Развивающие игры и занятия для детей 1 год 9 месяцев
Содержание:
- Веселые упражнения для пальчиков
- Играть или нет
- Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
- 1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
- Знакомство с математикой
- Любимые игрушки Алексея в период от 1 года до 1 года 1 месяца
- Играем со стучалкой
- Сортировать предметы
- Угадываем картинки и текстуры на ощупь
- Постоянно разговаривайте с ребенком!
- Основные принципы занятий с детьми до года
- Игры дома
Веселые упражнения для пальчиков
Пальчиковый театр (Ozon, My-shop, KoroBoom) сам по себе очень привлекает внимание детей, редкий ребенок не захочет примерить эти хорошенькие маленькие игрушки на свои пальчики. Между тем игра с такими пальчиковыми игрушками может быть очень полезной, ведь ее можно превратить в настоящую пальчиковую зарядку! Как это сделать? Для начала наденьте себе и ребенку по одной игрушке на указательные пальчики обеих рук (впоследствии можно будет подключать и другие пальцы)
Далее договоритесь с малышом, что сейчас зверушки будут делать зарядку, либо можно разыграть любой другой простой сюжет с включением следующих движений:
- Игрушки кланяются (пальчик сгибается в фаланге);
- Кружатся (пальчик поворачивается туда-сюда);
- Прыгают;
- Ходят;
- Спят;
- Обнимаются друг с другом;
- Встают на голову;
- Ползают;
- Катаются с импровизированной горки и т.д.
- Дети, как правило, выполняют движения обеими руками одновременно. Но, когда освоитесь, можно попробовать и усложненную версию – разные движения на разных руках. Например, зверушка на одной руке прыгает, а на другой – просто спит или смотрит на первого. Или совсем сложный вариант: один прыгает, другой кружится.
Для взрослого это все может и элементарно, а вот для ребенка 2-3 лет это задачка совершенно нового уровня, это же нужно понять, как вывернуть руку, чтобы зверушка на пальчике покланялась или прилегла Получается очень полезная работа для пальчиков в увлекательной игре.
Играть или нет
Очень часто мамы задают вопрос о том, когда нужно давать младенцу первые игрушки. До возраста в один месяц (а именно первые несколько недель после рождения) игрушки для младенца — это вещи совсем необязательные, и они ему почти не нужны. Всё дело в том, что у малыша, которому ещё нет одного месяца, довольно плохо развито зрение: он и лицо матери может различить с трудом, не то чтобы начать играть с какой-то яркой игрушкой, а тем более держать её при этом в руках.
Хотя, конечно же, знакомить малыша с игрушками можно, но лишь под строгим наблюдением со стороны родителей. В это время игрушкой для новорождённого может стать совершенно любой объект, который поможет ему научиться следить за движениями, понимать направление. Играть с ребёнком в первые недели его жизни нужно не больше 2−3 минут, чтобы не утомить малыша.
Игрушки для младенцев
Главное и первое развлечение у всех детей в первый месяц жизни — это погремушка. Её особенность — это то, что она способна издавать совершенно разные звуки: шуршание, звон, грохот, тарахтение и другие. Такой звук будет несомненно интересовать и даже завораживать ребёнка, заставляя его поворачивать головку по направлению к звуку, следить, откуда он раздаётся. Как вы можете понять, это очень полезные процессы для развития слуха, а также мозга в целом.
- В коляску или же на кроватку малыша можно повесить целые бусы из погремушек.
- Существуют погремушки, которые могут развивать тактильные ощущения ребёнка: из ткани, с прорезиненой поверхностью, с шуршанием, а иногда даже с вибрирующей деталью.
- Некоторые игрушки могут надеваться на ручку либо на ножку, что помогает ребёнку играть, используя свои конечности. Погремушки в виде браслетов довольно лёгкие, с ними способны играть даже груднички, которые ещё не умеют удерживать в руках определённые предметы.
Использовать простые погремушки из пластмассы не следует, так как они могут нанести травму. В свой первый месяц жизни ребёнок ещё плохо владеет руками и ногами, поэтому может случайно стукнуть себя по головке либо лицу. Поэтому играть с такой погремушкой нужно лишь под присмотром со стороны взрослых.
https://youtube.com/watch?v=Epx0UMyaqWA
Специальные подвески
В один месяц в кроватке малышу можно закрепить игрушку в виде подвески. Её особенность заключена в том, что она прикрепляется с помощью кронштейна либо специальной дуги. Мобили, которые стали очень популярными за последнее время, — из этой же серии. Мобиль — это вид карусели, на которой подвешены разные игрушки, небольшие по своему размеру, а также, как правило, имеющие разную форму.
- Подвесные игрушки на карусели помогают ребёнку сфокусировать своё зрение, развить координацию движения (так, он будет стараться схватиться за любую понравившуюся игрушку либо хотя бы слегка её ударить). Музыка может развлечь малыша, а также разовьёт его слух, разноцветные объекты на карусели познакомят его с основными цветами и оттенками, с геометрическими фигурками и др.
- Мобили могут быть разными, почти все они крутятся и играют приятные для малыша песни и мелодии. Некоторые игрушки могут быть со встроенным механизмом (заводятся с помощью ключа), а остальные — электрические (в комплекте к ним идёт дополнительная батарейка).
- Если же говорить о том, какие игрушки лучше всего подойдут для такого возраста, то мобили в этом списке нужно поставить на первое место. Такой гаджет для ребёнка прослужит до 3−4 месяцев, после его можно будет заменить игровым ковром со специальными дугами.
- Мобиль-ночник-проектор для кровати малыша — это устройство, которое поможет создать целый волшебный мир. Ребёнок начнёт с интересом рассматривать его, давая маме время отдохнуть либо заняться домашними делами.
https://youtube.com/watch?v=KkkPQRfTrgs
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
Играем с водой;
Просеиваем крупу через ситечко;
Собираем пазлы из 2 частей;
Пример простого пазла (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)
Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
Играем в лото;
Собираем грибы / ягоды;
Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)
Уже знакомые игры:
Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)
Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- ;
- (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
Играем со шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Возим каталку;
Чистим вареное яичко;
Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Строим башни из кубиков;
Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
Играем с сенсорными коробками;
Знакомство с математикой
Гаражи
Берем несколько разных коробок. Наклеиваем (или пишем) на них цифры. Те же цифры приклеиваем скотчем на машинки. Теперь надо развезти все машинки по своим гаражам.
Цилиндрики
Черенок для лопаты распиливаем на цилиндрики. Надо по 5 штук пяти размеров. Например, по штук высотой 3,6,9,12,15см. Затем одинаковые по размеру цилиндры раскрашиваются в 5 цветов (чтобы получилось каждого цвета 5 размеров). Играть можно так:
- строить заборчики по любой закономерности (по высоте, по цвету, по убывающей, красный высокий-синий высокий-красный пониже-синий пониже и т.п.) – вводится понимание рядов!
- изучаем цвета,
- изучаем понятия выше – ниже, длиннее – короче,
- можно изучать счет,
- можно сортировать по любому признаку (понятие множества),
- ну и наконец, можно ими играть, как простыми кубиками или строительным материалом.
Точка, линия, отрезок
Каждый ребенок – это точка. Если дети возьмутся за руки, то получится линия. Если где-то посередине один из детей поставит руку на пояс, то получится луч. Если в луче еще один ребенок поставит руку на пояс – отрезок. Одна ребенок – «точка», а вокруг нее хоровод «равноудаленных» детей – будет окружность.
Любимые игрушки Алексея в период от 1 года до 1 года 1 месяца
1. Сенсорная коробка.
Сенсорная коробка – емкость с наполнителем, основная цель которой состоит в развитии сенсорной системы малыша.
В интернете можно найти замечательные блоги, где рассказывается о сенсорных коробках и о том, как их сделать своими руками:
- http://jili-blog.ru/sensornaya-korobka-dlya-detej-ot-6-mesyacev-do-2-let.html
- https://www.baby.ru/blogs/post/430010344-187289210/
- https://www.babyblog.ru/community/post/GoodBaby/196783
На фото — первая сенсорная коробка Алексея.
Состав коробочки: кубики Лего Дупло, детали Мозаики, камешки, ракушки.
Камешки и ракушки были приобретены в магазине демократичных цен Fix Price. Стоимость трех пакетиков — 150 рублей.
Здорово, если в вашей сенсорной коробке будут предметы мягкие, твердые, шершавые, гладкие, колючие, тянущиеся, гремящие, пищащие.
2. Мамины сокровища.
Раскладываем на полочку все мамины кремики и даем ребенку корзины для перекладывания сокровищ. Алексею очень нравилась эта игра (раскручивать тюбики он пока не умел).
3. Веселые матрешки.
Детки раннего возраста обожают матрешки. Алексей с удовольствием разбирает матрешку. Пытается ее собрать. Со сборкой пока, конечно же, проблема, но что-то уже получается.
- https://my-shop.ru/shop/toys/2393299.html?b45=1_1
- http://www.dochkisinochki.ru/icatalog/products/1128626/
- https://www.labirint.ru/games/141504/
- https://www.sima-land.ru/1662049/matreshka-krasnaya-shapochka/
Матрешки можно не просто собирать и разбирать, но и показывать с их помощью сказки. Сейчас в продаже очень много матрешек, сделанных по мотивам русских народных сказок.
4. Пирамидка.
Замечательная игрушка для деток раннего возраста.
- http://www.dochkisinochki.ru/icatalog/products/187002/
- https://www.sima-land.ru/789402/piramidka-9-elementov/?sort=rank
- https://www.labirint.ru/games/330475/
- https://my-shop.ru/shop/toys/2916617.html?b45=2_2
5. Стучалка.
Алексей обычно берет молоточек и начинает колотить им со всей силы. Сначала он не попадает в цель, но, не смотря на это, не останавливается. Как только он забивает все шарики, мы радостно хлопаем в ладоши. Стучалка — отличная забава для мальчиков.
Несколько ссылок на стучалки:
- http://www.dochkisinochki.ru/icatalog/products/2637575/
- https://my-shop.ru/shop/toys/2381692.html?b45=1_3
- https://www.ozon.ru/context/detail/id/8800356/
И напоследок. Дорогие родители, запаситесь терпением. Малыш становится полновластным хозяином дома. Он больше не лежит мило в кроватке. Он «везде», «всюду», все открывает, достает, и, конечно же, все пробует на вкус.
И помните, что связка «глаза-рот-рука» — одна из самых важных для познания окружающего мира. Другого способа развития просто не существует.
Ольга Рыболовлева
Играем со стучалкой
В продаже встречаются стучалки двух видов. Стучалки с шариками (KoroBoom, My-shop), как правило, не требуют от ребенка существенного приложения усилий, достаточно ударить по шарику один раз, чтобы он провалился. С такой развивающей игрушкой можно знакомить малыша уже в год.
Стучалки с гвоздиками (Ozon, My-shop) требуют от ребенка гораздо больше четкости движений, выдержки, концентрации внимания, ведь чтобы забить гвоздик, нужно неоднократно попасть по нему. Да и гвоздики уже не так легко сдвигаются с места, как шары. Поэтому, если вы еще не пробовали играть с такой стучалкой, то обязательно попробуйте, ребенку будет интересно.
Нам с Таисией нравилось забивать гвоздики по очереди: один – она, один – я и т.д.
Сортировать предметы
В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.
Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны. Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.
Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.
Также можно изготовить специальные карточки для сортировки. На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру. Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.
Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.
Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.
Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам. В статье «Как научить ребенка различать цвета?» можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.
Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик. Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть
Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам «Формы» или «Животные»
Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков, матрешек и деревянных мисочек.
Угадываем картинки и текстуры на ощупь
Помните, в статье про игры на развитие моторики от 2 лет я упоминала игру «». Это занятие, как правило, всегда идет на «ура!», потому что в нем содержится элемент сюрприза, а дети это страсть как любят. Но стоит заметить, что помимо положительных эмоций игра стимулирует еще и сенсорные восприятие, ведь ребенок в процессе игры учится опознавать предметы на ощупь.
Если вы уже освоили тактильные игры из предыдущей статьи, я предлагаю вам попробовать более продвинутые варианты занятий на развитие сенсорных ощущений.
Вариант 1. Тактильные картинки
Тактильные картинки можно сделать самостоятельно с помощью бархатной цветной бумаги (она продается в любом канцелярском магазине). Для этого вырезаем из бархатной бумаги силуэты простых картинок и наклеиваем их на карточки из обычного цветного картона. Таким образом, наклеенная картинка будет отличаться от самой карточки по фактуре. Желательно также, чтобы и формы картинок заметно отличалась между собой. Я взяла идеи из простых раскрасок, скачанных в интернете.
Когда карточки будут готовы, дайте ребенку сначала ощупать каждую из них. А затем попросите его закрыть глаза и на ощупь угадать какую-нибудь из предложенных вами карточек. Повторите игру и с другими карточками.
Вариант 2. Сенсорное лото
Если раньше ребенку не доводилось играть с тактильным лото, то для начала просто рассмотрите и пощупайте все фишки, обсудите, какие из них мягкие, какие шершавые, колючие, гладкие и т.п. А уже после того, как изучите его хорошенько, предложите сыграть в «Волшебный мешочек», положив в него небольшое количество фишек. Задача ребенка – найти в мешочке на ощупь точно такую же фишку, какую вы ему показываете.
Постоянно разговаривайте с ребенком!
Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.
Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).
Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.
Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше .
На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!
Искренне ваша, Яна Разначенко
Основные принципы занятий с детьми до года
Младенческие игры существенно отличаются от игр с детьми постарше, поскольку новорожденный еще не знает, что это и еще не имеет собственных предпочтений.
Он лишь откликается на инициативу родителей, поэтому следует придерживаться пяти основных принципов занятий с малышами до 12 месяцев, чтобы извлечь из занятий максимальную пользу.
Отсутствие инициативы от ребенка
Грудничок не может демонстрировать открытое желание поиграть, поэтому родители должны проявлять инициативу самостоятельно в первые месяцы его жизни. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.
Чтобы ребенку было интересно, занятия также должны соответствовать возрасту, то есть не должны быть сложными для понимания. Если у малышей нет интереса к игре, подбирайте разные варианты, пока не найдете то, что ему понравится.
Учет возрастных особенностей
Особенно важный фактор. Неправильно думать, что новорожденный в месяц, 3 месяца, полгода — это одно и то же. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, это происходит каждый день.
Доказано, что за первый год жизни человек получает информации больше, чем сможет получить за всю дальнейшую жизнь. При этом новое усваивается в разы лучше.
Занятия следует подбирать строго по возрасту, учитывать каждый детский месяц, стимулировать развитие сенсорной сферы (обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения). Если не учитывать возрастные особенности, большой риск психической и физиологической перезагрузки.
Личностные особенности
Помимо возраста, важны индивидуальные особенности каждого грудничка. Это нормально, когда кто-то начинает переворачиваться и садиться немного раньше или позже условных норм, например. Задача родителей – следить за тем, как малыш выполняет задания, чтобы вовремя заметить отставание в развитии и своевременно на это повлиять.
Также нормально, когда детям нравятся одни игры и не интересны другие. Поэтому для каждого месяца новорожденного есть несколько вариантов занятий.
Регулярность занятий
Играть с малышом важно ежедневно и желательно в одно и то же время. Занятия должны быть систематичными, а распорядок дня вводится с рождения
Это важно, поскольку младенец очень чувствителен к изменению режима и реагирует на него негативно, поскольку это сказывается на психологическом состоянии.
Лучше всего отводить время на игры утром и днем (то есть дважды в день), заранее планируя, какие упражнения и в какой последовательности будут идти.
Учет детского интереса
Заинтересованность ребенка — это то, без чего не будут работать четыре перечисленных выше принципа. Не начинайте занятия сразу после сна малыша, сразу после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.
Чем младше грудничок, тем меньше времени должно длиться упражнение, так как он быстро устает и не может поддерживать интерес долго. Это не тот случай, когда чем больше, тем лучше, наоборот, перегрузка психики сильно вредит.
Пробуйте разные варианты игр, следя за тем, что больше всего нравится малышу, а к чему у него нет интереса совсем. Не принуждайте делать то, что новорожденному не нравится, ищите альтернативу.
Игры дома
Даже, если у вас нет пока особых дорогих развивающих игрушек, всегда можно найти что-то дома. Не забывайте, что в этом возрасте любая игра – развивающая. Итак, чем занять ребенка в 1,5 года дома:
- Мозаика;
Мозаика
Покупайте такую, фишки которой легко вставляются и достаются;
Если нет мозаики, ее с легкостью заменят подручные предметы: счетные палочки, ватные палочки, монетки разного достоинства (их обязательно помыть с мылом перед игрой!), пуговицы, полубусины, в общем, смысл подбора ясен;
Важно, чтобы можно было составить какую-нибудь картинку из этих предметов. Из палочек можно строить домики, например.
Внимание! Все это дается в руки маленьким только под неустанным надзором взрослого!
- Конструкторы;
Конструктор
- Вы даже не представляете, сколько их существует видов! Например, деревянный из палочек с выемками, из которых можно строить домики. Принцип простой, покажите полуторагодовалому малышу, как это делается, поиграйте с ним, и он сможет собрать что-нибудь сам;
- Бывают и разной формы блоки из дерева или пластмассы, которые открывают очень широкие возможности для игры;
- Конструкторы-липучки тоже очень популярны. Магнитные конструкторы лучше не давать, ребенок может проглотить магнит, а это опасно.
- Пазлы;
- Они тоже являются в некотором роде конструктором. Существуют очень простые, из двух половинок, например, с изображениями фруктов и овощей;
- Или на ассоциации – курочка-цыпленок, собака-будка и прочие;
- Есть и книжки для малышей от года, внутри которых надо вставить несколько частей внутрь картинки.
- Сортер и другие подобные игрушки;
Сортер
- Учат малыша формам, размерам, цветам, поэтому их надо приобрести обязательно;
- Стучалка – молотком надо выбить цветные колышки или шарики;
- Грибочки – надо располагать по убыванию;
Рамки – в деревянной картине некоторые элементы достаются, надо правильно вставить по местам; - Пирамидка, матрешка – известны всем;
- Еще здорово надевать крупные деревянные бусины на шнурок.
- Игра «Бегемотики»;
Развлечение для любого возраста, можно сказать. На поле расположены 4 бегемотика с рычагами, а посередине высыпают шарики, которые бегемотиками надо «кушать» – т.е. хватать. Дети играют в это с невероятным азартом!
- Игра «Пират в бочке»;
В игрушечной бочке проделано множество отверстий. в которые надо вставлять пластиковые мечи. В какой-то момент срабатывает механизм и пират вылетает из бочки.
- Методика Кюизенера;
Отличные развивающие занятия можно организовать самостоятельно, дома, с помощью палочек и бумажных пособий Кюизинера. Игры с палочками очень нравятся детям в любом возрасте, вплоть до 1 класса.
- Игры с водой;
Ребенок играет в ванне с водой
Продается много игрушек для игры в ванне – резиновые рыбки, которых надо ловить акулой, мельница, которая крутится от струй воды, картинки и цифры, которые липнут к кафелю, карандаши для рисования на ванне (потом просто смываются).
Читайте, что делать, если ваш ребенок боится воды>>>.
- Поиск клада;
- Нужно купить какие-то небольшие игрушки, например, пусть это будут: мячик, светоотражающий браслет, Киндер, мыльные пузыри;
- В комнате прячете этот предмет, предварительно показав его малышу;
- Первые разы вы показывайте как и где можно искать спрятанный предмет;
- После того, как ребенок научился искать, научите его прятать игрушку от вас. Теперь вы выступаете в роли того, кто ищет.
- Мягкие игрушки;
Девочка играет с куклой
Любому ребенку понравится почувствовать себя старшим, взрослым. Дайте игрушечного мишку, куклу, да все равно, кого. И задание – «уложить спать», «покормить», «переодеть» и т.д.
- Машинки;
Папа играет с сыном в машинки
Их можно катать не просто так, а по выложенной из чего-либо «дороге» – например, дороге из книг. Или сделать горку из диванной подушки и скатывать машинки вниз.
- Скатывание шарика по горкам;
Есть такая сборная игра, в ней собирают горки с туннелями, а потом скатывают по ним маленькие шарики и смотрят, чей дойдет до финиша первым!
- Аппликация;
Эта чудесная техника подойдет и детям 1-2 лет, потому что есть варианты без ножниц. Например, аппликации из ватных дисков, круп, салфеток не требуют вырезания.