Кризис 7 года жизни

Когда ребёнок не испытывает страха?

Если малыш не беспокоится за свою жизнь или за жизнь родителей, то это может быть тревожным сигналом. Полное отсутствие беспокойства свидетельствует о том, что у ребёнка или низкая эмоциональная чувствительность, или в семейных взаимоотношениях есть серьёзные проблемы. Малышу не о чем тревожиться только тогда, когда со смертью родителя он ничего не потеряет.

Притупляются детские эмоции и в случае, если взрослые создают иллюзию такого мира, в котором нет повода для беспокойства. Тем самым родители пытаются уберечь своё чадо от переживаний, не хотят травмировать детскую психику. Однако, если ребёнок созрел для того, чтобы осознать неизбежность смерти, на эту тему следует говорить с ним честно.

Не нужно искусственно тормозить процесс переосмысливания законов природы. Самая большая ошибка – это уверить ребёнка в том, что мама и папа никогда не умрут.
Дети жизнерадостных и оптимистичных родителей тоже могут не испытывать глубоких переживаний.

Общие возрастные страхи у детей

Возраст ребенка Страхи у детей или чего ребенок боится
До 1 года Прежде всего боятся разлуки с матерью, как с человеком, соединяющим их с миром. Также они боятся неожиданных громких звуков, смены обстановки, высоты, переодевания, какого-то быстрого движения перед глазами.
До 2 лет Беспокойство и страх причиняют незнакомые люди, разлука с родителями и близкими, иногда они боятся засыпать.
3-5 лет (страхи у детей дошкольного возраста) Как правило, боятся темных помещений, темноты (страх темноты у детей). Это период знакомства ребенка с книгами и мультфильмами, отрицательные персонажи которых часто становятся причиной боязни засыпания. Ребенку кажется, что они могут появиться в темной комнате (ночные страхи у детей). Также это чувство вызывают смена окружающей обстановки, изменение привычного распорядка, непогода (гром и молния), иногда оно возникает перед незнакомыми сверстниками (страх перед детьми).
6-7 лет Появляются страхи, связанные с существами из потустороннего мира (ведьмами, призраками, чудовищами и другими персонажами из страшилок). Они могут являться причинами ночных кошмаров (ночные страхи у детей). Также для этого возраста самый типичный связан со школой (школьные страхи детей). Когда прозвенит первый звонок, и начнутся трудовые школьные будни, ребенок может бояться плохо ответить перед классом, у него часто бывает страх перед учителем или одноклассниками. Он боится быть слабым, глупым и смешным. Если родители не поддержат его в это время, он останется один на один со своими страхами и приобретет проблемы психического характера.
7-8 лет Боятся темноты (страх темноты у детей), физического насилия, неприязненного отношения одноклассников и учителей, осуждения окружающих. Мальчиков чаще мучают страхи, связанные со стихиями (наводнениями, пожарами, потопами, землетрясениями). Эта тема активно используется во многих фильмах о катастрофах. Девочек же в любом возрасте больше мучают страхи за семью (смерть близких, болезнь, отношения родителей).
8-9 лет Боятся быть оскорбленными, замеченными в совершении нехороших поступков, боятся потерять близких, испортить с ними отношения, боятся неудач в играх со сверстниками, плохих отметок в школе.
9-13 лет (страх взрослого ребенка) На первом месте стоит страх школьных и спортивных неудач. Они боятся за свое излишне эмоциональное поведение и «неудачную» внешность, боятся оказаться глупыми, трусливыми, бесхарактерными. Также присутствует опасение сексуальных домогательств, нападений хулиганов, преступников.

Отличительные черты обсессий

Навязчивости, рождаемые в сознании больного, наделены следующими отличительными чертами:

  • возникают непроизвольно, против воли больного;
  • наличие ясного сознания;
  • мысли не исчезают под волевым воздействием человека;
  • не имеют связи с мышлением индивида, рождаясь отстраненно;
  • имеют тесную связь с эмоциональным фоном;
  • не отражаются на логике мышления, не искажают интеллектуальный уровень;
  • сохранение критики в адрес навязчивостей.

Эмоциональные потрясения при обсессивно-компульсивном расстройстве настолько сильные, что могут вызвать проблемы с восприятием. Часто случаются тактильные, вкусовые, обонятельные галлюцинации. При тяжелом течении встречаются иллюзии и зрительные галлюцинации.

Длительные, глубокие обсессии способны видоизменить черты характера личности. Человек становится мнительным, нерешительным, всего опасается. Появляется неуверенность в себе, застенчивость.

Признаки синдрома

Приступ паники, как правило, развивается внезапно. И может застать больного в любом месте, в любое время суток. Его проявления различны: от безудержного, мучительного чувства страха и тревоги до внутреннего дискомфорта. Паническую атаку с неярко выраженными симптомами называют «паникой без паники». При этом доминируют физиологические симптомы.

Продолжительность приступа может быть всего несколько минут, в других случаях он длится несколько часов. Но в среднем его длительность составляет 20–30 минут. ПА повторяются в одной ситуации с периодичностью 1–2 раза в день, в других – несколько раз за месяц. Впервые испытав подобные ощущения, человек сохраняет о них память на всю жизнь.

Бывает невероятная случайность, когда больной подвергается приступам всего пару раз за всю жизнь. Они бесследно исчезают, предположительно, после прекращения действия стрессового фактора.

Приступ панической атаки сопровождается следующими симптомами:

Психологические

Физиологические (вегетативные)

  • паника и сверхсильная тревога;
  • страх наступления смерти;
  • спутанное мышление;
  • чувство, как будто ком застрял в горле;
  • оцепенение;
  • отсутствие адекватного восприятия реальности;
  • нарушение самовосприятия;
  • больной полагает, что сходит с ума;
  • теряет контроль своих действий;
  • спутанность в голове;
  • тахикардия, ощущение сердцебиения;
  • озноб и повышение температуры;
  • тремор конечностей и внутренняя дрожь;
  • одышка и нехватка воздуха;
  • тяжелое дыхание, приступ удушья;
  • боль в груди;
  • тошнота и проблемы со стулом;
  • парестезии конечностей;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • судороги конечностей;
  • скачки артериального давления;
  • смена походки;
  • зрительные и слуховые дисфункции;
  • истерическая дуга;

Первый случай панической атаки выражается сверхсильным страхом умереть. Его сила настолько мощная, что может доводить пациента до состояния аффекта. В последующих случаях чувство неизбежной смерти трансформируется в определенную фобию. Это может быть боязнь сойти с ума, задохнуться и др.

Бывают ситуации, когда состояние не сопровождается тревожно-фобическим комплексом. На первый план выходят эмоциональные симптомы: апатия, чувство ненужности, агрессия, нервозность.

После пароксизмы больные ощущают себя обессиленными и разбитыми.

Чаще всего панические атаки встречаются в возрасте 25–50 лет. От патологии страдает примерно 5% человечества. И что интересно, в основном жители крупных городов. В пожилом возрасте такие пароксизмы возникают редко, имеют стертый характер и становятся пережитками атак, случавшихся в молодости.

Те, кто хоть раз в жизни пережил подобное состояние, описывают его с ужасом и волнением.

Например, девушку приступ застал, когда она ехала в машине с мужем и ребенком. Появилось ощущение нехватки воздуха, нереальный ужас пробирал с головы до пят. В одно мгновение появилось желание открыть дверь и выскочить из салона. Сдержала оживленная трасса.

Другого пациента охватывал страх при появлении определенных звуков. Ощущалось противное покалывание в ладонях. Накатывает волнение, от которого путаются мысли и отнимается язык.

Женщина описывала проявления панической атаки у своего мужа, когда они гуляли в парке и говорили о родственнике, у которого недавно случился инфаркт. Она заметила, что внезапно у мужа начали трястись руки и плечи. Он покрылся потом, он даже стекал каплями. Лицо побледнело, практически перестал дышать (не мог сделать вдох), взгляд был блуждающий и неосознанный. Мужчина был уверен, что умирает. Домой добирались почти 2 часа, тогда как обычно на это уходило 20 минут. Он постоянно останавливался, садился на землю, и приступ повторялся.

Как сообщить ребенку о смерти близкого человека

У молодых родителей часто возникает вопрос и о том, как сообщить о смерти близкого человека, чтобы не ранить детскую психику. В данной ситуации нет необходимости обманывать ребенка и прикрываться заготовленными заранее фразами о том, что любимая бабушка находится в больнице, но скоро поправится и вернется или, что любимый дедушка уехал далеко-далеко по делам, но обязательно вернется.

Дети очень чувствительны, когда с ними неискренни, начинают додумывать, что может негативно сказаться на уязвимой детской психике. Лучше сразу сказать правду и объяснить все в доступной для ребенка словоформе, взять его в церковь на отпевание или сводить на могилу умершего близкого человека.

Тревожные ожидания

Уже в первую волну пандемии в 2020 году психиатры обратили внимание на изменение психического здоровья населения. Локдауны, другие коронавирусные ограничения, удаленная работа, постоянное нахождение человека дома — все это уже провоцировало негативные психологические эффекты

Добавьте к этому тревожные ожидания — страх заболеть в тяжелой форме, боязнь за близких, возможность потерять работу — и вот он, набор, который ложится тяжелым грузом на психику человека.

При этом некоторые исследователи заговорили о росте суицидальных и депрессивных настроений среди вполне здоровых граждан в разных странах мира. Более того, стали появляться данные об участившихся случаях семейного насилия и разводов.

Фото  Pixabay

Когда человек заболевает, его тревожные ожидания усиливаются. Пациент начинает с опасением следить за своим состоянием, симптомами, температурой, дыханием. Никому не хочется оказаться в больнице, где действует строгий карантин. Еще больше страхов вызывает возможность развития тяжелых осложнений, применения аппаратов ИВЛ и других процедур. Сейчас врачи уже знают, что наиболее тяжелые психологические последствия возникают как раз у больных, прошедших через искусственную вентиляцию легких.

В каком возрасте и почему ребёнок начинает бояться смерти

До трёхлетнего возраста сознание ребёнка — это губка, которая впитывает окружающую информацию. Процесс восприятия напрямую связан с необходимостью всё новое пощупать и потрогать. С 3 лет, кроме получения знаний, малышу уже необходимо их анализировать. В этот период возникает ряд страхов, самым сильным из которых является страх смерти. При этом себя кроха считает неуязвимым, ведь рядом мама и папа, бабушка и дедушка — они не позволят никакой силе его забрать. Такая убеждённость сохраняется вплоть до подросткового периода и является характеристикой нормального психического развития детей. А вот за своих близких (родителей, родственников) ребёнок действительно сильно переживает.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что боязнь смерти — естественная фобия, возникающая у детей после 3-летнего возраста, с наиболее активной фазой вплоть до 5 лет. Постепенно другие вопросы и интересы вытесняют тему ухода из жизни, и к 8 годам происходит осознание неизбежности. В противном случае начинается патологический процесс, который требует вмешательства детского психолога.

Все ли малыши подвержены страху смерти

Если у ребёнка нет страха смерти, то, вероятно, он воспитывается в неблагополучной семье, и поэтому у него наблюдается такая поверхностность чувств. Чуть реже встречаются случаи, когда у жизнерадостных, оптимистичных мам и пап растёт малыш, не сталкивающийся с этой боязнью вплоть до младшего школьного возраста. Такая задержка не считается отклонением от нормы. А также фобии не присущи детям, которых держат в тепличных условиях, оберегают от реальности, что является ошибкой: кроха, напрочь лишённый страхов, в том числе и страха смерти, заведомо обречён на сильнейший стресс при столкновении с неизбежными потерями в жизни.

Более сильный страх может наблюдаться у ребёнка, пережившего потерю близкого человека или любимого домашнего питомца.

Диагностика детских страхов

С целью диагностирования страхов нужно понимать, что существуют различные виды детских страхов. Страх может быть реальным, когда проявляется врожденный инстинкт самосохранения вследствие воздействия внешней опасности.

Страх бывает невротического характера. Данный вид связан с расстройством функций психики. Состояние постоянного боязливого ожидания, появляющееся в разные моменты, которые не связаны с конкретной ситуацией или объектом, носит название свободный страх. Это сегодня проблема детских страхов тревожит практически каждого родителя. Поэтому немаловажным фактором в работе психолога является диагностирование детских страхов и выявление причин. Абсолютно любой метод диагностики страхов у детей ставит цель обнаружить не столько разновидности психологического заболевания, но и причину, вызвавшую его.

Некоторые психологи для решения задачи диагностики детских страхов используют рисование, другие могут применять лепку, а третьи выбирают беседы с детьми. Довольно сложно определить наилучшую методику для диагностики страхов, ведь все эти методы дают в равной степени эффективные результаты. При выборе методики следует учитывать целый комплекс индивидуально-психологических особенностей и возрастных черт каждого крохи.

В классификации детских страхов можно выделить две основные формы: немые и страхи «невидимки». Немые страхи заключаются в отрицании малышом наличия у него страхов, но для родителей существование таких страхов является очевидным. К ним следует отнести боязнь животных, незнакомых людей, непривычной обстановки или громких звуков.

Страхи – «невидимки» являются полной противоположностью немых страхов. Здесь ребенок полностью осознает собственные страхи, а вот его родители не видят никаких симптомов их наличия у малыша. Невидимые страхи считаются более распространенными. Ниже приведены наиболее распространенные. Многие дети страшатся наказания вследствие свершения какого-либо проступка. При этом их промах может быть совершенно незначительным и родители даже не обратят внимания на него. Присутствие такого страха у детей говорит о наличии серьезных проблем в коммуникативном взаимодействии с родителями, нарушениях во взаимоотношениях с ними. Такие опасения нередко могут быть следствием чересчур строгого обращения с детьми. Если у ребенка диагностируется данная форма страха, то это повод для родителей серьезно задуматься о собственной модели воспитания и своего поведения с ребенком, в противном случае подобное воспитание может привести к тяжелым последствиям.

Нередко дети опасаются вида крови. Часто малыши испытывают панический ужас при виде малюсенькой капли крови. Не стоит смеяться над подобной реакцией. Ужас испытуемых детей перед кровью чаще всего обусловлен обычной неосведомленностью в части физиологии. Ребенок думает, что у него может вытечь вся кровь, вследствие чего он умрет. Еще одним частым детским страхом является боязнь смерти родителей. Нередко данный страх порожден родителями.

Детские страхи и их психология такова, что даже если дети не выказывают тревожность или родители не замечают наличие таковых у малышей, то это не означает отсутствие у них страхов различной этиологии и формы.

Диагностировать также страхи можно и при помощи специально разработанных методик, таких как тест определения школьной тревожности Филлипса или Тэмла, различные проективные методы, методика Спилбергера и др. Существуют методики, позволяющие определить количество страхов, например, тест под названием «страхи в домиках», разработанный Панфиловой.

Как действует вирус?

Но причины постковидных психических расстройств — не только в страхах за свою жизнь. Здесь начинают играть роль и собственно факторы болезни. Недостаток кислорода в организме приводит в том числе и к плохому снабжению им мозга. Такой эффект может привести к самым разным последствиям для нервной системы.

По данным исследования итальянских медиков, опубликованного в журнале Brain, Behavior and Immunity, те или иные психические проблемы испытывали 55% переболевших ковидом пациентов. Ученые, опросившие 402 человека, связывают их с гормональными нарушениями, которые провоцирует иммунная система, сопротивляющаяся вирусу. Еще одна причина негативных психических последствий — сильный стресс, который переживает организм больного.

Последующее изучение психики пациентов, перенесших COVID-19, скорректировало данные итальянских специалистов. Так, группа исследователей из США и Великобритании получила менее пессимистические результаты. После масштабного изучения историй болезни более 230 тысяч человек ученые заявили, что всего 34% перенесших ковид в течение шести месяцев жаловались на тревожность и расстройство личности.

Шизофрения школьного возраста

Начиная с 6–7-летнего возраста, большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками

У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено

Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.

Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.

Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.

С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.

Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:

  • вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
  • приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
  • параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
  • гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
  • кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.

Панические атаки. Современные методы диагностики.

Только квалифицированный врач невролог-вегетолог может поставить диагноз паническое расстройство, которое проявляется паническими атаками, выявить его симптомы и назначить оптимальное лечение.

На первичном осмотре врач-вегетолог должен исследовать нормальные рефлексы пациента, его мышечную систему, органы чувств, когнитивные функции (память, речь, восприятие), оценить общее психоэмоциональное состояние больного, при этом учитывая все его жалобы, чтобы собрать полную картину болезни.

Далее есть несколько методов диагностики вегетативного нервного расстройства. Один из них – это исследование вариабельности сердечного ритма.

Пациент выполняет несложную нагрузку: сначала он ложится на спину, а через несколько минут – встает на ноги. Таким образом мы моделируем стандартную повседневную ситуацию, когда на наш организм оказывается самая минимальная нагрузка. Все это время датчики, прикрепленные к груди пациента, записывают ритм его сердца, а врач затем сравнивает изменения ритма в обоих положениях. Такое исследование показывает, насколько организм человека приспособлен к обычной минимальной нагрузке, с которой в норме – каждый день без малейшего труда справляется наша вегетативная нервная система.

Как это работает? В здоровом состоянии наше тело адекватно реагирует на любой «стресс», любую нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную). Поэтому, когда здоровый человек встает, то в его теле срабатывает симпатический отдел вегетативной нервной системы и вырабатывается гормон адреналин, а значит сердцебиение учащается. Когда человек ложится, то в норме его организм должен настроиться на отдых и расслабление. На уровне физиологии это проявляется так: в активность вступает парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и выделяется гормон ацетилхолин, который гасит активность адреналина, и наступает фаза релаксации и восполнения резервов организма.

Но у пациентов с симптомами панических атак наблюдается аномальная смена кардиоритмов: то есть, когда человек ложится, его пульс учащается и становится все быстрее и быстрее. То есть когда человек дает своему организму команду настроиться на отдых, организм понимает все наоборот – и готовиться к выполнению забега на короткую дистанцию. Именно поэтому люди с расстройствами вегетативной нервной системы так часто не могут уснуть ночами и никогда не чувствуют себя отдохнувшими и бодрыми.

Таким образом врач делает вывод, что гармоничная работа симпатического и парасимпатического отделов нервной системы нарушена. Значит, можно переходить к следующему этапу обследования.

Среди инновационных методов диагностики панического расстройства – исследования вегетативной нервной системы методом инфракрасной термографии. На инфракрасном снимке тепловизор наглядно показывает, в каких именно узлах (ганглиях) вегетативной нервной системы нарушена работа. Именно с этими вегетативными узлами впоследствии будет работать врач невролог-вегетолог.

«Серьезные научные исследования последнего десятилетия показали высокую достоверность и надежность термографии. Это позволяет использовать данный метод в медицинской практике для постановки диагноза в сложных случаях», — Джеймс Мерсер, профессор, президент Европейского общества термографии (EAT).

Рис.1 – Снимок тепловизора до лечения панических атак и ВСД – нарушена работа вегетативного узла в шейном отделе (цвета – красный и оранжевый)

Рис.2 – Снимок тепловизора того же пациента после лечения панических атак и ВСД – температура в вегетативном узле шейного отдела нормализовалась (цвета — синий и зеленый)

После лечения можно сделать повторный инфракрасный снимок, на котором Вы заметите прогресс от пройденного курса. Зоны с аномальной температурой (ярко-красного или темно-синего цвета) изменят свой цвет на снимке, потому что их температурный режим приблизиться к нормальному показателю.

Обсессии

Обсессии рождаются независимо от желания человека, появляются внезапно, и неважно, чем занят в данный момент больной. Они, как правило, выражают размышления об опасности, вреде, риске

Избавиться от «нахальных» дум сложно. Управлению они поддаются слабо. Зацикливаясь на навязчивостях, у пациента ухудшается эмоциональное состояние. Нарастает тревожность, появляется страх, развиваются депрессия, апатия. Больные становятся раздражительными. Их настигает чувство отчаяния и бессилия: прекрасно осознавая нелепость рождаемых мыслей, справиться с ними не могут.

Пациент подавлен, возникает неуверенность в себе, снижается самооценка.

Эмоциональные нарушения влекут за собой физиологический сбой в организме. Физиологические симптомы расстройства выражаются в виде:

  • головной боли, головокружения;
  • тахикардии, одышки;
  • тошноты;
  • обморочного состояния;
  • гипергидроза;
  • расстройства пищеварения;
  • повышенного мочевыделение;
  • бледности или гиперемии кожи.

По механизму возникновения обсессии делят на элементарные и криптогенные.

Элементарные навязчивости рождаются незамедлительно после действия определяющего импульса. Причина их известна. Врач в беседе с пациентом с гипертонической болезнью в качестве отсроченной перспективы обрисовал инсульт. Пациент так впечатлился новостью, что теперь страдает от надоедливой мысли о том, что вскоре станет жертвой инсульта и умрет.

Криптогенные обсессии возникают внезапно, и, как полагает больной, лишены видимой причины. То есть, неизвестно, что могло вызвать нахальную мыслишку. На самом же деле причина есть, только бессознательно игнорируется пациентом.

Несмотря на упорство возникающих идей, человек пытается с ними бороться. Борьба проходит по двум путям: активному, пассивному. При активном сражении происходит противостояние коварным мыслям: человек боится летать на самолете, но упорно выбирает данный вид транспорта для путешествий

Пассивный путь – попытка переключить внимание на другие объекты. Избегание нежелательных размышлений

Сохранное поведение: опасаешься поездов – не езди на поезде.

Старше 7

После 7 лет у ваших деток формируется осознанное представление о конце жизни, как неизбежного установления, примирения с данным фактом, либо фобия перерастает в патологическую форму.

Знайте! Страх смерти имеет открытую и скрытую формы. Первый вариант представляет собой непосредственно боязнь умереть, а во втором случае, фобия выражается через опасения острых предметов, воды, пожара, стихийных бедствий, большой высоты, подавиться едой — всего того, что гипотетически может привести к смерти.

Страх смерти у детей младшего школьного возраста труднее диагностируется из-за сформированного чувства стыда и потребности личного пространства. Ребёнок способен тщательно скрывать свои переживания. Вам могут осложнить ситуацию новые эмоции, в связи с посещением школы и приобретение дополнительных страхов социального характера.

Как избавиться от детских страхов: игры

Одна из самых простых и эффективных игр — «Прятки». Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства. Максимальный эффект от игры достигается, если играть в темноте.

В игре «Тоннель» из стульев и одеял делаются тоннели, и дети по очереди пытаются их преодолеть. Игра помогает победить боязнь замкнутого пространства.

Игра «Коридор» помогает преодолеть страх перед животными и внезапным нападением. Дети и взрослые образуют своего рода коридор, изображая сидящих на цепи собак. Задача — быстро пробежать по коридору, когда собаки «спят».

В игре «Кочки» на матах расставляются стулья так, чтобы ребенок одним шагом мог перейти с одного стула на другой. Цель: дойти по «кочкам» до финиша. Если кто-то оступился, «упал в воду», поднимается и идет дальше.

После того как все преодолеют препятствие, игра усложняется. В адрес игрока делаются резкие выпады, неожиданные нападения, но дотрагиваться до него нельзя. Игра позволяет преодолеть страх глубины и неуверенность в собственных силах.

Ролевые игры особенно актуальны, если ребенок боится какого-то животного, сказочного персонажа или кого-то из людей, например врача. Лучше, если сначала ребенок играет, изображая, например, собаку, а взрослый его боится, потом они меняются местами.

Как избавиться от страха смерти

Для коррекции состояния используются различные техники. Высокую эффективность показывает когнитивно-поведенческая терапия, которую назначает врач-психотерапевт в зависимости от состояния больного и степени расстройства. Также могут практиковаться гипноз и назначение пациенту антидепрессантов

Но важно учитывать, что сами по себе антидепрессанты ничего не лечат. Они скорее притупляют ощущения, но не позволяют человеку жить полной жизнью. Поэтому крайне важно подходить к лечению комплексно, не пытаясь ограничиться лишь таблетками

Поэтому крайне важно подходить к лечению комплексно, не пытаясь ограничиться лишь таблетками. При этом огромное значение имеют поддержка близких людей и психоэмоциональный фон, который складывается в окружении человека

Конечно, закрыться от грустных мыслей и оградиться от любых переживаний невозможно. Но в силах каждого из нас снизить «градус» негатива в собственной жизни

При этом огромное значение имеют поддержка близких людей и психоэмоциональный фон, который складывается в окружении человека. Конечно, закрыться от грустных мыслей и оградиться от любых переживаний невозможно. Но в силах каждого из нас снизить «градус» негатива в собственной жизни.

А для этого нужно избавиться от главных источников негативных эмоций: не смотреть фильмы-катастрофы, триллеры и боевики. Вместо них выбирать легкие комедийные фильмы или не вызывающие переживаний телевизионные программы. Стоит пересмотреть круг своего общения и свести к минимуму контакты с постоянно жалующимися на жизнь знакомыми

Важно окружать себя позитивными людьми, и тогда собственное восприятие жизни тоже станет позитивным

Как действовать?

Нельзя пренебрегать страхами ребёнка и отвечать на его вопросы пренебрежительно. Если малыш начал разговор о своем переживании, стоит отложить все дела и спокойно с ним поговорить. Озвучивая тревожные мысли, дети постепенно избавляются от страха, поэтому ребёнку необходимо выговориться. Родителю следует сообщить малышу, что он в безопасности, и, пока он нуждается, мама и папа будут рядом.

Хороший метод – заменить негативные эмоции на положительные. Увлекать интересными занятиями и хобби. Можно больше времени проводить в тесном семейном кругу. Так у ребёнка сформируется ощущение целостности семьи, стабильности и защищенности.

Если малыш тревожится слишком сильно, нужно предложить ему нарисовать свой страх. После того, как рисунок будет готов, его необходимо или надёжно спрятать, или физически уничтожить. Это станет символом победы над всеми переживаниями.
Родитель должен помнить, что ребёнку дошкольного возраста не следует принимать участие в чьих-либо похоронах. Наблюдение за процессом захоронения и за ритуальными действиями очень часто становится причиной развития различных фобий, в том числе и навязчивого страха смерти.

Когда умирает кто-то из близких

Увы, смерть — не просто абстрактное понятие; некоторым детям приходится столкнуться с ней в реальности. Что делать в этих случаях?

Конечно, не стоит грузить малышей историями об убийствах в вашем районе или о похоронах родственников, которых ребенок и при жизни толком не знал. Но если умер кто-то из близких ему людей — отец, мать, брат, сестра, бабушка или дедушка — нужно непременно сообщить об этом.

Иногда взрослые рассуждают так: скажем малышу, что мама не умерла, а уехала на лечение (или папа не погиб, а находится в длительной командировке), чтобы не травмировать. На самом деле это только усугубляет проблему. Ребенок все равно лишился родителя. Только к этой потере примешивается обида: выходит, мама уехала и даже с ним не попрощалась, не звонит, не пишет — одним словом, бросила. При этом он слышит обрывки странных разговоров за закрытыми дверями, видит слезы родственников, причину которых не знает. Ему больно, но он даже лишен права полноценно погоревать о потере — ведь все вокруг пытаются делать вид, будто все в порядке вещей, ничего страшного не случилось. Его тревога нарастает. Он чувствует, что-то не так, но не может понять, что именно.

Поэтому первое правило: ребенку желательно в тот же день сказать, что близкий человек умер, его больше нет

Оказать поддержку, окружить вниманием. Но не надо пытаться развлекать и увеселять малыша

Представьте, если бы взрослого мужчину или женщину в день смерти супруга или родителя повели кататься на аттракционы и смотреть мультики — хорошо бы они себя чувствовали? Ребенок — такой же человек. Ему тоже нужно прожить горе.

Страх несоответствия социальным требованиям

Ведущий страх в данном возрасте – «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, дети в это время боятся несоответствия социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, среда сверстников или семья. Конкретные формы страхов «быть не тем» — это боязнь не успеть, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастании социальной активности, о формировании чувства долга, ответственности, то есть внутренних инстанциях, что объединено в понятие «совесть», которая становится центральным психологическим образованием данного возраста.

Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия.

Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать. Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт

Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт

Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector