Как приучить ребенка к горшку в 1 год, в 1,5 и 2 года по системе довольный малыш за 7 дней и рекомендациям доктора комаровского

Какой горшок выбрать ребенку

Во времена СССР, на полках магазинов никаких других, кроме железных горшков с ручкой, невозможно было увидеть. На сегодняшний день, в продаже каких только «ночных ваз» не продают! Покупатель может выбрать товар из разнообразных форм, большой цветовой гаммы, разных размеров.

Конечно, родители могут растеряться: что нам купить? Какому варианту отдать предпочтение? Если купить горшок – «машинку», это – интересный вариант, но будет ли кроха туда писать? Или же, ребёнок будет с ним играться, не используя, по назначению.

Привлекательными кажутся модели, которые «поют». Но нужно ли за такое «удовольствие» платить большую сумму? На самом ли деле, походный вариант хорош для того, чтобы взять его в дорогу? Далее речь пойдёт о моделях горшков, которые сейчас распространены на рынках и в магазинах.

Набираемся терпения

Надо понимать, что даже при соблюдении всех благоприятных условий, дети поначалу очень несовершенны в своих движениях и недалёки в своём понимании ситуации. Для малышей обычное дело долго переодеваться, потом пойти мыть руки и, услышав журчание воды, «зажурчать» самим. Сначала это даже интересно – без конца переодеваться. Но рано или поздно это надоедает и побуждает пользоваться горшком или унитазом даже тех детей, которых не раздражала мокрая одежда. Причём вам лучше настроить себя на «поздно», чтобы не подрывать запас терпения ожиданием скорейшего успеха.

Поддерживайте малыша и радуйтесь его успехам при любом исходе: если он успешно прибегнул к горшку – тому, что сходил на горшок; если он пошёл переодеваться, испачкав штаны, – тому, что он проявил самостоятельность, сам исправляет свои ошибки и тому, насколько лучше у него получилось переодеться, чем в прошлый раз.

Если вы транслируете эту положительную окраску каждому исходу, ребёнок сможет сам чувствовать гордость своими успехами. Если вы будете злорадствовать или сердиться: «Я же говорила, что надо было сходить в туалет», «Ага, опять тебе придётся возиться с грязной одеждой и одеванием», то и ребёнок не будет радоваться и стремиться учиться одеваться самостоятельно, и чувства по поводу всей этой канители вокруг горшка и одевания у него будут только отрицательные, что не будет его вдохновлять на дальнейшее самосовершенствование в этих сферах самообслуживания.

Я – взрослый?

В 2,5-3 года ребенок начинает понимать, что он – личность. Это один из кризисов взросления, которые сопровождаются капризами и истериками. Однако этот период может пойти и на пользу.

Скажите ребенку, что он уже достаточно большой, чтобы самостоятельно ходить на горшок и проситься ночью в туалет.

Смените ночные подгузники на трусики-подгузники. Покажите, как их снимать. Объясните, что он теперь должен ходить на горшок, как взрослые, а не спать в подгузниках.

Как правило, этих трех советов хватает, чтобы научить малыша проситься к горшку. Ребенок понимает, для чего нужен этот предмет, начинает ощущать себя личностью и спокойно укладывается спать. Чтобы схема однозначно сработала, добавьте в нее похвалу.

Как приучить ребенка проситься

Существует огромное количество методик приучения ребенка проситься ночью в туалет или вовсе обходиться без него.

Второй вариант более предпочтителен.

Маленькие дети спят очень крепко, их организм еще не способен просыпаться после позыва облегчиться.

Причем это касается не только ночного, но и дневного сна.

Одноразовые подгузники –  это, конечно, выход из ситуации, вот только многие родители стараются избавиться от них как можно быстрее. В этом случае ребенок мочит пеленки. И если постирать последние еще полбеды, то оставлять малыша спать в мокрой постели совсем не хочется. Остается только одно – научить ребенка проситься ночью на горшок.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Типичные ошибки родителей

Чаще всего родители совершают некоторые ошибки, когда пытаются приучить ребенка правильно справлять свои естественные потребности в раннем возрасте. В результате этого могут возникать психологические проблемы уже в более взрослом возрасте: капризы и упрямство, асоциальное поведение, скупость и неприятие, как себя, так и людей вокруг себя.

К наиболее распространенным ошибкам относят агрессивный или чрезмерно настойчивый подход, ранее приучение к горшку, когда ребенок еще не готов физиологически к этому процессу.

Также неправильно затягивать процесс приучения к горшку или покупать его слишком ярким или многофункциональным. Если у малыша не получилось сходить на горшок с первого, второго и даже десятого раза, ни в коем случае нельзя ругать его, стыдить или наказывать. Подобным поведением мама или папа вызовут у ребенка негативные ассоциации с этим предметом, и процесс приучения может сильно затянуться.

Неправильным считается, если приучение ребенка к горшку припало на момент болезни, прорезывания зубов, другого недомогания. Больной ребенок капризен, раздражителен и совсем не настроен чему-либо обучаться. Не следует нагружать его психику новыми познаниями, лучше отложить начало этого процесса к тому времени, когда малыш будет здоров.

Нельзя прибегать к стимуляции мочеиспускания у ребенка звуком текущей из крана или чашки воды. Это может сформировать стойкий условный рефлекс у малыша, и в дальнейшем подобные звуки будут вызывать у него желание сходить в туалет. Пока ребенок полностью не привыкнет к горшку, не рекомендуется отказываться от подгузников. Они пригодятся тогда, когда вы идете на прогулку, в гости и подстрахуют малыша в ночное время.

С чего начинать приучение к горшку

До возраста 3 месяцев ребёнок учится чувствовать напряжение в мочевом пузыре, газы в кишечнике.

Затем с 3 и до 6 месяцев малыш начинает изучать своё тело, чувствует процессы мочеиспускания и дефекации.

Начинает формироваться причинно-следственная связь: малыш испытывает дискомфорт, напряжение в мочевом пузыре, затем затем становится мокро и холодно.

С возраста 6 и до 9 месяцев ребёнок исследует свои выделения.

До 12 месяцев ребёнок исследует окружающее вокруг пространство.

К году у детей начинает созревать понимание между позывом в туалет и результатом позыва. Он учится управлять мышцами уретры и прямой кишки, чтобы контролировать процессы. Малыш начинает понимать, для чего предназначен горшок.

В периоде от 1,5 до 2 лет у ребёнка формируется навык пользования горшком.

Процесс приучения к горшку можно представлять как строительство башни из кубиков: любой кубик (этап) важен.

Для начала снимаем с ребёнка подгузник, объясняя что «мы стали большими и какать и писать мы будем в горшок. Я научу тебя и помогу тебе».

Важно, чтобы эти фразы звучали так, словно это самое весёлое занятие на свете. Желательно, чтобы малыш ходил с голой попкой, периодически усаживаясь на горшок с помощью мамы

Желательно, чтобы малыш ходил с голой попкой, периодически усаживаясь на горшок с помощью мамы.

Целый день нужно наблюдать за ребёнком, стараясь уловить моменты, когда малыш хочет в туалет.

Сначала учим малыша писать днём. Затем постепенно переходим на ночные подъёмы. Ребёнок до двух лет просыпается ночью, чтобы сходить в туалет (пописать) в среднем два раза.

Перед сном и после сна обязательно нужно высаживать на горшок. Длительность будет зависеть от желания ребёнка.

Если ребёнок успешно сходил в туалет, важно похвалить его за это. Ночью нельзя будить ребёнка, чтобы он пописал

Ночью нельзя будить ребёнка, чтобы он пописал.

Средний естественный возраст, когда дети начинают интересоваться горшком и обычно приучаются к нему, составляет у девочек 1,2-1,4 год, у мальчиков — 1,6-1,8 лет.

В среднем у ребёнка уходит около трёх дней на то, чтобы преодолеть трудности в обучении, и до семи дней, чтобы окончательно освоить навык. Однако нормальным является как уменьшение, так и увеличение этого срока.

Как выбрать горшок

Лучше всего приобрести пластиковый горшок из полистирола или полипропилена (экологически чистые). Железные или керамические горшки холодные и неприятные для ребёнка.

Горшок должен быть самым простым: без музыки, игрушек, приспособлений.

Некоторые специалисты не рекомендуют, чтобы малыш играл горшком, воспринимая его как игрушку. Лучше выбрать горшок одного тона и цвета.

Ребёнку должно быть удобно садиться самому на горшок.

Горшок должен быть ниже на несколько сантиметров, чем расстояние до колен.

Горшок должен быть устойчивым.

Согласно анатомическим особенностям в строении для девочек подойдёт круглая форма горшка. Мальчикам же рекомендуется покупать горшок овальной формы с выступом впереди.

Дополнительные элементы, такие как крышка, ручка или силиконовая подножка у основания горшка, не обязательны. Силиконовая подножка (юбочка) надёжно сцепляет горшок с полом, если малыш резко встаёт с горшка, содержимое не расплескается.

Когда приучать ребенка к горшку

Традиция приучать ребенка к горшку не позднее, чем ему исполнится год, сложилась еще в советское время. Ведь тогда декретный отпуск был недолгим, поэтому мамы старались научить своих малышей всему до того, как они будут отданы в ясли. Сейчас это уже неактуально, поэтому все психологи в одни голос говорят: высаживать ребенка на горшок нужно начинать по мере его психологического и физиологического взросления, то есть не раньше, чем ему исполнится 1,5 года, а то и позже. Понять готовность своего чада к новой «горшочной» жизни можно по нескольким признакам:

  • Ребенок знаком со своим телом и понимает разницу между предметами одежды.
  • Он физически развит для того, чтобы ходить, вставать, нагибаться, поднимать с пола и удерживать в руках различные предметы.
  • Знает, как самостоятельно снять и надеть одежду, как минимум – штанишки и трусики.
  • Понимает слова «писать» и «какать».
  • Ходить «по-большому» он привык примерно в одно и то же время.
  • Малыш способен оставаться сухим и чистым в течение пары часов, в том числе он не писается во время дневного сна.
  • Ребенку не нравится находиться в мокрых подгузниках, и он знает, как это продемонстрировать.
  • Он умеет передавать родителям свои желания.

Чем больше умений вы отметите у своего ребенка, тем безболезненнее будет проходить процесс приучения его к горшку. Соответственно, чем раньше вы начнете знакомство малыша с новым для него предметом, тем больше потратите на это времени, нервов и сил.

Вот и педиатры подтверждают: ребенок после года только начинает учиться контролировать работу своего кишечника и мочевого пузыря и лишь к трехлетнему возрасту способен это делать более-менее осознанно. Так что высаживать его на горшок рекомендуется в полтора-два года или позже.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня: условия и правила

В том случае, если необходимо в максимально сжатые сроки познакомить малыша с горшком (например, кроха совсем скоро пойдёт в садик или отправится в путешествие), родителям пригодятся методы экстренного приучения детей к гигиеническому приспособлению.

Разумеется, за столь сжатые сроки ни один ребёнок не сможет сразу же перейти от подгузников к горшку, зато у малышей сформируется база для освоения туалетного этикета.

Правила проведения методики

Метод трёх суток сработает лишь в том случае, если ребёнок старше полутора, но младше двух лет. Кроме того, кроха способен объяснить доступным способом, что хочет пописать или покакать, стремится побыстрее избавиться от испорченного подгузника.

Как приучать ребёнка к горшку за 3 дня? Прежде всего, убедившись, что малыш готов к процессу, нужно познакомить его с грядущими изменениями. Подобное знакомство начинают заранее – примерно за две недели до активных шагов.

Подготовка состоит из нескольких действий:

  • приобретите горшок (если его ещё нет), каждый день объясняйте малышу, для чего необходимо это приспособление. Можно провести инструкцию и во взрослый туалет, рассказывая, что унитаз – тот же горшок, но для взрослых;
  • расскажите за 7 суток до события о том, что от подгузников скоро придётся избавиться, а вместо них появятся трусики и горшок. Купите детское нижнее бельё для «взрослых» ребятишек. Пусть трусики будут с изображением любимых героев;
  • маме понадобится три дня подряд, чтобы всё это время быть рядом с малышом. Поэтому следует взять пятничный или понедельничный отгул, чтобы методика не прерывалась, и заручиться поддержкой супруга;
  • так как придётся 3 дня постоянно быть рядом с малышом, нужно заранее подготовить развлечения для него и себя: мультики, кинофильмы, игры, книжки – всё, что позволит не скучать и не раздражаться.

Как только удастся всё подготовить, следует переходить к активным действиям, тщательно соблюдая все рекомендации специалистов.

Первый день

Утром, как только малыш проснётся, с него снимают подгузник. Допускается надеть ребёнку трусы или оставить его ходить голышом, если, конечно, температура в помещении и сезон этому способствуют.

Ночную вазу ставят в детскую комнату, поближе к крохе. Ему, кстати, можно давать побольше жидкости: воды, молочка или сока.

Это необходимо, чтобы ребёнок захотел опорожнить мочевой пузырь. Или просто поставьте рядом с малышом поилку с любимым напитком.

Родители внимательно наблюдают за своим чадом, отслеживая каждый признак того, что тот хочет в туалет.

В идеале малыш должен заметить чёткую взаимосвязь между желанием пописать и высаживанием на горшок. Можно сажать ребёнка на ночную вазу через каждые 20 минут.

Именно для столь кропотливой работы и нужны, по меньшей мере, двое взрослых. На них будет приходиться значительная нагрузка, поскольку нужно отслеживать каждую попытку помочиться, чтобы связь закрепилась в сознании.

Как приучить к горшку очень быстро? За всякую удачную попытку обязательно хвалите малыша.

Причём говорить нужно не безликие фразы типа «молодец», а конкретно объяснять, почему вы хвалите ребёнка: «Умница, что пописал в горшок».

Неудачи же, напротив, нужно пропускать, не обращая на них никакого внимания. Тем более нельзя ругать или обвинять малыша, чтобы у него не возникли негативные ассоциации, связанные с горшком.

Перед вечерним засыпанием разрешается надеть подгузник. Пусть кроха хорошенько выспится перед следующим днём.

Второй день

Сегодня с ребёнком можно погулять на улице без подгузника. Естественно, лучше не отходить далеко от дома, чтобы в случае неприятного «конфуза» быстренько вернуться в квартиру. Это особенно актуально в осенне-зимний период.

На улицу выходят после того, как малыш пописает и покакает. В тёплое время года можно захватить с собой вещи для переодевания и второй горшок для отправления естественных нужд. После удачной попытки обязательно хвалим ребёнка.

Третий день

В последние сутки следует добавить ещё одну прогулку, чтобы малыш контролировал процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря как дома, так и на улице.

Если вы не знаете, как приучить ребёнка к горшку в 2 года в максимально сжатые сроки, придёт на помощь трёхдневный курс. По окончании методики малыши обычно хорошо реагируют на горшок, часто даже самостоятельно высаживаются на него.

Лучше всего обойтись без одежды, но если в помещении прохладно, нужно выбирать правильные вещи – без пуговок, лямок, молний и прочих застёжек. В ином случае ребёнок не сможет быстро снять бельё и сделает «мокрое или грязное дело» прямо в трусики.

Ребенок не хочет ходить на горшок что делать

Когда бить в колокола?

Шутки шутками, но как же быть, если ребёнку уже давно три года, нет понятия «горшок» и если он отказывается на него садиться, продолжая делать «свои важные дела» в подгузник или в штанишки. Ответ следующий : успокоиться и не зацикливаться на этом вопросе, не слушать никого, доверять интуиции и терпеливо продолжать ненавязчиво работать над этим вопросом.

Терпение и труд всё перетрут

Рано или поздно, малыш поймёт что нужно делать когда он захочет в туалет, так как данный навык является неизбежным. Иногда бывает такое, что ребёнок сразу приучается к взрослому туалету и в этом случае Вам останется только приобрести детское сиденье и радоваться результату.

Но главный фактор в этом процессе, несомненно, терпение мамы и малыша. Скажите, много ли Вы знаете взрослых, кто не умеет читать и писать? В наше время, скорее всего, таковые отсутствуют, как отсутствуют и те взрослые, кто не приучен к туалету.

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны. Приучение к горшку пора начинать, если:

  • малыш может сообщить доступным ему способом (жестом, словом или звуком) о желании сходить в туалет;
  • режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
  • он может более 1,5 часов оставаться в сухом подгузнике;
  • кроха знает части своего тела, их назначение, а также названия одежды;
  • он понимает значение слов «покакать» и «пописать»;
  • ребенок показывает отрицательные эмоции по поводу мокрого/запачканного подгузника, пытается его снять;
  • малыш хочет или умеет сам заходить в туалет и выходить из него.

Обзор популярных методик экспресс-приучения к горшку

Нечасто, но встречаются ситуации, когда нужно очень быстро отучить ребёнка от подгузников и приучить к горшку. Например, освободилось место в садике, и надо поскорее привить карапузу навыки самостоятельности. На помощь придут экспресс-методики, коих существует немалое количество.

10 мокрых колготок

Метод основан на продлении периода дискомфорта. После того, как малыш написал в колготки, мама выжидает 10-20 минут и только потом переодевает его. Таким образом, достигается сразу несколько целей:

  • Чадо будет пытаться стянуть с себя мокрые колготки, а значит – научится их снимать перед мочеиспусканием.
  • Он установит взаимосвязь между опорожнением мочевого пузыря в неположенном месте и дискомфортом в виде мокрых и холодных колготок.

Маме следует запастись колготками (10 пар, отсюда и название метода), терпением и железными нервами. После первой пары колготок нужно объяснить отпрыску, что использование горшка поможет ему избежать такого конфуза в следующий раз. Ругаться, стыдить, демонстрировать своё раздражение при вытирании луж и стирке белья ни в коем случае нельзя. Всё делается доброжелательно и спокойно. При этом методе родители не высаживают сына или дочь на горшок: просто меняют мокрые колготки на сухие, не забывая рассказывать про горшок.

Методика 3-х дней

Многие думают, что привить навыки правильной гигиены за три дня невозможно. Отзывы мам об успешности этого метода встречаются как положительные, так и отрицательные. Всё будет зависеть не от того, насколько мама старается, а от готовности самого малыша.

В подготовительном этапе родители рассказывают крохе о том, что его ожидает.
В первый день с утра снимают ночной подгузник и надевают трусики, акцентируя внимание ребёнка на этом. Предлагают посидеть на горшке, но не настаивают на непременном опорожнении

В течение дня наблюдают за признаками близкого мочеиспускания и отводят в туалет.
Во второй день идут на прогулку в обычных трусиках.
В третий день гуляют два раза, чтобы закрепить навык контролирования мочеиспускания на прогулке и дома.

Данный метод потребует от родителей максимальной сосредоточенности на ребёнке, внимания к невербальным сигналам и терпения.

Метод с игрушками, писающими на горшок

Действенный способ хорошо зарекомендовал себя. Следует запастись резиновыми игрушками с дырочкой. В них набирают воду и говорят малышу, что игрушка хочет писать. Затем сажают её на горшок и выливают воду. Возможно, что сразу после такой демонстрации кроха захочет повторить все действия.

После повторений появится навык посещения туалета. Можно «заставить» писать все любимые игрушки: усадить их на предметы, напоминающие ночную вазу и незаметно подлить водички, как будто мишка или заяц пописали сами.

Какие анализы мочи бывают?

Существует несколько видов анализа мочи, которые может назначить ребенку педиатр или узкий специалист:

  • Общий анализ мочи, который назначается в тандеме с анализом крови. Помогает оценить физико-химический состав: плотность, цвет;
  • Биохимический анализ мочи. В моче подсчитывается содержание белка, глюкозы, амилазы, креатинина, натрия, калия, фосфора, магния, микроальбумина, мочевины и мочевой кислоты;
  • Анализ мочи по Нечипоренко. Демонстрирует количество лейкоцитов, эритроцитов в утренней моче и позволяет диагностировать патологические процессы в почках и мочевыводящих путях;
  • Анализ мочи по Зимницкому. Назначается для того, чтобы оценить функциональность почек. В этом случае собирается суточная моча, оценивается ее объем, плотность, соотношение дневной и ночной порции. Анализ проводят при диагностировании различных заболеваний.

Мальчик или девочка, в чем разница?

Важно знать и то, что мальчики становятся быть готовыми ходить на горшок значительно позже девочек. По этой причине, не стоит их сравнивать или равняться на успехи знакомой девочки

Так же важен вопрос, как именно приучать писать мальчика, стоя или сидя? Однозначного ответа на него нет, все индивидуально. Но все же, поначалу лучше усаживать сынишку, ведь у малышей процессы мочеиспускания и дефекаций происходят одновременно. Как только он сможет самостоятельно их различать, можно рассказать о возможности писать стоя.

Самое важное, что стоит вынести из данной статьи то, что не стоит торопить события! Каждый ребенок научится ходить на горшок рано или поздно. И если ему еще нет даже трех лет, не стоит ругать малыша за промахи

Это может травмировать детскую психику. Правильная похвала ребенку и поощрение за достижения – залог успеха и счастья семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector