Детские истерики

Как успокоить ребёнка при истерике

Универсального способа справиться с детской истерикой нет и не может быть. Всё зависит от ситуации, психологических особенностей ребёнка и вашего эмоционального состояния в конкретный момент. То, что помогло однажды, не будет работать всегда

Важно быть внимательным к ребёнку, проявлять чуткость и изобретательность:

Не пропустите предвестники. Проще предупредить истерику, чем остановить. Каждый родитель знает, что происходит с его ребёнком, когда он готов расплакаться. Кто-то начинает сопеть, кто-то — негромко подвывать или поджимать губы

Очень важно отреагировать именно в этот момент — дать ребёнку понять, что вы рядом, и не позволить впасть в отчаяние

Установите контакт. Подойдите к ребёнку, опуститесь на его уровень. Не смотрите сверху вниз. Помогите ему разобраться в своих чувствах, проговорив его эмоцию: «Я понимаю: тебе обидно / тебе грустно / ты испугался. Мне очень жаль». Часто этих слов, участливого взгляда и объятий бывает достаточно, чтобы предупредить истерику и выйти на конструктивный разговор.

Выясните причину. Если она неочевидна, прямо спросите ребёнка, что случилось. Если он уже начал кричать, может помочь фраза: «Когда ты плачешь и кричишь, я не могу понять, чего ты хочешь. Пожалуйста, скажи спокойно». Внимательно выслушайте ребёнка и воздержитесь от оценок: не перебивайте и не критикуйте.

Озвучьте свою позицию. Говорите спокойно и уверенно. Не бойтесь сказать «нет», но аргументируйте свой отказ понятным ребёнку языком. Например: «Я понимаю, что тебе хочется ещё поиграть здесь, но пора домой. Мы можем вернуться сюда в другой день». «Сейчас я не могу купить тебе это. Но когда ты вырастешь, сможешь покупать себе любые вещи, какие захочешь».

Попробуйте переключить внимание. Чтобы разрядить обстановку, постарайтесь отвлечь ребёнка чем-нибудь интересным: домашним животным, игрушкой, происходящим на улице, поиском сладостей на кухне

Это поможет закончить разговор на позитивной ноте.

Если предупредить всплеск эмоций не вышло, и чувства ребёнка взяли верх над разумом — придётся позволить ему это пережить. Успокаивать, призывать к порядку или ругать ребёнка во время истерики бесполезно. Демонстрируйте спокойствие, но не безразличие! Не нужно отворачиваться и тем более уходить. Просто будьте рядом, ждите, когда эмоции улягутся, и будьте готовы начать диалог, когда ребёнок окажется к нему готов. Далее пробуйте действовать, как написано выше: поговорите с ребёнком о его чувствах, постарайтесь понять причины истерики и урегулируйте конфликт.

Помните, что ребёнок устраивает истерики, только если чувствует себя в безопасности. Поэтому, как бы парадоксально это ни звучало, поблагодарите ребёнка за то, что доверил вам свои чувства. Ваше безусловное принятие поможет ему проникнуться к вам ещё большим доверием, и отношения между вами станут ещё крепче.

Через некоторое время поговорите с ребёнком о случившемся. Без лишних эмоций объясните ему, что крики и слёзы не помогают, а только мешают достичь желаемого. И расскажите, как следует поступать в таких ситуациях.

Родитель борется с ребенком

Подобное происходит, когда мама и папа не умеют отстаивать свои личные границы и, соответственно, не могут обеспечить здоровые границы и ребенку. В итоге они начинают испытывать раздражение. Малыш же в подобной ситуации чувствует отторжение родителей и не ощущает себя в безопасности. Это вызывает у него излишнюю тревожность. А других механизмов выражения эмоций, кроме плача и крика, он не имеет.  

Екатерина Доманькова

— Убеждаюсь в этом на собственном опыте. Всегда объясняю детям, что мама «тоже человек», и мне нужно время для себя, для работы, для папы. Шестилетняя Маруся уже хорошо это понимает и старается объяснять средней дочери Иванке, почему мама, например, не спит с детками. Работает не всегда, но к шести годам точно срабатывает).

Родитель не слышит своего ребенка

Наталья Брага

Перинатальный психолог и специалист по психосоматике

Никто не кричит просто так, даже ребенок. И если стало понятно, что истерика – это основной способ общения малыша с родителями, значит, они не слышат его, когда он спокойно сообщает о своих потребностях. Попробуйте уделять сыну или дочери больше внимания, самое главное — не игнорируйте его вопросы или запросы. Говорите с ним медленно и спокойно. Ребенок должен знать, что вам интересно с ним общаться. 

— Думаю, что многие родители часто забывают о том, что с ребенком надо общаться. Не только задавать вопросы о том, как прошел день, а рассказывать о своем, обсуждать ситуации, интересные моменты. Таким образом запускается механизм успешного общения

Время, проведенное с ребенком качественно, — в игре, общении — залог того, что малыш ощущает себя в безопасности и не испытывает потребности в том, чтобы привлекать внимание родителей альтернативным способом. Проверено!

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Помощь малышу без лекарств

Родители могут сами облегчить боль крохи, делая массаж и прикладывая к опухшей десне холодные предметы. Как и чем делать массаж:

Чистым пальцем

Водят по десне без нажима, осторожно, стараясь утишить боль.
Вместо пальца подойдет тщательно вымытая или простерилизованная зубная силиконовая щетка с пометкой 6+ месяцев.

Прорезыватель. Резиновые гибкие аксессуары с ребристой поверхностью удобны для пользования

Главное, не забывать обрабатывать прорезыватели перед тем как отдать их ребенку и после того, как он ими воспользовался.
Стерильный тампон из бинта. Бинт увлажняют в прохладном отваре ромашки или кипяченой воде.
Зубные силиконовые кольца. Удобнее применять аксессуары с гелем, который долго сохраняет прохладу. Кольца разрешены для применения с 4 месяцев.
Холодная чайная ложка поможет крохе от полугода. Сначала чистую ложку охлаждают в морозилке, затем дают ребенку.
Детям от 6 месяцев дают прохладный творожок, пюре. Деткам от 10 месяцев можно давать охлажденный кусочек твердого продукта – яблока, огурца
Важно не давать ничего с кислым или очень сладким вкусом, поэтому цитрусы, вишня, крыжовник мало подходят.

Также малышам дают соски, а некоторые обожают грызть эспандеры

Неважно, что поможет крохе, главное, предварительно чисто промыть аксессуар

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста. 

<<Форма с консультацией>>

Родитель подавляет истерику ребенка криком

Часто родителям кажется, что можно просто показать ребенку, кто тут сильнее

Но таким способом проблема только усугубляется. Малыш усваивает продемонстрированную форму общения и будет говорить с вами «на одном языке». Также важно понимать, что однажды наступит момент, когда уже взрослый сын или взрослая дочь вас перекричит.  

Екатерина Доманькова

— Крик совсем не выход из ситуации. Ни разу еще он не помог мне выйти из конфликта, лишь усугубить его. Но, конечно, все мы живые люди и иногда не повысить голос просто невозможно. Для себя я четко понимаю, что крик — крайняя мера и, как правило, это отражение моего внутреннего состояния, а не ответная реакция на поведение детей. Поэтому сначала стараюсь выдохнуть и подождать несколько секунд прежде, чем решать, с какой интонацией адресовать детям мою мысль).

Истерика у школьника – это нормально?

Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.

Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.

Причины истерик у школьников

Вот лишь основные из них:

  • Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
  • Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
  • Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
  • Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
  • Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.

Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.

Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.

Особый запор

Есть и другие причины запора у младенцев. К сожалению, с ними гораздо сложнее разобраться, поскольку это патологии развития, болезни, травмы.

Острый запор. Развивается по анатомическим причинам, например, из-за непроходимости толстой кишки, или при инвагинации — внедрении одной части кишки в другую, что вызывает закупоривание просвета. На фоне полного благополучия малыш внезапно становится беспокойным, плачет, отказывается от еды. Приступ заканчивается так же неожиданно, как и начался, но через 3–5 минут повторяется и усиливается: появляется одно- или двукратная рвота с примесью желчи зеленого цвета. Если кал отходит, то в нем видны примеси крови. Спустя 5–6 часов стул прекращается, а из прямой кишки выделяются кровянистые выделения. При этом живот у малыша мягкий. Температура чаще всего нормальная. Ребенок даже может терять сознание. При подобных симптомах необходимо вызвать «скорую помощь».

Болезнь Гиршпрунга. В ее основе лежит нарушение иннервации толстой кишки — центральная нервная система не может управлять этим отделом желудочно-кишечного тракта. В результате переработанная пища скапливается в кишечнике. Картина заболевания довольно разнообразна. Если поражена только короткая часть кишки, то запоры формируются постепенно, и без хирургического вмешательства удается обойтись довольно долго. Когда поражен более длинный отрезок, то отсутствие стула чревато тяжелым состоянием и требуется незамедлительное хирургическое вмешательство.

Инфекционная атака. Если в первые месяцы жизни кроха перенес кишечную инфекцию, нервные клетки в толстом кишечнике могут погибнуть, что приведет к задержке акта дефекации, скоплению каловых масс и развитию запора. При дизентерии возможен так называемый токсический мегаколон (резкое расширение толстой кишки). У ребенка развивается нарушение сознания и повторная рвота. Резко увеличивается живот из-за сильно расширенного кишечника. Осложнение требует экстренной хирургической помощи.

Проблемы с ЦНС. Травмы при родах и синдром детского церебрального паралича также отражаются на работе желудочно-кишечного тракта, поскольку сопряжены с различными осложнениями, например, нарушением глотания, срыгивания, рвотой.

Васкулит. Воспаление сосудов распространяется и на нервные сплетения и чувствительные клетки, расположенные в кишечной стенке.

Нарушения в работе эндокринной системы. При гипотиреозе (недостатке функции щитовидной железы) замедляется продвижение содержимого по кишечнику. При дисфункции паращитовидных желез запор возникает из-за нарушения минерального обмена, при сахарном диабете становится следствием повреждения нервных сплетений кишечника или обезвоживания организма ребенка.

Медикаментозный запор. Перед тем, как давать ребенку любой препарат, назначенный врачом, внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Так, средства от анемии, содержащие железо, могут вызывать запор. Избежать его поможет соблюдение правил приема — непосредственно во время еды, уменьшение доз железа при введении в рацион продуктов с высоким содержанием железа — гречка, яблоки, зелень. Особого внимания заслуживают запоры, ставшие следствием лечения нестероидными противовоспалительными, нейролептиками, сорбентами и антибиотиками, которые вызывают дисбактериоз кишечника.

Болезни и состояния, сопровождающиеся запором, у грудничков встречаются не так часто. Многие педиатры вспоминают о них не сразу. Перед тем, как добраться до истины, они назначают много ненужных лекарств, забывая про эффективные исследования кишечника, например, рентген.

Чего точно не стоит делать

  • Потакать. Если ребёнок начал чего-то требовать с криком и плачем — не стоит кидаться немедленно удовлетворять его просьбу: так вы закрепите представление, что истерика — эффективный способ добиться желаемого.
  • Стыдить. «На тебя все смотрят! Как тебе не стыдно?» — любые призывы к порядку не возымеют эффекта. Стыд может быть сдерживающим фактором для взрослого, но не для ребёнка. В момент, когда его переполняют неконтролируемые эмоции, ему абсолютно всё равно, что о нём подумают окружающие.
  • Игнорировать. Сторонники «теории манипуляции» утверждают, что лучший способ реагировать на детскую истерику — не обращать внимания. Пусть ребёнок кричит, топает ногами и бьётся головой об пол — когда он поймёт, что на вас это не действует, то сам успокоится и перестанет. Это может сработать, но только в краткосрочной перспективе. При этом ребёнок перестанет чувствовать вашу поддержку и не научится нормальным способам коммуникации.
  • Наказывать. С помощью наказаний отучить ребёнка от истерик не получится. Любые санкции будут восприниматься как месть, что только увеличит разрыв между вами.

Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?

Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи.

Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой

На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:

  1. Мама воспитывает Ваню одна.
  2. Истерики случаются обычно после общения с мальчиками. Они более грубые, часто обижают, с девочками ребёнок ладит куда лучше.
  3. Истерика возникала у Вани в моменты, когда нарушалось его личное пространство.

Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей.

Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками.

А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства.. Сейчас у Вани всё отлично

Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.

Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.

Симптомы и стадии истерики

Хотя зачастую нам кажется, что истерический приступ начался совершенно внезапно, обычно признаки предстоящего «спектакля» можно увидеть заранее. Ребенок хнычет, не слушается, отвлекается, куксится, потом может и замолчать. Это обманчивое затишье часто предвещает последующий взрыв с криками, слезами, топаньем ногами, иногда и случайным нанесением физического вреда себе и окружающим. Если вы научитесь видеть симптомы будущей истерики заранее, то ее будет проще предотвратить. Отвлеките ребенка, покажите ему что-то яркое и необычное. Спросите, чем он недоволен, как ему помочь, предложите решить проблему вместе.

Истерика может проявляться по-разному и длиться разное время, но она всегда устраивается при наличии хотя бы одного зрителя. Так как это во многом демонстративное поведение, без активного участия и явной реакции со стороны приступ утихает гораздо быстрее, так как становится бессмысленным. В истерике можно выделить три стадии.

Первая стадия – голосовая

Ребенок плачет, кричит, визжит, обращает на себя внимание громкими звуками

Вторая стадия – моторная или двигательная. Малыш бросается игрушками и другими предметами, падает на пол, катается по нему, сучит руками и ногами, стучит кулаками. Если в этот момент попытаться физически утихомирить ребенка, он может бить родителя, кусаться и вырываться. Опасность этой стадии в том, что потерявший контроль над своим телом ребенок может случайно нанести себе травму.

Третья стадия – остаточная. Буря прошла, остается физическая и эмоциональная усталость. Ребенок уже не кричит, а тихо плачет, тяжело вздыхает и судорожно всхлипывает, иногда может начаться икота. На этом этапе можно обнять ребенка, успокоить, но не нужно причитать над ним и громко жалеть – это только продлит приступ, не давая малышу окончательно прийти в себя. Все обсуждения и выяснения стоит отложить на потом, когда эмоции улягутся.

Что такое истерика?

Истерика – это яркая, гипертрофированная эмоциональная реакция, вызванная состоянием крайнего нервного возбуждения. Ребенок теряет самообладание, контроль над собой, он может кричать до хрипоты и икоты, валяться на полу, суча руками и ногами, даже бить или кусать взрослого при попытке успокоить.

Истерика – это своеобразный сигнал, что ребенка что-то беспокоит или раздражает, что у него случилась перегрузка нервной системы, и справиться иначе, чем неконтролируемым выплеском негативных эмоций, трудно, может быть, даже невозможно. Чаще всего подобные приступы случаются у детей с подвижной легковозбудимой психикой, склонных к тревожности, повышенной ранимости, частой смене настроений. Даже у самого спокойного ребенка могут случаться истерики, однако чаще им подвержены менее уравновешенные дети.

Фобии и стресс у детей причины

фобии и стресс у детей причины

  • Родительское воспитание. Жестокость в семье или напротив, гиперопека могут привести к развитию фобий. К примеру, если мама или папа остро реагируют на плохую оценку ребенка в школе, может развиться фобия, связанная с посещением школы или ответом у доски.
  • Кинофильмы, телевизионные передачи, изобилующие жестокостью, кровавыми сценами или фильмы ужасов. Немалую роль в развитии фобий и стрессов у детей играют «ужастики» и реалистичные передачи с демонстрацией насилия.
  • Однократный и сильный испуг. К примеру, ребенка могла напугать большая лающая собака, после чего собаки стойко ассоциируются с опасностью, тревогой, ребенок начинает избегать встреч с собаками, обходить их стороной.
  • Психические заболевания или расстройства. Фобии могут развиться, например, на фоне тревожного состояния.
  • Непроработанные детские страхи. В норме любые страхи, возникшие в детстве, с взрослением ребенка должны проходить. Если этого не происходит, если в сознании ребенка страхи остаются необработанными, возникают фобии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector