Кризис 3 лет у ребенка

Как быть, если данные младенца далеки от стандартов ВОЗ?

Прежде чем начать переживать из-за того, что ваш малыш не дотягивает до стандартов, которые указывает таблица ВОЗ, или наоборот превышает их, подумайте, каким ростом обладают члены ваших семей. Ведь если нет серьезных патологий — а их, как правило, специалисты видят сразу, — то помните, что рост и вес детей гармонично скоррелированы.

Если малыш хорошо кушает, но данные его измерений и взвешиваний меньше стандартных, то скорей всего он просто маленький и ростом должен пойти в кого-то из низкорослых близких. Так же в большинстве случаев объясняется и небольшой «перебор» длины и веса.
Часто слишком активный набор веса у детей, начинающих после полугода ползать, снижается до стандартных показателей, и они в итоге весят столько, сколько указывает таблица ВОЗ в строке нормы.

Не стоит пугаться несоответствия статистике — это всего лишь цифры. Каждый ребенок — это индивидуальность, со своими особенностями роста и развития, которые не загнать в строгие рамки таблиц. Если вы видите, что ваш малыш активен и жизнерадостен, — значит все с ним нормально. А как лучше скорректировать недостаток или переизбыток веса вам подскажет ваш участковый педиатр, если сочтет эти меры необходимыми.

Скачки роста у детей сопровождаются негативными изменениями в настроении и поведении. Чтобы понять, почему ребенок капризничает и плохо спит, нужно знать, когда происходят такие скачки. Тогда становится легче понять малыша и помочь ему.

Как справляться с кризисными периодами?

Авторы популярной теории остановились на 10 скачках развития. Хотя это не значит, что больше их нет – просто дальше такие периоды намного менее предсказуемы и более индивидуальны. А значит, календарик для всех не составить.

Но вот советы о том, как переживать эти этапы – и сейчас, и в будущем – одинаковы: больше контакта с ребенком (пока он еще влезает на ручки – берите), больше терпения. Не забывайте проверять, нет ли других причин для долгого плача. И главное – помните что это не малыш пытается вдруг сводить вас с ума, а правила развития влияют на него так, что новые вершины требуют больше ресурсов. В том числе и родительских.

Скачки роста — что это такое?

Скачками роста называют периоды в первый год жизни малыша, когда происходит молниеносное физиологическое и психологическое развитие организма.

Стремительно растут все внутренние органы, увеличиваются нейронные связи, что приводит к появлению у ребенка новых навыков буквально на глазах.

Авторы идеи скачков роста являются Вандерейт Хетти, Плой Франс. И свою идею скачков, а также подробное описание каждого этапа развития они описали в своей книге «Капризничает? Значит развивается!»

Встав утром вы можете увидеть то, что малыш не делал ещё вчера вечером и обнаружить, что он подрос на пару сантиметров. Кстати, последнее вполне доказанный факт.

После каждого скачка роста вы будете наблюдать появление нового физического и интеллектуального навыка у своего ребенка.

В эти периоды головной мозг и центральная нервная система малыша работают на своём пике.

Психика ребенка перегружена и в какой-то момент не может справиться с нагрузкой. В это время включаются защитные механизмы. Это проявляется в изменении поведения малыша.

Появляются определенные симптомы скачков роста, свидетельствующие о наступлении очередного этапа развития. Ребенок становится капризным, не слезает с ваших рук, постоянно требует к себе повышенного внимания и т. д.

Кризис ребенка в 5 лет

Главный очевидный признак кризиса – ребенок начал придумывать много небылиц, у него могут появиться воображаемые друзья. Не следует ругать за вранье, так как это своеобразное проявление фантазии.

Менее заметный симптом кризиса проходит внутри ребенка: он очень хочет быть как взрослые. Некоторых детей это заставляет бросить игрушки, девочки тянутся к маминой косметике и примеряют ее туфли. В то же время ребенок остро нуждается в общении с детьми его возраста.

Что делать?

Если ребенок так страстно желает чувствовать себя взрослым, следует дать ему это, и во всех конфликтных ситуациях разговаривать на равных. Нужно дать ему возможность выполнять определенные несложные обязанности по дому. Причем, следует объяснить, что это именно обязанность, а не прихоть: задание придется выполнять постоянно.

Не следует «выбивать» из чада откровенность разговорами (а тем более физическими наказаниями). Доверительные разговоры рано или поздно выявят причину его плохого настроения и закрытости

Важно уметь успокаивать и развеивать страхи ребенка. К примеру, в пять лет уже появляется страх смерти близких, или собственной

Если вы не уверены, что справитесь с объяснением такой сложной темы, возможно, понадобится консультация психолога.

Календарь скачков развития

Первый скачок начинается в конце первого месяца жизни малыша, пик приходится на 5-ю неделю. Кроха начинает изучать  явления, которые происходят вокруг него. Развиваются органы чувств, и ребенок ощущает мир намного яснее, чем до этого.

Второй кризис роста является продолжением первого. Его всплеск приходится на 8-ю неделю. Малыш открывает мир паттернов. Он понимает, например, что у него две руки и две ноги. И проводит часы, практикуя новый навык контролирования их определенного положения. Его завораживают тени от падающего света. Вы можете заметить, как ребенок слушает себя, издавая различные звуки. А еще он начинает проявлять радость своей первой улыбкой.

Третий скачок роста проявляется к 3 месяцам. Если до этого движения малыша были неуклюжими, теперь он намного лучше владеет своим телом.Также происходит дальнейшее развитие органов чувств. Теперь он замечает различия: прислушивается к голосам, наблюдает, как свет сменяется темнотой, как двигается все вокруг. Мир становится более организованным.

Четвертый скачок развития происходит около 19 недели. Ребенок понимает, что каждое событие имеет определенную последовательность действий. Он начинает замечать плавные переходы в звуках, движениях, свете, запахах и текстурах.

Пятый скачок развития около 26 недели. Вы увидите, как малыш пробует делать много новых для него вещей. У ребенка улучшается координация, он начинает понимать связь вещей вокруг. Главное открытие в этом возрасте — пространство вокруг: между людьми и предметами существует определенное расстояние. Мир для малыша становится огромным.

Шестой кризис ярко проявит себя на 37 неделе. В этот период вы заметите, что малыш осваивает новые занятия, постоянно экспериментирует. Кроха умеет распознавать определенные предметы, ощущения, группирует людей и животных по категориям. Например, он понимает, что банан отличается от яблока по форме, цвету и вкусу, но это все равно еда. Понимание мира категорий сильно влияет на органы чувств вашего чада.

К 46 неделе произойдет 7 скачок развития. Малышу откроется мир последовательностей. Он поймет: чтобы добиться своей цели, необходимо действовать определенным образом. Ребенок будет изучать, как и в какой последовательности сложить предметы, чтобы это было правильно: пирамидку, кубики и т.д.

Восьмой скачок развития случится около года на 55 неделе. У малыша произойдет рывок в умственном развитии и он будет готов исследовать мир программ. Если до этого кроха понимал последовательность событий, которые следуют одно за другим, теперь он понимает, что так происходит не всегда. И также осознает, что результат действия иногда зависит от того, что произошло сейчас.

Девятый скачок — первый кризис роста после года, пик которого происходит в 14-15 месяцев. Ребенок вырос и теперь он способен менять программы, которые освоил до этого. Он будет экспериментировать с ними:

  • Знакомиться с другими детьми на площадке
  • Подражать другим
  • Исследовать свои эмоции
  • Думать наперед
  • Становиться агрессивным, чтобы добиться желаемого
  • Закатывать первые истерики
  • Понимать различия между «мое»и «твое»
  • Учиться делать что-то сообща
  • Экспериментировать с «да» и «нет»

Последний десятый скачок развития произойдет около 17 месяцев. У малыша появляется способность понимать «системы» и их различия: моя мама не похожа на маму того мальчика, мой самокат не такой как, у братика. На этом этапе он осознает, что сам решает, как себя вести. У малыша появляется чувство сострадания.

Шестой скачок роста — мир категорий

34–37-я недели

Лейтмотив: «Я исследую»

Что теперь умеет малыш:

  • начинает объединять окружающие предметы по «полочкам»: игрушки, люди, вещи. Ищет и находит между ними сходство и различия, его поведение становится более осознанным;

  • понимает, что предметы отличаются по консистенции или цвету и вкусу — вот и собирает крошки с пола, пропускает пюре между пальцами, берет кашу руками и все пробует;

  • может еще не начать говорить, но ясно дает понять, что многое понимает.

Особенности поведения

Этот кризисный порог едва ли не самым трудный с психологической точки зрения. Малыш испытывает недоверие к окружающим. Становится беспокойным, капризным, требовательным, нетерпеливым. И опять стремится прижиматься к маме.

Что делать родителям?

Не запрещайте ребенку изучать предметы, которые кажутся вам опасными. Главное, пусть все происходит под вашим контролем. Позволяйте ему и поощряйте нажимать, включать — словом, экспериментировать. Просите его что-то выполнить, дать вам. Хвалите, если справляется.

Совет психолога:

Исследовательский орган ребенка в этот период — рот и руки. Все, что попадает в его поле зрения, он стремится попробовать, ощутить на вкус. Позволяйте ему, если это не может навредить.

Седьмой скачок роста — мир последовательностей

42–46-я недели

Лейтмотив: «Все одно за другим»

Что теперь умеет малыш:

  • впервые пытается складывать, конструировать;

  • учится совершать действия в определенной очередности;

  • ему нравится разрушать и разбрасывать вещи.

Особенности поведения

Малыш готов на все, лишь бы быть с вами. Хватается за маму, взбирается на нее. Требует, чтобы с ним постоянно занимались. Впервые проявляет ревность. Беспокоен, плохо засыпает и спит. Начинает баловаться.

Что делать родителям?

Привлекайте ребенка к своим домашним делам, поручите ему что-то. Объясните, чем вы заняты (готовите, убираете), дайте ему тряпку, кастрюлю, ложку. Предлагайте вам помочь, когда одеваете его, причесываете, чистите ему зубы. Разрешите малышу самостоятельно есть ложкой. Играйте в «ладушки», «сороку-ворону», прячьте игрушку и ищите вместе с ним.

Совет психолога:

Пока ребенку не исполнился год, самый важный уровень связи для него был телесный. Как говорят психологи, достижение первых 6 месяцев –безусловно, эмоциональное общение с матерью, а главный результат первого года жизни — доверие к миру. После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно в их отношениях, они пройдут через непростые времена — кризис трех лет, семи, подростковый.

Причины задержки роста

Задержка роста появляется по многим причинам, в таблице рассмотрим основные¹:

 Патология  Задержка роста МКБ-10  Причина
 Семейная низкорослость  Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3  Низкий рост родителей (150-165 см)
 Конституциональная задержка роста  Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3  Отсроченный скачок роста
Психосоциальная задержка роста  Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3 Психологическая атмосфера в окружении ребенка, неблагополучная семья
 Соматогенная задержка роста  N25.0, K90.0, E24.2 и другие  Развивается после заболеваний сердца, почек, органов дыхания
 Наследственные синдромы  Q96, Q87.1  Различные синдромы: Шерешевского–Тернера, Нунан, Рассела–Сильвера
 Хондроплазии  E03.0– E03.9  Патологии щитовидной железы
 Гипопитуитаризм, в том числе соматотропная недостаточность  E23.0, E23.1, E89.3  Дефицит гормона роста СТГ или нескольких гормонов гипофиза. Может быть вызвано опухолью и поражением гипофиза

Как пользоваться календарем кризисов

Календари кризисов бывают 2 типов – общие и индивидуальные. Общий календарь подразумевает понедельную схему наиболее вероятных изменений в поведении ребенка, исходя из человеческой физиологии. Наиболее трудные периоды становления личности наблюдаются у всех людей примерно в одном возрастном промежутке.


На первые 14 месяцев после рождения ребенка приходится 8 основных скачков роста. Учитывая то, что в первый год жизни развитие маленького человека происходит максимально стремительно, кризисные фазы роста непродолжительные и быстро сменяют друг друга.

При использовании такого календаря ключевым моментом является корректное определение точки отсчёта. Если женщина переносила ребенка на 1 неделю, то анализировать течение его роста по общей схеме следует начав на 1 неделю раньше исходной точки.

Если ребенок родился недоношенным и роды состоялись, например, за 2 недели до предполагаемой даты, отсчет необходимо вести, начиная с дня, на 2 недели позже исходной точки.

Во втором случае, при использовании индивидуального календаря кризисов, расчет скачков будет более точным, так как формируется с учетом даты рождения маленького человека. Составить такой календарь можно онлайн, с помощью бесплатных сервисов в интернете.


Инструкции к использованию такого графика прилагаются разработчиками, и обычно включают в себя разъяснения картинок, нарисованных в графе определенной недели первого года жизни младенца.

Например, изображенное солнце на 21 неделе жизни ребенка, рожденного 8 января 2017 г., свидетельствует о том, что грудничок в этот период проявит себя с «солнечной» стороны, в то время как туча на 12 неделе предупреждает родителей о начале кризисного этапа.

Возрастные нормы

Новорожденный младенец, находящийся на естественном вскармливании, может опорожнять кишечник столько раз, сколько раз его кормят. Если у  ребенка первых 3 месяцев жизни стул 1-2 раза в сутки и реже, необходимо проконсультироваться с врачом.  Для детей, находящихся на искусственном вскармливании, до года запором считается отсутствие самостоятельного стула в течение суток.

Частой причиной запоров у грудных детей на естественном вскармливании
являются нарушения вскармливания и усвоения питательных веществ. При количественном недокорме или  хорошем всасывании грудного молока матери объем каловых масс у ребенка не достаточен, чтобы возбудить позыв к дефекации. В таких случаях не относят к истинным запорам задержку стула на 2–3 дня.  К возникновению запоров у детей в грудном возрасте, находящихся на грудном вскармливании и прикорме,  способствует недостаток  продуктов, содержащих растительную клетчатку. Избыток жира в пище при этом усугубляет запоры, способствуя образованию в кишечнике мыл и тем самым еще большему затвердению кала.

Помимо снижения частоты актов дефекации при запорах у детей может наблюдаться снижение аппетита, боли в животе. При хроническом запоре увеличивается объем стула.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Для нормального развития ребенка важно, чтобы родители старались соблюдать режим, который позволил бы малышу полноценно восстанавливаться после физических и нервно-психических нагрузок, ведь все системы организма продолжают развиваться усиленными темпами и испытывают серьезное напряжение. Несмотря на то, что ребенок кажется бодрым и энергичным, к раннему вечеру, а иногда и к середине дня он может начинать испытывать перегрузки, поэтому важно разумно регулировать уровень и характер его активности в течение суток

Какой может быть режим дня у 2 – 3-летнего малыша? Подробно об этом мы рассказываем в отдельном материале, а пока самая необходимая информация.

Сон. Потребность в сне приближается к 10 – 12 часам в сутки. Хотя дети этого возраста в основном нуждаются в однократном дневном сне продолжительностью 1,5 – 2 часа, некоторые малыши могут начать отказываться от него.

  • Кормление. Пятиразовое кормление с интервалом 2 – 3 часа (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин).
  • Бодрствование. Если малыш спит днем, то периоды его бодрствования составляют 5 – 6 часов. В силу несовершенства нервной системы малыш в этом возрасте пока лишь ненадолго может сосредоточиться на однообразной деятельности (20 – 30 минут к 3 годам), легко утомляется или, наоборот, возбуждается. Разумно чередовать разные виды активности в течение дня.
  • Прогулки. Некоторую часть периодов бодрствования ребенка должны составлять прогулки на свежем воздухе. Даже в зимнее время они обязательны, но пусть их длительность не превышает 1,5 часов: малыши пока еще легко переохлаждаются. А летом ребенок может провести на свежем воздухе все время своего бодрствования, если он не находится на открытом солнце в пиковые часы солнечной активности.
  • Водные процедуры. Это не только соблюдение правил гигиены, но и закаливание и укрепление организма, а также снятие напряжения с мышц: вода действует успокаивающе, поэтому можно продолжать принимать ванну вечером — она настроит малыша на крепкий сон.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

  • Кормление: 8:00, 10:30, 13:00, 16:00, 19:00.
  • Бодрствование: 7:30 – 13:30, 15:30 – 20:30.
  • Сон: 13:30 – 15:30, 20:30 – 7:30.
  • Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.

Как помочь малышу в период скачка роста

Создайте физиологичный режим , чтобы не допускать переутомления. Сделайте ритуал перед сном продолжительнее. Крохе нужно больше времени на расслабление и засыпание

Включите в ритуал больше телесного контакта: ношение на руках, объятия, поцелуи. 
Обеспечьте полноценный отдых —  во сне происходит активное развитие и рост маленького организма. 
Тренируйте новые навыки во время бодрствования и хвалите за каждое достижение. 
Уделяйте больше внимание малышу в течение дня, чтобы ночью он его не восполнял дополнительными подъемами на укачивания и кормления. Прежде чем давать грудь или бутылочку, проверьте признаки голода у ребенка

И если он сыт, используйте другие способы успокоения: заново запеленайте, включите белый шум,пошикайте. 

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 42

Календарь скачков развития

Первый скачок начинается в конце первого месяца жизни малыша, пик приходится на 5-ю неделю. Кроха начинает изучать  явления, которые происходят вокруг него. Развиваются органы чувств, и ребенок ощущает мир намного яснее, чем до этого. 

Второй кризис роста является продолжением первого. Его всплеск приходится на 8-ю неделю. Малыш открывает мир паттернов. Он понимает, например, что у него две руки и две ноги. И проводит часы, практикуя новый навык контролирования их определенного положения. Его завораживают тени от падающего света. Вы можете заметить, как ребенок слушает себя, издавая различные звуки. А еще он начинает проявлять радость своей первой улыбкой. 

Третий скачок роста проявляется к 3 месяцам. Если до этого движения малыша были неуклюжими, теперь он намного лучше владеет своим телом.Также происходит дальнейшее развитие органов чувств. Теперь он замечает различия: прислушивается к голосам, наблюдает, как свет сменяется темнотой, как двигается все вокруг. Мир становится более организованным.

Четвертый скачок развития происходит около 19 недели. Ребенок понимает, что каждое событие имеет определенную последовательность действий. Он начинает замечать плавные переходы в звуках, движениях, свете, запахах и текстурах. 

Пятый скачок развития около 26 недели. Вы увидите, как малыш пробует делать много новых для него вещей. У ребенка улучшается координация, он начинает понимать связь вещей вокруг. Главное открытие в этом возрасте — пространство вокруг: между людьми и предметами существует определенное расстояние. Мир для малыша становится огромным. 

Шестой кризис ярко проявит себя на 37 неделе. В этот период вы заметите, что малыш осваивает новые занятия, постоянно экспериментирует. Кроха умеет распознавать определенные предметы, ощущения, группирует людей и животных по категориям. Например, он понимает, что банан отличается от яблока по форме, цвету и вкусу, но это все равно еда. Понимание мира категорий сильно влияет на органы чувств вашего чада. 

К 46 неделе произойдет 7 скачок развития. Малышу откроется мир последовательностей. Он поймет: чтобы добиться своей цели, необходимо действовать определенным образом. Ребенок будет изучать, как и в какой последовательности сложить предметы, чтобы это было правильно: пирамидку, кубики и т.д. 

Восьмой скачок развития случится около года на 55 неделе. У малыша произойдет рывок в умственном развитии и он будет готов исследовать мир программ. Если до этого кроха понимал последовательность событий, которые следуют одно за другим, теперь он понимает, что так происходит не всегда. И также осознает, что результат действия иногда зависит от того, что произошло сейчас. 

Девятый скачок — первый кризис роста после года, пик которого происходит в 14-15 месяцев. Ребенок вырос и теперь он способен менять программы, которые освоил до этого. Он будет экспериментировать с ними:

  • Знакомиться с другими детьми на площадке
  • Подражать другим
  • Исследовать свои эмоции
  • Думать наперед
  • Становиться агрессивным, чтобы добиться желаемого
  • Закатывать первые истерики
  • Понимать различия между «мое»и «твое»
  • Учиться делать что-то сообща
  • Экспериментировать с «да» и «нет»

Последний десятый скачок развития произойдет около 17 месяцев. У малыша появляется способность понимать «системы» и их различия: моя мама не похожа на маму того мальчика, мой самокат не такой как, у братика. На этом этапе он осознает, что сам решает, как себя вести. У малыша появляется чувство сострадания. 

Скачок развития в год

55 неделя — мир программ

Первые признаки скачка можно заметить около 51 недели, в 11 месяцев, его пик приходится на 53 неделю, а новые навыки появляются к 55 неделе. 

Происходят большие изменения в умственном развитии малыша. Он готов изучать мир программ. Если до этого он воспринимал мир в категориях и последовательностях (одно событие следует за другим), то теперь он  понимает смысл «если-тогда»: событие, которые произойдет следующим, зависит от того, что случится сейчас. 

Также  ребенок воспринимает серию действий как одно событие. Он понимает, что грязную тарелку кладут в воду, моют губкой, вытирают полотенцем, и это все называется «помыть посуду».  Кроха знает, что значит одеваться, садиться кушать, гулять, ходить в магазин. 

Он пробует находить различные решения для тех или иных задач.

Признаки скачка роста в этот период:

  • Малыша легко расстроить — его настроение часто меняется. 
  • Он чаще может плакать
  • Кроха капризнее, чем обычно
  • Временами он может не отходить от вас — происходит обострение сепарационной тревоги, что сказывается и на сне. 

Сон 

В период скачка часто портится дневной сон, а продолжительность сна в целом сокращается. Дети в этом возрасте начинают просыпаться раньше обычного утром. 

Так как сон для годовалого ребенка — расставание с вами, он может начать сопротивляться укладыванию. Засыпание, как правило, затягивается, а спит малыш беспокойно. 

Чтобы пережить этот период, сохраняйте последовательные ритуалы на засыпание и пробуждение, не допускайте накопление усталости у ребенка, придерживайтесь спокойного бодрствования перед укладыванием, организуйте дневные сны по часам. 

Проверьте свое эмоциональное состояние. Если вы встревожены, напряжены, расстроены, ребенок переймет эти эмоции. Во время укладывания ведите себя спокойно и уверенно. Тогда и малышу будет легче вас отпустить.

Научитесь прощаться с ребенком, когда уходите. Не стоит тайно уходить, пока он не видит. Иначе со временем малыш не будет совсем вас отпускать и станет ходить за вами по дому. Произнесите теплое и любящее: «Пока, мама скоро вернется,» — и позвольте ребенку увидеть, что вы выходите из дома. Он поймет, что, когда вы говорите «пока», это значит, что вы уходите, но вернетесь.

Успокаивайте, но не создавайте новых негативных привычек. Если малыш не укладывается на дневной сон или просыпается всю ночь в слезах, его нужно успокоить. Но делайте это правильно — в такие моменты не нужно читать книг, включать мультфильмы, класть к себе в кровать или ложиться рядом с его постелью. Так сепарационная тревога пройдет, а негативная ассоциация останется. 

Механизм влияния высокой температуры на организм ребенка

Под воздействием умеренной лихорадки активизируется синтез интерферонов, повышается сопротивляемость организма бактериям, усиливается реакция лимфоцитов на белковые структуры, их количество растет. Лихорадка снижает способность к размножению многих микроорганизмов. Существует обратная зависимость между степенью повышения температуры тела и скоростью выведения микроорганизмов из организма ребенка. Появление жара стимулирует иммунный ответ, необходимый для адекватной продукции IgG-антител и клеток памяти. К отрицательному влиянию высокой температуры можно отнести повышение нагрузки на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, учащение дыхания, сердцебиения, снижение глубины дыхания, что у младенцев может привести к гипоксии. Жар у человека сопровождается увеличением расхода энергии, обезвоживанием, изменением метаболизма и нарушением водно-солевого баланса. При повышенной температуре организму требуется на 10-12% больше кислорода, снижается секреция органов пищеварения, аппетит, появляется сухость во рту, запоры

Поэтому важно поить заболевшего малыша понемногу чистой водой комнатной температуры или чуть выше. Не надо заставлять есть насильно, если совсем нет аппетита

Справочно-информационный материал

Автор статьи

Врач общей практики

    1. World Health Organization. Cough and cold remedies for the treatment of acute respiratory infections in young children. WHO/FCH/CAH/01.02. WHO. 2001.
    2. Осидак Л.В., Образцова Е.В., Головачева Е.Г., Афанасьева О.И., Дриневский В.П., Киселева О.В., Павлова Е.Б. «Виферон (свечи) в терапии гриппа и других ОРИ вирусной и вирусно-бактериальной этиологии у детей», 2011 г.

https://www.lvrach.ru/

https://www.lvrach.ru/

Что происходит с ребенком?

Каждый кризис для ребенка и его родителей наступает внезапно. Изменения начинаются в нервной системе крохи, что сопровождается освоением нового навыка. Так, например, на восьмой недели жизни у малыша появляется навык
распознавания «узоров», что существенным образом сказывается на его поведении.

Именно эта способность позволяет малышу улучшить все то, что он умел делать раньше, помогает ему в постижении новых вещей

На практике это выливается в пристальное внимание ребенка к встречающимся на его пути «узорам» в парке из ветвей деревьев, например, или в комнате на закате, когда образуются причудливые игры теней

Как узнать о новой фазе?

Главным признаком скачка у детей станут продолжительные плаксивые периоды. Во время такого кризиса успокоить малыша крайне непросто, что становится для многих мам причиной волнения. Им кажется, что малыш заболел, чувствует дискомфорт, некоторые из них испытывают гнев и раздражение в ответ на «вредность» крохи. Дети, переживая очередной кризис, не желают слезать с рук мамы.

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

Возрастные особенностиПоловые особенностиПоражение ЦНС

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  •  корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

Наследственность Особенности речевого развития

Советы маме и папе

После рождения малыша законы в семье меняются. Все вертится вокруг младенца, мама и папа вынуждены подстраиваться под режим дня своего любимого чада. Уже через несколько недель жизни карапуза жизнь начинает течь своим чередом. Казалось бы, все счастливы и довольны. Но тут наступает скачок роста и все переворачивается вверх дном.

Первое, что должны понимать родители, это то, что тяжело в кризис не только им. Малыш также страдает и не может контролировать свои эмоции

Маме и папе важно сохранять спокойствие, всем своим видом внушать своему чаду, что все хорошо. Это придаст младенцу уверенности и поможет пережить тяжелое время

Источники

  • https://www.sleep-expert.ru/blog/tonkosti_sna_po_vozrastam/skachki_rosta_u_detey_do_goda_kalendar_po_nedelyam/
  • https://detpol6mag74.ru/stati-o-zdorove/skachki-rosta-u-grudnichkov-do-goda
  • https://womensec.ru/articles/kids/education/skachki-rosta-u-detey-do-goda-kalendar.html
  • https://kidbooms.ru/kalendar-vozrastnyh-krizisov-rebenka-po-nedelam-mesacam-i-godam-skacki-i-fazy-razvitia-v-detskom-vozraste/
  • https://mirgv.ru/son/skachki-rosta-u-detey-do-goda-kalendar-i-simptomy
  • https://zen.yandex.ru/media/programmamama/kapriznichaet-znachit-razvivaetsia-kalendar-skachkov-razvitiia-5f7d634a7a731030316e8d76
  • http://babyrebenok.ru/krizis-rebenka-do-goda-2-3-4-5-6-7-let-kalendar-krizisov
  • https://kidteam.ru/skachki-rosta-u-grudnichkov.html

Лечение

Задержка роста лечится в зависимости от ее причины. Если у ребенка не хватает гормона роста, назначают инъекции СТГ. Доза и курс корректируются по результатам прибавки длины тела. Чем раньше начать подобное лечение, тем благоприятнее исход. Также для коррекции роста применяют стероиды и некоторые гормональные препараты помимо СТГ.

Многие состояния не лечатся применением медикаментов. Это наследственный фактор, генетические мутации, дисплазии. Поэтому люди прибегают к единственному возможному варианту – операция по увеличению роста. Это возможно, благодаря современным технологиям и усовершенствованному аппарату фиксации Веклича. В Ладистен клиник проводят малоинвазивные вмешательства, которые практически без крови могут прибавить пациенту 5-10 см роста.

Ждем вас на консультацию!

Литература

¹ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ Под редакцией профессора Н.А. ГЕППЕ УЧЕБНИК 2017 год. Министерство образования и науки РФ Рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебника для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки специалитета 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия». 

² https://www.cdc.gov/growthcharts/who_charts.htm

³ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ИДИОПАТИЧЕСКОЙ НИЗКОРОСЛОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, Москва-2013. 

Роль семьи

Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.

Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме

Отсутствует внимание к возрастным потребностям

Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.

Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется

Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме

Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью

Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного

Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:

  • препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
  • незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
  • болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
  • запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
  • проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
  • отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.

Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.

Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С

Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.

Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.

Скачки развития ребенка до года

В первый год жизни малыши переживают 8 моторных и когнитивных скачков роста, в период которых они прикладывают много усилий для освоения новых навыков. Скачок в развитии длится 2-3 дня, но иногда и дольше. Многие детки в это время начинают чаще капризничать, становятся раздражительными, их настроение портится.

Сон ребенка в этот период тоже часто меняется.

Если у малыша есть навык самостоятельного засыпания, то сон может ухудшиться на несколько дней. Здесь не нужно делать ничего по-новому. Но если кроха не умеет засыпать сам, он будет переживать скачки роста сложнее и дольше. И тогда малышу требуется гораздо больше поддержки.

Давайте посмотрим, в какие недели происходят скачки роста, и что нам делать со сном на каждом этапе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector