Асфиксия новорожденных
Содержание:
- Защитные рефлексы
- Особенности проверки
- Этапы развития в 5 месяцев
- Проявление во сне у грудничка
- Два случая из практики
- На что еще обратить внимание
- Каким образом проверяется реакция
- Как проверяется реакция у новорожденного?
- Симптомы
- Если отсутствует
- Лечение в клинике «Энергия здоровья»
- Когда что-то не в порядке…
- Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
- Советы и рекомендации
- Лечение диспраксии
- Особенности проверки
- Как вызвать и оценить рефлекс
Защитные рефлексы
Помогают ребенку защищаться. Исчезают, по мере развития контроля над своими движениями.
Проверка: положите ребенка на спину. Возьмите игрушку и поднимете над головой ребенка на высоту около 30 см, а затем медленно приблизьте к его лицу. Ребенок должен повернуть голову в сторону.
Если новорожденного ребенка положить на живот, он так же рефлекторно должен повернуть голову в сторону, чтобы не задохнуться.
Известный многим феномен плавания новорожденных основан на «утином» рефлексе — способности малыша задерживать дыхание. Он так же относится к защитным рефлексам.
«Утиный» рефлекс
Так же у ребенка есть ряд рефлексов, остающихся с ним на всю жизнь. Например, рвотный рефлекс; рефлекс отдергивания, в ответ на болезненные ощущения; зрачковый рефлекс, когда при ярком свете зрачок новорожденного сужается. Врожденные рефлексы со временем либо исчезают, либо переходят в двигательные навыки.
Особенности проверки
Рефлекс зачастую проверяют в утреннее время, примерно через 2 часа после кормления.
Результат определяют по симметричности и выраженности рефлекса
Он может быть ярким, нормальным, слабым или отсутствующим.
Также оценивают скорость проявления, согласно которой рефлекс может появляться быстро либо запаздывать.
Проверка выполняется в динамике.
В оценке результата немаловажно учитывать здоровье малыша и возбудимость его нервной системы, а также сыт ли малыш и не устал ли он.. Помните, что во время проверки кроха ощущает стресс, так как малышу становится страшно из-за падения и он старается спасти себя, ухватившись за маму или за поверхность
Даже если вам кажется, что это выглядит очень забавно, не стоит провоцировать появление такого рефлекса специально, если это не требуется для медицинского осмотра крохи
Помните, что во время проверки кроха ощущает стресс, так как малышу становится страшно из-за падения и он старается спасти себя, ухватившись за маму или за поверхность. Даже если вам кажется, что это выглядит очень забавно, не стоит провоцировать появление такого рефлекса специально, если это не требуется для медицинского осмотра крохи.
Чтобы исключить частое появление рефлекса, советуют:
- Не совершать резких жестов рядом с малышом или когда кроха находится у вас на руках.
- Постараться ограничить уровень шума, воздействующего на карапуза.
- Разговаривать с младенцем нежным и спокойным голосом.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Проявление во сне у грудничка
Рефлекс Моро во время сна проявляется в виде спонтанных подёргиваний и это достаточно распространённое явление.
Непроизвольные резкие движения могут появиться на любой, даже самой глубокой, фазе сна малыша.
Спровоцировать рефлекс могут громкие звуки, которые издают домашние животные, какой-либо шум или неосторожное резкое движение кого-либо из родителей. С течением времени бурная реакция младенца на внешние раздражители будет всё больше угасать, а рефлекс будет проявляться лишь избирательно
С течением времени бурная реакция младенца на внешние раздражители будет всё больше угасать, а рефлекс будет проявляться лишь избирательно.
Два случая из практики
В качестве примера можно привести историю болезни пациента с синдромом Антона-Бабинского, описанную датскими неврологами Дэниэлем Кондзиеллой и Сиской Фрам-Фалкенберг.
«Мужчина, 55 лет, после 3-недельной лихорадки и ночной потливости стал очень странно себя вести. Натыкался на столы и стулья, никак не мог найти чашку, стоящую прямо перед ним, друзей и родственников узнавал только тогда, когда они с ним заговаривали. Несмотря на то что он явно потерял зрение и не мог самостоятельно справляться с повседневными делами, сам этого не признавал. Отрицал свою слепоту и, натыкаясь на препятствия, придумывал этому безобидные оправдания. Если ему задавали вопросы о внешнем виде чего-либо, он без колебаний что-нибудь выдумывал.
У пациента диагностирован инфекционный эндокардит — при чреспищеводной ЭхоКГ выявлены вегетации на клапане аорты. Начат подбор антибиотиков. КТ головного мозга выявила обширный инфаркт обеих затылочных долей и белого вещества левой теменной доли. После установки протеза аортального клапана повторных эпизодов эмболии не наблюдалось. После хирургического вмешательства, пациент постепенно начал осознавать, что ослеп, однако по-прежнему относился к этому факту равнодушно. Несмотря на длительную программу реабилитации, так и не смог вернуться к самостоятельной жизни».
Известный британский невролог, нейропсихолог и публицист Оливер Сакс в своей книге «Человек, который принял жену за шляпу» (1971) на примерах своих пациентов описывает несколько видов анозогнозий. Вот, например, отрывок из рассказа «Направо, кругом!», в котором описана жизнь миссис С., шестидесятилетней женщины, перенесшей обширный инсульт:
«Миссис С. бесповоротно утратила идею «левой стороны‟- как в отношении мира, так и в отношении своего собственного тела. Иногда она ворчит, что ей дают слишком маленькие порции, но это происходит оттого, что она берет пищу только с правой стороны тарелки. Ей и в голову не приходит, что у тарелки имеется левая половина. Решив привести в порядок внешность, она красит губы и пудрится тоже только справа, а к левой стороне лица вообще не притрагивается
Помочь ей тут практически невозможно, поскольку никак не удается привлечь ее внимание к нужному месту. Умом она, конечно, понимает, что что-то не в порядке, и порой даже смеется над этим, но непосредственного знания у нее нет
На помощь ей приходит интеллект и дедукция. Она выработала различные стратегии, позволяющие действовать в обход дефекта. Не имея возможности смотреть и поворачиваться влево, она разворачивается вправо. Для этого она заказала вращающееся кресло-каталку и теперь, не обнаружив чего-нибудь на положенном месте, крутится по часовой стрелке до тех пор, пока искомое не окажется в поле зрения. Если ей кажется, что на тарелке не хватает еды, она тоже начинает вертеться вправо. Доехав по кругу до недостающей половины, она съедает ее, точнее половину этого количества, и таким образом утоляет голод.
Казалось бы, чем вращаться самой, гораздо легче поворачивать тарелку. Она тоже так считает и говорит, что уже пробовала, но натолкнулась на странное внутреннее сопротивление
Выяснилось, что ей гораздо легче и естественнее крутиться на стуле, поскольку всё ее внимание, все ее движения и импульсы инстинктивно обращены теперь вправо и только вправо»
На что еще обратить внимание
При оценке неврологического статуса ребенка учитывается не только рефлекс Моро, но и другие автоматизмы. При изменении их выраженности или порядка угасания можно заподозрить патологию в определенном участке нервной системы. Неврологи определяют следующие автоматизмы у новорожденных:
- рефлекс Бабкина, или ладонно-ротовой рефлекс – если врач надавливает большим пальцем одновременно на ладони обеих рук младенца, он открывает рот и сгибает голову. Полностью исчезает к 3 месяцам;
- рефлекс Бабинского – вызывается при штриховом раздражении стопы в области пальцев, младенец при этом тыльно сгибает стопу, а пальцы расходятся в стороны наподобие веера, может сохраняться до 1,5 лет;
- рефлекс Галанта – доставляет новорожденному неприятные ощущения – при надавливании пальцем вдоль позвонков с одной стороны, ребенок рефлекторно сгибается в сторону раздражителя. При этом происходит разгибание и вытягивание ноги в тот же бок. В норме угасает рефлекс в 3-4 месяца.
Врач может проверить и другие автоматизмы, которые будут говорить о нормальном развитии ребенка или возможной патологии. Имеют значение хватательный, хоботковый рефлексы, а также поисковый.
Каким образом проверяется реакция
Данный рефлекс проверяется педиатрами после появления ребенка на свет и делается это достаточно просто, подобное тестирование могут провести даже сами родители. Проведение теста заключается в следующем:
- На расстоянии в 15-20 сантиметров от места, где лежит головка новорожденного по ровной поверхности кроватки бьют рукой или же на уровне уха хлопают в ладоши. Именно так делал сам Моро, в честь которого и назван рефлекс, но реакция может проявляться и на резкий и громкий звук, на резкие движения.
- У ребенка, как ответная реакция, происходят такие движения – он раскидывает руки в разные стороны, раскрывает ладошки, после подтягивает их к себе, пытаясь как бы ухватиться за что-то. Ножки малыша в этот момент могут рефлекторно подтягиваться к животу или же распрямляться – такая реакция считается нормальной.
Реакция проявляется двумя фазами – вначале малыш будет отстраняться назад, несколько отклоняясь, расправляя плечи, после разводит в разные стороны конечности, расправляя кулачки. Второй этап рефлекса – принимает прежнее, исходное положение, позу эмбриона.
Нервная реакция у новорожденного должна быть симметричной, как с левой, так и с правой стороны – если она отсутствует, то речь идет об асимметрии рефлекса Моро.
Достаточно часто данный рефлекс проявляется у детей во время сна – напугать его может даже самый незначительный шум, звук, когда ребенок автоматически будет реагировать на них плачем и раскидыванием рук в стороны. Исключить такие проявления не получиться – рекомендовано просто свести к минимуму все шумы, резкие звуки и стук.
Как проверяется реакция у новорожденного?
Перед началом тестирования ребёнок должен быть полностью здоров, в меру сыт и хорошо отдохнувший.Наиболее оптимальным временем является первая половина дня спустя 1,5-2 часа после кормления.
Рефлекс проверяется несколькими способами:
- Громко хлопнуть в ладоши перед лицом малыша.
- Ребёнка берут на руки, поднимают , а затем резко опускают вниз.
- Новорождённый лежит на спине. Ребёнку выпрямляют ножки и резко приподнимают вместе с тазом кверху. Ответная реакция должна проявиться аналогично, если крепко прижать ручки ребёнка к его груди, а после резко их отпустить.
- На расстоянии примерно 20 см от головки лежащего ребёнка сделать резкий хлопок по поверхности матраса.
В процессе любого из перечисленных вариантов проверки ребёнок широко распахивает в стороны ручки с раскрытыми ладонями, а затем возвращает их в изначальное положение. Механизм действий очень похож на то, будто малыш пытается срочно за кого-то или что-то ухватиться в этот момент воспринимаемой опасности.
Лучше всего проводить тестирование в динамике во время массажа или игр с ребёнком. Обязательно стоит учесть и особенности нервной деятельности ребёнка. От этого будет зависеть, насколько ярко проявлен рефлекс. Например, у легковозбудимого малыша реакция будет активной, в то время как флегматичный младенец может реагировать достаточно вяло, но это всё же не повод говорить об отклонениях от нормы.
Проверку желательно периодически повторять на протяжении всего времени, пока рефлекс должен присутствовать: до 6-месячного возраста грудничка. Наиболее оптимальный вариант — 1 раз в 14 дней.
Симптомы
Синдром Моро позволяет ребёнку осуществить первый вдох при выходе из родовых путей.
В последующем правильную симптоматику можно проверить следующим образом:
- Слегка и неожиданно ударить по подушке, на которой лежит голова новорожденного. При этом руки ребёнка, которые были до этого в полусогнутом положении, раздвигаются, а пальцы растопыриваются.
- Если внезапно слегка вытянуть ноги ребёнка, он создает аналогичное первой ситуации движение рук. Руки отводятся в сторону, пальцы расширяются, а затем все приходит в исходное положение.
- Можно проверить и другим способом. Хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит ребёнок. В ответ он разведет руками и выпрямит согнутые ноги. Через 2–3 сек. вернётся в исходное положение. А также можно взять ребёнка за задние ноги и слегка их, вытянув, приподнять. Реакция будет такая же.
Это нормальное реактивное состояние, на основании которого делается вывод, что у ребёнка всё в порядке с рефлексами. Такой синдром в норме должен присутствовать до 4–5 месяцев.
Рефлекс Моро
В дальнейшем следует внимательно наблюдать за непроизвольными движениями младенца
Если ребёнок часто разводит руки без причины, а движения его асимметричны, то на это следует обратить внимание и обратиться за консультацией к педиатру
В младенческом возрасте синдром запускается сенсорной системой, но если он не исчезнет в более позднем возрасте, то он вызывает проблемы
Надпочечники начинают работать в усиленном режиме, что приводит к гиперактивности и впоследствии к проблемам с вниманием
Как только надпочечники устают от чрезмерной стимуляции, у ребенка обычно развивается хроническая аллергия, астма, аутоиммунный и другие проблемы со здоровьем, связанные с усталостью надпочечников. Кроме того, когда тело постоянно в режиме «аврала», мозг находится в возбужденном состоянии и не может сохранять или воспринимать информацию. Это приводит в дальнейшем к проблемам в обучении.
В последующие годы можно наблюдать клинические проявления патологической активности рефлекса, не завершённого в младенчестве:
- агрессивность;
- замкнутость;
- повышенная чувствительность;
- трудность общения с окружающими;
- незрелые эмоции;
- повышенное воображение.
На гормональном уровне также происходят изменения:
- пониженная выработка кортизола;
- избыточное количество норадреналина;
- депонирование крови (накопление её в венозных сосудах).
Если отсутствует
Полное отсутствие рефлекса Моро у грудничка практически всегда выявляется ещё в родильном зале и является признаком серьёзного поражения мозговой деятельности.
Как правило, в таком случае оказывается угнетён ещё ряд рефлексов и низкая оценка по шкале Апгар.
Это широко распространённое явление при остром кислородном голодании плода, глубокой недоношенности либо вследствие тяжёлых проблемных родов.
Отсутствие рефлекса свидетельствует об одной из таких проблем:
- патологии шейных позвонков;
- поражение ствола головного мозга;
- мозговые кровоизлияния;
- отёк головного мозга.
Ребёнок должен находиться под систематическим наблюдением педиатра и невропатолога. Всевозможные тестирования на рефлексы у грудничков выступают показателями здоровья его нервной системы. И это веский повод приступить к устранению существующей проблемы немедленно, чтобы избежать ещё более тяжёлых осложнений в ближайшей перспективе.
Лечение в клинике «Энергия здоровья»
Врачи клиники «Энергия здоровья» всегда готовы принять пациента любого возраста. Мы проведем тщательное обследование, выявим возможные причины энцефалопатии и примем все меры по ее устранению:
- назначим наиболее подходящую терапию, распишем курс лечения и частоту его повторения;
- проведем все необходимые манипуляции (постановка капельницы, внутривенные и внутримышечные инъекции) в комфортабельных условиях дневного стационара и манипуляционного кабинета;
- дополним терапию современными физиотерапевтическими процедурами;
- проведем курс массажа и назначим ЛФК для максимальной эффективности.
Наши неврологи будут контролировать состояние пациента и корректировать лечение при необходимости. Лечение энцефалопатии – это длительный и сложный процесс, но мы готовы за него взяться.
Когда что-то не в порядке…
По наличию рефлекса и степени его выраженности можно судить о возможных проблемах со здоровьем:
- Если руки движутся несимметрично — во время родов был травмирован шейный отдел спинного мозга или одна из конечностей;
- Если рефлекс отсутствует, это может говорить о черепно-мозговой травме, об отеке мозга, о кровоизлиянии в мозг, о церебральных поражениях;
- Если ребенок слегка отводит руки — выраженная гипертония;
- Если рефлекс проявился с запозданием — поражение ЦНС, асфиксия;
- Если рефлекторные действия появляются каждый раз при попытке одеть ребенка или вообще без повода — повышенная нервно-рефлекторная возбудимость;
- Если реакция не проходит вовремя — возможен повышенный тонус мышц.
Что предпринимать, если у малыша трясутся ручки и ножки.
Узнайте у нас, в каком возрасте новорожденный начинает ползать.
Только здесь можно получить подробные сведения о том, как проявляются судороги у грудничков.
https://youtube.com/watch?v=8lbRHTIUyYo
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы:
- Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
- Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
- Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.
Советы и рекомендации
Несмотря на пугающий список возможных побочных реакций и осложнений от вакцин, надо помнить главное – тяжелые последствия встречаются крайне редко и с ними умеют бороться, а местные и общие реакции не столь часты, слабо выражены и не опасны для здоровья.
Тем не менее, в течение нескольких дней или недель после прививки (сколько именно, зависит от конкретной вакцины), следует внимательно следить за самочувствием ребенка:
Высокая температура в течение 3-х и более дней, одышка, судороги, частая рвота, сильная головная боль и другие заметные и постоянные отклонения от нормального самочувствия – повод вызвать врача.
Введение вакцины – это всегда дополнительная нагрузка на организм, иногда весьма значительная, поэтому в первые дни после вакцинации стоит больше отдыхать и избегать заметных физических и эмоциональных нагрузок.
При повышении температуры выше 38° используют жаропонижающие препараты в сочетании с физическими методами – холодные компрессы, обтирание влажной губкой
Особенно важно снижать температуру у детей, склонных к судорогам, с гипертензионно-гидроцефальным синдромом.
Внимательно следите за состоянием организма, если у привитого, особенно, ребенка высок риск аллергических реакций.
В течение первых 2-х недель перед прививкой и после неё лучше избегать продуктов – облигатных аллергенов: морепродукты, мёд и шоколад, яйца, клубника, малина, цитрусовые.
В первые 7-10 дней старайтесь избегать контакта с другими людьми для снижения риска простудных заболеваний. Особенно это касается людей с пониженным иммунитетом и хроническими заболеваниями.
Рекомендуется через 3 – 4 недели после прививки сделать общий анализ мочи для выявления возможных осложнений со стороны почек: это особенно важно для детей, имеющих заболевания органов мочевыделения
Анализ также позволит своевременно обнаружить отклонения и принять необходимые меры.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков
Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня
Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Особенности проверки
Рефлекс зачастую проверяют в утреннее время, примерно через 2 часа после кормления.
Результат определяют по симметричности и выраженности рефлекса
Он может быть ярким, нормальным, слабым или отсутствующим.
Также оценивают скорость проявления, согласно которой рефлекс может появляться быстро либо запаздывать.
Проверка выполняется в динамике.
В оценке результата немаловажно учитывать здоровье малыша и возбудимость его нервной системы, а также сыт ли малыш и не устал ли он.
Чтобы исключить частое появление рефлекса, советуют:
- Не совершать резких жестов рядом с малышом или когда кроха находится у вас на руках.
- Постараться ограничить уровень шума, воздействующего на карапуза.
- Разговаривать с младенцем нежным и спокойным голосом.
Как вызвать и оценить рефлекс
Для вызова рефлекса Моро можно:
- Неожиданно ударить двумя руками по поверхности в 15-20 сантиметрах от головы, лежащего на ней ребенка (с обеих сторон).
- Внезапно разогнуть ножки лежащего на спине малыша или приподнять разогнутые ножки крохи вместе с тазом.
- Взять малыша на руки и резко опустить его на руках на 20-30 см вниз, а затем вернуть на исходную высоту.
- Резко хлопнуть в ладоши рядом с лежащим ребенком.
Реакция на такие приемы разделяется на две фазы:
- В первую фазу младенец отводит свои плечи и ручки в стороны, открывая при этом кулачки (пальчики растопыриваются).
- Во вторую фазу ручки крохи возвращаются в положение, в котором они пребывали до воздействия (малыш будто прижимает к себе что-то или кого-то обнимает).
Как провести оценку рефлекса и почему кроху стоит пеленать, смотрите в следующем видео.
Из-за таких проявлений данный рефлекс также называют рефлексом испуга. Он часто появляется во время сна, если малютку испугал какой-либо шум, например, домашнее животное или звук автомобиля из открытого окна. Также он может возникать при резких движениях взрослого, у которого младенец пребывает на руках. Это никак не вредит карапузу, но может стать причиной длительного плача.