Во сколько лет отдают ребенка в детский сад: когда лучше идти

Отрицательные стороны

Некоторые родители категорически против дошкольного учреждения, аргументируя свое решение тем, что:

  • дети чаще болеют;
  • тяжело переносят разлуку с близкими;
  • не едят блюда, предложенные на завтрак;
  • начинаются необоснованные капризы и ухудшается поведение;
  • в речи проскакивают не совсем приличные слова.

При этом обеспечить малышу тепличные условия дома – значит обрекать его на сильный стресс при столкновении с реалиями жизни. Зная, какие недостатки могут быть при посещении детского сада, можно постараться свести последствия к минимуму.

Отрыв от семьи

Отсутствие рядом мамы или папы некоторые дети переживают тяжело. Воспитатель, при наполняемости группы в 25-30 воспитанников, не в состоянии уделить каждому столько внимания, сколько до этого он получал дома. Если такое положение дел переносится слишком тяжело, стоит отложить визиты в дошкольное заведение.

Также малыш неизбежно станет требовать самостоятельности. Чтобы он снова не получил негативных эмоций, желательно не ограничивать его общение только ближним кругом. Приучать к садику нужно постепенно, прибавляя время пребывания на 1-2 часа по мере адаптации в коллективе.

Отсутствие развития индивидуальности ребенка

При большом количестве детей действительно трудно обеспечить полное раскрытие талантов и способностей. Программы составлены с ориентацией на усредненные возрастные данные. Основная задача заключается в создании запаса базовых знаний и умений.

С другой стороны, ничто не мешает родителям параллельно записать малыша в художественную, спортивную или музыкальную школу, посещать с ним театры и выставки, воскресные творческие студии для дошкольников.

Плохой пример других воспитанников

Вряд ли родителей обрадует пополнение лексикона наследника неприличными словами или попытка чистить нос пальцем. Дурные привычки формируются моментально, зато есть повод поговорить об этом, обсудить, стоит ли во всем подражать товарищу по играм или иметь собственное мнение, придерживаясь его.

Частая заболеваемость

Вопросы о том, когда можно идти и во сколько лет отдавать ребенка в детский сад, лучше решать родителям, опираясь на состояние малыша. Но в любом возрасте при смене условий у него неизбежно снижается иммунитет и причина здесь не только в прохладном воздухе в спальне или не надетом шарфе на прогулке. Меняется рацион, режим дня, присутствует и эмоциональный компонент. Помочь можно закаливанием, увеличением в меню доли овощей и фруктов и, конечно, родительской любовью.

Проблемы с питанием

В каждой семье свои вкусовые предпочтения и любимые блюда. Но рацион в детском саду составляется с учетом рекомендаций диетологов, и не всегда он приходится воспитаннику по вкусу. Имеют место и личные капризы. Они постепенно прекращаются, когда срабатывает дух коллективизма. Видя, что остальные с аппетитом обедают, ребенок тоже решает попробовать предложенное.

Если есть аллергия на определенные продукты, необходимо заранее поставить об этом в известность медсестру. Для таких детей готовятся другие гарниры или напитки.

Кадровые проблемы

К сожалению, престиж и зарплата воспитателя не так велики, как хотелось бы. Большая часть выпускников отделений дошкольного образования предпочитает сменить направление деятельности сразу после выпускных экзаменов. И часто это самая талантливая категория

При выборе садика и группы обратите внимание на личность педагога, а лучше, познакомьте с ним ребенка и посмотрите на его реакцию. Если он потянулся, то все в порядке

При резком отказе от общения лучше поищите другой вариант.

Рекомендации о том, когда и в каком возрасте дети идут в детский сад с наибольшим желанием, могут быть различными. Главное, чтобы малыш был готов к событию морально, имел необходимые бытовые навыки и стремился к новым впечатлениям.

ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ ЗАБРАЛИ РЕБЕНКА ДО 17.30.

Работники детского сада имеют право направить ребенка в детскуюкомнату полиции.  Действия работников дошкольного образовательного учреждения (детского сада) по направлению Вашего ребёнка в детскую комнату полиции (подразделение по делам несовершеннолетних) будут вполне законны. А называется это, говоря языком закона, – профилактика безнадзорности. Дело в том, что Ваши взаимоотношения, как родителя, с дошкольным образовательным учреждением регулируются рядом нормативно-правовых актов в сфере образования, а также внутренними локальными актами этого дошкольного учреждения и соответствующим договором между родителями и дошкольным учреждением. Если родитель своевременно (в установленное Уставом или договором время) не забирает из дошкольного учреждения своего ребёнка, то учреждение по истечении указанного времени (после окончания работы) не обязано участвовать в воспитании и содержании ребёнка, и фактически никакой ответственности за жизнь ребёнка, его здоровье, место пребывания образовательное учреждение не несёт. Соответственно и работники дошкольного учреждения не обязаны «сидеть» с Вашим ребёнком, тратя на это своё личное время, а тем более забирать ребёнка к себе домой, или оставлять «на поруки» посторонним лицам. Такая обязанность и ответственность ложится только на родителей.

Ребёнок, которого в установленное время не забрали родители, по существу остаётся без присмотра со стороны ответственных лиц. То есть такой ребёнок отвечает критериям безнадзорного ребенка, так как согласно ст.1 Федерального закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (иных законных представителей). Такой безнадзорный ребёнок подлежит направлению в детскую комнату полиции. Порядок доставления ребёнка в полицию, а также уведомления о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребёнка родителям регулируется «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года N 569, и рядом других внутриведомственных приказов. При неоднократном доставлении ребёнка в детскую комнату полиции  в последующем у родителей могут возникнуть «проблемы» с полномочными органами, и с необходимостью встанет вопрос о неисполнении (ненадлежащем исполнении) родителями своих родительских обязанностей.

Убедительно просим всех участников образовательного процесса (работников, родителей, обучающихся) быть внимательными друг к другу, выполнять условия, указанные в договоре между учреждением и родителями – ведь это одно из главных условий обеспечения безопасности наших детей.

Мнение психологов

Специалисты в области детской психологии придерживаются единого мнения – при отсутствии веских причин, лучше не отдавать ребенка в садик до достижения им 3-х лет.

Если же ясли – это единственный возможный вариант, то родители должны понять, что им придется больше времени уделять своему малышу после работы. Это необходимо, чтобы ребенок не чувствовал себя брошенным и в будущем не замыкался в себе.

И еще одно ценное правило. Если мама или папа дают обещания, они должны их выполнять. Если родители сказали малышу, что заберут его до дневного сна, то так и нужно сделать. В противном случае, у ребенка будет развиваться недоверие к родителям, обида и опять же — замкнутость.

Лучше выбирать близкие к дому ясли. С какого возраста в них принимают ребенка, лучше уточнить заранее.

3 года и более

К трем годам у ребенка формируется большинство необходимых для детского сада привычек и навыков. Но здесь нас может поджидать ловушка в виде серьезного возрастного кризиса. Если до этого, даже при наличии определенного интереса к другим людям, центром мира малыша была мама, то в три года мы получаем вспышку самостоятельности, стремление к социализации и растущую потребность общаться со сверстниками, участвовать в коллективных  играх. В речи ребенка начинает рефреном звучать «Я сам!», и в этот момент приходится непросто как ему, так и родителям. На пике переломного периода отдавать малыша в детский сад – не лучшая идея, так как перемены, происходящие во внутреннем мире ребенка и в кругу семьи, дополнятся сложностями извне – адаптацией к новому месту и людям. Резкая перестройка режима жизни в момент кризиса может негативно сказаться на состоянии ребенка.

Большинство психологов считает, что оптимальный возраст для того, чтобы отдавать ребенка в детский сад – после трех лет. Кризис уже миновал, у малыша присутствует живой интерес к общению с ровесниками, эмоциональный настрой меньше зависит от присутствия родителей рядом на постоянной основе. К 3,5 – 4 годам многие дети уже бегло разговаривают и не испытывают серьезных трудностей при коммуникации.

Как определить готовность ребенка к детскому саду

Для разных возрастов набор желательных навыков несколько отличается, но главное – это психологическая готовность малыша к посещению садика. Вот несколько признаков, которые говорят о том, что ребенка можно отдавать в детский сад:

– ребенок заинтересован в общении со сверстниками, легко идет на контакт и находит общий язык;

– отсутствие мамы и папы в течение нескольких часов не становится поводом для слез и стресса;

– малыш уже приучен к режиму дня, схожему с детсадовским, или легко к нему привыкает в процессе подготовки;

– ребенок сам умеет кушать, сам или с минимальной помощью взрослых одевается и раздевается;

– может достаточно длительное время (от 30 до 40 минут) играть в одиночку или с другими детьми.

Многих родителей беспокоит тема туалета, но даже если ваш ребенок еще нуждается в подгузниках, приучение к горшку в детском саду проходит достаточно быстро и не вызывает у малыша особенных трудностей. К тому же, о любых особенностях именно вашего ребенка вы сможете поговорить с воспитателями и найти варианты решений для всех ситуаций.

При правильной, заранее начатой подготовке ребенка к детскому саду и своевременной помощи при адаптации, большинство рисков и проблем можно минимизировать, а малыш получит важный и интересный опыт общения со сверстниками, узнает много нового, ему будет проще приспосабливаться в будущем к учебе в школе и взрослой жизни.

На столицу — всего 9 групп раннего возраста

Как рассказали TUT.BY в столичном комитете по образованию, родители сегодня не проявляют особого интереса к группам раннего возраста. По запросу группы для детей от одного до двух лет открываются, но их мало. В этом году сады посещали всего 130 малышей, а это 0,001% — от общего числа воспитанников (96 тысяч). Групп до года нет вообще, хотя официально родители имеют право определить ребенка в детский сад уже в возрасте двух месяцев.

— Если есть необходимость у родителей отправить ребенка в такую группу, они с этим запросом приходят в управление образования своего района. Естественно, им никто в одночасье не скажет, что в каком-то конкретном саду будет такая группа. Если будет всего 2−3 родителя желающих, никто такую группу не откроет, — объясняет главный специалист отдела дошкольного, общего среднего и специального образования Елена Макаревич.

— И если в твоем районе таких групп нет, что делать?

— Пусть управление образования решает эту проблему: связывается с другими районами и уточняет, где такие группы есть. Если специалисты отвечают отказом, надо обращаться к главе администрации района. Естественно, родитель может и сам в другой район обратиться, ему никто не запрещает, но вообще именно управление образования должно связаться с близлежащими районами и уточнить, где есть свободные места.

— Есть ли какие-то особые требования к малышам до двух лет?

— Вообще, требований к ребенку у нас не предъявляют, малыши на то и малыши. Учреждение дошкольного образования должно само решать проблему обучения деток. Но было бы хорошо, если бы ребенок обладал какими-то элементарными навыками самообслуживания — держать ложку в руке, кофточку и штанишки самостоятельно надеть, пользоваться горшком. Но если этих навыков нет, конечно, это не может быть препятствием по определению ребенка в детский сад.

— Можно ли определить ребенка в сад в середине года (в сентябре еще не готов, а к январю — подрос)?

— Чтобы было понятно, я всегда привожу аналогию со школой. Мы в середине 1-го класса определяем ребенка в школу? Нет. А почему вы считаете, что в детский сад можно? Комплектование групп у нас проводится в начале учебного года с учетом возраста ребенка на 1 сентября. В течение календарного года возможен прием ребенка в дошкольное учреждение образования, но только при наличии в нем свободных мест.

Специалист комитета по образованию не смогла уточнить, в каких конкретно районах открыты группы для детей раннего возраста — такая информация к ним в отдел не поступает.

​​Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В управлении образования, спорта и туризма администрации Центрального района нам с ходу ответили, что малышей до двух лет в сад не возьмут и открывать такие группы здесь не собираются. Раньше такая возможность у родителей была, но в последние годы, когда район существенно вырос за счет новостроек (микрорайон Лебяжий), возможности принимать детей раннего возраста не стало. Мест не хватает даже для подросших детей. Тем, у кого есть необходимость отдать ребенка до двух лет в сад, предлагается решать проблему самостоятельно.

— Ваше право — поставить ребенка на учет в другом районе, — посоветовали в управлении образования. — Очередь на детский сад в Центральном районе при этом за вами сохраняется.

Ситуация по районам города сильно отличается. Так, в управлении образования, спорта и туризма администрации Московского района рассказали, что группы для малышей у них есть в каждом микрорайоне. К ним даже привозят детей из других районов, например, из Фрунзенского.

—  Группы комплектуем по необходимости. Нужно поставить на учет ребенка в службе «Одно окно», а потом прийти в управление образования, и мы предлагаем варианты. Если есть места в группах с 2 до 3 лет, можем предложить и туда пойти деткам, которые младше по возрасту, — рассказала главный специалист Светлана Струкова.

В Московском районе направления выдают круглый год. Если в сентябре мама решила, что ребенку рано идти в детский сад, а в середине года передумала — не беда, можно прийти в любое время. В течение месяца ребенка примут в один из детских садов. Неумение себя обслуживать также помехой не станет.

— Конечно, если ребенок в памперсах, менять их регулярно у воспитателей нет возможности. Педагоги работают по своему учебному плану. Но, как правило, дети, которых к нам приводят, уже самостоятельные, кушают сами, одеваются по мере своих возможностей.

Помимо групп раннего возраста, в Минске есть и небольшое количество ночных. При необходимости ребенок может оставаться в саду круглые сутки. Это особенно актуально для родителей, которые работают посменно, подчеркнули в Комитете по образованию.

Ясли. За и против. Плюсы и минусы

  • Освобождается достаточное количество времени у матери, и она может выйти на работу или уделить время мужу и близким, или даже заняться творчеством.
  • Наблюдая за другими детьми, легче научиться чему-то новому.
  • Ребенок должен будет находиться в одном помещении с одними и теми же детьми, а это неизбежно приведет к новым знакомствам, некоторые из них он, возможно, пронесет через всю жизнь.
  • Найти хорошего, адекватного воспитателя, который станет наставником и другом малышу, очень непросто. Но, если это удалось, то сможете спокойно заниматься своими делами и быть уверенными в том, что ребенком занимается профессионал. Хорошие отношения с воспитателем способствуют более легкой адаптации ребенка.

Против

  • В таком нежном возрасте стресс от разлуки с мамой и папой может негативно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Неготовность малыша и принуждение к расставанию со стороны родителей усугубят ситуацию.
  • Большое количество других детей – не всегда плюс. Стоит заболеть одному, и зараза быстро распространится на остальных. Какие бы меры профилактики ни предпринимались, риск заболевания (начиная от простуды, насморка и заканчивая ветрянкой и вшами) есть всегда.

Адаптация

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается».

Предлагаем ознакомиться: Гражданство рф новорожденному в 2020 году: как оформить документы для ребенка

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский.

В какое время года лучше отдавать ребенка?

Время года играет свою роль в адаптации ребенка. Наилучший период – все летние месяцы. Преимущества их таковы:

  • теплая погода, позволяющая деткам часто гулять на площадке и уменьшающая риск заболевания простудой;
  • летом не ведутся занятия по обучающим программам, что позволяет ребенку спокойно адаптироваться к незнакомым людям и обстановке.

Тем не менее, летом воспитатели уходят в отпуск и группы формируются по принципу «сборной солянки». Своего постоянного наставника ребенок сможет узнать только осенью. Нежелательно решать этот вопрос в межсезонье, в погодный переход от тепла к холоду, влияющий на отопительный сезон. Группы не отапливаются и риск заболеваний повышается. Снижается и комфортность пребывания ребенка в ДС. Впрочем, доктор Комаровский предлагает решить проблему с заболеваниями заранее, укрепляя иммунитет крохи с ранних дней жизни.

Если, определившись по всем факторам, вы готовы отдать малыша в ДС, не забывайте держать руку на его душевном пульсе. Посмотрите, как кроха ведет себя после посещения садика, хорошо ли он кушает и спит. Такое наблюдение поможет вам понять, насколько адаптировался ваш маленький человечек к переменам. Если беспокойство ребенка сохраняется, лучше переведите его на укороченный режим посещений или отложите их на некоторое время.

Отдавать ли ребенка в садик?

Если у вас есть возможность, лучше отдавать ребёнка в садик уже ближе к 3 годам. Это будет менее травматично для ребёнка и более-менее соответствовать его потребностям.

1. В этом возрасте дети уже более-менее могут оставаться на время без мамы без психологического стресса.2. Могут объяснить словами, что им нужно, что нравится и не нравится. Есть мало-мальские навыки самостоятельности.3. Дети уже могут играть ВМЕСТЕ, а не рядом друг с другом (начиная с 3 лет).4. Можно объяснить ребёнку, что мама/папа уйдут, а потом придут.5. Ребёнок сможет рассказать Вам, если его обижают или что-то его беспокоит.

А если такой возможности у вас нет и нужно отдавать ребёнка в садик раньше, то нужно сделать всё возможное, чтобы максимально подготовить его к садику и минимизировать эмоциональную нагрузку на его психику.

Поэтому, в каком бы возрасте ребёнок ни шёл в детский садик, ВАЖНО ГОТОВИТЬ ЕГО ЗАРАНЕЕ! Даже если это совсем малыш. В этом вам поможет мой онлайн-курс «В детский садик — без слёз!»

В этом вам поможет мой онлайн-курс «В детский садик — без слёз!»

Курс для вас, если ваш ребёнок:

— идёт в сад этой осенью;— идёт в сад только через год;— уже ходит в садик, но адаптация проходит тяжело;— ещё совсем малыш и скоро идёт в ясли.

Я долго готовила его — дорабатывала, улучшала и дополняла.

— как понять, что ребёнка в саду обижают;— что делать, если воспитатель ведёт себя непедагогично.

Курс состоит из 22 видеоуроков (6-11 минут), его можно пройти за 3-4 дня. Видеоуроки можно смотреть в любое удобное для вас время.

Минимальное время подготовки к садику — 1 месяц, а лучше — от 2 месяцев до года.

Подойдёт также детям, которые уже ходят в садик, но адаптация у них идёт сложно, а также родителям малышей.

Также смотрите видео Екатерины Кес «Когда лучше не стоит отдавать ребенка в детский сад»

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Старше 2,5 лет

Если малыш достаточно общался с мамой в предыдущие годы, к 3 годам у него сформируется психологическая готовность к набору некоторой дистанции с домашними. В это время ребенок легче остается без родителей, самостоятельно одевается, прибирает вещи. Просыпается интерес к другим детям. Пора раздвигать границы знакомого мира.

Идеальный вариант – после 3 лет потихоньку знакомиться с группой, играть на площадке детского сада, затем приходить на пару часов, на полдня. Такое привыкание без жестких требований пройдет легче. Если при переходе на полный день возникают проблемы, стоит вернуться к щадящему режиму.

Психологи, педагоги единодушны: лучше всего определять ребенка в садик ближе к 3 годам. Педиатры солидарны с этим мнением.

Оптимальным они называют возраст в 3–4 года.

Более зрелая иммунная система лучше противостоит вирусным атакам. Ребенок становится устойчивее психологически, не чувствует себя оставленным родными, спокойнее вливается в новый коллектив.

В каком возрасте отдают ребёнка в садик?

Стремление рано отдать ребенка  в садик обычно обусловлено:

  • финансовыми трудностями в семье и необходимостью выхода мамы на работу, вследствие этого не с кем оставить ребёнка дома;
  • желанием как можно раньше приучить малыша к самостоятельности и приобщить к жизни в социуме.

Почему не стоит стремиться водить малыша в сад до 3-х лет?

  1. Нужно укрепить иммунитет, чтобы организм малыша легче противостоял различным вирусам (многие из мам, принимающие участие в моих обучающих курсах, еще кормят грудью.  Но даже, если вы уже завершили кормить, то будет полезно посмотреть интернет-семинар “Здоровый ребенок-практикум для мамы”, чтобы до садика начать укреплять здоровье ребенка. Смотрите описание курса здесь >>> );
  2. Ребёнку сначала нужно освоить все необходимые навыки (ходить на горшок, кушать и одеваться самостоятельно, мыть руки);
  3. Чем крепче будет нервная система, тем легче малыш сможет адаптироваться к садику.

Существуют и другие (более банальные) причины того, что ребенка не отдают в детский сад, например, отсутствие в нём мест, вследствие чего приоритет за более старшими детьми, или некоторые родители просто тянут время, боятся и не отпускают ребенка от себя.

Что такое ясли?

Ясли – группа в детском дошкольном учреждении, рассчитанная на детей до 3 лет. По законодательству мама имеет право определить свое чадо в ДОУ с 2 месяцев. Но реальность немного другая.

Групп для детей до года практически не существует. Небольшое количество деток может посещать 1 ясельную группу, предназначенную для возраста от 1 до 2 лет. Чаще всего встречаются 2 ясельные группы для малышей от 2 до 3 лет, но они также есть не при каждом ДОУ.

Если у вас есть необходимость отдать ребенка в сад до 3 лет, то наличие групп необходимого возраста уточняйте у специальных комиссий, занимающихся вопросами комплектования дошкольного учреждения или на сайте ДОУ.

Чем отличаются ясли от обычных групп детского сада

Кроме возрастных отличий между группами для деток до 3 лет и старше, есть другие важные отличия:

  • Цели. Для малышей до 3 лет задача сада заключается в сохранении здоровья и уходе; для деток, переступивших трехлетний рубеж, добавляется образовательное направление;
  • Квалификация персонала. Исходя из целей посещения группы, к воспитателям яслей предъявляется обязательное требование – знание педиатрии, подкрепленное сертификатом или дипломом, для старших групп – педагогическое направление знаний.
  • Места в группах. По закону при отсутствии мест в ясельной группе родителям может быть отказано в удовлетворении заявления; детям старше трех лет место в ДОУ обязательно должно быть предоставлено. Если место в желаемом садике нет, то комиссия должна предложить место в другом учреждении.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector