • препятствовать, когда пытаются отнять игрушку, крепко ее держать;
  • переворачивать страницы книги, рассматривать картинки;
  • перекладывать предметы, ощупывать их;
  • стоять на ступнях при поддержке за ручки, не скручивая пальчики.

Развитие речи

От 9-месячного младенца вы уже должны слышать повторяющиеся слоги и небольшой пассивный набор слов, таких как «мама», «папа», «баба», «дай». Речь при этом всегда эмоционально окрашена. Другие речевые умения:

  • подать вещь кроха просит мычанием и указыванием на нее пальцем;
  • в периоды бодрствования лепет всегда громкий;
  • кроха пытается имитировать интонацию и действия взрослых, повторить за ними звуки.

Осознанные эмоции

Развитие ребенка в 9 месяцев уже на таком уровне, что малыш, услышав от мамы свое имя, повернется и даже подползет к ней. Кроха уже может манипулировать взрослыми, проявляя свой характер, когда что-то не нравится. Так детки изучают границы дозволенного им. Ребенка 9 месяцев можно назвать «подражайкой» – кроха старается повторять все за взрослыми, имитируя звонок по телефону или кормление кукол. Другие эмоции, которые проявляется кроха:

  • упрямство – малыш интенсивно мотает головой, отказывается от того, что не хочет;
  • узнает себя в зеркале, отличает от других людей, оживленно реагирует на свое отражение;
  • может кивать головой, если задавать ему наводящие вопросы;
  • радуется и улыбается, когда пытаются рассмешить;
  • понимает просьбы по типу «возьми» или «иди сюда».

Что умеет делать девятимесячный малыш

Не существует никаких нормативов, что должен делать ребенок и чего он достиг в своем развитии, так как в 9 месяцев все детишки довольно разные.

Вас не должно беспокоить, если малыш немного отстает от сверстников: очень скоро он их догонит и перегонит!

Физическое развитие ребенка в девять месяцев, как правило, включает следующие навыки:

  1. Кроха хорошо ползает, причем не обязательно на четвереньках. Малыш вполне может перемещаться по-пластунски, и это не является патологией;
  2. Детки уверенно садятся и сидят без опоры продолжительное время;
  3. Кроха встает у опоры;
  4. В девять месяцев многие малыши делают первые шаги. Это могут быть передвижения вдоль дивана или решетки кровати, или хождение с мамой, когда она поддерживает крошку за обе ручки или подмышки. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить>>>

В это время еще не все дети умеют самостоятельно выходить из положения «стоя», чаще всего им требуется помощь взрослого.

Веселые тарелочки

Нужно: 5-6 тарелочек (лучше разноцветных) из дерева или пластмассы.

Это упражнение должно научить ребенка правильно брать предметы, противопоставляя большой палец указательному (так называемый пинцетный захват).

Вы подвигаете поближе к ребенку стопочку тарелочек, снимаете верхнюю и протягиваете ему. Когда малыш потянется ручкой, чтобы взять тарелочку из ваших рук, проследите, чтобы он сделал это правильно: большой палец должен оказаться сверху тарелочки, а остальные четыре — снизу

Если ребенок пытается взять тарелочку кулачком за край, осторожно поправьте его пальцы. Рассмотрите вместе с малышом тарелочку, обсудите ее форму, цвет, размеры, поверхность (гладкая, шероховатая) и т.д

Затем передайте ему следующую тарелочку. Закончив изучение тарелочек, снова сложите их в стопку, а стопку придвиньте к ребенку — пусть возьмет их по одной и разбросает вокруг. В конце занятия соберите стопку в последний раз, предложив ребенку положить сверху 1-2 тарелочки.

Если ребенок на искусственном вскармливании

Искусственникам требуется четкий режим питания. Кормлений должно быть не меньше 8 раз. Нормы рассчитываются, как и при грудном вскармливании, но когда кроха ест реже, требуется увеличивать объем

Здесь важно не перекормить, ведь из бутылочки кушать намного проще, а сосательный рефлекс ребенка стремительно развивается сразу после рождения

Когда грудничка кормят смесями, а не сцеженным молоком, рассчитать порцию не сложно. На каждой упаковке искусственного питания указана соответствующая возрасту доза. Если новорожденный съедает немного меньше, чем положено, в другой раз он скушает чуть больше.

Желудок искусственника намного медленней переваривает еду, независимо от того, молоком его кормят или смесью. В дневное время его нужно кормить каждые 3 часа, а ночью раз в 5-6 часов.

Если малыш с плачем просыпается после того, как покушал, не надо спешить его докармливать. Возможно, у него просто заболел животик или он не может отрыгнуть. Необходимо взять малютку на руки и походить немного по комнате, поглаживая по спинке. Тельце нужно держать в вертикальном положении. Когда он отрыгнет, то может снова спокойно уснуть.

Основные отличия от ГВ

Стул ребенка, питающегося смесями, отличается от стула деток на грудном вскармливании. Он более густой и обладает другим запахом. Молоко и смеси по-разному усваиваются, и требуют разных промежутков между кормлениями. Также искусственное вскармливание иногда может вызвать аллергию на белок.

Если проявляются диарея, беспокойство, кровь и слизь в стуле — смесь срочно меняют на другую.

Такое питание предполагает объемы порций в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей крохи. Если один малыш съедает 90 мл, то другому понадобится 210 мл

Новорожденных кормят около 8 раз в день и важно их не перекормить. Если грудничок, находящийся на грудном вскармливании, при насыщении просто отпускает грудь, то у искусственников с этим возникают проблемы

Следует соблюдать определенную дозировку, соответствующую возрасту и весу.

Многих интересует, нужно ли поить искусственника водой. Педиатры разрешают периодически допаивать грудничков, так как смесь достаточно питательная. Грудным деткам дают воду при знойной погоде, сухом микроклимате комнаты, в случае съеденной мамой жирной пищи (см. статью про допаивание грудничков водой).

Сколько съедает грудничок на искусственном вскармливании (Таблица)

Возраст, месяцев Объем в зависимости от массы
10 дней — 1,5 5-тая часть
1,5 — 4 6-тая часть
4 – 6 7-мая часть
6 — 8 8-мая часть
8 — 12 9-тая часть

Как выяснить, сколько смеси должен съедать новорожденный?

Способ №1. К примеру, если месячный ребенок весит 3,5 кг., то суточная норма должна быть 700 мл или 1/5 от массы. А когда малышу 3 месяца и он весит 5,7 кг., объем в сутки рассчитывается так: 5700 делят на 6, в соответствии с таблицей и получается 950 мл.

Способ №2. Можно посчитать суточную дозу другим способом – разделить вес на рост грудничка. Полученное число и будет примерным суточным объемом.

В какие игры можно играть с 8-месячным карапузом

В этом возрасте важно развивать детей как умственно, так и физически. Любые бытовые моменты можно перевести в игры с 8-месячным малышом

Неважно, ползает он или ест, любые умения следует использовать правильно. Детям нравятся игры с мамой, поэтому не оставляйте надолго ребенка одного с игрушками. Пытайтесь играть так, чтобы младенец мог запомнить и повторить ваши действия. Помогайте ему изучать новый мир вместе с вами.

В этом возрасте детям нравятся тактильные игры («Сорока-воровка», «Ладушки»), игры с мячиками, пирамидки. Читайте ребенку книжки, рассматривайте картинки и фотографии – эти моменты обязательно отразятся на его умственном развитии.

Развивающие игры для ребенка восьми месяцев

Перечислим активные игры для 8-месячного ребенка:

  • «Прятки»;
  • «Догонялки»;
  • «Преодоление препятствий».

Для физического развития помогайте сыну или дочке сидеть, ползать, становиться на ноги, держась за опору. На улице обязательно показывайте и проговаривайте названия предметов (деревья, цветы, листья), животных и птиц. Это будет развивать их сенсорное восприятие.

Начинать читать книги детям необходимо с раннего детства. В качестве первых книг выбирайте те, которые не боятся воды. Ваш ребенок обязательно захочет попробовать их на вкус. Также рассматривайте варианты из плотного картона с крупными картинками.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Режим дня в 9 месяцев

Для полноценного развития девятимесячного ребёнка огромное значение имеет режим дня, правильное питание, общение, развивающие игры.
Несоблюдение распорядка негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии ребёнка, он становится капризным. Кроме того, следование ряду определенных правил помогает малышу ориентироваться во времени.
Ниже приведен примерный распорядок дня, способствующий гармоничному развитию ребёнка в 9 месяцев.

Время

Действие

7.30-8.00

Подъём, первое принятие пищи. При первом кормлении малыша лучше давать грудное молоко или адаптированную детскую смесь

8. 00-8.30

Водные процедуры

8.30-9.30

Развивающие игры с ребенком

9.30-10.30

Гимнастика, массаж

10.30-11.30

Второй прием пищи

11.30-14.30

Прогулка на свежем воздухе, дневной сон

14.30-15.30

Кормление

15.30-16.30

Развивающие игры

16.30-19.00

Прогулка, сон

19.00-19.30

Кормление

19.30-21.30

Развивающие игры

21.30-22.00

Водные процедуры, подготовка ко сну

22.00-22.30

Кормление, укладывание спать

Режим сна

Для полноценного развития ребенка в 9 месяцев необходим полноценный отдых. В этом возрасте малыш спит примерно 12- 15 часов. На сон ночью приходится 9 -11 часов, время же дневного сна уменьшается до трех — четырех часов.
Чтобы у ребёнка не возникало проблем с засыпанием, следуйте следующим рекомендациям:

  • Соблюдайте режим дня;
  • Избегайте активных игр перед сном;
  • Создавайте подходящие условия для сна (тишина, отсутствие яркого света, прохладное, проветренное помещение, увлажненный воздух);
  • Обеспечьте ребёнку достаточную активность в период бодрствования.

Питание

Для нормального развития ребёнку 9 месяцев необходимо правильно питаться. К этому возрасту львиную долю питательных веществ малыш получает из продуктов прикорма. Грудное молоко или молочную смесь рекомендуется давать после пробуждения и перед сном.
Для полноценного развития в рационе малыша должны присутствовать следующие продукты:

  • Творог до 50 г;
  • Овощи (брокколи, кабачок, тыква, морковь, картофель, свекла, капуста) до 200г;
  • Каши (гречневая, рисовая, пшеничная, кукурузная, ячневая) до 200г;
  • Сок до 90г;
  • Яичный желток 0,5 шт.

В этом возрасте можно вводить нежирные сорта белой рыбы (до 30 грамм в день). Рыбу дают не более двух-трех раз в неделю. При введении ее в прикорм нужно контролировать  реакцию организма, так как она может вызвать аллергию.

Мясо нужно давать мелкоизмельченным, в виде фрикаделек или в составе супов. Специалисты рекомендуют составлять рацион ребёнка так, чтобы одна порция составляла около 200 мл (питьё не учитывается).

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

В 11 месяцев вес ребенка составляет приблизительно от 9 до 12 кг. Малыш очень вырос за 11 месяцев и его рост колеблется от 72 до 76 см. Если вы будете измерять обхват его грудной клетки, то он будет равняться 44-46 см, а окружность головы – 45-46 см

Он пропорционально сложен и достаточно окреп, чтобы ходить, держась за мамину руку, осторожно перешагивать через невысокие препятствия, забираться на шведскую стенку (конечно, только на самые нижние перекладины) и даже недолго висеть на кольцах или детском турнике, цепко ухватившись ручками

Конечно же, эти показатели не должны вдруг вселить в вас тревогу по поводу развития вашего крохи. Дети развиваются очень индивидуально, и если ваш малыш еще даже и не собирался начинать ходить, это нормально – он пойдет, но чуть позже. Собственно, по некоторым медицинским данным, в 11 месяцев детки должны самостоятельно стоять всего лишь несколько секунд.

Если же ваш малыш нестоящий непоседа и стремится ходить самостоятельно, значит, пора покупать обувь. Она должна быть достаточно мягкой, особенно в подошве, напоминающей всем известные чешки. В дальнейшем позаботьтесь о покупке более жесткой обуви с супинаторами, чтобы избежать проблем с плоскостопием. И экономить на обуви не стоит.

Малышок в 11 месяцев обожает преодолевать различные препятствия, лазая по креслам, диванам, столам и стульям. Конечно же, здесь не обходится без падений и ушибов. Нужно внимательно отнестись к оценке повреждений малыша. Если он хнычет– скорее от обиды и негодования, потому что не получилось проделать ту штуку, которую он хотел – не торопитесь бросаться к нему на помощь и жалеть его (при этом «наказывая» предмет, являющийся виновником неудачи: «Ух ты какой, стул! Вот тебе, вот!»). Определенное количество неудач и умение справляться с ними самостоятельно – залог успешности человека в будущем, и закладывается он как раз с самых первых осознанных месяцев жизни малыша

Попробуйте в таких случаях просто переключить внимание ребенка на другой объект: «Смотри, смотри, какая собака бежит!»

А еще ваш кроха наверняка может вставать на носочки и садиться на корточки, наклоняться и садиться даже из положения стоя. Для него не будет особенно сложным стянуть с себя носочки. Видите, какой он уже большой и умный малыш?

Умения и навыки ребенка в 11 месяцев

Давайте посмотрим, чего достиг ваш малыш к 11 месяцам развития:

  • он произносит некоторые слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • понимает то, о чем вы ему говорите, и все, что происходит вокруг него;
  • он выполняет несложные поручения: принеси, подай, возьми, отнеси;
  • обожает, когда одобряют его действия, и недоволен, когда одобрения нет;
  • умеет кивать головой утвердительно и качать ею отрицательно;
  • разбирается в привязке предмета к месту: цветок – в вазе, собака – в будке;
  • может действовать обеими ручками, при этом понимая, кокой рукой получается работать лучше;
  • отлично копирует ваши интонации;
  • используя слоги, поддерживает «разговор»;
  • подвержен перепадам настроения, от которого зависит, насколько он хочет общаться с вами в настоящий момент;
  • хорошо понимает, что провинился, и может выразить это;
  • «читает», листая книжные страницы;
  • замечательно пользуется за едой столовыми приборами.

Частые проблемы и как их решать

Отказ от приема пищи. Зачастую это связано с нежеланием ребенка есть определенный продукт. В таком случае не стоит навязывать ребенку пищу. От нелюбимого продукта следует отказаться на несколько дней, после чего попробовать дать еду снова. Если ребенок не съедает порцию целиком, не следует принуждать его доедать все. Страх перед незнакомцами. В данном возрасте страх является физиологической реакцией на все новое. В случае крика или плача при виде нового человека ребенка нужно взять на руки. Родитель может некоторое время контактировать с человеком у малыша на виду — это даст ему успокоиться. Плач во время ухода матери

Такая реакция является нормальной для ребенка (настораживать должно отсутствие плача и невнимание малыша к уходу мамы). Однако перед каждым уходом мама может рассказать, куда она идет – несмотря на то, что малыш может не понять ее, речь матери заметно его успокоит

Боли и лихорадка во время прорезывания зубов. В случае появления таких симптомов следует воспользоваться специальными гелями для десен при прорезывании зубов (приобретаются в аптеке без рецепта).

Развиваем воображение

Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш малыш научится фантазировать вместе с вами. Уже с годовалого возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.

Время от времени в играх с дочкой я использовала подобные образы и к 2 годам заметила, что она стала фантазировать сама, придумывать совершенно новые ассоциации, которым я ее не учила. Так, например, Тася брала в каждую руку по палке и, скрестив их, водила одной палкой по другой, а нам говорила, что играет на скрипке. Или клала открытую с одной стороны коробку на бок, садилась перед ней и говорила, что смотрит телевизор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector