Почему ребёнок боится чужих людей: советы родителям

Страх перед чужими детьми

Возможно, ребёнок с радостью собирается на улицу, берёт с собой любимые игрушки. Но, когда приближается к детской площадке, видит незнакомых детей, отказывается идти дальше. Чем же обусловлен такой страх:

  1. Ребёнок не знает, как себя вести с новыми детками.
  2. Карапуза смущает, как он будет играться своими игрушками в присутствии других деток.
  3. Малыш не знает, как завести разговор.
  4. Ребёнок волнуется, что у него заберут его игрушки.
  5. Он может не знать, что делать можно, а что нельзя в таком новом окружении.

Родителям необходимо подготовить карапузу к общению с незнакомыми детками. Вы ежедневно должны прокручивать ситуации, рассказывать ребёнку, как себя вести в песочнице и как можно поделиться с другим мальчиком машинкой или они просто смогут дружить. Так крохе не так страшно будет идти в новую компанию

А ведь с трёх лет деткам очень важно общение со сверстниками

Виноваты родители?

Часто сами родители — авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься…»

Предупреждаем: «Этот мальчик хулиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь…».

Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.


Инфографика Яны Лайковой / АиФ

Общению нужно учить

Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: «Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая». Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию. Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам — избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.
Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это — элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша

(«На самом-то деле он очень хороший мальчик».) Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно — и приближающемуся человеку.
Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.Из дневника Марты: «Когда подходит кто-нибудь из знакомых, Мэтью начинает приветливо размахивать ручками, улыбаться и жестикулировать

Когда же входит незнакомый, Мэтью задумывается, словно размышляет, как надо реагировать. Иногда он откликается на заигрывания гостя, начинает весело улыбаться и что-то лепетать. Иногда как бы выжидает, какую игру ему предложат. В то же время при виде близких (папы, мамы или братика с сестричкой) он как бы автоматически приходит в оживленное состояние. Недоверие Мэтью к чужим выражается в том, что он внимательно разглядывает их с озабоченным лицом и как бы на мгновение замирает, словно проверяя, стоит ли вступать в контакт. Иногда я помогаю ему вступить в общение с чужим, но при этом зорко слежу, когда он не захочет больше оставаться на руках у другого человека. Обычно, если я улыбкой и жестами показываю, что все в порядке, и тот, кто взял малыша на руки, испытывает от этого удовольствие, все проходит хорошо. Но если Мэтью какимто образом чувствует, что что-то здесь не в порядке, он начинает капризничать. Еще несколько месяцев назад он всех подряд одаривал ангельскими улыбками, вызывая восторг и радость у незнакомых встречных. Теперь он стал не столь расточительным. Это заставляет меня предположить, что он задумывается над тем, почему улыбается. Когда он отвечает на приветствие чужого человека, улыбка очень медленно появляется на его лице. Он изучает незнакомца, переводит взгляд с него на меня и обратно, как бы проверяя мою реакцию. Иногда он мельком улыбнется кому-нибудь, но тут же зарывается лицом в мое плечо и возобновляет общение только после моих поощрений».

Свои-чужие

Новый этап жизни и развития малыша сопровождается возрастным кризисом. Такие изменения в поведении тоже относятся к новому этапу. Если ребенок до достижения 7-8 месяцев ощущает себя как часть матери, то после этого он начинает осознавать то, что он является вполне самостоятельным существом. Ребенок понимает, что есть он, а есть другие люди. Среди них уже выделяются мать и отец, а все остальные считаются чужими.

В эту категорию ребенок может отнести даже тех, с кем не раз контактировал раннее. Если малыш видится с бабушкой и дедушкой не каждый день, то их он тоже может перестать признавать и при встрече не пойдет на руки. Такое поведение является совершенно нормальным для этого периода в жизни малыша. Оно обычно кратковременно, поскольку уже через некоторое время ребенок привыкает к изменениям, произошедшим в восприятии, и перестает пугаться окружающих.

Если малыш боится врачей

Многие дети кроме боязни чужих людей начинают нервничать и плакать при виде врачей, а иногда и после визита в поликлинику малыша трудно успокоить.

Чтобы посещение доктора было менее травматичным для ребенка, научите его играть в «больницу». Купите игрушечные медицинские инструменты, сшейте белый халат для любимой игрушки или пусть малыш сам лечит их. Покажите ребенку то, что обычно делают врачи в поликлинике. Пусть он увидит, что врачей не стоит бояться.

Почитайте ему сказку про Айболита и представьте поход к врачу чем-то вроде игры.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, не стоит паниковать. Обычно после полутора лет страх уходит, и малыш с радостью общается с новыми людьми. Однако мама должна помочь ему справиться с этим недугом.

Сайт для мам supermams.ru настоятельно рекомендует молодым мамочкам не бросать малыша один на один с его страхом. Не игнорируйте реакцию ребенка на незнакомых людей. Обязательно работайте над этой проблемой. Сегодня вы поможете ему, а завтра малыш сам сможет преодолеть свой страх. Стимулируйте ребенка поощрением, обязательно отмечайте все, даже незначительные, его достижения.

Может быть, все дело в застенчивости?

Конечно, многие родители, не понимая истинной причины, начинают говорить о том, что ребенок просто начал стесняться, но они ошибаются. Застенчивость обычно имеет в себе другие истоки. Она основывается на неуверенности в себе, социальной незрелости или низкой самооценке. Для такого ребенок в возрасте 8 месяцев слишком мал, поскольку он только начинает становиться частью большого мира, который наполнен другими людьми. Это будет для него пугающим, поскольку раньше малыш воспринимал окружающий мир иначе. Ему казалось, что мир и он сам являются единым целым, но все оказалось по-другому.

Какое поведение родителей усугубляет проблему?

Вот какие вопросы следует себе задать:

Не слишком ли высоки наши требования? Никогда не стоит забывать, что даже очень ответственный ребёнок — всего лишь ребёнок. Не стоит ожидать от него больше, чем он может сделать. Важным критерием здесь может быть желание и инициатива самого чада. Если получается замотивировать вашу дочь или сына на достижение, есть проявление интереса и стремление добиться цели – значит всё в порядке. Но если идёт активное или пассивное сопротивление, самое время задуматься, в чём может быть причина. Не слишком ли высоко поставлена планка? Помните: дети, ставшие заложниками завышенных ожиданий, очень несчастны.
Достаточно ли мы поддерживаем нашего малыша? Ключевое слово — именно «достаточно». Дело в том, что излишняя поддержка сама по себе может стать причиной нерешительности

Вы, должно быть, встречали детей, которые без слова родителей и шага не сделают? Важно поддерживать, но приучать ребёнка к самостоятельности и независимости. Это неотъемлемые условия взросления личности.
Как и за что мы его осуждаем? Ребёнок должен совершенно точно понимать: родители осуждают не его, а его неправильные действия

И даже если он действительно виноват, не нужно отчитывать его слишком резко. Успех воспитания — в наставлении, в постоянном диалоге. Совершенно не допустимо осуждать ребёнка за его случайные промахи, высмеивать неудачи и рассказывать о них всем подряд.

Очень многое здесь зависит именно от родителей

Важно научить сына или дочку видеть свои успехи, верить в собственные силы и не обращать внимания на неудачи. Нужно показать, что даже в неудаче есть что-то полезное и ценное, что сделало его лучше и чему-то научило.

Когда ребёнок поймёт, что промах — это ещё не конец света, ему будет проще решиться на что-то более сложное. Разберём две ситуации.

Любая неудача должна быть поводом для совместного обсуждения

Важно, чтобы ребёнок получал достаточно похвалы за приложенные старания. Помогите ему увидеть позитивное в случившимся

Даже если в диктанте 5 ошибок, а раньше было 7, это может быть расценено как улучшение результата и продвижение вперёд

«Доволен ли ты сам тем, что получилось в итоге?» – вопрос, от которого не возникает желание защищаться, и который может стать отправной точкой в разговоре с детьми. «Что тебе удалось сделать хорошо?» – ещё один вопрос, который поможет ребёнку осознать, что даже в неудаче есть то, что может сделать её маленькой победой. Всё это — мини-шаги на пути к уверенности, а значит, и к готовности действовать, проявлять инициативу и решительность. Научите ребёнка думать обо всём в положительном ключе, и страхи постепенно пройдут. А чем в этой ситуации поможет детский психолог?

Продолжение истории

Выяснилось, что Андрей очень боится проявлять себя на публике. Дома или среди друзей он чувствует себя намного свободнее, чем в школе. Оказалось, что он очень боится насмешек одноклассников. Однажды в школе, отвечая на уроке, он что-то ответил неправильно, чем вызвал смех всего класса. Одноклассники ещё долго над этим смеялись. Казалось бы, ничего страшного, но Андрея эта ситуация очень ранила. Он был уверен, что смеялись именно над ним, а не над его ответом. Более того, каждый раз, когда Андрюшка вспоминал ту ситуацию, ему становилось стыдно и неловко. Он даже родителям об этом не рассказал, ожидая, что и они будут смеяться.

Родители у Андрея требовательные. Они хотят, чтобы их сын был лучшим во всём. Неудивительно, что тот не поведал им о своём «горе». Тем не менее, долгая и упорная работа дала результаты: Андрей смог преодолеть свой страх, научиться правильно реагировать на насмешки и не бояться ошибок. Теперь он один из лучших в школе, а недавно даже выиграл очередной конкурс оригами.

Про страхи людей в зависимости от свойств психики

Наша психика насчитывает 8 векторов. В каждом из них может возникать свой специфический страх. Вот несколько примеров:

Самый сильный страх человека со звуковым вектором — это страх сойти с ума, утратить контроль над сознанием.

Звуковик — обладатель абстрактного интеллекта. Себя, свое Я, он связывает не с телом, а с душой (своими ощущениями) и сознанием (мыслями). Тянется звуковик к познанию нематериального. Его интересует, как устроена и какими законами управляется вся наблюдаемая реальность. С детства он задается вопросами, для чего существует все вокруг и зачем живет он сам.

Поиск ответов на вопросы подразумевает в первую очередь способность ясно мыслить. Психическое расстройство лишает звуковика способности думать, понимать, осознавать и таким образом выполнять свою уникальную роль для всего человечества. Поэтому «не мыслить» — это все равно что «не быть» для обладателя звукового вектора. Отсюда и страх сойти с ума.

Самый большой страх человека с анальным вектором — страх опозориться.

Обладатели таких свойств — самые лояльные члены общества. Их главные ценности — уважение и почет

Им, как никому другому, важно, что о них думают другие люди, какую оценку дают их поведению и действиям

Накапливать и передавать другим знания — природная роль носителей анального вектора. Поэтому стрессовыми ситуациями для них являются экзамен, тестовая работа. Или, например, доклад, на котором нужно поделиться опытом и знаниями с другими людьми, то есть публичное выступление. В таких ситуациях страх опозориться может проявляться очень сильно.

Страх опозориться задает не только психологические особенности, он связан также с физиологией. От природы у обладателей таких свойств особой чувствительностью обладает сфинктер ануса. В момент сильного стресса они могут испытывать задержку стула. А вот в ожидании стресса, наоборот, возникает диарея. Поэтому не редкость, что перед важным выступлением или контрольной работой носитель анального вектора по многу раз бегает в уборную. И его страх опозориться скрыто несет в себе еще и вполне прямое физиологическое значение: это страх в неподходящий момент утратить контроль над анальным сфинктером тела.

Про страхи людей с кожным вектором. Особая тактильная восприимчивость, чувствительная кожа — особая примета такого человека.

Кожники боятся заразиться чем-то через прикосновения, подцепить инфекцию именно через кожные покровы. Таким состояниям кожники подвержены при сильном стрессе и длительной нехватке реализации. Это люди амбициозные, стремящиеся к имущественному и социальному превосходству. Сильный стресс они могут испытать при понижении в должности, материальных утратах. А устойчивые тяжелые состояния возникают, когда на длинной дистанции такой человек систематически не способен достигать своих амбициозных целей.

Когда страх приобретает уже навязчивую форму, тогда носитель кожного вектора фанатично моет руки после прикосновения к любым предметам. Поминутно обрабатывает их антисептиком, даже сидя дома.

Так, в каждом из 8 векторов страхи у людей своеобразные и связаны они с устройством их психики и с их особыми эрогенными зонами.

Как перестать бояться

Так как в основе заболевания лежит подсознательное усвоение негативного опыта, терапия направлена на осознание травмирующего события, его переоценку. Для этого подключают когнитивно-поведенческую терапию. Сначала психотерапевт объясняет пациенту суть явления, откуда берется злосчастная фобия. Врач учит больного иному восприятию себя, помогает избавиться от саморазрушающих установок, вернуть чувство собственного достоинства, обучает правильной трактовке реакций окружающих. Вместе с терапевтом больной работает над своей самооценкой.

Практические занятия возвращают человека в пугающую ситуацию. Это может быть имитация публичного выступления, свидания, других обстоятельств. Пациент заново проживает событие, но уже по-новому, с усвоенными правильными навыками общения.

После усвоения конструктивных социальных правил работа идет над закреплением результатов, предотвращением повторения фобии.

Психотерапевтические сеансы проходят в рамках индивидуальных и групповых встреч. По итогам терапии ход мыслей больного кардинально меняется: теперь он способен полностью контролировать ситуацию.

Помимо работы в классе, больной получает задание на дом. Пациент должен в реальности пережить пугающее событие, даже стать его инициатором по принципу: если боишься – сделай это обязательно. Например, если клиент боится заводить романтические отношения, ему дают задание: подойти к незнакомцу противоположного пола на улице, познакомиться.

Гипнотерапия – также довольно действенный способ в устранении социальной фобии, но требующий полного доверия пациента к гипнотизеру. Клиента вводят в транс, что позволяет изменить сознание. Измененный ум становится более «открытым». Благодаря податливости измененного сознания врач пробирается в подсознание больного, находя скрытые причины фобического поведения.

В состоянии гипнотического транса пациент вновь проживает травмирующее событие. Специалист внушает ему правильную трактовку ситуации. Человек при этом уже не испытывает ужаса от происходящего и проживает роковой эпизод спокойно, без тревоги, соответственно социальным правилам.

Методы самовосстановления в качестве дополнения к психотерапии приветствуются. Залог их успешного использования – осознанность, тщательность исполнения.

Метод позитивных установок предполагает замену разрушительных стереотипов – я никчемный, не умею общаться с людьми, на конструктивные – я прекрасно схожусь с людьми, мне нравится общаться с новыми людьми. Такие мантры человек напевает себе каждый день.

Способы релаксации позволяют снять зажимы, напряжение, восстановить баланс нервной системы. Релаксировать можно через медитацию, расслабляющие процедуры, спорт, увлечения, путешествия. У каждого — свой метод избавления от стресса.

Социофобия вполне поддается адекватному лечению. Но все-таки следует понимать: чтобы избавиться от расстройства собственноручно, необходима особая сила воли, умение подавить страх здравыми рассуждениями. Если возникает сомнение по поводу самостоятельного разрешения ситуации, не теряя времени обратитесь к специалисту.

Медикаментозное лечение расстройства применяют, когда больной категорически отказывается от психотерапии. Психотропные препараты позволяют устранить тревожность, страх, последствия стресса, депрессию, но не способны изменить отношение больного к ситуации. Поэтому фармакотерапия в данном случае выступает в роли симптоматического метода, без влияния на причину болезни.

Социофобию официально признают редким расстройством. На деле все выглядит иначе: случаи болезни встречаются значительно чаще. Просто люди склонны принимать симптомы социальной фобии за особенности характера. Игнорируя признаки заболевания, отвергая профессиональную помощь, социофоб рискует лишиться своей ячейки в социуме. Это грозит полной изоляцией, отсутствием возможности получать истинное удовольствие от жизни.  

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Панические атаки. Современные методы диагностики.

Только квалифицированный врач невролог-вегетолог может поставить диагноз паническое расстройство, которое проявляется паническими атаками, выявить его симптомы и назначить оптимальное лечение.

На первичном осмотре врач-вегетолог должен исследовать нормальные рефлексы пациента, его мышечную систему, органы чувств, когнитивные функции (память, речь, восприятие), оценить общее психоэмоциональное состояние больного, при этом учитывая все его жалобы, чтобы собрать полную картину болезни.

Далее есть несколько методов диагностики вегетативного нервного расстройства. Один из них – это исследование вариабельности сердечного ритма.

Пациент выполняет несложную нагрузку: сначала он ложится на спину, а через несколько минут – встает на ноги. Таким образом мы моделируем стандартную повседневную ситуацию, когда на наш организм оказывается самая минимальная нагрузка. Все это время датчики, прикрепленные к груди пациента, записывают ритм его сердца, а врач затем сравнивает изменения ритма в обоих положениях. Такое исследование показывает, насколько организм человека приспособлен к обычной минимальной нагрузке, с которой в норме – каждый день без малейшего труда справляется наша вегетативная нервная система.

Как это работает? В здоровом состоянии наше тело адекватно реагирует на любой «стресс», любую нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную). Поэтому, когда здоровый человек встает, то в его теле срабатывает симпатический отдел вегетативной нервной системы и вырабатывается гормон адреналин, а значит сердцебиение учащается. Когда человек ложится, то в норме его организм должен настроиться на отдых и расслабление. На уровне физиологии это проявляется так: в активность вступает парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и выделяется гормон ацетилхолин, который гасит активность адреналина, и наступает фаза релаксации и восполнения резервов организма.

Но у пациентов с симптомами панических атак наблюдается аномальная смена кардиоритмов: то есть, когда человек ложится, его пульс учащается и становится все быстрее и быстрее. То есть когда человек дает своему организму команду настроиться на отдых, организм понимает все наоборот – и готовиться к выполнению забега на короткую дистанцию. Именно поэтому люди с расстройствами вегетативной нервной системы так часто не могут уснуть ночами и никогда не чувствуют себя отдохнувшими и бодрыми.

Таким образом врач делает вывод, что гармоничная работа симпатического и парасимпатического отделов нервной системы нарушена. Значит, можно переходить к следующему этапу обследования.

Среди инновационных методов диагностики панического расстройства – исследования вегетативной нервной системы методом инфракрасной термографии. На инфракрасном снимке тепловизор наглядно показывает, в каких именно узлах (ганглиях) вегетативной нервной системы нарушена работа. Именно с этими вегетативными узлами впоследствии будет работать врач невролог-вегетолог.

«Серьезные научные исследования последнего десятилетия показали высокую достоверность и надежность термографии. Это позволяет использовать данный метод в медицинской практике для постановки диагноза в сложных случаях», — Джеймс Мерсер, профессор, президент Европейского общества термографии (EAT).

Рис.1 – Снимок тепловизора до лечения панических атак и ВСД – нарушена работа вегетативного узла в шейном отделе (цвета – красный и оранжевый)

Рис.2 – Снимок тепловизора того же пациента после лечения панических атак и ВСД – температура в вегетативном узле шейного отдела нормализовалась (цвета — синий и зеленый)

После лечения можно сделать повторный инфракрасный снимок, на котором Вы заметите прогресс от пройденного курса. Зоны с аномальной температурой (ярко-красного или темно-синего цвета) изменят свой цвет на снимке, потому что их температурный режим приблизиться к нормальному показателю.

Когда следует обращаться к психологу?

Страх темноты – неизбежный этап взросления. Пережить его приходится практически всем детям, а поддержка родителей играет в преодолении немалую роль. Если страхи не отступают к 8-9 годам, стоит побеспокоиться о профессиональной консультации психолога. Подросшие дети отличают вымысел и реальность, когда рассказы об опасностях, похищениях, страшных существах повторяются – это должно стать поводом для беспокойства.

Стоит принять меры, если ребенок очень боится темноты, просыпается в ужасе, плачет, утверждает, что ему хотели причинить физический вред. Нередко это свидетельствует о скрытых проблемах малыша или о сложном психологическом климате в семье. Возможно, коррекция поведения потребуется и взрослым.

Боязнь темноты – не прихоть ребенка

Родителям важно понимать, что гиперопека или полное игнорирование проблемы – кратчайшие пути для закрепления фобий. Преодоление опасений всей семьей поможет побороть проблему быстрее, чем на сеансах у психотерапевта

Однако когда ребенок испытывает ужас от одной мысли о том, что наступит ночь, боится малейших проявлений темноты (закрытой кладовки, сундука, прикрытой тумбы), консультация специалиста неизбежна.

Loading…

Поделитесь с друьями!

Как научить ребенка не бояться чужих взрослых?

Несмотря на то, что с точки зрения психологии боязнь чужих людей у ребенка в 6 месяцев относится к нормальным реакциям, родителям необходимо приучать кроху к спокойному общению с другими людьми. Начатая с раннего возраста работа, поможет вам адаптировать малыша к посещению детского сада и школы.

Как же правильно приучить сына или дочку к встрече и общению с незнакомцами? Действовать надо так:

  1. Ходите с малышом в общественные места, посещайте различные выставки, зайдите с ним к себе на работу, если это можно, берите кроху с собой в магазин (отложите выход в люди в дни инфекционных эпидемий гриппа и ОРВИ).
  2. Если ваш малыш уже ходит, отправляйтесь с ним на детскую площадку. Игры с другими малышами помогут ему избежать страхов перед не знакомыми сверстниками.
  3. Ходите в гости к знакомым и друзья, у которых есть 1 или 2 ребенка похожего возраста. Приглашайте к себе в дом знакомых и родственников, у которых тоже есть ребятишки.
  4. При встрече со знакомыми молодыми или пожилыми людьми, которых ваш малыш не знает, проявляйте положительные эмоции, создавайте позитивную для ребенка атмосферу знакомства с новыми людьми.
  5. Дайте крохе время на то, чтобы он привык к незнакомцу. Пусть их общение проходит поэтапно, маленькими шажками, не разрешайте вашему знакомому сразу брать ребенка на руки, сокращайте дистанцию между ними постепенно.
  6. Проявляйте уважение, встречая пожилых людей или знакомых, ненавязчиво приучая к такому же поведению и ребенка.

Что делать родителям «мизантропа»?

Несмотря на то, что период мизантропии ребёнка не самое простое время для родителей (особенно, если сами родители общительные и открытые люди), всё же нужно набраться терпения и учесть несколько советов, которые дают психологи. Правила, сформулированные специалистами, для родных маленького «мизантропа» просты и при этом вполне действенны, способны значительно улучшить ситуацию и помочь ребёнку.

О чём же важно помнить?

  • По возможности не планируйте на возраст от восьми до восемнадцати месяцев никаких серьёзных изменений в жизни ребёнка. Первое посещение яслей, отпуск без малыша или выход мамы на работу лучше отложить на то время, когда маленький «мизантроп» перестанет бояться чужих. Обычно всё нормализуется в период после полутора лет, хотя, конечно, есть и особенно робкие и чувствительные дети, которым нужно больше времени для преодоления боязни посторонних и адаптации в обществе.
  • Не считайте, что с малышом происходит что-то неправильное, не стесняйтесь проявлений нелюдимости, ведь они совершенно нормальны: большинство детей в той или иной степени подвержены страху чужих. Не вините ни ребёнка, ни себя, ни неправильное воспитание, примите сложившуюся ситуацию как данность и просто подождите, всё обязательно наладится.
  • Постарайтесь уделять крохе как можно больше внимания. Исследования показывают, что дети, чувствующие себя под надёжной защитой близких, реже и в меньшей степени боятся посторонних.
  • Если ребёнку предстоит общение с посторонними, предупредите близких о том, что не стоит пугать малыша излишним напором, брать на руки против его воли или обещать «съесть такого сладенького».
  • Даже самого маленького «мизантропа» можно и нужно знакомить с окружающими по всем правилам, обязательно представляя ему гостей или встретившихся на улице «тёть» и «дядь». Всем своим видом продемонстрируйте радость от встречи, возьмите ребёнка на руки, чтобы он чувствовал себя защищённым, и познакомьте его со взрослым, немного рассказав о госте: «Это моя подруга тётя Ира, она очень добрая. Я её очень люблю и сильно по ней соскучилась».
  • Забудьте о сомнительном методе воспитания, при котором непослушного ребёнка обещают отдать «чужому дяде», «милиционеру» и т. д. Такие обещания способны сделать невротика даже из уравновешенного ребёнка, а уж малышу, переживающему и без того непростой период боязни посторонних, они и подавно могут навредить.
  • Придерживайтесь правила нескольких «не»:

1. Не заставляйте ребёнка «выходить в люди» насильно.

2. Не просите его целовать или обнимать незнакомых или малознакомых людей и уж тем более идти к ним на руки.

3. Не стыдите и не высмеивайте кроху за нелюдимость (ни в коем случае не говорите что-то вроде «он у нас трусишка» или «что ты как маленький») и не позволяйте делать это другим.

Если следовать приведённым советам, то этот этап взросления ваш малыш преодолеет быстро и безболезненно, а вы будете нервничать и волноваться гораздо меньше.

Фото: www.globallookpress.com

Опасность подросткового возраста

Дисморфофобия в большей степени характерна для подростков. К этому существует достаточно много предпосылок. Это, в первую очередь, гормональные изменения и физические, непривычные ощущения собственного тела. Следующий фактор – интеллектуальное развитие, также претерпевающее изменения. У подростков меняется способ мышления и восприятия. Индивидуальное сознание замещается общественным, что сказывается на таких важных аспектах, как определение социальной роли, самооценке.

Подросток плохо понимает и анализирует свои изменения. П.Б. Ганнушкин говорил, что эти сдвиги делают подростка неуклюжим, но одновременно дают ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой.

Показательно данную проблему выразил Л.Н. Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Период отрочества он описывает так: «стыдлив я был от природы. Но убежденность в собственном уродстве преувеличивала мою стыдливость. Я убежден в том, что разительное влияние на человека оказывает его наружность. А точнее, его уверенность в своей привлекательности или непривлекательности».

В подростковом возрасте выделять отдельные недостатки в собственной внешности – дело обычное. Но, в отличие от дисморфофобов, здоровые подростки не делают данную проблему центром своего естества. В итоге она уходит сама собой по мере взросления ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector