Рефлекс бабинского

Содержание:

Безусловные рефлексы доношенных детей

Основные безусловные рефлексы у доношенных детей и сроки их выявления
в норме

Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления
I. Орально-сегментарные автоматизмы
Ладонно-ротовой (Бабкина) Надавливание на область ладони Открывание рта, сгибание головы 0 — 3 мес
Хоботковый Быстрый легкий удар пальцем по губам Вытягивание губ «хоботком» до 2-3мес
Поисковый (Куссмауля) Поглаживание пальцем в области рта (не губ!) Опускание угла рта, поворот головы к раздражителю до 3-4 мес
Сосательный Вкладывание в рот соска, пальца, пустышки Сосательные движения до 1 года
II. Спинальные сегментарные рефлексы
Защитный Положить ребенка на живот Поворот головы в сторону до 3 мес
Опоры и автоматический подход Удерживать ребенка вертикально на весу Сгибание ног во всех суставах 1-1,5 мес
Поставить на опору Выпрямляет туловище,стоит на опоре на полусогнутых ногах на полной
стопе
Слегка наклонить вперед Шаговые движения
Ползания (Бауэра) Ребенка укладывают на живот, к стопам подкладывают ладони Спонтанное «ползание», отталкиване от ладони 3 день — 4 мес
Хватательный (Робинзона) Надавливание пальцем на ладонь Захватывание пальца, при этом ребенка можно приподнять вверх на
пальце
до 3-4
Рефлекс Галанта Раздражается кожа спины паравертебрально вдоль позвоночника Изгибание спины дугой открытой к раздражителю 5 день — 3(4) мес
Рефлекс Переза Проведение пальцами с легким надавливанием от копчика к шее по остистым
отросткам
Крик, поднимание головы, разгибание туловища, сгибание конечностей до 3-4 мес
Рефлекс Моро Удар по поверхности, на которой лежит ребенок или внезапные пассивные
движения в конечностях
Отведение рук в стороны и открывание кулачков (I фаза), возвращение
к исходному положению (II фаза рефлекса)
до 4-5 мес
III. Миелэнцефальные позотонические
рефлексы
Симметричные шейные тонические Пассивное сгибание головы Повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного тонуса в ногах до 2 мес
Асимметричные шейные тонические Ребенок на спине, голова пасивно поворачивается к плечу Разгибание конечностей на стороне, к которой повернуто лицо и сгибание
противоположных
Тонический лабиринтный В положении на спине превалирует тонус разгибателей,
на животе-сгибателей
IV. Мезенцефальные позотонические
рефлексы
Шейная выпрямляющая реакция Активный или пасссивный поворот головы в сторону Ротация туловища в сторону поворота головы конец 1 мес
Туловищная выпрямляющая реакция Соприкосновение стоп ребенка с опорой Выпрямление головы
Рефлекс Ландау Ребенок удерживается свободно в воздухе лицом вниз Вначале он поднимает голову, затем возникает экстензия (разгибание)
спины и ног
с 4-5 мес

Основные причины вздрагивания

Но смена фаз – не единственная причина, по которой дети могут вздрагивать во сне. Следует понимать, что эмоции ребенка и работа его нервной системы, рефлексы – все это взаимосвязано и малышом пока не контролируется. Поэтому любые переживания за день, сновидения во время поверхностной фазы, особенности нервной системы приводят к тому, что новорожденный может спать довольно беспокойно. И хаотичные движения руками и ногами в этом случае являются сопутствующими. Если ребенок постоянно так спит, можно проконсультироваться с невропатологом, но вполне возможно, стоит просто контролировать занятия перед сном. Обычно столь бурное проявление эмоций во время сна прекращается к пяти годам. Объясняется это тем, что именно на протяжении быстрой фазы развивается головной мозг, и к указанному возрасту процесс созревания заканчивается.

Есть и другие причины, которые заставляют малышей вздрагивать во сне:

  • кишечные колики;
  • усталость;
  • прорезывание зубов;
  • мочеиспускание;
  • резкие звуки.

Очевидно, что среди перечисленных причин нет никаких заболеваний, которые потребовали бы скорейшего обследования. Колики – естественное явление для детей первых месяцев жизни. Как правило, при их протекании малыш поджимает ножки, плачет, а если они начинаются во сне, может вздрагивать.

Новорожденный очень сильно устает от множества любопытных родственников, новых впечатлений, даже игр. Именно поэтому младенца перед сном не стоит разыгрывать и слишком активно заниматься. Кстати, сновидения тоже являются проявлением новых эмоций, хотя говорят, что еще в утробе малыши уже видят сны.

Все остальные причины – так же естественны, как и переходы между фазами сна. Но не стоит терять бдительность.

Описание защитных рефлексов

К таковым врожденным реакциям относят:

  • Задержку дыхания;
  • Поворот головы в положении лежа.

Задержка дыхания

Известно, что ребенок, находясь в животе у мамы, все 9 месяцев проводит в водной среде. После рождения у малыша сохраняется рефлекс задержки дыхания, который угасает лишь к 4-5 месяцам жизни.

На заметку. Данную особенность можно использовать для быстрого легкого обучения младенца плавать и нырять.

Поворот головы в положении лежа

Верхний защитный рефлекс выражается в следующем: если младенца положить на животик, голова ребенка в тот же момент поворачивается в сторону. При этом новорожденный пытается ее приподнять. Данная реакция способствует восстановлению дыхательных функций: доступ воздуха в таком положении восстанавливается. Эта функция проявляется в первые часы жизни малыша.

Что такое безусловные рефлексы

Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям. Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать). Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.

Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности. Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом. Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.

При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.

Первый этап

Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденного? Как уже было написано выше, это врожденная реакция. С самого рождения и до года рефлекс трансформируется в осознанное действие, и всего имеется 4 этапа.

Первый этап длится от 0 до 2 месяцев и выявляется очень просто. Врач или родители при нажатии пальцем на ладошку малыша должны почувствовать, как его ладонь сильно сжимается вокруг пальца. И эта неосознанная реакция – хватательный рефлекс.

На протяжении длительного периода ладошки малыша сжаты в кулачки. Но со временем проснется любознательность, и ребенок начнет их разжимать и вновь сжимать.

Уже на первом этапе некоторые малыши стараются осознанно ухватить ручками все, что попадается в поле их зрения.

https://youtube.com/watch?v=4ZaQ-5-qP0o

Спинальные рефлексы

Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. К ним относят:

Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.

Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы

Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить

Этим можно нанести только вред неокрепшему организму

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму. Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

  • Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
  • Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
  • Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
  • Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
  • Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.

Рефлекторно-двигательная сфера: общие понятия

1. Терминология:

–    Рефлекс – — реакция организма на раздражитель, реализуемая с участием нервной системы.

–    Тонус – рефлекторное напряжение мышцы, обеспечивающее сохранность позы и равновесия, подготовку к движению.

2. Классификация рефлексов

–    По происхождению:

1) безусловный (постоянно возникающий у особей данного вида и возраста при адекватном раздражении определенных рецепторов);

2) условный (приобретенный в течение индивидуальной жизни).

–    По виду раздражителя и рецептора:

1) экстерорецепторные (прикосновение, температура, свет, звук, запах),

2) проприоцепторные (глубокие) делятся на сухожильные, возникающие при растяжении мышц, и тонические, для поддержания положения тела и его частей в пространстве.

3) интерорецепторные.

–    По уровню замыкания дуги: спинальный; стволовой; мозжечковый; подкорковый; корковый.

–    По вызываемому эффекту: двигательные; вегетативные.

3. Типы мотонейронов:

–    Альфа-большие мотонейроны — выполнение быстрых (фазических) движений (от двигательной коры головного мозга); 

–    Альфа-малые мотонейроны — подержание тонуса мышц (от экстрапирамидной системы), являются первым звеном гамма-петли;

–    Гамма-мотонейроны — подержание тонуса мышц  (от рецепторов мышечных веретен), являются последним звеном гамма-петли — участвуют в формировании тонического рефлекса.

4. Типы проприорецепторов:

–    Мышечные веретена — состоят из интрафузальныго мышечного волокна (похожи на эмбриональные волокна) и рецепторного аппарата, возбуждаются при расслаблении (пассивном удлинении) мышцы  и тормозятся при сокращении (параллельное включение с мышцей)

1) фазные (1 тип рецепторов — аннуло-спиральные, «ядра-цепочки»), активируются в ответ на внезапное удлинение мышцы — основа сухожильных рефлексов,

2) тонические (2 тип рецепторов – гроздьевидные, «ядра-сумки»), активируются в ответ на медленное удлиннение мышцы — основа поддержания мышечного тонуса.

–    Рецепторы Гольджи — афферентное волокно, расположенное среди соединительнотканных волокон сухожилия — возбуждаются при натяжении мышцы и тормозятся при расслаблении (последовательное включение с мышцей) — тормозит перерастяжение мышцы.

Упражнения и игры с ребенком

Родителям и родственникам важно постоянно разговаривать с новорожденным ребенком. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает, поверьте: малыш впитывает каждое слово

Ему можно показывать яркие предметы на расстоянии 40 см и медленно перемещать их из стороны в сторону, чтобы ребенок наблюдал за движением.

То же самое можно делать и с лицами близких. Пусть ребенок сфокусирует взгляд на вашем лице. Затем начните медленно перемещаться, чтобы ребенок поворачивал голову следом

Или попробуйте привлечь внимание малыша голосом. Позовите его из разных концов комнаты: это развивает слух и помогает ориентироваться в пространстве

Все эти упражнения положительно скажутся на развитии грудничка.

Также с малышом можно заниматься легкой гимнастикой. Разминайте ступни, разгибайте ноги и руки. Здесь важен и тактильный контакт: ребенок чувствует себя комфортнее.

Когда ребенку 1 месяц, он еще не готов к трудным играм. Есть простые упражнения для развития:

Возьмите погремушку или другой шумный предмет. Потрясите его при ребенке — это развивает слуховую координацию.

Общайтесь с малышом разными интонациями. Читайте веселые сказки, пойте песни.

Нарисуйте лица с разными эмоциями на кружках бумаги: веселые, грустные, сердитые. Прикрепите каждый кружок на палочку. Покажите на расстоянии 50 см от глаз, а как только ребенок сфокусируется на предмете, медленно водите им в разные стороны.

Перед упражнениями малыш должен чувствовать себя комфортно, быть сытым и бодрым. Вначале занятия длятся пару минут, потом доходят до 4–5 минут.

Корневой рефлекс [ править ]

Рефлекс укоренения присутствует при рождении (возраст появления 28 недель) и исчезает примерно к четырем месяцам, так как постепенно попадает под добровольный контроль. Рефлекс укоренения помогает при кормлении грудью . Новорожденный младенец поворачивает голову ко всему, что касается его щеки или рта, ища объект, двигая головой по неуклонно уменьшающейся дуге, пока объект не будет найден. После того, как ребенок научится реагировать таким образом (при грудном вскармливании, примерно через три недели после рождения), ребенок будет двигаться прямо к объекту, не обыскивая его.

Общие сведения

Рефлексы – реакция организма на раздражитель. Они делятся на врожденные и приобретенные. Младенец рождается с определенным набором навыков, которые позволяют ему приспособиться к новым условиям.

Все рефлексы этого периода можно разделить на:

  1. Поддерживающие жизнедеятельность. Благодаря им ребенок может дышать, сосать, глотать.
  2. Защитные. Они минимизируют или нейтрализуют внешние воздействующие факторы, например, холод или яркий свет.
  3. Временные. Они нужны впервые дни жизни для адаптации или действуют только в момент родов. Как правило, в первые три месяца они угасают.

Оценка рефлексов младенца дает представление о состоянии его нервной системы. Любые отклонения требуют наблюдения у невролога.

Как проходит первый месяц жизни

В первый месяц у ребенка уходят послеродовые отеки, укрепляются кости. Желудочно-кишечный тракт заселяется полезной микрофлорой. Активируется собственная иммунная система: весь организм впервые сталкивается с незнакомыми бактериями и учится с ними взаимодействовать. Это важный этап в физическом развитии грудничка.

Эритроциты с плодовым гемоглобином разрушаются. Из-за адаптации ребенок иногда теряет 10% от общей массы тела. Организм работает с большим напряжением — в общем, жизнь кардинально меняется. Неудивительно, что младенец испытывает сильный стресс.

У ребенка в первый месяц очень расплывчатое зрение. Поэтому он не может различать мелкие предметы и точно фокусировать взгляд, смотреть двумя глазами в одну точку. Его движения беспорядочны, руки и ноги согнуты, потому что мышцы-разгибатели еще не успели развиться.

Только осязание, обоняние и слух работают в полную силу. В этот момент жизни новорожденные часто крутят головой, когда бодрствуют — чтобы определить источники звука. Кстати, голос мамы малыш различает лучше всего: он успокаивает ребенка, когда тот плачет. И чем больше родители говорят с младенцем, тем быстрее закладывается его речь.

Ученые подтвердили, что на первом месяце жизни детям нравится следить за лицами людей и движением предметов. Они впитывают всё за родителями: улыбаются, копируют движения, показывают язык, плавно подносят руки к своему лицу.

Внешность новорождённого тоже меняется. Начинают затягиваться роднички — задний и клиновидный. Они полностью закроются через несколько недель, а большой родничок — примерно за год.

Лицо приобретает определенные черты, с кожи исчезают милиумы — белые выпуклые точки. Также кожа немного шелушится, особенно между пальцами. Ее можно увлажнять кремом 0+ для новорожденных.

На первом месяце малыш еще не может двигаться, поэтому сучит ногами и руками. Это называется гипертонусом. Также дети пытаются поднимать голову, расположившись на животе. Некоторым даже удается держать ее прямо или приподнимать, лежа на спине.

Самые частые симптомы расстройства

Типичные симптомы для синдрома Ретта – мышечные и двигательные нарушения. Мышцы находятся в гипертонусе или же, наоборот, теряют его. В этом случае у ребенка развивается неправильное положение тела, прогрессирует частичные параличи и нарушение координации. Например, девочки скрещивают ноги во время ходьбы.

Синкинезии – патологические сокращения мышц, возникают вслед за произвольным движением: простая улыбка способна вызвать резкий взмах ногой. Такое явление постепенно приводит к повреждению суставов, сухожилий и связок, провоцирует ортопедические нарушения. Последние проявляются во всевозможных деформациях и также очень часто сопровождают таких детей. Среди них выделяют вывих тазобедренного сустава, провоцируемый малой подвижностью.

Статическая деформация стопы чаще развивается из-за нарушенного мышечного тонуса. Распространенной считается патология под названием «конская стопа», связанная со снижением подвижности голеностопного сустава. Ее можно узнать по пятке, которая не достигает земли, стопа при этом смещается кнаружи или вовнутрь. Причина патологии – гипертонус икроножной мышцы.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, который провоцирует массу проблем у таких пациентов: деформации суставов и костей, боли во время ходьбы, в стоячем или сидячем положении, утрата способности передвигаться. Сколиоз грудного отдела вызывает легочную недостаточность. Появляются также проблемы с пищеварением.

У детей с синдромом Ретта наблюдается повышенное слюнотечение. Но это происходит не из-за избытка количества слюны, а потери способности сглатывать ее.

Нарушение питания может развиваться из-за частых приступов тошноты. Она появляется на любые аспекты питания: на определенный продукт, его температуру, на способ приготовления. Так, ребенок способен отрицательно реагировать на пищу, поданную кусочками, или на комочки в блюде.

Постоянная тошнота провоцирует отказ от питания, а значит, потерю в весе.

Плохое сглатывание слюны, которая регулирует кислотность в желудке, и повышенное внутрибрюшное давление вызывают желудочно-пищеводный рефлюкс, то есть забрасывание содержимого желудка в пищевод. Это чревато такими последствиями, как воспаление стенки пищевода, респираторные инфекции.

Малоподвижный образ жизни, неврологические расстройства, неправильное питание провоцируют возникновение запоров у детей с синдромом Ретта. Они носят тяжелый характер, поскольку способны вызывать закупорку кишечника и сильные боли.

Повышенное слюнотечение, тошнота, рефлюкс снижают потребление ребенком пищи и даже развивают на нее негативную реакцию. В результате этого ребенок теряет в весе. Этот процесс стоит строго контролировать, поскольку он чреват истощением.

Другое тяжелое расстройство связано с работой дыхательной системы, развивающееся вплоть до приступов апноэ. Это явление настолько часто среди детей с синдромом, что нередко стает причиной их гибели.

Важными патогномоничными признаками синдрома считаются проявления аутизма. Именно из-за них заболевание изначально считали одной из форм этого расстройства, а в настоящее время относят к болезням аутистического спектра.

Аутистические признаки проявляются в отстранении от окружающего мира, в том числе и от родственников. Ребенок замыкается в себе, может не откликаться, когда его зовут. Предпочитает одиночество. Дети боятся чужих людей и непривычных ситуаций.

Лицо такого ребенка становится похожим на каменное. Взгляд блуждающий или устремлен в одну точку. Поведение часто непредсказуемо: случаются приступы неутомимого смеха или плача. Склонны к самоповреждениям: царапают кожу, кусают пальцы, вырывают волосы.

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Рефлекс Моро

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

Рефлекс Бабкина

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Рефлекс Галанта

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.

Физиологическое развитие: питание, сон, рефлексы

По прошествии 3-х месяцев можно считать период новорожденности законченным – родители уже освоились с новым членом семьи, младенец постепенно адаптировался к среде обитания.

Малыш уже более активен в движениях и начинает проявлять повышенный интерес к окружающему миру. Зрительное сосредоточение на предметах длиться теперь порядка 8 сек. 3-х месячный малыш внимательно наблюдает за движущимися перед ним предметами и различает их, выделяя новые объекты. Правда, новизна в данном возрасте пока что вызывает не интерес, а тревогу, иногда провоцируя испуг.

Развитие. В этот же период идет и цветовое восприятие, но на уровне условно-рефлекторных связей. Пространственные же ощущения (в частности – глубины) младенцу этого возраста еще не знакомы. На основе этих восприятий идет познавательное развитие, которое контролируют взрослые. Чем разнообразнее будет среда обитания, тем полезнее это для психологического развития младенца.

Гигиена и питание. Уход за новорожденным до 3 месяцев включает в себя ежедневные процедуры, обеспечивающие чистоту тела, носовых ходов, ушных раковин

Особое внимание уделяется режиму питания, ведь от него зависит не только здоровье, но и умственное развитие малыша

Если в первые недели жизни рекомендовалось не придерживаться определенных промежутков между приемами пищи, то уже к 3-м месяцам младенца стоит переводить на четкий режим питания. Рекомендуется 6 кормлений с интервалом в 3,5 часа.

Сон. Отрегулировав процесс питания, легче будет наладить режимы сна и бодрствования. В этой возрастной категории грудничок уже не засыпает сразу после приема пищи, а продолжает познавать мир. Поэтому желательно выработать четкие ритуалы последовательности действий.

Эти ассоциации начнут рефлекторно впитываться подсознанием малыша, что в дальнейшем обеспечит родителям спокойную размеренную жизнь.

Формы ДЦП

Детский церебральный паралич может приобретать разные формы, среди которых: спастическая, дискинетическая, атаксическая и смешанные варианты¹. 

Спастическая форма

Наиболее распространенный вариант ДЦП, составляет до ¾ всех случаев. Основное проявление – гипертонус (повышенный тонус) скелетных мышц. Степень выраженности может быть разной, от легкой неловкости, которая ощущается только при точных движениях, до выраженного паралича. Имеет 3 подвида: 

Гемиплегия

При спастическом одностороннем ДЦП (гемиплегия) повышение мышечного тонуса наблюдается в правой или левой половине тела. Руки обычно страдают больше, чем ноги. У некоторых больных отмечается задержка психического и речевого развития, могут возникать судорожные припадки. При этом возможность приобрести необходимые двигательные навыки сохраняется.

Двусторонняя гемиплегия или тетраплегия (квадриплегия)

Спастическая диплегия, или «болезнь Литтла», проявляется одновременным поражением обеих рук или ног. Помимо гипертонуса для нее характерны деформации и контрактуры (ограничения подвижности сустава из-за патологий мягких тканей), задержка развития речи и интеллекта, нарушения зрения и слуха.

Диплегия

Двойная гемиплегия, или спастический тетрапарез сопровождается поражением всех конечностей, но часто выраженность гипертонуса выше в руках. Этой форме часто сопутствуют косоглазие и снижение остроты зрения, нарушения слуха и глотания, дефицит речи и когнитивных функций, эпилепсия.

Рисунок 1. Подвиды спастической формы ДЦП. Изображение: rob3000 / Depositphotos

Дискинетическая форма

При дискинетическом варианте ДЦП возникают непроизвольные движения, называемые гиперкинезами, которые могут сочетаться как с повышенным, так и с пониженным мышечным тонусом. Клинически проявляется нарушением нормальной позы тела и характерными вариантами гиперкинезов: 

  • Атетоз – медленные, червеобразные движения рук и ног. 
  • Хорея – быстрые и отрывистые движения в конечностях (видео 1).
  • Торсионные нарушения – атипичные повороты туловища, головы и изменения позы тела.

Гиперкинезы обычно заметны только при движениях и вовсе исчезают во время сна. Как и при других формах часто возникают нарушения речи, слуха и глотания. Интеллект при этом, как правило, не страдает.

Видео 1. Хореический гиперкинез.

Атаксическая форма

Ключевое проявление этой формы ДЦП – нарушение равновесия и координации движений, атаксия. Это выглядит как резкие, неточные движения, неспособность ровно ходить. Может сопровождаться тремором – непроизвольной дрожью головы или конечностей. Дефицит интеллекта может быть умеренным или глубоким. 

Смешанные варианты ДЦП

В некоторых случаях развитие ДЦП обусловлено комбинированными или множественными поражениями головного мозга, что приводит к формированию смешанных форм заболевания. Чаще всего наблюдаются следующие комбинации:

  • Спастико-атактическая.
  • Спастико-гиперкинетическая.
  • Атактико-гиперкинетическая.

Сосательный, глотательный и поисковый рефлексы:

     Сосательный и глотательный рефлексы появляются независимо друг от друга и являются начальными признаками зрелости нервной системы плода. Правильное формирование этих рефлексов заканчивается к 32-й неделе беременности, что позволяет новорожденному сразу после рождения уметь сосать и глотать.
     
     Наиболее зрелым безусловным рефлексом новорожденного является сосательный. Вызвать его способны раздражители, которые вовсе не связаны с процессом кормления. Легко прикоснувшись к щеке малыша, он сразу поворачивает головку в вашу сторону, выпячивает губы и начинает искать соску или грудь.
     
     Поисковый рефлекс говорит о нормальном напряжении и силе мышц шеи. Но очень быстро он исчезает.

Сосательный рефлекс — один из важнейших безусловных рефлексов новорожденных

Ладонно-хватательный рефлекс [ править ]

Хватательный рефлекс 5-месячного ребенка

Ладонно-хватательный рефлекс появляется при рождении и сохраняется до пяти-шести месяцев. Когда предмет помещается в руку младенца и поглаживает его ладонь, пальцы смыкаются, и они схватывают его ладонной хваткой . Чтобы лучше всего наблюдать этот рефлекс, на кровати, где ребенок может безопасно упасть на подушку, предложите ему два противоположных мизинца (поскольку указательные пальцы обычно слишком велики, чтобы ребенок мог их схватить) и постепенно поднимайте. Его хватка может выдержать вес ребенка; они также могут внезапно и без предупреждения ослабить хватку. Обратное движение может быть вызвано поглаживанием тыльной или боковой стороны руки. [ необходима цитата ]

Жизненная важность врожденных рефлексов у новорожденного ребенка

Неонатологи выделяют у новорождённого крохи около 15 жизненно важных безусловных (врожденных) рефлекторных реакций. Причем часть из них помогает младенцу в тяжелом процессе рождения. При исполнении своей функции они исчезают. Еще одна часть своего рода почва для развития новых. И остальная часть реакций играет не маловажную роль в формировании индивидуальности ребенка.

Детские врачи выделяют 3 функциональные группы безусловных рефлексов:

  1. Для обеспечения полноценности жизненных функций: дыхательный, сосательный, глотательный, спинальный;
  2. Защищающий от факторов наружной среды: холода, жары, яркого света, ветра и других;
  3. «На время»: один из таких, как удерживание дыхания при рождении.

Заключение

Рефлекс Бабинского возникает в ответ на проведение тупым предметом по нижней части стопы от пятки до большого пальца. Когда рефлекс присутствует, большой палец поднимается вверх, а остальные пальцы вытягиваются в стороны.

Этот рефлекс может присутствовать у младенцев без каких-либо сопутствующих заболеваний. Однако после 2-летнего возраста рефлекс Бабинского должен отсутствовать. Положительный результат у взрослых или детей в возрасте старше 2 лет может быть признаком основного заболевания центральной нервной системы.

Научная статья по теме: Жирная пища может вызывать неврологические изменения в мозге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector