Как приучить ребенка к горшку в год, 1,5 или 2? 5 способов

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

На что обратить внимание при выборе горшка в магазине

«Ночная ваза» — эта та вещь, которая используется очень часто. Значит, она должна быть комфортной для малыша, и безопасной

Когда предстоит покупка этой вещи, надо уделить внимание таким особенностям:

Из чего сделан горшок — материал

Наверное, канула в лету эпоха, когда эмалированные горшки были популярными. Времена СССР остались только в памяти. Эти модели лёгкими не были, ещё и быстро охлаждались. Вряд ли, радостно, кроха на такой детский туалет захочет сесть. Кроме того, что такие модели удобные, эмаль могла и испортиться, и отколоться.

Горшок из пластика — именно им отдают предпочтение современные родители. Модели легко мыть, их удобно хранить, а ребёнку на них хорошо сидеть. Безусловно, о качестве пластмассы, забывать не стоит

Специализированный магазин – это лучшее место для покупки детского горшка. Необходимо проверить, чтобы данный товар был сертифицирован.

Если пластик качественный, он не будет деформироваться от веса ребёнка. Горшок должен быть крепким, швы не должны быть видны. Можно встретить в продаже и такие пластиковые горшки, в состав которых входят специальные антисептические компоненты. Это даст возможность мамам не мыть горшок без применения бытовой химии.

«Финпроджект» — это материал, отличающийся антисептическими и антибактериальными свойствами. Изготавливают его в Италии. Из-за высокого качества, на сегодняшний день, всё больше мам и пап отдают ему предпочтение. Интересно то, что горшок из «финпроджекта» моментально может подстроиться под температуру тела малыша, независимо от того, какой будет температура окружающей среды.

Горшок-игрушка для детей не желателен, он отвлекает внимание

Конструкция и форма

Каких только конструкций не предложено современной промышленностью потребителям! Инновации способствуют улучшению комфорта, при использовании горшков.

Горшок с крышкой – незаменимая вещь, когда семья путешествует. Крышка необходима и для тех случаев, когда родители, сразу же, не могут очистить горшок от содержимого. Например, если мама путешествует с двумя близнецами.

Более крепким, можно считать горшок с подножкой. Ребёнок не сможет перевернуть (случайно) горшок, так как свои ножки он поставит на выступ, расположенный внизу.

Для удобства переноса подходит горшок с ручкой, ведь его содержимое важно донести до унитаза. Даже ребёнок, самостоятельно, может это делать

Если он сам будет переносить горшок в туалет, это занятие приучит его к порядку, будет способствовать развитию координации.

Устойчивость

Безусловно, устойчивость горшка должна быть учтена при покупке. Поскольку садиться на горшок будут непоседы, для которых минута без движения – это уже что-то, из ряда вон выходящее, конструкция должна быть устойчивой. Надо остановить свой выбор на горшках, форма которых к низу расширяется («юбка» внизу). Другой вариант – чтобы у горшка была подножка.

Каким должно быть отверстие у детского горшка?

Самое главное – комфорт. Как правило, форма у горшков или овальная, или круглая.

Важно! Нужно внимательно посмотреть, чтобы на тех частях предмета, которые будут касаться нежной кожи малыша, не было швов и стыков.

Когда приучать ребенка к горшку?

​Если в США и странах ЕС родители даже не задумываются о горшке раньше 2-летнего возраста, то в России же наоборот принято форсировать процесс приучения. Достаточно просто посмотреть на популярность в сети статей вроде «приучить ребенка к горшку за 3 дня» или «как приучить ребенка к горшку в 1 год», как сомнений не остается.

Как ни странно, но практика показывает, что ребенок, которого начали приучать к туалету еще до года, начинает контролировать процесс мочеиспускания примерно в том же возрасте, что и ребенок, который познакомился с горшком в 1,5-2 года.

И происходит это ближе к 2 годам (точные сроки у всех индивидуальны).

А как же соседский ребенок, который, по словам его мамы, начал ходить на горшок в год? Действительно, многим родителям удается добиться некоторых результатов еще до 1,5 лет. Однако каким образом это происходит? Постоянно усаживая дитя на горшок и повторяя «пись-пись», родители добиваются того, что ребенок начинает связывать опорожнение мочевого пузыря с заветными словами, иначе говоря, вырабатывается условный рефлекс. На самом деле, если повторять эти операции долго и упорно, добиться выработки такого рефлекса совсем несложно. Вопрос только в том, действительно ли это то, что нам нужно? Ведь ребенок должен научиться опорожнять мочевой пузырь вовсе не в ответ на кодовые слова, а в ответ на свое ощущение, что мочевой пузырь наполнен. Кроме этого, ему нужно еще и научиться сдерживать процесс выделения и сообщить маме о своем желании (или самостоятельно справить нужду). Чтобы это случилось, нервная система ребенка должна СОЗРЕТЬ!

Сколь бы ни были активны воспитатели, все успехи, которых они добились до 1,5 лет, будут временны. Примерно в 1,5 года дети, приученные делать «пись-пись», ни с того, ни с сего перестают беспрекословно подчиняться и начинают выгибаться при виде горшка. Дело в том, что в этом возрасте у детей начинается этап формирования того самого сознательного контроля над выделениями. Они уже не могут делать «пись-пись» по заказу! Поэтому и протестуют. Встревоженные родители изо всех сил пытаются вернуть былые успехи: силой усаживают на горшок, ругают за мокрые штанишки, но все напрасно. Взаимное раздражение нарастает, ребенок начинает негативно относиться ко всей этой «туалетной теме» и может даже специально справлять нужду не в том месте, где того требуют родственники.

Итак, с какого же возраста приучать ребенка к горшку? Принимая решение, нужно помнить, что чем раньше вы начнете, тем больше усилий будет потрачено и тем больше вероятность взаимных обид и разочарований.

Специалисты называют следующие физиологические нормы:

  • Естественное формирование навыка контроля над выделениями начинается после года и постепенно совершенствуется в течение второго года жизни.
  • Более-менее устойчивые навыки пользования горшком формируются примерно в 1 год 10 месяцев – 2,5 года.
  • Стойкие рефлексы появляются к трем годам.

Также полезно знать следующие признаки готовности организма ребенка к знакомству с горшком:

  • Ребенок может оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;
  • У малыша установился относительно стабильный режим дефекации;
  • Ребенку не нравится находиться в мокрых (грязных) штанишках или подгузниках;
  • Кроха может сообщить родителям о своем желании сходить в туалет (любым способом – кряхтением, жестами, словами).

Как Приучить Малыша К Горшку За Три Дня?

приучить малыша к горшку

Приучение к горшку — день 1:

Одевайте ребенка как обычно, но не надевайте подгузник.

Скажите ему, что подгузники остались после того, как он сказал «до свидания», и он может свободно ходить без подгузников. Малыш почувствует, что не носить подгузник — это хорошо.

Дайте своему малышу завтрак, богатый клетчаткой, и немного жидкости. Так его кишечник и мочевой пузырь наполнятся раньше.

Укажите на горшок / сиденье и попросите ребенка сообщить маме или папе, когда он захочет отдохнуть. Объясните, что он должен писать или какать только в горшок.

Делайте обычные дела, но оставайтесь дома. Позвольте своему чаду поиграть со своими игрушками и побродить по дому. Следите за любыми сигналами, указывающими на то, что малыш хочет облегчиться.

Если язык тела или выражение лица указывают на желание ребенка пописать или покакать, отведите его в туалет. Туалет можно поставить в комнату малыша (по крайней мере, в первые дни) для большей доступности. Вы также можете поместить его в ванную комнату с самого начала, чтобы помочь ребенку определить ванную комнату как место, где он должен облегчиться. Кроме того, в ванной легче убрать любой беспорядок.

Если ребенок чувствует желание испражняться, усадите его на горшок и попросите сделать это немедленно. Помните, у него уже был пробный запуск. Итак, он будет знать, что ему нужно сесть на горшок.

Для поощрения вы можете сесть на закрытое сиденье унитаза для взрослых и сказать: «Смотри, мама сидит рядом с тобой».

Каждый раз, когда ваше чадо садится, хвалите его и говорите: «Верно! Вот как вы это делаете ».

Если он что-то пролит на улицу, не говорите «Ничего страшного» и не ругайте его. Вместо этого спокойно повторите, сказав что-нибудь вроде: «Какать и мочиться всегда идут на горшок. Вы можете сделать это правильно. Попробуй еще раз».

Похвала и предложения работают лучше всего, когда малыш получает последовательное послание от обоих родителей; так что не забудьте вовлечь в это вашего партнера.

После этого протрите дно туалетной бумагой. Пусть малыш увидит, как вы это делаете, а на следующий день пусть попробует сделать это сам, с вашей помощью.

Когда он закончит, попросите его надеть шорты. Помогите ему, если ему нужна помощь. Не давайте ему трусы, так как они заставляют его чувствовать, будто у него подгузник. Малыш может оставаться без нижнего белья, и в этом случае ему даже может быть комфортно.

Перед сном отведите его на горшок и спросите, не хочет ли он отдохнуть.

Для ночного приучения специалисты рекомендуют установить будильник и регулярно будить малыша для посещения туалета. Это может быть сложно, но это может помочь малышу понять жизнеспособность мочевого пузыря и контроль кишечника вне туалета.

Приучение в ночное время может быть медленным процессом и требует повторных попыток. Если вы чувствуете, что малыш слишком молод для ночных приучений к горшку, сосредоточьтесь на дневных приучениях. Подгузник можно надевать на ночь.

На следующий день повторите шаги первого дня.

После завтрака и приучения к туалету, выводите малыша на улицу только в нижнем белье и шортах. Ребенок может чувствовать себя некомфортно или радостно находиться на улице без подгузников. Убедите его, что выходить без подгузника — это нормально, и попросите его сказать вам, хочет ли он в туалет.

Не выходите слишком далеко из дома. При необходимости просто выйдите на террасу или в парк поблизости. Когда у малыша возникает желание сходить в туалет, отведите его домой к горшку.

Вы также можете взять с собой переносной туалет, чтобы было удобно вашему ребенку. Не забудьте взять с собой туалетную бумагу, салфетки и дезинфицирующее средство для рук.

На второй день позвольте ребенку помыться после использования горшка. Он может быть неуклюжим, но скажите ему, как это сделать.

Если вовлечь его в уборку, то приучение станет для него интересным.

Приучение к горшку — день 3:

Повторите шаги с первого дня. На этот раз вы можете выйти на пару часов в течение дня.

Более продолжительный выход на улицу может помочь вселить в малыша уверенность, а также укрепить мысль о том, что он должен ходить на горшок каждый раз, когда ему нужно пописать или покакать.

С четвертого дня вы, вероятно, заметите существенные изменения в привычках малыша пользоваться горшком. Он проявит больше интереса и лучше поймет, как пользоваться горшком, что означает, что ваши усилия сработали. Однако даже у трехдневного метода приучения к горшку могут быть свои взлеты и падения.

Как понять, что малыш готов?

Если ребенок уверенно и на регулярной основе выполняет следующие действия, можно приступать к обучению:

  1. Малыш хорошо держится на ногах, делает шаги, приседает на корточки и самостоятельно поднимается.
  2. Умеет наклоняться и поднимать небольшие игрушки, другие предметы, удерживать их.
  3. Способен понимать простые предложения, просьбы и реагирует на них.
  4. Кроха умеет звуками или жестами выражать свои желания.
  5. Ребенок чувствует дискомфорт, если на протяжении определенного времени находится в мокрых трусиках, показывает желание их переодеть.
  6. Процесс мочеиспускания уже хорошо налажен, в частности, малыш не мочится в течение двух и более часов днем, а мочеиспускание приходится примерно на одно и то же время в течение суток.
  7. Ребенок может самостоятельно снимать и надевать штанишки.

В то же время, если имеют место следующие ситуации, знакомство ребенка с горшком лучше отложить на некоторый срок:

  • Ребенок болен, плохо себя чувствует, испытывает раздражение при виде горшка;
  • Семья сменила привычные условия обитания, например, при переезде на новую квартиру;
  • В семье появился еще один ребенок;
  • В семье произошли негативные изменения, наблюдается стрессовая ситуация (например, при разводе родителей, ссорах, болезни или смерти близкого родственника).

Какой горшок купить

Каждая мама хочет для своего малыша все самое необыкновенное, красивое. И как не подобрать для любимого чада симпатичный горшок с различными интересными штучками?

Магазинами детских товаров предоставляется огромный выбор самых различных экземпляров. Различаются они не только цветом, но и материалом и формой. Продаются модели на ножках и с высокими спинками, в виде машин и велосипедов, с прикрепленными рулями и подставками для игр, сборные и походные, превращающиеся в симпатичный контейнер, музыкальные и имитирующие маленькие унитазы со сливом воды.

Но многие педиатры советуют не торопиться выкидывать деньги на продвинутые дорогие модели. Желательно сначала остановить свой выбор на классическом варианте, практичном и удобном. Ребенок, которого приучают к новому предмету и формируют новый навык, может испугаться слишком яркого цвета или резких звуков. И игнорировать впоследствии все попытки родителей освоить горшок. Это, во-первых. А во-вторых, ребенок может принять навороченную модель как игрушку, и вместо использования горшка по прямому назначению, увлечься новой забавой.

Поэтому самый правильный выбор для формирования навыка — это обычный простой «туалет» без изысков и лишних функций. Позже, когда ребенок привыкнет справлять свои надобности в «детском туалете», тогда можно будет выбрать модель по вкусу.

Выбрать «правильный» горшок помогут такие характеристики:

  • Устойчивость. Маленький ребенок даже на горшке может быть очень активным. И чтобы исключить случайное падение, надо выбирать модель, с широким основанием или с наличием подножек.
  • Материал. Предпочтительнее покупать горшок из пластика и только в специализированных магазинах, которые имеют сертификаты соответствия на свои товары. Поверхность, соприкасающаяся с нежной кожей малыша, не должна быть липкой, иметь швы, шероховатости и зазубрины.
  • Форма. Удобство горшка зависит и от его формы, Так, девочкам приобретают круглую модель, мальчикам – овальную, имеющую выступ впереди. Разница в форме обусловлена разным анатомическим строением малышей.
  • Для поездки с малышом лучше приобрести горшок с имеющейся крышкой или дорожные модели в виде контейнеров с ручками.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector