Детская агрессия
Содержание:
- Что за шум? Почему малыш плохо себя ведет
- Проявления заболевания
- Деструкция сексуального поведения
- Причины неврастении
- Мир-дружба: как справиться с плохим поведением
- Роль родителей в воспитании здоровой агрессии
- Симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте
- Проявление агрессии в различные возрастные периоды
- Как агрессивность проявляется у детей?
- Главные ошибки родителей
- Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
- Как вести с ребенком 2, 3, 5, 7 лет, который проявляет агрессию: советы психолога
- Агрессия в 2 года
- Что происходит с ребенком?
- Причины возникновения подростковой агрессии
- Какой он, агрессивный ребенок?
Что за шум? Почему малыш плохо себя ведет
Опытные мамы и папы не дадут соврать: зачастую случается так, что после года смешливый, спокойный и покладистый карапуз преображается. Малейший запрет вызывает истерику, попытки добиться своего пугают своей частотой, и кажется, что по игнорированию просьб мамы и папы крохе просто нет равных. Почему же так происходит? Детские психологи утверждают, что чаще всего малышей на путь непослушания толкают вполне очевидные причины:
Ребенку элементарно не хватает внимания. Родители порой ошибочно полагают, что в раннем возрасте детям не так уж и нужно общение, однако именно сейчас кроха нуждается в нем как никогда. Предоставленный самому себе или телевизору, пока взрослые решают свои проблемы, малыш не находит ничего лучше, чем начать изводить их своими просьбами и громкими капризами.
Ревность. Ранний возраст — время, когда чувство собственничества только просыпается, но уже распространяется на маму или папу
Если в семье есть еще один ребенок – неважно, старший или младший – кроха будет делать все возможное, чтобы перетянуть родительскую заботу на себя. Чрезмерная опека
Любящие близкие так стремятся предупредить каждый шаг своего сокровища, что оно не может проявлять собственную самостоятельность. И как результат – резкий бунт, проявляющийся в постоянных попытках настоять на своем или пойти туда, куда хочется.
Стресс. Если капризы и плохое поведение связаны с тем, что ребенок начал ходить в детский сад, то возможно, ему там что-то не нравится. Не исключено, что столь резкий протест вызывает нехватка родителей или же смена режима дня.
Проверка мамы и папы «на прочность». Уже в этом возрасте маленький хитрец понемногу начинает проверять границы дозволенного. В этом случае непослушание и плохое поведение – лишь попытка узнать, что можно делать, а чего родители никогда не разрешат.
Эти причины считаются одними из самых распространенных. Однако прежде чем делать выводы на их основе, стоит убедиться, что малыш здоров физически и его капризы не связаны с недомоганием.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство
Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах
Его самооценка занижена либо находится на нуле
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Деструкция сексуального поведения
Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.
Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.
Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:
- визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
- эксгибиционизм – обнажение на публике;
- совращение малышей;
- сексуальные манипуляции с животными;
- групповой онанизм;
- эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
- сексуальное влечение к моче, калу.
Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.
Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.
Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.
Причины неврастении
Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.
Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.
Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.
Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.
Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.
Триггерами развития неврастении также выступают:
- негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
- социально-бытовые проблемы;
- ошибки воспитания;
- употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
- эмоциональная психологическая травма;
- сильный испуг;
- наследственные заболевания;
- недосыпание;
- сниженный иммунитет;
- частые инфекции дыхательных путей;
- приобретенные физические травмы;
- расстройства пищеварительной системы.
Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.
Мир-дружба: как справиться с плохим поведением
С чем бы ни была связана проблема плохого поведения, чем раньше она разрешится, тем лучше будет для всей семьи. В этом случае могут помочь следующие методы:
- Проявление любви к ребенку. Похвала, объятия, поцелуи помогут малышу ощутить себя важным и нужным, что в итоге позволит снять психологическое напряжение.
- Совместные развлечения. Уроки езды на только что купленном велосипеде, совместная установка надувного бассейна, тихие вечера за настольными играми – это лишь немногие способы показать сыну или дочке свою любовь.
- Перестановка или ремонт детской. Это не только отвлечет ребенка от капризов, но и позволит чувствовать себя нужным и важным. Достаточно обновить мебель – и вот уже любимое чадо с радостью обживает новое царство – ссориться тут просто некогда.
- Беседы с воспитателями. Если поведение сына или дочки резко ухудшилось с началом посещения детского сада – возможно, стоит лично поговорить его сотрудниками. Возможно, совместными усилиями ситуацию легко исправить.
- Спокойствие и только спокойствие. Не реагировать на провокации и непослушание порой так трудно – но ради детей стоит держать себя в руках и гнуть свою линию. Спокойные запреты без криков и наказаний лишь заставят ребенка уважать и чтить авторитет мамы и папы.
1-3 года – еще одна важная ступень в развитии малыша, и на пути к взрослению без неприятностей обойтись крайне сложно
Однако чуткое отношение и любовь мамы и папы помогут ребенку преодолеть любые проблемы с поведением – и понять, как его ценят родители, что невероятно важно для самооценки в будущем
Роль родителей в воспитании здоровой агрессии
Задача родителя – сопровождать малыша в процессе познания мира, контейнировать его агрессию, удерживая при этом свои агрессивные реакции.
Не позволяя собственным эмоциям остановить ребёнка в этом важном процессе. Позволить маленькому человеку в специально созданном для него безопасном пространстве получать знания об окружающих предметах, людях и животных.
Останавливать агрессию ребёнка – значит лишить его возможности полноценного развития, отобрать у него возможность получить ценный опыт
Позволить маленькому человеку в специально созданном для него безопасном пространстве получать знания об окружающих предметах, людях и животных.
Останавливать агрессию ребёнка – значит лишить его возможности полноценного развития, отобрать у него возможность получить ценный опыт.
Задача взрослых – контролировать и ограждать, подсказывать, ласково переключать на подходящие объекты, демонстрировать собственным примеров адаптивные способы обращения с предметами.
Не наказывать, не ругать, не кричать.
И тогда вы можете быть уверены, что агрессивные тенденции сгладятся постепенно, а ребёнок вырастет любознательным и будет познавать мир в более приемлемых формах.
Чувствуете, что не справляетесь, реагируете, не выдержали и затем жалеете о сделанном. Не корите себя, отзываются ваши детские травмы, запишитесь на консультацию для родителей: агрессия ребенка. Пусть ваш ребенок растет счастливым и успешным!
Симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте
Признаки шизофрении у детей
Плаксивость, которая сменяется приступами тревожного плача; Двигательная пассивность или наоборот возбудимость сверх меры; Чудаковатость в поведении и речи; Бессонница или наоборот сонливость; Не реагирование на сильный дискомфорт (громкие звуки, резкие прикосновения), и реакция недовольства на тихие звуки, ласковые прикосновения; Плохо развитая моторика, отсутствие желания смотреть в глаза; Отсутствие стремления привлечь внимание к себе, безынициативное поведение;
- Для детей дошкольного возраста, характерно патологическое фантазирование. Вначале это просто проявление детских фантазий, но с развитием заболевания фантазии становятся все более и более оторванными от реальности, занимают все больше места в жизни ребенка, и со временем он полностью погружается в мир фантазий и огораживается от реальности.
- Дети школьного возраста при шизофрении, как правило, страдают абулией (патологическим отсутствием воли, при котором ребенок неспособен совершать действия или принимать решения, при этом сознавая их необходимость). С развитием заболевание, ребенок утрачивает свои интересы, перестает общаться с друзьями-сверстниками, отказывается посещать школу, все больше времени проводит в постели. С прогрессированием болезни к абулии присоединяются галлюцинации и бред, о которых ребенок молчит. Часто родители воспринимают такое поведение как обычную лень, не придавая шизофреническому процессу должного значения. Со временем эмоции ребенка уплощаются, сглаживаются, в результате чего он становится равнодушным. Мышление становится разорванным, появляется склонность к философствованию при полном отрыве от реальности.
- Подростковая или гебефреническая шизофрения, характеризируется чрезмерной двигательной активностью, кривлянием, гримасничеством и беспричинным весельем.
проявляются признаки шизофрении
Проявление агрессии в различные возрастные периоды
Проявление агрессии возможно еще в период младенчества, в ситуациях, когда ребенку не дают покушать или долго не берут на руки. В каждый период взросления, агрессивное поведение может иметь особые принципы проявления. Попробуем разобрать эти особенности.
Дошкольный возраст
2 года – наблюдаются абсолютно не поддающиеся контролю, кратковременные приступы. Причинами вспышки выступают попытки опробовать поведенческую модель, с целью получения обратной реакции со стороны взрослых. Может проявляться через кусание.
3 года – проявление более яркое, многообразное (толкание, плевание, бросание игрушек, истерики и царапанье).
4 года – развивается способность контроля над переживаемыми эмоциями и приходит понимание, что за любой шалостью следует наказание. Дети этого возраста более спокойны и сдержаны. Проявления агрессии разовые (толкание, стук, удар или бросок игрушкой).
5 лет – проявляются ярковыраженные гендерные особенности проявления столь негативной эмоции. Мальчики начинают использовать физическую силу, а девочки – используют словесное оружие.
6 лет – приходит некая мудрость, позволяющая в достаточной степени контролировать эмоции и высказывать агрессию крайне выборочно (исключительно в ситуации, когда уверены в победе и отсутствии наказания).
Младший школьный возраст
7 лет – ребенок в это время осознает себя в новом статусе, примеряя роль не только одноклассника, но еще, конечно, и ученика. В ситуации неудачи может прослеживаться импульсивная агрессия, однако, при отсутствии контроля, может случиться стойкий паттерн (шаблон/модель).
8 лет – проявление агрессивности после школьной адаптации является тревожным звонком для родителей, требующим определения первоисточника. Зачастую, причина банальна – копирование поведения антигероев.
9-10 лет – время выражения протеста на какие-либо факторы любыми доступными способами.
Подростковый период
В это время поведение подростка может принимать самые жестокие и неприемлемые для общества форматы. Нетипичное проявление пубертатного периода может стать причиной самых неблагоприятных последствий.
Важно своевременно выявить и предупредить негативное поведение подростков, сводя его проявление к минимуму.
Как агрессивность проявляется у детей?
- Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина, которых проста: не удовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — это реакция борьбы за выживание.
- Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
- Крик, плач, укусы, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
- Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
- В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
- У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия ( сплетни, критика, угрозы, ругань ). Всегда ли это плохо? Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни. Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.
Главные ошибки родителей
Родителям нужно знать, когда у ребенка приступы агрессии, что делать нужно, а что — нет. Взрослые могут допускать 3 неправильные реакции:
- Своя агрессия. Ребенок зависит от папы и мамы, поэтому не способен отстаивать свои принципы. Он проиграет в таком конфликте и будет чувствовать себя дискомфортно.
- Сдаться перед ребенком. Это разрушит иерархию в семье, покажет неверный пример.
- Проигнорировать. В этом случае нерешенная проблема станет залогом последующих конфликтов.
При неправильной реакции взрослого ребенок может перенять неверную модель поведения, что приведет его к сложностям в отношениях с людьми во взрослой жизни.
Источник
Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.
Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.
Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.
Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.
Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.
Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.
Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.
Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.
Как вести с ребенком 2, 3, 5, 7 лет, который проявляет агрессию: советы психолога
Если в поведении ребенка появилась агрессия, нужно правильно на это реагировать. Помогут справиться с агрессией у ребенка 7 лет советы психолога. Специалистами разработан ряд рекомендацией, направленных на коррекцию девиантного поведения.
Кроме того, агрессивность устраняется физической нагрузкой. Если мальчик часто проявляет злость, можно попробовать отдать его в спортивную секцию, где он сможет выплескивать накопившуюся энергию. Можно предложить маленькому бунтарю изобразить свои эмоции на бумаге или вылепить из пластилина. Это отвлечет его от злости. Но самое главное — быть понимающим и спокойным взрослым, который умеет быть твердым и знает, когда нужно пойти на компромисс.
Не реагируйте на незначительную агрессию детей
Если маленький мальчик или девочка проявляет агрессию, но она не несет угрозы ни для ребенка, ни для окружающих, и вызвана объективными причинами, следует поступить таким образом:
сделать вид, что ничего не произошло;
показать понимание детских чувств;
попробовать переключить внимание ребенка на другой объект, занять чем-то интересным.
Агрессия может накапливаться, поэтому иногда необходимо просто выслушать ребенка
Маленьким детям нужно внимание взрослого, поэтому в некоторых случаях игнорирование — эффективный способ коррекции поведения
Оценивайте поведение ребенка, а не его личность
В разговоре с детьми в момент вспышки злости нужно отвечать спокойно доброжелательным, но твердым голосом, чтобы показать маленькому бунтарю, что родители против его поведения, а не против него самого. Не нужно делать акцент на том, что он поступает таким образом не первый раз.
Необходимо выразить свои чувства, отметить, что он плохо говорит с людьми. Можно спросить его, хочет ли он кого-то обидеть, чтобы дать понять, к чему приведет такое поведение. Можно констатировать поведение ребенка, сказав, что он ведет себя агрессивно. Или отметить, что он ведет себя не по правилам, сделав акцент на том, что агрессия ведет к нарушению правил.
Держите собственные негативные эмоции под контролем
Агрессивное поведение ребенка вызывает соответствующую реакцию со стороны взрослого, потому что выслушивать кричащую дочь или смотреть, как сын швыряет предметы, плачет и ругается, неприятно. Однако, следует помнить, что взрослые, в отличие от детей, могут контролировать свои эмоции.
Если сын или дочь проявляет агрессию, нужно постараться сохранять спокойствие и дружелюбие. Главная цель — гармония в семье, спокойный и послушный ребенок, а это невозможно без установления партнерских отношений. Маме, папе или учителю необходимо не повышать голос, не кричать, контролировать свои жесты. Сжатые кулаки и хмурый взгляд — это то, чего следует избегать в общении с детьми. Кроме того, стоит избегать оценки личности его друзей, а также применения физической силы.
Позаботьтесь о репутации ребенка
В момент пика агрессивности детям сложно признать свою неправоту. Неправильно думать, что пятилетний ребенок ничего не понимает: это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать собственную репутацию. Даже если маленький бунтарь не прав, не стоит осуждать его публично, показывать окружающим свое негативное отношение к нему. Нотации на публике не принесут результата, а только усугубят ситуацию и приведут к новой агрессии.
Кроме того, нужно учиться уступать. Когда выяснена причина агрессивной реакции, можно предложить ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации. При воспитании пятилетних детей это лучший вариант. В этом случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он это делает по-своему, что поможет скорее исчерпать конфликт.
Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей
Когда маленький ребенок проявляет агрессию, взрослому нужно пересилить себя и проявить в ответ неагрессивную модель поведения. В момент проявления злости со стороны ребенка необходимо выдержать паузу, не перебивать его и не спорить с ним. Иногда при чрезмерной агрессивности ребенку лучше какое-то время побыть одному, чтобы успокоиться. Нужно дать ему на это время. Самое главное — жестами, голосом и мимикой нужно выражать спокойствие.
Агрессия в 2 года
Словарный запас увеличивается. Ребенок осознает себя как отдельную личность и хочет понять, где его границы и возможности. Малыш многое понимает, но не хочет слушаться.
Читайте о кризисе 2 лет>>>
Важно! Агрессия в 2 года отражает неспособность ребенка справиться со своими эмоциями. Негативное поведение может быть направлено как на близких, так и на ровесников
Ребенок привык получать все сразу: проголодался — накормили, «наделал» в штанишки — переодели, заплакал — успокоили
Негативное поведение может быть направлено как на близких, так и на ровесников. Ребенок привык получать все сразу: проголодался — накормили, «наделал» в штанишки — переодели, заплакал — успокоили.
Малыш еще не способен понять, что чего-то делать нельзя. Вам нужно набраться терпения и учить ребенка ждать, делиться, обмениваться и всем тем навыкам, которые позволяют мирно существовать в обществе.
Кстати, вопросам общения между детьми и на улице посвящен отдельный интернет-курс Внимание, прогулка!>>>
Что происходит с ребенком?
Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.
С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.
Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…
Причины возникновения подростковой агрессии
Семейные причины агрессивного поведения подростков
Крайности в воспитании. В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания
Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора — что одевать, с кем общаться и т.д. Во втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей
Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность
Во втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.
Социальный статус и уровень жизни. Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.
Насилие в семье. Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый — он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй — он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.
Ревность. Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
Семейные традиции. Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.
Биологические причины подростковой агрессии
Юношеский максимализм. В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
Половое взросление. Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение
Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло — в танцы или спорт.
Личностные причины агрессии у подростков
- Неуверенность в себе. Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
- Чувство вины. Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением.
- Обидчивость. Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.
- Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.
Какой он, агрессивный ребенок?
Для того, чтобы понять и помочь агрессивному ребенку, необходимо суметь распознать его среди других. Ведь у агрессивного ребенка есть отличительные черты, о которых должен знать как родители, так и специалисты, работающие с детьми.
В настоящее время, наверно, нет ни одного коллектива (класса, группы в садике) в котором бы не было агрессивного ребенка. Это ребенок, который спровоцирует все конфликты, он может нападать на других детей, чтобы брать их игрушки, может обзывать других, драться с ними и тому подобное.
Конечно, с таким ребенком не просто, ведь он причиняет много огорчения как родителям, так и воспитателям и учителям
Но все же важно понять и принять один факт: ребенок, который постоянно показывает агрессивное поведение, больше других нуждается в помощи, понимании, в ласке и любви взрослого
Очень важно, чтобы взрослые понимали, что такое поведение – это крик о помощи. Таким способом ребенок проявляет свой внутренний дискомфорт. И, так как он просто не может адекватно реагировать на все это, то он прибегает к агрессии
И, так как он просто не может адекватно реагировать на все это, то он прибегает к агрессии.
Зачастую агрессивный ребенок воспринимает самого себя изгоем, ему кажется, что он никому не нужен. А это исходит из жестокого отношения или же безразличия родителей к ребенку. Когда нарушаются отношения между родителями и ребенком, то у него появляется чувство, что его никто не любит
Последствием этого становятся попытки ребенка во что бы то ни стало привлечь внимание взрослых, окружающих, чтобы почувствовать себя нужным. Конечно, для нас, взрослых, ясно, что это дорога не может принести ребенку нужных результатов, но сам ребенок этого не может понять. Да и других путей для удовлетворения своей потребности в любви и внимании он не знает
Да и других путей для удовлетворения своей потребности в любви и внимании он не знает.
Агрессивному ребенку также свойственна подозрительность, осторожность. Они с легкостью могут попытаться повесить на других собственную вину. Они не могут понять свою агрессию и не понимают, что причиняют страх и беспокойства другим
Вместо этого, им кажется, что все дети против них, что это они хотят обидеть и причинить боль им. И всё это ведет агрессивного ребенка в тупик: он боится и злится на других детей, а сами дети боятся и ненавидят его. И в этом случае, очень важна роль взрослого, который поймет и вовремя вмешается, чтобы помочь и наладить трудную ситуацию
Они не могут понять свою агрессию и не понимают, что причиняют страх и беспокойства другим. Вместо этого, им кажется, что все дети против них, что это они хотят обидеть и причинить боль им. И всё это ведет агрессивного ребенка в тупик: он боится и злится на других детей, а сами дети боятся и ненавидят его. И в этом случае, очень важна роль взрослого, который поймет и вовремя вмешается, чтобы помочь и наладить трудную ситуацию.
Как бы там ни было, важно понимать, что ребенок не видит себя со стороны и не может контролировать свое поведение. А это означает, что когда взрослые видят проявление детской и даже подростковой агрессии, они обязательно должны вмешаться. Вмешательство взрослых должно быть направлено на искоренение конфликтных ситуаций и уменьшение агрессии у ребенка или подростка
Вмешательство взрослых должно быть направлено на искоренение конфликтных ситуаций и уменьшение агрессии у ребенка или подростка.