Запор у детей до года
Содержание:
- Питание
- Что может сказать мой ребенок
- Из-за чего стоит беспокоиться
- Физическое и двигательное развитие
- Основные навыки детей в год
- Моторика
- Как развивается ребенок с 9 месяцев до 1 года
- Развитие ребенка в 1 месяц
- Возможные проблемы.
- Советы родителям от педиатров клиники Amel Smart
- Критические периоды в формировании иммунной системы ребенка
- Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Питание
Ранее бытовало мнение, что кормление ребенка необходимо совершать по часам, следуя определенному графику. Теперь педиатры склонны к тому, что кормить малыша необходимо по-требованию.
Природой заложен механизм, который не даст младенцу переесть – количество пищи определяется инстинктивно. Это способствует хорошему усвоению и пищеварению.
Кроме материнского молока или смеси малышу можно при необходимости давать ложечку воды.
Рассчитать, сколько малыш должен съедать в сутки молока (в случае грудного вскармливания) в первые 10 дней жизни можно умножив возраст младенца в днях на 80. Разовая доза составит возраст умноженный на 10.
Это усредненные цифры, на практике малыш может съесть больше или меньше в зависимости от различных факторов – температурного режима, самочувствия.
Средняя суточная доза для детей от 10 дней жизни после рождения составляет около 750-1000 гр.
При искусственном вскармливании появляется риск перекормить ребенка. Чтобы этого избежать кормить ребенка необходимо регулярно, строго следуя указанным дозировкам и инструкциям педиатра.
Что может сказать мой ребенок
Ребенок 1 месяц развитие что должен уметь?- в этом раннем возрасте плач — единственная форма общения ребенка. Сначала все крики ребенка звучат одинаково, но родители скоро узнают разные виды криков от голода, дискомфорта, разочарования, усталости и даже одиночества. Иногда на плач ребенка можно легко ответить кормлением или сменой подгузника. В других случаях причина плача может быть загадкой, и плач прекращается так же быстро, как и начинается. Независимо от причины, реагирование на крики вашего ребенка с утешительным прикосновением и словами необходимы, чтобы помочь ребенку научиться доверять вам и полагаться на вас в любви и безопасности.
Из-за чего стоит беспокоиться
Регулярные посещения участкового педиатра и патронажной сестры позволяют родителям избавиться от множества волнений и тревог. Специалисты своевременно определят какие-либо нарушения состояния ребенка, исследуя его рефлексы, темпы роста и набора веса и другие факторы. Но врач не может постоянно находиться рядом, поэтому родителям нужно уметь ориентироваться в основных признаках, которые должны стать поводом обратиться к специалисту:
- ребенок на протяжении нескольких часов подряд выглядит вялым, отказывается от кормления, его сон часто прерывается;
- любые изменения цвета кожи, не связанные с переохлаждением или перегревом;
- носовое дыхание у ребенка затруднено, он пытается дышать ртом, или же вдох и выдох сопровождаются неестественными шумами – свистом, хрипом;
- осиплость голоса, лающий кашель;
- повышение температуры тела;
- устойчивое нарушение стула (запоры, поносы) или изменения в кале (зловоние, черный или слишком светлый, почти белый кал).
Но главным правилом при наблюдении за состоянием здоровья ребенка является следующее: при любых отклонениях или изменениях в поведении новорожденного следует обратиться к врачу, так как первый месяц жизни малыша – очень ответственный период, и крайне важно не упустить начало развития какого-либо заболевания, которое может отразиться на здоровье и развитии ребенка в будущем
Физическое и двигательное развитие
В первый месяц жизни заметны изменения в весе ребенка. В первые 2-3 дня после родов кроха теряет вес (максимум на 250 г), но затем, при хорошем питании, быстро набирает его. В среднем, за первый месяц жизни мальчики «наедают» около 1,2 кг, а девчонки – 1 кг.
Уже по этому показателю можно определить, достаточно ли ребенку вашего молока, хорошо ли оно усваивается. Кроме роста, у малыша активизируется двигательная функция, именуемая гипертонусом.
Малыш уже может:
- совершать хаотичные движения ручками и ножками;
- пытаться поднять головку, лежа на животе;
- поворачивать голову лежа на спине в направлении звука;
- некоторые движения совершаются осознанно (протягивание ручек маме, «потягуши»);
- отталкиваться от опоры пяточками, «ползти» таким образом.
Основное время малыш, конечно, проводит во сне. На период бодрствования приходится лишь 4-6 часов в сутки. В это время нужно понаблюдать за малышом, поиграть с ним. Записывайте ваши наблюдения, это поможет вам сориентироваться, насколько равномерно проходит развитие ребенка в его первые месяцы жизни. Можно даже составить календарь развития ребенка по месяцам.
Основные навыки детей в год
Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально. Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью. Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.
Физическое развитие
Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам
Пол ребенка | Масса, кг | Рост, см | ||
---|---|---|---|---|
Средний показатель | Диапазон нормы | Средний показатель | Диапазон нормы | |
Мальчики | 10,8 | 9,4-11,9 | 75,7 | 73-79 |
Девочки | 10,1 | 9,0-11,3 | 74,8 | 72-77 |
Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.
Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному. Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам. Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.
Важная информация! В этом возрасте особенно важно обеспечить безопасное перемещение ребенка в пространстве: не оставлять одного в комнате с открытыми окнами, закрепить шкафы и стеллажи, чтобы они не опрокинулись, убрать провода и обезопасить розетки
Физическое развитие
Бытовые умения и навыки
Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.
Самостоятельно держит ложку
Психомоторное развитие
В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:
- открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
- выдвигать ящики;
- переливать и черпать воду;
- бросать мячик, пинать его ногой;
- тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
- играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.
Игра с мячом
Социальное поведение
Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:
- с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
- на расстоянии узнает своих близких;
- рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
- гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
- способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
- понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
- в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
- слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
- знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
- отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
- встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.
Игра с телефоном
Моторика
Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры
- постройка башни из кубиков;
- сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
- подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
- игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
- после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.
Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.
Сборка пирамидки
Моторика
- Родители могут предложить малышу поиграть с мелкими кубиками, а также попробовать научить его пользоваться карандашом или фломастером.
- В этом возрасте дети склонны копировать поведение родителей. Воспользуйтесь этим, покажите малышу, как правильно играться с машинками, складывать предметы в коробочки, это могут быть небольшие бусины.
- В 13 месяцев ребёнок может самостоятельно переворачивать страницы в книгах, поэтому на данном этапе это занятие может привлекать его больше всего. Отдайте ребёнку в пользование ненужные бумаги и газеты – пусть рвёт и комкает их в своё удовольствие. Это развивает моторику пальцев.
Как развивается ребенок с 9 месяцев до 1 года
Дети развиваются в индивидуальном темпе. Одни малыши в 9 месяцев уже делают первые шаги, другие передвигаются только в ходунках, третьи – ползают. Мы же приводим средние показатели для детей определенного возраста.
В 10 месяцев
- ребенок сам или по просьбе взрослых демонстрирует освоенные ранее действия;
- держась за руку или за перила, может подниматься/спускаться по лестнице;
- по просьбе родителей («дай», «принеси») находит и дает разные предметы;
- прислушиваясь к речи взрослых, осваивает новые слоги.
В 11 месяцев
- малыш избирательно реагирует на встречу в разными детьми – радуется или проявляет недовольство;
- активно осваивает новые действия и повторяет их по просьбе взрослых;
- ранее изученные действия демонстрирует без подражания, по устной просьбе;
- стоит без поддержки, делает первые шаги;
- учится дифференцировать предметы по группам (машинки, куклы);
- осваивает первые простые слова-обозначения (дай, мяу, кис-кис).
Развитие ребенка до года (к 12 месяцам)
- ребенок начинает играть с другими детьми;
- узнает близких людей на фотографиях;
- дифференцирует предметы по форме (мячик, кубик);
- стоит и ходит самостоятельно, при ходьбе чередует шаги;
- понимает смысл слова «нельзя» и реагирует на него остановкой запрещенного действия;
- с легкостью повторяет за взрослыми новые слоги, имеет в лексиконе около 10 простых слов;
- самостоятельно берет со стола руками посуду, ставит ее на стол, пьет из чашки.
Развитие ребенка в 1 месяц
Ваш ребенок уникален, и вы, конечно, сами это знаете. Поэтому расти он будет в своем темпе. Не волнуйтесь, если в течение нескольких недель темпы развития ребенка не будут соответствовать обычным для этого возраста, – скоро он всех нагонит, а может, и перегонит. Вот наиболее важные события, которые произойдут с месячным ребенком.
Рост и физическое развитие: Пухлые щечки
Вам кажется, что малыш вырастает из одежды со сверхзвуковой скоростью? В среднем на этом этапе малыши прибавляют по 700-900 граммов в весе и по 2,5-3,5 сантиметра в длине в месяц. На регулярном осмотре педиатр измерит вес, длину и окружность головы ребенка и сопоставит эти показатели с таблицами роста ребенка. Главное, чтобы темпы роста были устойчивыми. Но не следует забывать, что иногда у детей бывают ростовые скачки.
Возможно, вы заметили, что головка ребенка непропорционально большая по сравнению с телом. Это нормально – сейчас голова растет быстрее, но остальное тело скоро нагонит. Также малыш начинает расти в длину, а его мышцы укрепляются. К счастью, у него какое-то время еще останутся милые пухлые щечки.
Ощущения: Все внимание на погремушку
Когда малыш не спит, он внимательно изучает все, что видит, слышит и улавливает обонянием. На этом этапе младенец лучше фокусирует взгляд на лицах и предметах, а совсем скоро начинает следить глазами за движущимися объектами. Где-то через месяц он начнет тянуться к предметам. Например, если к малышу поднести погремушку, он будет стучать по ней.
Движения: Тренируем мышцы ног
В этом месяце у малыша в основном сохраняются рефлекторные движения, но некоторые рефлексы первых четырех недель постепенно пропадают и вытесняются более осознанными движениями. Когда ребенок на животике, он ненадолго поднимает головку, начинает вытягивать ручки, а не прижимать их к туловищу. Некоторые дети начинают потягиваться и с силой расправлять ножки. Вроде бы движение простое, но так малыши тренируют мышцы ножек. Не забывайте, что даже совсем маленькие дети могут иногда переворачиваться, поэтому присматривайте за малышом и придерживайте его, когда кладете на возвышенную поверхность, например на пеленальный столик или низкую кровать.
Плач и общение: Мама, я устал (или хочу есть)!
В этом возрасте малыш начинает общаться с вами более понятно. Например, если ему скучно, он будет плакать, пока не показать ему что-то новое. Если ему весело, он будет улыбаться. Примерно в это время мамы начинают различать разновидности плача: когда ребенок голоден, когда он устал или когда капризничает. В этом месяце вы сможете увидеть его первую настоящую улыбку, если еще не видели. Иногда такую улыбку называют социальной. Ребенок улыбается, когда не спит, в ответ, например, на звук голоса мамы. Будьте готовы растаять от нежности.
Возможные проблемы.
В 1 месяц после рождения нужно быть особенно внимательными к состоянию малыша, ведь на этом сроке у вас могут возникнуть некоторые проблемы:
Пупочная рана не заживает
Чтобы пупочная ранка быстрее зажила, ее нужно каждый день обрабатывать раствором зеленки. Если через 14 дней ранка осталась, и корочка не отпала, нужно срочно обратиться к врачу. Также это нужно сделать, если ранка покраснела и появились выделения. Существует и альтернативная точка зрения, причем у врачей — нужно обрабатывать не саму ранку, а скобу. Так ранка заживет быстрее. По этому вопросу обязательно посоветуйтесь с патронажной сестрой.
Кишечные колики
ЖКТ новорожденного еще незрелый, поэтому вздутие в первые недели жизни это нормально. Ребенок при этом испытывает боль и плачет. Для решения проблемы можно массировать животик, прикладывать к нему теплую пеленку или давать средства против колик, рекомендованные педиатром.
Если ребенок переходит на смешанное или искусственное вскармливание, то родителям стоит подумать о выборе смесей. Предпочтительнее выбирать смеси на козьем молоке, т.к козье молоко усваивается легче коровьего. Клинические исследования показали снижение интенсивности и частоты колик на фоне приема смесей Kabrita. Подробнее о коликах.
Желтуха новорожденных
Кожа малыша часто имеет желтоватый оттенок. Постепенно гемоглобин в крови обновляется, и кожа малыша приобретает розовый цвет.
Плохой сон
Несмотря на то, что месячный младенец может проспать до 20 часов в сутки, сон может быть непостоянным и неглубоким. Ведь нервная система крохи еще незрелая, он пугается звуков, реагирует на изменения температуры и перепады света. Рекомендуется укладывать малыша в комнате с температурой не ниже 20 градусов, где тихо и темновато. Такая обстановка напоминает крохе материнскую утробу и он быстрее засыпает.
Если вы заметили, что ребенок потерял аппетит, перестал набирать вес, часто и без причины кричит по ночам, сильно выгибается и никак не получается его успокоить, он не реагирует на звуки, то не откладывая обратитесь к детскому врачу.
Советы родителям от педиатров клиники Amel Smart
Возраст ребенка от рождения до 3 лет считается одним из самых важных в развитии головного мозга, психическом и физическом развитии ребенка.
Чтобы ребенок развивался правильно, чтобы вырастить его здоровым, педиатры рекомендуют родителям соблюдать такие правила:
1
Правильное сбалансированное питание. Пища должна быть натуральной, богатой всеми необходимыми минералами, витаминами
Важно также вводить продукты в рацион малыша постепенно, в соответствии с возрастом, придерживаясь рекомендаций врачей.
2
Своевременная вакцинация. Прививки помогут формированию иммунитета, защитят ребенка от опасных заболеваний.
3
Категорическое табу на самолечение
Независимо от серьезности симптоматики нельзя давать ребенку какие бы то ни было лекарства, использовать средства народной медицины без назначения врача. Самолечение в некоторых случаях опаснее, чем само заболевание.
4
Физические нагрузки и режим дня. Зарядка, спортивные кружки, активные игры, а также полноценный здоровый сон и ежедневные продолжительные прогулки на свежем воздухе имеют важное значение в правильном развитии ребенка. Они полезны для иммунитета, хорошего самочувствия и даже для хорошего настроения малыша.
5
Запрет на гаджеты. Или, по крайней мере, минимальный доступ к продукции цифровой индустрии
Гаджеты негативно влияют на неокрепшую нервную систему малыша, память, когнитивные способности, внимание, зрение, развитие опорно-двигательного аппарата. Можно использовать смартфон (планшет) с целью развития, обучения, но нельзя использовать их для развлечения детей в свободное время.
6
Здоровая атмосфера
Дома необходимо поддерживать порядок, регулярно проводить влажную уборку, проветривание, но не стремитесь создавать стерильные (тепличные) условия.
Для гармоничного развития не менее важны:
- благоприятная эмоциональная атмосфера в семье;
- общение;
- совместное времяпровождение;
- развивающие игры;
- игры с другими детьми.
Миссия каждого родителя – вырастить ребенка здоровым и счастливым. Чтобы добиться этой цели нужно придерживаться рекомендаций педиатров, окружить ребенка любовью и заботой, создать условия для его развития и стать для него лучшим примером для подражания, ведь маленькие дети во всем стараются быть похожими на маму и папу.
Критические периоды в формировании иммунной системы ребенка
Первый период длится до двадцати восьми дней, когда ребенок является новорожденным и только-только начинает познавать этот мир. Его защищают материнские антитела, но они не способны быть надежным щитом от болезней, поэтому новорожденные очень восприимчивы к вирусным инфекциям и даже влиянию собственных условно-патогенных микроорганизмов. При бактериальных инфекциях возможно их распространение по всему организму малыша, повышая риск развития хронических болезней в дальнейшем.
Второй критический период длится с третьего по шестой месяц жизни, когда наблюдается разрушение материнских антител. В это время свою работу начинает собственная иммунная защита младенца. Она еще достаточно слабая и не способна «помнить» с первого раза все патогены. По этой причине детям рекомендуют повторную вакцинацию при проведении профилактических прививок. В этом возрасте дети часто сталкиваются с вирусами, которые вызывают ОРВИ. Также атакуют кишечные инфекции и воспалительные заболевания органов дыхания.
Третий период длится с трех до пяти лет жизни ребенка, четвертый период приходится на шесть-семь лет. Пятый критический период развития иммунной системы период у девочек наблюдается в двенадцать-тринадцать лет, а у мальчиков – в четырнадцать-пятнадцать. И во время всех этих периодов дети подвержены множеству заболеваний, их иммунитет не совершенен.
Но, безусловно, один из самых сложных периодов становления иммунной системы – это период до года, когда ребенок только учится справляться с невзгодами окружающего мира и инфекциями, которые подстерегают его на каждом шагу.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы:
- Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
- Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
- Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.