Младенческие игры: от 3 до 6 месяцев
Содержание:
- Влияние на развитие крохи
- Подвижные игры для развития тела младенца
- Нейро-психомоторное и психическое развитие на 4-м месяце жизни
- Развитие мелкой моторики
- Какие игрушки нужны ребенку в 3 месяца для развития
- Упражнения с крохой
- Основные навыки ребёнка в 4 месяца
- Во что поиграть с малышом
- Упражнений для развития ребенка 4 месяцев: занятия на фитболе (с видео)
- Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко
- Занятия от 4 до 6 месяцев
- Питание младенца – на что обратить внимание маме
- Некоторые советы
Влияние на развитие крохи
Игрушки оказывают неоценимую помощь в развитии ребёнка. Они не только радуют малыша каждый день, но и влияют на разные сенсорные системы, на развитие моторики. Малыш получает социальное воспитание, благодаря игрушкам, изображающим подобие людей и животных.
Зрение
Для совершенствования зрения хорошо подходят игрушки разных цветов (желательно, естественных и не бледных).
- Хорошо подойдут погремушка, которую мама сможет медленно вводить перед глазами малыша, а он будет следить за ней взглядом. Тем самым укрепляя глазные мышцы и фокусируя взгляд.
- Также будут полезными мобили, малыш будет следить за игрушками, перемещающимися по кругу. Если вы видите, что ваш карапуз теряется, не может выбрать конкретный объект, и у него разбегаются глазки, то лучше пока отказаться от подобного приспособления. Или, если есть такая возможность, отсоединить лишние объекты, оставить один. Когда малыш к нему привыкнет – подцепить ещё один, через время – третий, и так постепенно добавлять по одному объекту, пока все игрушки не вернутся на мобиль.
Кроме этого, мама может показывать разных животных и называть их, показывать на мягких игрушках и куклах расположение носика, глазок, ушек.
Слух
Для развития слухового восприятия, у ребёнка должны быть разные музыкальные игрушки. И, в этом случаи, на помощь придут погремушки и мобили. Также можно самостоятельно изготовлять шумные коробочки и даже брать пустые яйца от киндеров, заполнять их на треть крупой и тарахтеть перед ребёнком. Уже можно издавать звук тогда, когда карапуз вас не видит. Таким образом, можно проверять насколько хорошо малыш слышит. Если всё в порядке – он будет поворачивать голову в сторону источника звука.
Важно понимать, что необходимо избегать игрушки с крайне резкими и громкими, а также противными звуками
Тактильные ощущения
В 4-5 месяцев мама может водить ручкой ребёнка по гладкой и шероховатой ткани. Стимулировать прикосновение к мягким и твёрдым, тёплым и холодным объектам.
Подвижные игры для развития тела младенца
В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):
- Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
- Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
- Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.
Чему учить малыша в 3 месяца?
- Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
- Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: другие развивающие игры для детей в возрасте 1,5 года).
- Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
- В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: как сделать массаж при гипертонусе мышц у ребенка?). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: грудничок в 3 месяца: развитие и особенности
Нейро-психомоторное и психическое развитие на 4-м месяце жизни
Речь
Ребенок издает пока гортанные звуки, в основном без участия губ и языка. В часы бодрствования он может «петь», долго протягивая один звук на разные лады. Также малыш пробует громко кричать и затем с удивлением прислушивается к издаваемому им самим голосу.
Слух
В этот период случается маленькое открытие, что голоса родных людей звучат по разному! Теперь кроха может определить по голосу, кто вошел в комнату – папа или мама. Замолкает, если слышит музыку, с интересом прислушивается к различным домашним звукам.
Зрение
Ребенок уже запомнил лица близких и, узнав их, мгновенно реагирует улыбкой и оживлением
Обращает внимание на все движущееся и разноцветное: его интересуют деревья, машины, воздушные шары, птицы, бегающие дети во дворе и даже солнечные «зайчики» на стене. Он пытается ухватить ручками свисающую игрушку; более того, у него уже работает глазомер и он может определить, как далеко нужно протянуть ручку, чтобы схватить предмет.
Эмоции
Любое событие сейчас переживается бурно – эмоции радости и плача навзрыд могут сменять друг друга постоянно
Если ему плохо, то он будет горько плакать; а если же хорошо, то его восторг будет слышен во всем доме! Первой его чувства разгадает, скорее всего, мама, ей легче понять, радуется её чадо или же собирается всплакнуть. Основные открытия этого месяца – интерес, удивление и досада, но пока эти эмоции лишь кратковременные.
Движения
В позиции лежа на животе ребенок пытается приподняться и сгибает локти под прямым углом. Поворачивается самостоятельно на любой бочок, но обычно один из поворотов вправо/влево дается ему легче и он предпочитает именно его. Активно сучит ножками, а при нахождении на руках взрослого тянет ручки к ближайшим предметам.
Моторика
Пора знакомить грудничка с бумагой – он любит рвать и мять мягкие журнальные листы и делает это с особым удовольствием. Особенно может проявляться интерес к ярким страницам. Также он с интересом перебирает грызунки с разными поверхностями – пупырчатой, гладкой, холодной, ребристой.
Игра
Грудничок начинает забавлять себя сам, ведь у него, оказывается, есть столько интересного и неизученного. Ручки, ножки, одежда – все при случае немедленно тащится в ротик. На яркие погремушки тоже с удовольствием обращает внимание и усиленно пытается до них дотянуться и схватить.
Развитие мелкой моторики
Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.
Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!
Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.
В домике у мышекЖили 5 малышек.Один любил покушать,Другой – стишок послушать,А третий – вдоволь погулять,А двое маленьких – поспать.
Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:
Гули-гули:Раз – большой,Два – смешной,Три – красивый,Четыре – счастливый,Пятый – малыш,Кыш-кыш-кыш! (сожмите в кулачок).
Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.
«Рыбки-рыбки»
Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:
Рыбки-рыбки, малыши,Плавничками плюх-плюх!Хвостиками хлюп-хлюп,И уплыли в камыши!
Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!
Какие игрушки нужны ребенку в 3 месяца для развития
Есть общие правила по выбору игрушек для младенцев:
- безопасный материал без запаха, который легко моется и чистится;
- чем меньше вес, тем лучше;
- отсутствие острых краев, углов;
- отсутствие съемных деталей;
- размер игрушки, не позволяющий грудничку ее проглотить.
Развивающие игрушки для малыша в 3 месяца сейчас в изобилии в магазинах, главное, правильно подойти к выбору и использовать их максимально эффективно.
Погремушки и подвески
При выборе ориентируйтесь на легкие изделия с простой формой, размером, удобным для того, чтобы младенец мог держать погремушку в своей руке. Сложные многообразные погремушки и подвески в таком возрасте ему еще не столь интересны и для изучения в руках пока не подходят.
Подвесные игрушки должны быть расположены на расстоянии 25-30 см от глаз младенца, чтобы они не нависали над ним, и ему не пришлось косить глаза.
Браслеты в виде погремушек
Для малышей трех месяцев нужны браслеты-погремушки, развивающие координацию на звук. Кроме того, эти игрушки для ребенка еще и своеобразный тренажер мышц – шевеля руками, игрушка издает интересный звук, малышу это нравится и он, понимая откуда он исходит, начинает еще больше шевелиться. Какие бы ни были браслеты, они должны быть легкими и безопасными.
Мобили
Растяжки с мобилями для младенца в 3 месяца как нельзя кстати. Они выполняют сразу две функции: развлекающей игры и развивающего занятия. Малыш будет тянуться к игрушкам, пытаясь их схватить, будет следить за их движением, слушать приятные мелодии.
Полноценно играть грудничок пока не умеет, и его зрение недостаточно развито, поэтому при выборе мобиля обращайте внимание, чтобы игрушки на нем были достаточно крупные и яркие
Неваляшки
Неваляшка, как еще один способ развивать трехмесячного ребенка. Забавная игрушка делает малыша более внимательным, наблюдательным и улучшает эмоциональные навыки. Так как грудничок сам не умеет раскачивать неваляшку, можно привязать один конец ленточки к ней, а второй к ручке ребенка – ручка будет шевелиться, игрушка станет качаться.
Для младенцев есть специальные неваляшки, издающие звуки или играющие мелодии, чтобы привлекать больше внимания.
Мягкие игрушки
Единственные мягкие игрушки, которые будут полезны грудничкам, это музыкальные и разговаривающие. В дальнейшем они будут помогать ребенку осмысливать свои действия, поскольку чтобы зазвучала музыка, нужно на игрушку нажать.
В остальном мягкие игрушки не рекомендуются, так как чистить их нелегко, а пыль они собирают быстро.
Зеркальце
Активно интересоваться собственным отражением и изучать свою внешность младенец начнет месяцам к шести, но в 3 маленькое зеркальце уже должно у него быть
Оно блестит, привлекает внимание и картинка на нем шевелится
Сегодня есть интересные комплексные игрушки, созданные сразу из нескольких материалов и с разным наполнением, к которым крепится безопасное легкое зеркальце. Оно сделано не из стекла, а часто из мягкого шуршащего материала.
Развивающий мячик или кубик
Для занятий с ребенком 3 месяцев на развитие моторики можно приобрести маленькие кубики и мячики из разных легких материалов. Игрушки вкладываются малышу в руку, стимулируя хватательный навык и знакомя с разными геометрическими формами.
Говорить о более сложных кубиках и мячиках до 5 месяцев рано.
Коврики
В магазинах несложно найти так называемые игровые площадки – специальные коврики. Лежа на них на спине и на животе дети изучают яркие рисунки вокруг, крутят головой, тянутся, касаются руками. В комплект одного такого коврика могут входить разные игрушки, колокольчики, погремушки.
Картинки с чередованием черных и белых цветов
Крепятся такие картинки на расстоянии 25 см от глаз младенца, а также развешиваются по всем комнатам, куда вы будете носить грудничка. На картинках часто нет смысловых изображений, они представляют собой черно-белую шахматную доску, черно-белые полоски или по одной полоске одного цвета на картинке. Есть черно-белые картинки с животными, лицами и геометрическими фигурами. Сделать что-то подобное можно даже самостоятельно.
Поскольку зрение младенцев еще плохое, лучше всего они видят контрастные вещи и четкие линии. Картинки помогают тренировать отдел мозга, который отвечает за визуальные образы. Чем внимательнее малыш будет рассматривать картинки, тем быстрее и лучше будет развиваться его зрение.
Упражнения с крохой
Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.
Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:
- катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
- велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
- обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.
С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:
Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз),
Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок).
Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью).
К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях).
Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача).
Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе),
Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе).
Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз),
Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам).
Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем).
Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.
Основные навыки ребёнка в 4 месяца
Список того, что должен уметь ребёнок к 4 месяцам, не такой большой, но это не значит, что малыши прохлаждаются. В этот период у них есть более важные занятия: они продолжают развиваться физически, чтобы достаточно окрепнуть.
Рассмотрим подробнее, что умеет ребёнок в этом занятном возрасте:
- Удерживает головку на уровне с телом, несильно напрягая шейный отдел.
- Переворачивается со спинки на животик и обратно. Но это умеют не все ребятки. Если ваш ребёнок пока ленится это делать, его нужно побуждать. Например, показать любимую игрушку и повернуть так, чтобы ребёнок смог достать её, только перевернувшись. Массажи и занятия плаванием тоже помогают.
- Приподнимает туловище, опершись на ладони.
- Начинает ползать, пока по-пластунски.
- Реагирует на звук, поворачивая головку в его направлении.
- Держит погремушку осознанно, без хватательного рефлекса. Может ею подвигать, чтобы она зазвенела.
- Агукает и начинает немного лепетать. Может повторять некоторые звуки за взрослыми, но пока верх его мастерства — это «ба», «па» и т.п.
- Если малыша часто звали по имени, может его узнавать.
- Понимает, знакомый перед ним человек или нет.
- Демонстрирует эмоции. Может корчить разнообразные рожицы. Особенность возраста в том, что малютка от громкого смеха может сразу перейти к слезам и наоборот.
- Градирует издаваемые звуки по громкости и используемому диапазону.
- Может различать предметы, которые находятся за пару метров от него.
- Дифференцирует несколько цветов — красный, синий и жёлтый.
Ребёнок продолжает активно развиваться, и задача родителей — поддерживать его в этом.
Различия в развитии мальчиков и девочек
В возрастной психологии принято считать, что развитие мальчиков и девочек не параллельно. В данном случае мальчики опережают представительниц прекрасного пола в физическом развитии.
Рост мальчиков составляет 61–66 см, а девочек – 60–65 см. Вес также отличается: мальчик может весить до 7700 г, а девочки почти на 600 г меньше – 7100 г.
Остальные различия в параметрах физического развития крох обоих полов незначительны. Во многом они зависят:
- от кормления;
- родителей (обычно у крупных людей дети тоже крупные);
- национальности;
- места проживания и т. п.
Поэтому различия между мальчиками и девочками, скорее, условные.
Во что поиграть с малышом
Очень важны в 7 месяцев развивающие игры на предметную деятельность. Они учат младенца контролировать свои движения, осмысливать их, понимать, к чему они приводят. Чтобы играть в такую игру, можно взять два предмета, рассказать о каждом что это, какое, для чего. После попросите малыша дать вам один из этих предметов. Показывайте, как можно использовать разные предметы, что могут делать игрушки, какой будет результат, если сделать так и вот так.
Для развития предметной деятельности у ребёнка 7-8 месяцев очень хороши такие игрушки, как матрёшки, пирамидка с колечками, кубики, сортер. Развивая малыша, учите его, как можно использовать предметы совместно. Например, игрушки можно складывать в коробку, а куклы отлично катаются на машинках, зайчик прыгает, мишка танцует и так далее, на что хватит вашей собственной фантазии.
Часики
Подойдут даже самые простые настенные часы. Возьмите кроху на руки и поднесите его к ним, рассказывая, что это такое, что делает, для чего нужно. Лучше всего подобрать интересный короткий стишок о часиках, зарифмованные строки детям нравятся больше и запоминаются лучше.
Прилетели гули
Для лучшего контакта с младенцем и развития осязания эта простая игра подходит как нельзя лучше. Младенца сажают себе на колени, взяв его ручки своими руками, и читают стишок, каждую строчку сопровождая соответствующими действиями, например:
Ой люли-люли, прилетели гули,
Прилетели-прилетели, на головку сели,
Ты не бойся их малыш,
Улетайте: кыш-кыш-кыш!
Упражнений для развития ребенка 4 месяцев: занятия на фитболе (с видео)
Упражнения для развития ребенка в 4 месяца включают занятия на гимнастическом мяче (фитболе).
Возьмите малыша двумя руками в подмышечной области спиной к себе, положите животом на гимнастический мяч. Проведите прокатывающие движения от себя и к себе. Повторите это упражнение на фитболе для ребенка 4-х месяцев 8-10 раз. Ребенок в ходе тренировки должен научиться прогибаться в спине, как «лодочка». Потренируйтесь, задерживаясь в этом положении на 8-10 секунд в течение 3-5 повторов.
Следующее упражнение проводится в том же положении ребенка на гимнастическом мяче. Только движения-прокатывания делайте в боковых направлениях и по кругу по очереди в каждую сторону. Повторите упражнения 3-5 раз.
Теперь при прокатывании малыша на мяче на себя его стопы должны упереться в вашу грудную клетку. При занятиях на фитболе с ребенком 4-х месяцев подождите, пока ребенок попытается оттолкнуться от вас, выпрямляя ноги. Придержите его, прежде чем прокатить на мяче от себя вперед. Повторите упражнение 8-10 раз. Нагрузку на ноги ребенка дозируйте придерживанием во время отталкивания от вас.
Затем возьмите малыша на руки спиной к себе. При этом одной рукой удерживайте его грудную клетку, другой поддерживайте под ягодицы. Свободно свешивающиеся ноги приподнимите и уприте стопами в гимнастический мяч. Подождите, пока ребенок ножками оттолкнет мяч от себя. Повторите упражнение 8— 10 раз. В дальнейшем придерживайте мяч, чтобы малыш прилагал силу для отталкивания.
Следующее упражнение проведите на гимнастическом мяче в положении ребенка на спине. Возьмите малыша двумя руками за туловище в подмышечной области спиной к себе. Положите его на подготовленный мяч так, чтобы только голова лежала на вашем надплечье или груди, а ноги при этом свободно свешивались с мяча. Проведите прокатывающие движения на мяче вперед и назад, стимулируя активные сгибания бедер и подтягивание их к животу. Желательно, чтобы ребенок удержался в этом положении 2-3 секунды. Повторите упражнение 5-7 раз.
Отличным результатом занятий на фитболе с ребенком 4-х месяцнв будет считаться длительное удержание такой позы в любом положении тела, под любым углом. А при отведении ребенка на мяче вперед свешенные ноги будут сохранять положение сгибания. При этом вы можете заметить, как напрягаются мышцы брюшного пресса малыша.
Посмотрите видео «Занятия на фитболе с ребенком 4-х месяцев» и приступайте к упражнениям:
https://youtube.com/watch?v=YCW-Tqu85s8
Статья прочитана 11 031 раз(a).
Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко
Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.
Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.
Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.
Занятия от 4 до 6 месяцев
Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.
Четвертый месяц
Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки
Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки)
Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.
В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.
Пятый месяц
Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.
Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.
Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней
Это упражнение на внимание и эмоции – смех
Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.
Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова
Шестой месяц
Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.
В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.
Питание младенца – на что обратить внимание маме
При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.
Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.
У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – 5 месяцам грудничков на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.
С чего лучше начать введение прикорма?
Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.
Каша | С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши. |
Овощное пюре | С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней. |
Фруктовое пюре | Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам. |
Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:
Время | Продукт |
---|---|
6.00 | молочная смесь (180 г) |
9.30 | молочная смесь (180 г) |
13.00 | овощное пюре (100 г), молочная смесь (50 г), фруктовый сок (20 мл) |
16.30 | молочная смесь (140 г), фруктовое пюре (40 г) |
20.00 | молочная смесь (180 г) |
Некоторые советы
Безопасность дома. Чтобы обеспечить крохе идеальные условия для развития нужно привыкать думать заранее. Малыш еще не ползает, а в доме уже должны стоять заглушки и блокираторы. Кроха учится переворачиваться – ни в коем случае не оставляйте одного на высоте
Здоровье и безопасность ребенка в первую очередь зависят от того, насколько вы сможете предугадать возможное развитие событий.
Внимание. Хотя малыш еще не разговаривает и много спит, не нужно думать, что ему не нужно ваше общение
Дети делают то, что видят. Чем чаще и больше вы будете общаться непосредственно с крохой, тем раньше он освоит речь. Он уже нуждается не только в заботе, но и в достаточном внимании.
Приучение к самостоятельности и горшку. На пятом месяце стоит сделать первый шаг к взрослению. Покажите крохе, как хорошо самому заниматься, как различаются влажные и мокрые штанишки. Все эти действия не приучат малышу сразу, но станут базой для дальнейшего освоения навыков.
Время на себя. Малыш подрос и маме стоит подумать о дополнительных занятиях для себя. Старайтесь выстраивать свою жизнь так, чтобыона была полна событий, связанных не только с ребенком. Не увлекайтесь соцсетями и форумами, больше гуляйте. Насыщенность вашей жизни эмоциями сделает вас счастливее. А рядом с радостной мамой карапуз будет чувствовать себя увереннее.