Что может делать ваш ребенок в 1г8мес?
Содержание:
- Потешки и прибаутки
- Питание ребенка в 14 месяцев
- 1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
- Питание 16 месячного ребенка
- Развитие ребенка в 8 месяцев
- Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
- Познавательное развитие ребенка 4 месяца жизни
- Игры и игрушки
- Источники
- Чек-лист этого месяца
- Физическое развитие ребенка в 15 месяцев
- Сон и режим дня
- Учимся ползать
Потешки и прибаутки
Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:
- Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
- Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
- Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.
Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:
Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.
Или такая:
- Уж я Танечке пирог испеку,
- Уж я внученьке румяненький.
- На нем корочка пшеничная,
- А начиночка яичная,
- А помазочка медовая,
- Моя внученька бедовая.
- Эти потешки можно читать во время еды.
- Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
- Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
- Надо нарядиться, еду прокатиться!
Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:
- Дождик, дождик, пуще!
- Дадим тебе гущи,
- Дадим тебе ложку:
- Хлебай понемножку!
А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:
- Дождик-дождик,
- Полно лить,
- Малых детушек мочить!
В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:
- Катя, Катя, маленька,
- Катенька удаленька,
- Пройди по дороженьке,
- Топни, Катя, ноженькой.
Или:
- Заинька, походи,
- Серенький, походи,
- Вот так, вот сяк походи
- Вот так, вот сяк походи!
Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:
- У кошки боли,
- У собаки боли,
- А у Андрюши не боли,
- У Андрюши боль на березку улети.
В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.
Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:
- Ты дров не рубил,
- Воды не носил,
- Не будет тебе каши.
Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:
- Пошел сам искать:
- Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
- Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
- Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
- А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)
Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.
Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:
- Приди, котенька-коток,
- Приди, серенький хвосток,
- Приди, котик, ночевать,
- Приди с Дашенькой играть.
- Уж как я тебе, коту,
- За работу заплачу:
- Шубку новую сошью
- И сапожки закажу.
Питание ребенка в 14 месяцев
Ребенку в 14 месяцев нужно 1000 калорий в день, распределенных на три небольших приема пищи и два сытных перекуса. Включайте в рацион продукты из основных категорий: с высоким содержанием белка (например, мясо и яйца), молочные (творог , йогурт и сыр), фрукты, овощи, цельнозерновые (хлопья и каши, макароны, хлеб).
Сбалансированное питание обычно обеспечивает малыша необходимыми витаминами и минералами, но иногда нужно давать дополнительные витамины.
Например, вашему малышу могут потребоваться добавки с витаминами В2, В12 и кальция, если ваша семья придерживается строгой вегетарианской диеты.
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)
Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- ;
- (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Возим каталку;
Чистим вареное яичко;
Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
Учимся расстегивать липучки, молнии;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)Уже знакомые игры:
Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;
Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
Составляем кубики друг на друга;
Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
Играем с сенсорными коробками;
Питание 16 месячного ребенка
В этом возрасте полноценным считается четырех разовое питание. Меню включает в себя:
- Завтраки — сыр, хлеб, молоко, чай, какао, вареные яйца, сырники. Каша: манная, овсяная, рисовая, кукурузная, гречневая.
- Обеды — овощи, гарниры из круп, картофельное или овощное пюре, вермишель; рыбные и мясные вторые блюда: запеканки, котлеты или тефтели приготовленные на пару, отварная курица или рыба. Супы: рассольник, щи, борщ, овощной, вермишелевый с фрикадельками. Салаты из овощей: капустные, свекольные, огуречные, морковные. Зелень: шпинат, салат, петрушка.
- Полдники — молоко, чай или кефир, печенье, фрукты, творожная запеканка либо творог с фруктами, йогурт.
- Ужины — запеканки или пюре из овощей, каши, бутерброд с конфитюрами и маслом, молоко, фрукты.
Питание в таком возрасте является полноценным, но ради безопасности пока еще желательно давать пищу в измельченном виде, или рубленном на мелкие кусочки. Приучать к крупной пище стоит постепенно, чтобы ребенок мог осваивать способность пережевывания.
Каша ребенку на завтрак
Стоит также обратить внимание на то, что у ребенка уже формируются вкусовые предпочтения, с периодическими изменениями. Их надо учитывать, и ни в коем случае, не заставлять его кушать нелюбимый продукт, однако и полностью потакать прихотям тоже нельзя, так как в дальнейшем будет крайне сложно угодить маленькому гурману
В графике кормлений также могут происходить временные изменения, все зависит от того, насколько ребенок перед этим хорошо покушал или если не было возможности покормить его в нужное время
Но важно следить за временными промежутками между приемами пищи
Часто бывают ситуации, когда малыш ест мало или вовсе отказывается, и если со здоровьем все в порядке не стоит переживать. Дети в таком возрасте уже хорошо чувствуют голод и в случае чего смогут намекнуть маме о желании покушать.
Развитие ребенка в 8 месяцев
Будьте готовы к большим переменам! Если малыш еще не пополз, то, возможно, он готовится это сделать и может удивить вас в любую минуту. Может измениться его режим сна, проявление привязанности к вам и другим людям, которые о нем заботятся. Прочтите эту статью, чтобы узнать, что вас ждет в этом месяце.
Рост и физическое развитие: Кое-кто прибавил шагу
Очень вероятно, что к этому моменту вес малыша обогнал его вес при рождении больше чем в 2 раза. Восьмимесячный мальчик в норме будет весить от 7,7 до 9,6 кг, а девочка от 7 до 9 кг. Кстати, ближе к году темп роста ребенка может замедлиться, это нормальное явление. На каждом приеме педиатр взвешивает, измеряет рост и окружность головы ребенка, чтобы следить за динамикой его развития. Родителям полезно знать, как устроены таблицы роста, которыми пользуются врачи.
Давно последний раз разглядывали эти пяточки и пальчики? Может быть, вы заметили, что, лежа на спинке, малыш держит ступни пальчиками вовнутрь.. Положение ступни исправится само со временем, не переживайте! К 18 месяцам большинство малышей перестают косолапить, связки тазобедренного сустава постепенно укрепляются и малыш начинает ставить ножки прямо при ходьбе. Подошву ступни пока защищает жировая прослойка, из-за которой может показаться, что у ребенка плоскостопие. Через 2-3 года этот слой исчезнет, и начнут формироваться своды стопы.
Ощущения: Новые впечатления и реакции
В 8 месяцев вы можете заметить новые вехи в развитии зрительно-моторной координации. Возможно, ребенок способен разглядеть игрушку на другом конце комнаты, добраться до нее и взять. Ему нравится исследовать разные текстуры, прикасаясь к предметам и пробуя новую еду. Улучшается его слух и ранние речевые способности – говорите с ним как можно больше, обсуждайте, что вы видите вокруг.
Движения: Готовимся поползти
Вероятно, в 8 месяцев малыш сядет без дополнительной опоры – вот это достижение! Сидя, малыш тянется вперед и берет игрушку одной рукой. Сейчас маленький атлет укрепляет мышцы, нужные ему для ползания. Ползать малыши обычно начинают между 7-м и 10-м месяцем. Сейчас за ребенком нужен глаз да глаз, особенно когда он на пеленальном столике или играет.
Помочь малышу начать ползать вы можете, чаще выкладывая его на животик. Играя лежа на животике, он находится в идеальной позе, чтобы начать ползать, он учится отжиматься от пола на коленках и ручках. Он может раскачиваться вперед и назад перед тем, как сделать движение вперед. Держите перед малышом игрушку или какой-то интересный ему предмет в качестве цели.
Когнитивное развитие: Игры в слова и звуки
В 8 месяцев речевые и коммуникативные навыки малыша продолжают развиваться, и, вероятно, вы заметите, что стали лучше «понимать» друг друга. То, что еще недавно звучало как бормотание и гукание, стало напоминать слоги. Скоро из простых слогов вроде «ма» и «па», которые произносит малыш, получатся «мама» и «папа». Ребенок теперь понимает больше ваших слов. Если вы назовете его любимую игрушку, которая находится на другом конце комнаты, и он посмотрит в том направлении – он понимает вас! Он может начать реагировать на свое имя и слово «нет».
Ребенок в 8 месяцев начинает осознавать постоянство предметов: что предметы продолжают существовать, даже когда становятся недоступными для восприятия. Он становится более любознательным и может начать искать предмет, который вы спрячете. Поэтому сейчас его может развлечь игра в «ку-ку».
Часто у детей в этом возрасте развивается сепарационная тревога. Малыш начинает понимать, что предметы и люди продолжают существовать, когда он их не видит. При этом он еще не понимает, как устроено время. Поэтому может тревожиться, если мама уходит: ведь он не знает, когда мама вернется и вернется ли. Вы можете помочь малышу, выбрав «переходный объект»: какой-то очень хорошо знакомый предмет, игрушку, которая всегда с ребенком. Это будет давать ему чувство защищенности.
Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:
- самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
- реагирует на свое имя;
- понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
- может махать рукой на прощание;
- начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
- начинает активно развиваться характер.
В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.
Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.
Познавательное развитие ребенка 4 месяца жизни
Знакомство с окружающим
Четырехмесячный ребенок проявляет интерес, когда взрослый подносит его к незнакомым предметам, сосредоточивает внимание на них и связанных с ними действиях. Ориентация в пространстве
Ориентация в пространстве
Совершенствуется ориентация ребенка в помещении комнаты: он хорошо держит направление, знает местонахождение основных предметов. В течение 3-4 минут занимается одной и той же игрушкой. Протягивает руку и сам берет игрушку, которая находится рядом, не дожидаясь, пока дадут взрослые. Растет координация движений руки и глаз.
Хватание и владения рукой
Довольно неуверенно приближается рукой к погремушке, касается ее, приводит в движение. Играет своими пальцами. Берет игрушку в рот, руку, удерживает ее в руке, берет двумя руками, постукивает друг о друга. Исследует различные объекты, предметы, держит яблоко, ощупывает, бросает его. Тянется за игрушкой, которая находится в руках взрослого, ощупывает ее, тянет в рот.
Развитие органов чувств
Занимается игрушкой, которую взрослый подвешивает перед ним на доступном расстоянии (погремушкой, кольцом на веревке, подвеской). Касается предмета, начинает двигать его. Рассматривает игрушку в руках, следит за ней, если взрослые передвигают ее в разных направлениях: вправо, влево, вверх, вниз. Ищет глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Избирательно относится к разным звукам — прислушивается к шумам, пению, музыке, человеческому голосу.
Задача познавательного развития:- способствовать дальнейшему усвоению четырехмесячным ребенком пространства жилого помещения, предоставлять ему возможность касаться предметов и вещей, которые его интересуют;
—
сопровождать «экскурсию» называнием знакомых и незнакомых предметов, поддерживать у ребенка интерес и положительный эмоциональный настрой при получении новых впечатлений;
—
заинтересовывать ребенка яркими игрушками;
—
показывать игрушки с разных направлений — слева, справа, сверху, снизу.
Организация жизнедеятельности
Можно подвесить над грудью малыша разные игрушки и обращать его внимание на то, как можно действовать с погремушкой, колокольчиком, кольцом на веревке. Приближайте игрушки поочередно к рукам младенца, стимулируя желание коснуться их, поиграть
Время от времени перемещайте игрушки в разные стороны и наблюдайте как переводит малыш глаза, следя за ними.
Держа ребенка на руках, взрослый может привлекать внимание к различным предметам и вещам (кубик, яблоко, игрушка, часы и т.д.), показывать, как с ними можно действовать, комментируя свои движения. Во время бодрствования малыша целесообразно варьировать влияние на него различных звуковых раздражителей (приятных и не слишком громких) — обращаться к нему различной тональностью голоса, напевать песенки тихо и громче, включить приемник или магнитофон, стучать маленьким мячом о пол, шуршать бумагами, звонить колокольчиком или тарахтеть погремушкой на расстоянии 1,5-2 м
Важно зафиксировать реагирует ли младенец на эти звуки, какие из них ему нравятся, а какие нет, как быстро он отвлекается на другое, устает
Во время бодрствования малыша целесообразно варьировать влияние на него различных звуковых раздражителей (приятных и не слишком громких) — обращаться к нему различной тональностью голоса, напевать песенки тихо и громче, включить приемник или магнитофон, стучать маленьким мячом о пол, шуршать бумагами, звонить колокольчиком или тарахтеть погремушкой на расстоянии 1,5-2 м
Важно зафиксировать реагирует ли младенец на эти звуки, какие из них ему нравятся, а какие нет, как быстро он отвлекается на другое, устает
Держа ребенка в вертикальном положении, целесообразно обходить помещение квартиры, называть каждую комнату, комментировать ее назначение, помогать малышу сориентироваться в ней, узнавать местонахождение дверей, окон, специфических для него предметов.
Показатели развития:
— пытается дотянуться до игрушки, которая висит над грудью на расстоянии вытянутой руки;
— следит за игрушкой, которая перемещается в различных направлениях — вправо, влево, вверх, вниз;
— берет игрушку в рот, руку, удерживает ее, берет двумя руками;
— постукивает одной игрушкой о вторую;
— избирательно относится к различным звукам, шумам, прислушивается к ним;
— ориентируется в помещении своего жилья;
— знает местонахождение основных предметов в комнате.
Игры и игрушки
В этом месяце возьмите краски, цветные карандаши и бумагу. У вашего ребенка развиваются мелкая моторика, и он с удовольствием научится управлять своими руками и пальцами. Возьмите некоторые из их работ и повесьте их в саду, чтобы они высохли, приклейте немного пасты, блесток и несколько кусочков веревки, чтобы сделать коллаж. Раскрашивание пальцами также доставит много удовольствия и поможет создать очень очаровательный беспорядок. Ставьте дату работы вашего ребенка и сохраняйте лучшие, через некоторое время будет прекрасно смотреть на них и видеть, насколько они развиты в своих навыках и технике.
По возможности ходите в парк и поощряйте ребенка лазить в играх. Следите за его реакцией на свои достижения и поддерживайте его. Покажите ему, как подниматься по лестнице и как безопасно кататься на качелях и подъемных рамах, и сделайте это самостоятельно, вашему ребенку понравится, что вы вовлечены в его игры.
Попробуйте сменить игрушки ребенка, чтобы поддерживать его интерес к новым вещам. У вашего ребенка в этом возрасте очень кратковременная память, настолько сильная, что поговорка «вне поля зрения, из головы», должно быть, была написана для 16-месячного ребенка. Не думайте, что чем больше денег вы потратите на игрушку, тем веселее будет. Дети сами создают игры и тянутся ко всему, что стимулирует их воображение.
Ищите многоцветные игрушки, которые издают шум, чтобы они могли каким-то образом взаимодействовать с ними, они могут даже испытывать большую любовь к какому-либо предмету одежды до такой степени, что они хотят носить его все время. У некоторых детей возникает глубокая привязанность к довольно необычным предметам домашнего обихода, особенно к тем, которые сделаны из мягких тканей. Все это часть детства, поэтому большинство вещей, о которых вы думаете, стоит беспокоиться, на самом деле не так.
Источники
- Wu Y., Li G., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2021 — Vol35 — N4 — p.341-345; PMID:33794634
- Voitenkov VB., Komantsev VN., Klimkin AV., Ekusheva EV., Skripchenko NV., Bedova MA. // Adv Gerontol — 2020 — Vol33 — N5 — p.1002-1006; PMID:33550760
- Liu X., Zhong R., Kusuma L., Li N., Tang W. Determining social power: Do Chinese preschoolers integrate verbal and nonverbal cues? // J Exp Child Psychol — 2021 — Vol204 — NNULL — p.104943; PMID:33360276
- Ganc M., Kobosko J., Jedrzejczak WW., Kochański B., Skarzynski H. Psychomotor development of 4-year-old deaf children with cochlear implants: Three case studies. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2021 — Vol141 — NNULL — p.110570; PMID:33348125
- Fordington S., Brown TH. An evaluation of the Hear Glue Ear mobile application for children aged 2-8 years old with otitis media with effusion. // Digit Health — 2020 — Vol6 — NNULL — p.2055207620966163; PMID:33194218
- Jasińska KK., Shuai L., Lau ANL., Frost S., Landi N., Pugh KR. Functional connectivity in the developing language network in 4-year-old children predicts future reading ability. // Dev Sci — 2021 — Vol24 — N2 — p.e13041; PMID:33032375
- Tan LT., Nathan AM., Jayanath S., Eg KP., Thavagnanam S., Lum LCS., Gan CS., de Bruyne JA. Health-related quality of life and developmental outcome of children on home mechanical ventilation in a developing country: A cross-sectional study. // Pediatr Pulmonol — 2020 — Vol55 — N12 — p.3477-3486; PMID:33002341
- Vilela N., Sanches SGG., Carvallo RMM. Development of auditory perception in preschool children. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2020 — Vol129 — NNULL — p.109777; PMID:31756662
- Wang J., Joanisse MF., Booth JR. Neural representations of phonology in temporal cortex scaffold longitudinal reading gains in 5- to 7-year-old children. // Neuroimage — 2020 — Vol207 — NNULL — p.116359; PMID:31733372
- Wu Y., Li G., Ma Y., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2019 — Vol33 — N10 — p.918-922; PMID:31623034
Чек-лист этого месяца
-
Обсудите с вашим партнером «политику» речевого развития малыша. Например, вы можете договориться, что сложные слова, которые малыш еще может не понимать, вы произносите по слогам, например: «Видишь све-то-фор?» Также вы можете напоминать друг другу следить за своей речью, чтобы малыш случайно не запомнил выражения более выразительные, чем вам хотелось бы.
-
Запланируйте первую стрижку. Если у малыша отросли волосы, возможно, пора записать его к парикмахеру.
-
Составьте меню на неделю. Если у вас получится продумать меню на неделю вперед, вы будете точно знать, что нужно купить в магазине, а в суматохе других забот не надо будет ломать голову, что приготовить. Попробуйте записать и/или сфотографировать полезные блюда, которые пользуются популярностью у домочадцев. Если вас покинет кулинарное вдохновение, вы всегда сможете воспользоваться своей шпаргалкой и повторить что-то из удавшегося ранее.
-
Запишитесь на прием к педиатру. Посетить педиатра следует, когда малышу исполнится 15 месяцев. На этом приеме педиатр взвесит и измерит ребенка, а затем отметит показатели на таблице роста. Также педиатр может проверить ему зрение, послушать сердце и легкие, оценить развитие моторных навыков и реакций, а также поинтересоваться у вас, как малыш ест и спит. В 12–15 месяцев ребенку может требоваться бустерная доза некоторых вакцин, а также новые прививки согласно календарю прививок
-
А чтобы узнать еще больше полезной родителям информации, подпишитесь на нашу рассылку:
14 years old — checklist
Физическое развитие ребенка в 15 месяцев
Детки этого возраста могут развиваться несколько по-разному, но все они схожи в одном – неугомонности, непоседливости и желании везде успеть. Неустанное движение определяет ход развития. Благодаря постоянным «тренировкам» мышцы становятся крепче, улучшается координация движений, ориентация в пространстве. Малыш уже способен не только ходить без поддержки, но и одновременно удерживает что-то в руках при ходьбе или толкает перед собой игрушку. Также появляется навык отступать назад. Развитие ребенка в 15 месяцев у мальчиков может несколько опережать девочек по физической активности и непоседливости.
Зрение
Малыш закрепляет ранее полученные навыки. Может более точно определить расстояние до игрушки. Например, если мишка сидит на полке шкафа, ребенок визуально определит, сможет ли он сам до него дотянуться. Рассматривание картинок и детских книжек становится более увлекательным. Теперь карапуз радостно узнает знакомых животных и героев и уже неплохо различает цвета. На просьбу мамы показать конкретный цвет, малыш поставит в книжке на него пальчик.
Слух
У ребенка появляются любимые песенки. Подпевать он пока не может, но будет ярко выражать радость при звуках знакомой мелодии. Если в разговоре упомянуть кого-то из родных и близких, малыш поймет, о ком идет речь (о бабушке, папе или домашней кошке). Хорошо воспринимает просьбы старших: принеси куклу, подай книжку. Знает свое имя.
Речь
Постепенно расширяется словарный запас. Теперь ребенок не только покажет пальцем на нужный ему предмет, но и произнесет первый слог названия предмета. Зачастую детки произносят первые слова на свой лад. Например, вместо «банан» – «нанан», вместо «машина» — «шиа» и тд. За игрой малыш активно общается с игрушками, щебечет сам с собой, неустанно повторяя различные звуки. Речь приобретает интонационную окраску. Обычно речевое развитие ребенка в 15 месяцев у девочек идет более быстрыми темпами.
Моторика
В этом возрасте большинство детей уже умеют полноценно ходить, причем не только вперед, но и со сменой курса в желаемую сторону. Также деткам под силу стоя оглянуться назад через плечо. Уверенно освоены такие действия, как подъем и спуск с дивана, перешагивание препятствий, катание игрушки за веревочку или ее толкание перед собой. Малыш уже может научиться топать ножкой и вставать на цыпочки в попытке дотянуться до игрушки. Развитие мелкой моторики позволяет ребенку самому листать книжку с толстыми страницами, держать ложку за едой, рисовать каракули карандашом.
Эмоции
В 1 год и 3 месяца малыши очень эмоциональны. Они бурно выражают восторг или негодование. Но контролировать этот поток эмоций они пока не в силах. Поэтому в данном возрасте уже можно обучать ребенка пониманию своих чувств и правильному их выражению. Этому поможет проговаривание основных эмоций. Например, когда малыш расстроен и сердится, можно сказать: «Понимаю, ты злишься, что мы не купили эту игрушку. Я тоже иногда злюсь». Тогда малыш будет с раннего возраста привыкать к мысли, что любые эмоции – это нормально. Но выражать их нужно без ущерба для окружающих. Здесь лучшим примером будут сами родители. Если они умеют справляться с различными эмоциями, то и ребенку будет проще перенять этот навык.
Сон и режим дня
Кроха должен жить по режиму. Его должны составлять взрослые, но с учетом особенностей своего чада. В распорядке надо по часам распланировать каждое действие малыша. Вы должны выделить время для еды, сна, игр, развивающих занятий, прогулок и гигиенических процедур.
Спать малыш должен ночью от 10 до 11 часов беспробудным сном. Днем укладывайте кроху один раз на несколько часов. Делайте это, даже если карапуз утверждает, что не устал. Пускай хотя бы просто полежит.
Инфографика режима дня
Несколько дней без дневного сна — и малыш станет капризным, нервным и агрессивным. Если ребенок плохо спит ночью, то попробуйте позже его укладывать или обеспечивайте больше активности на свежем воздухе.
Учимся ползать
Отдельно хочется обратить внимание на такое упражнение, как «грудничковое ползание». Или его еще называют рефлекторное ползание
Глен Доман в своей книге не раз подчеркивает, насколько полезно это упражнение для развития ребенка (да-да, его методика состоит не из одних только карточек, как это принято считать :), физическому развитию уделяется ничуть не меньше внимания).
Если младенцу первых месяцев жизни, лежащему на животе, приставить к ступням ладонь, то можно заметить, что он постарается от нее рефлекторно оттолкнуться и тем самым продвинется вперед. Глен Доман предлагал смастерить для ребенка узкий трек с бортиками, от которых он будет отталкиваться и потихоньку перемещаться по треку. Тем самым, ребенок будет учиться ползать.
Однако, чтобы освоить с ребенком это упражнение, делать такую дорожку совсем необязательно! Можно положить ребенка на любую ровную поверхность, и подставляя руки к его ступням в качестве опоры, помогать ему перемещаться. То есть сначала необходимо поджать ножки ребенка к попке, как у лягушонка, уперев ступни в свои ладони. Когда ребенок оттолкнется и выпрямит ноги, вновь пододвинуть ножки к тазу и повторить упражнение.
Таким образом, ребенок потихоньку будет толчками перемещаться по поверхности. Поначалу у него это будет не очень хорошо получаться, и за раз он, возможно, осилит не более одного толчка, но если делать упражнение регулярно, ребенок здорово натренирует ножки и сможет активно двигаться.
Начинать делать такое упражнение можно уже с 3 недель. Если сомневаетесь, можно начать и немного позже, главное сделать это в течение первых трех месяцев, пока рефлекс еще активен.
Такое упражнение полезно делать не только в рамках комплекса гимнастики, но и просто в течение дня. Оно готовит малыша к обычному ползанию, укрепляет мышцы ног и спины, да и в целом оказывает благотворное влияние на физическое развитие малыша. Дети, с которыми регулярно выполняют такое упражнение, более подвижны и легче осваивают остальные двигательные навыки.
Такое упражнение мы практиковали с сыночком, в результате он начал ползать очень рано – когда ему даже не исполнилось 5 месяцев.