5 месяцев: особенности развития ребёнка. опора на один локоть

Содержание:

Как ребенок начинает ползать: основные этапы

Формирование и закрепление любого навыка требует некоторого времени, поэтому форсировать события не стоит. Позвольте малышу как следует ощутить себя и свое тело в новом состоянии, прежде чем переходить к следующему этапу. Ничто не происходит просто так, и каждый последующий фрагмент дополняет предыдущий, складываясь в пазл и превращая беспомощно двигающего ручками и ножками младенца в крохотного человека, уверенно стоящего на двух ногах. Различают несколько особо важных переходных моментов:

  1. Младенец начинает держать голову в положении лежа на животе. Происходит это знаменательное событие ко второму-третьему месяцу жизни. Специалисты рекомендуют почаще выкладывать кроху на животик, чтобы укрепить спинку, плечи и шею.
  2. Появляется опора на руки. Все то же выкладывание на живот стимулирует ребенка посмотреть, что происходит за пределами его пеленального столика, а для этого приходится приподниматься сначала с опорой на локти, а чуть позже и на ладошки.
  3. Даже самых с виду неуклюжих малышей запрещается оставлять без присмотра на диване и других поднятых над уровнем пола поверхностях. Дети учатся очень быстро, и вы глазом не успеете моргнуть, как непоседа освоит навык переворачивания сперва с живота на спину, а потом наоборот. В этот момент ребенок осознаёт, что можно добраться до любимой игрушки самостоятельно.
  4. Юному исследователю удается опереться не только на руки, но и на колени. Казалось бы, пора в путь, но неокрепшее тело пока что никак не поддается и отказывается выполнять приказы, поэтому временно приходится довольствоваться ритмичными раскачиваниями взад-вперед.
  5. Наконец, усилия вознаграждаются, и малыш начинает двигаться, сначала по-пластунски, а потом и на четвереньках.

А правильно ли ползает мой малыш

В соответствии с российскими медицинскими нормами, ребенок должен начинать пытаться ползти в 6-7 месяцев. Полноценным передвижением это не назовешь, кроха совершает первые неуверенные движения.

Но этому этапу предшествует переворачивание на животик и оттачивание способности держать головку. Естественно, что чем раньше малыш сам научиться держать головку, тем быстрее ему захочется научиться передвигаться.

Процесс можно условно разделить на несколько стадий:

  • Ползание на животе. Кроха напоминает маленького червячка, он очень старается переместить свое тельце вперед, но еще не знает, как это сделать. Ножками он еще пользоваться не умеет, передвижение происходит только за счет рук, поэтому вся нагрузка приходится на мышцы ручек.
  • Промежуточный этап: малыш понимает, что ноги тоже можно задействовать. Ребенок опирается на ладошки и коленки, он учится подтягивать ножки. Именно в это время некоторые карапузы начинают вести себя нетипично: ползти задом наперед, с подволакиванием ножек и т.д.
  • Стадия уверенного передвижения: кроха резво ползает, все его движения отличаются четкостью и слаженностью.

Почему же ребенок предпочитает ползти назад? Причин может быть несколько. Во-первых, для малыша нет понятия “нормальности”. Он считает, что все делает правильно. И вам стоит перенять его уверенность: развитие вашего чада идет своим чередом, и оно необязательно должно происходить так же, как у других деток.

Во-вторых, передвигаться задом наперед для некоторых малышей проще, так как их мускулатура еще слабенькая. В этом случае вы можете помочь своему непоседе укрепить мышцы для “правильного” передвижения и показать ему, что ползать вперед не менее интересно.

Но даже если ничего не предпринимать, со временем ребенок сам научиться ползать в правильном направлении.

Нужно ли учить ползать?

Не следует насильно заставлять малыша лежать на животе, но постепенно необходимо приучать, готовя его к ползанию. Ведь это очень важный период не только для физического развития, но для подкорковых структур мозга. В частности, мозговая дисфункция, являющаяся последствием тяжелых родов или родовой травмы, в период ползания до некоторой степени компенсируется. Во время этого действия малыш укрепляет костно-мышечную систему, тренирует руки, плечи, локти и запястья. Поэтому ползающие дети больше развиты физически, чем груднички, пропустившие этот этап. Тренировка связок запястий и кистей рук пригодится для развития мелкой моторики.

Такие малыши быстрее научатся держать правильно ложку и карандаш. Кроме того, ползая, ребенок учится ориентироваться в пространстве и управлять телом. Таким образом, этап ползания полезен и важен, его необходимо поощрять и поддерживать. Если ваш наследник самостоятельно выбрал манеру ползания, то ему лучше не мешать – советует детский врач Е. Комаровский. Ребенок ползает назад или при помощи одной ноги – это не имеет значения, он выполняет свою индивидуальную программу развития. Во время этого процесса у малыша закладываются первые навыки пространственной ориентации.

Укрепляющие упражнения

Чтобы научить грудничка ползать, необходимо стимулировать его желание дотянуться до интересующего предмета, а также развивать те группы мышц, которые задействованы в этом навыке. Для этого и существует специальная гимнастика, которая поможет малышу укрепить мышцы спины, рук, ног.

Для укрепления спины идеально подходит фитбол. Ребенка кладут на него животиком и, придерживая под мышки, выполняют покачивающие движения вперед-назад и вправо-влево. Кроме развития спинных мышц это упражнение тренирует координацию, а также способствует развитию боковых мышц живота.

Тренировка мускулатуры рук осуществляется в положении на спине. Мама располагает свои большие пальцы рук в кулачках крохи, а остальными пальцами обхватывает его запястье. Затем аккуратно поднимает малыша сначала до угла в сорок пять градусов, а позже, когда он научится сидеть, и до положения сидя, потом медленно опускает назад. Развивать ручки можно, скрещивая их на груди ребенка, чтобы он будто бы обнимал сам себя. Затем руки разводят в стороны и снова скрещивают так, чтобы сверху оказывалась то правая, то левая рука.

Демонстрация укрепляющих упражнений

Когда младенец способен полностью поднимать свое тело, опираясь ручками о стол или пол, можно выполнять упражнение «хождение на руках», приподняв заднюю часть тела и придерживая кроху.

Для развития ножек малыша их сгибают и разгибают в положении лежа на спине. Причем сгибания нужно проводить в разведенном состоянии, как лапки у лягушки. Завершается это упражнение переворачиванием грудничка на живот: пусть кроха оттолкнется ножками от ладоней мамы.

Завершающим этапом упражнений может стать массаж для ребенка: нежные поглаживания и легкие растирания кожных покровов. Они помогут расслабить мышцы после нагрузки и дополнительно подготовить их к ползанию.

Диагностика ЗМР

Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями. Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде. Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.

Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.

Отказ от ползания

Нежелание ползти, передвигаться самостоятельно на животике, по-пластунски, к 8–9 месяцам может свидетельствовать о проблемах со здоровьем, недостатке пространства и внимания со стороны родителей. Попустительски относиться к этому факту нельзя.

Подробно о том, почему ребенок не ползает вы можете узнать в этом видео:

Если ребенок отказывается ползать и даже не пытается этому научиться, стоит проанализировать ситуацию и найти причину такого поведения.

Виновниками чаще выступают следующие факторы:

  • Большой вес, ожирение. Является препятствием для вставания на четвереньки. Лежа на животе, сидя, полные дети будут стараться сдвинуться с места, чтобы достать игрушку, приблизиться к маме. Если никаких попыток не наблюдается к 8 месяцам, обратитесь за консультацией к доктору.
  • Новорожденный мало лежит на животе. Он почти не учится переворачиваться, опираться на ручки, уверенно держать голову, отталкиваться ножками. Без обученности этим навыкам ребенок ползать не сможет.
  • Патологические состояния. Неврологические отклонения, проблемы с мышцами, позвоночником, шейным отделом, тонус мышц мешают младенцу развиваться в нормальном ритме.
  • Недоношенность. Груднички, рожденные до 38–40-й недели беременности, слабые, развиваются с задержкой. Пропускают этап ползания или начинают осваивать движения на один–два месяца позже, чем доношенные.
  • Травмы. Малыш упал, сломал ножку, ручку, получил растяжение. Обучение ползанию можно начать после полного восстановления тканей. Страх падать, оставаться без поддержки может сохраняться пару месяцев, если травма была серьезной.
  • Характер. Спокойный, безынициативный ребенок чаще всего ленится ползать, а шустрый и самостоятельный делает первые попытки убежать от мамы по-пластунски в 4–5 месяцев. Хотеть ползать, рано бегать свойственно гиперактивным ребятишкам.
  • Стесненность пространства. Если ребеночек постоянно находится в кроватке, манеже, на руках у мамы, то ползать ему просто негде. Расширьте территорию для познания мира, и малыш захочет потянуться к незнакомому предмету, самостоятельно доползти до окна, игрушки.

  • Раннее приучение к ходункам. Малышу нравится ходить, все пространство — как на ладони, зачем же обязательно ползать? Но без этого навыка освоить прямохождение гораздо труднее. Сажайте ребеночка в ходунки после 8 месяцев, когда он научится передвигаться по-пластунски. Так вы сбережете позвоночник грудничка, дадите возможность исследовать квартиру сначала снизу, а потом сверху.
  • Гиперопека. Мама находится рядом 24 часа в сутки, подносит по первому требованию игрушку, соску, пузырек. Младенцу не нужно уметь самостоятельно добираться до предметов – покричит, и все принесут.

Если виновником лени малыша являются факторы, которые зависят от взрослых (внимание, замкнутое пространство), устраните их немедленно. При наличии источника проблемы в слабом здоровье, патологических состояниях, придется обращаться за советом к доктору, проходить лечение, делать массаж и гимнастику, чтобы подготовить малыша к ползанию быстрее

Во сколько дети начинают ползать?

Когда организм ребенка к этому готов!

Окно достижения навыка ползания на руках и коленях достаточно широкое: от 5,2 до 13,5 месяцев.

Все ли дети ползают на четвереньках?

Что не влияет:

  • Размеры тела;
  • Пол ребенка.

  • Попытался, но не смог выполнить
  • Смог выполнить
  • Отказался выполнить

  Этапы ползания

  1. Лежит на животе, опираясь на вытянутые руки (поднимает туловище)
  2. Использует руки для подтягивания вперед (ползание по-пластунски)
  3. Использует все четыре опоры (ладони и колени), живот не касается опираемой поверхности
  4. Садится из положения на четвереньках
  5. Встает на четвереньки из любого положения
  6. Самостоятельно встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад
  7. Пытается менять точки опоры, передвигая их (начало ползания на руках и коленях)
  8. Поочередно и уверенно меняет опору на руки и колени
  9. Может на четвереньках двигаться назад

 Польза ползания

  • укрепление мышц и формирование опорно-двигательного аппарата
  • развитие зрительного аппарата
  • формирование зрительно-двигательной координации
  • развитие мозга, синаптических, межклеточных нейронных связей
  • закладка навыков пространственной ориентации

Как научить ребенка ползать?

  1. Выделите место на полу, где ребенок сможет передвигаться удобным ему способом
  2. Обезопасьте это место, покрыв поверхность нескользящим материалом и убрав все небезопасные предметы, который ребенок может взять в рот, пролить или опрокинуть. На розетки поставьте заглушки, провода уложите в кабель-каналы и т.д. На предметы мебели установите специальные ограничители (заглушки, патрули), которые либо не позволят ребенку открывать дверцы/ящики, либо помогут не прищемить его пальчики.
  3. Создайте поле для действий. Выделите ящик (полку, шкафчик и т.п.), доступный для малыша с интересными для него предметами. Меняйте их, если они больше не привлекают его внимания или они просто надоели.
  4. Будьте примером или познакомьте с теми, кто уже умеет ползать. Не известно, что сработает: пример для подражания или дух соперничества.

(
оценок; рейтинг статьи )

Основные этапы ползания на животе и по пластунски. Какие средние нормы развития ребенка по месяцам?

Многих родителей интересует вопрос, когда же именно их малыш поползет.

Кто-то пытается форсировать этот процесс и подгоняет ребенка, но хотя заниматься с чадом все же нужно, как и тренировать его рефлексы, однако организм каждого из них индивидуален.

Поэтому не нервничайте сами и не дергайте малыша, если в срок, указанный в книге, он и не подумает ползти.

Постарайтесь распознать, стремится ли к перемене двигательной активности ваш кроха, а поможет вам в этом определение основных этапов ползания, которые ему все придется пройти до того, как начать быстро «бегать» на четвереньках.

Первый этап наступает, когда малыш, перевернувшись на живот, пытается хоть как-то продвинуться вперед в этом положении.

Так что, по сути, он учится ползти на животике. Происходит такой процесс за счет того, что ребенок сучит ножками и ручками, потом опирается на ручки и подтягивает тем самым свое туловище. Так будут укрепляться локтевые суставы и сгибающие мышцы рук, поскольку на них и идет основная нагрузка. Такое ползание «по-пластунски» может быть направлено не вперед, а, к примеру, в сторону или даже назад — как уже будет получаться. Передвигаясь, словно маленький червячок, малыш пытается добраться до того, что ему интересно или нужно, задействовав минимум энергии.

Следующий этап является промежуточным.

В нем потихоньку начинают участвовать и ножки, которые сначала были каким-то непонятным балластом. Малыш может выставить вперед ручки и пытаться подтянуть ножки по одной, или же встать на четвереньки и раскачиваться какое-то время взад-вперед.

Есть детки, которые резко приставляют ножки и прыгают, будто неуклюжий лягушонок, могут отползать и в обратном направлении или передвигаться по кругу.

Очень скоро все эти забавные попытки перерастут в настоящее полноценное ползание.

Когда ребенок освоит перекрестное ползание, одновременно выдвигая с правой ручкой левую ножку, а потом слаженно и четко сменяя их на противоположные, это и будет третий и последний этап развития этой двигательной активности. Сумев преодолеть эту ступеньку, малыш уже уверенно и быстро передвигается на четвереньках, полностью контролируя координацию своих движений.

Тем не менее, и эти этапы, и сами сроки ползания являются скорее примерными, ведь ваш ребенок может развиваться совершенно по-своему и поползти не в положенное время, а немного позже или раньше, пропустить какой-то из этапов и т. д.

А средние нормы вы можете знать, чтобы иметь возможность просто на них ориентироваться, наблюдая за развитием своего малыша:

  • считается, что ребенок должен перевернуться на живот приблизительно в четыре месяца;
  • к пятому месяцу он будет уже уверенно и высоко поднимать верхнюю часть туловища, стараться опереться на ручки и ползти по-пластунски;
  • на пятом-шестом месяце малыш обычно проходит промежуточный этап ползания;
  • а к седьмому-восьмому осваивает ползание на четвереньках.

Не расстраивайтесь, если ваш ребенок немного отстает от этих норм, но при этом является здоровым и активным малышом

Обратите внимание на то, что девочки всегда немного опережает мальчиков в развитии, а для недоношенных деток нормы будут сдвигаться минимум на два месяца.

Как дети ползают

Существует два способа ползания. Зачастую один предваряет второй, но совершенно точно каждый из них по-своему полезен и является необходимой ступенью развития, способствуя укреплению опорно-двигательного аппарата.

  1. По-пластунски. Требует от малыша значительных трудозатрат. Продвижение вперед достигается за счет отталкивания ногами и подтягивания на руках.
  2. На четвереньках. Учит держать равновесие и координировать движения нижней и верхней половины туловища. Вызывает бурный восторг, поскольку позволяет быстро и, что самое главное, без посторонней помощи преодолевать значительные по меркам ребенка расстояния и достигать желаемого.

Упражнения

Общеукрепляющие упражнения направлены на обучение ребенка ползанию и ходьбе за счет тренировки мышц спины, рук и ног.

Обратите внимание на следующий комплекс заданий, делайте их каждый день, сразу после сна или за 2–3 часа до ночного отдыха. Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

А вот, какой результат после этих упражнений получился у малышки спустя 2 недели:

Укрепляем мышцы рук

Задача ребенка: опираться на одну руку, приподнимая вверх другую. Повесьте над головой малыша яркую картинку, игрушку. Младенца выложите на живот. Пусть заинтересуется погремушкой и потянется к ней ведущей рукой, оставляя внизу опорную.

Учимся опираться на обе ручки

Выкладывайте ребенка на живот, показывайте игрушку, постепенно поднимая ее вверх. Чтобы закинуть голову высоко, младенец будет опираться на руки, вытягивая их.

Тренируем вестибулярный аппарат

Положите кроху на пол или кровать, под животиком должен находиться валик из полотенца или тонкого одеяла. Перед ручками нужно расставить игрушки, пусть тянется к ним, рассматривает и трогает. Ножки будут свободны.

Покажите, как перевернуться

Потребуется, если младенец плохо переворачивается в 6 месяцев

Потяните ребенка за руку в одну сторону из положения лежа на спине, осторожно уложите на бок, потом на живот. Повторите упражнение в другую сторону

Стимулируем ползание

Положите ребенка на свернутый матрас, чтобы руки были свободны, а колени упирались в пол

Осторожно двигайте матрас к себе. Ребенок будет передвигать ногами вместе с опорой, чтобы не упасть

Учим переставлять ручки

Нужно захватить ножки малыша в положении лежа на животе, помочь подняться на руки.

Положить перед глазами ребенка игрушку чуть в стороне, заинтересовать. Малыш захочет потянуться, переставит руки. Поддерживайте корпус ребенка, чтобы он не упал лицом вниз.

Делаем упражнение «Лягушонок»

Младенец лежит на животе. Мама встает сзади, берет в руки детские ножки, сгибает их в коленях так, как плавает лягушка. Ребенок научится отталкиваться от опоры, проползет пару сантиметров по-пластунски.

Тренируем стойку на коленях

Держите грудничка, ставьте на согнутые колени и удерживайте в таком положении. Перед выполнением упражнения нужно постелить на пол мягкий плед.

Учимся стоять на четвереньках

Потребуется фитбол небольших размеров. Малыш укладывается на мяч животом, ножки и ручки упираются в пол. Маме следует помогать малышу удерживать равновесие, приучать отталкиваться стопами от пола.

Учимся ползать на четвереньках

Правильно делать вдвоем. Один родитель передвигает ножки, другой — ручки. Можно поддерживать ребенка за животик, чтобы малыш не терял равновесие.

Каждому — свои нормы

По мере того, как ваш малыш будет расти и укреплять мышцы ползанием, он будет совершенствовать свои навыки передвижения. Как теперь меняется его мир!

Сколько всего интересного можно увидеть и достать! Мир сверху вниз воспринимается намного интереснее, чем снизу-вверх.

Поэтому с момента, когда ребенок начал ползать на животе, этот навык будет совершенствоваться, проходя разные этапы, пока малыш не научится полноценно ползать:

  1. Начало.

Ребенок ползает по-пластунски, очень неуклюже: одной ногой, боком, или вовсе — задом.

  1. Четвереньки.

Малыш поднимается с живота на ручки и ножки, учится передвигать их: сначала ручки (вместе или поочередно), затем переставляет ножки (пока вместе), обычно «с разгона» — раскачавшись.

  1. Очередность.

Грудничок учится переставлять ручки по одной, затем подвигать ножки по одной. И только после этого координация совершенствуется до одновременных перекрестных движений, которые мы называем ползанием.

Не каждый малыш проходит все этапы, в такой последовательности. Но это вовсе не значит, что что-то не в порядке. Просто у него свои особенности.

Главное, чтобы это происходило своевременно именно для вашего ребенка. Потому что ответов на вопрос — во сколько дети начинают ползать на животе — много.

И каждый из них учитывает состояние здоровья, вес, активность, другие факторы. Кто-то превращается в маленького ужика уже к 4 месяцам, а кому-то непросто поползти и в 6.

Поэтому хочу вас успокоить: если ребенок ползает по-пластунски в 8 месяцев, это не обязательно говорит о серьезных отклонениях. Вполне возможно, что:

  • Ребеночек от природы не очень активен, нерешителен, его нужно стимулировать чем-то занятным;
  • Он крупный, много весит — просто тяжело поднимать свой вес;
  • Возможно, ребенок 8 месяцев ползает на животе, потому что просто не понимает, как поднять свое тело на четвереньки;
  • Мама не дает свободы для передвижения. В кроватке далеко не уползешь.

Как правильно развивать ребенка и обеспечить ему пространство для своевременного освоения всех навыков: переворотов, ползания, ходьбы — смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Что это такое?

Синдром навязчивых движений у детей — это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.

Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:

  • грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
  • скрежетать зубами;
  • мотать головой из стороны в сторону;
  • раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
  • взмахивать или трясти руками;
  • щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
  • обкусывать собственные губы;
  • моргать и жмуриться без причины;
  • выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.

Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.

Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:

  • сильный стресс;
  • долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
  • тотальные ошибки в воспитании — попустительство или чрезмерная строгость;
  • дефицит внимания;
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена детского сада, отъезд родителей и их долгое отсутствие.

Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.

Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.

Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.

А правильно ли ползает мой малыш

В соответствии с российскими медицинскими нормами, ребенок должен начинать пытаться ползти в 6-7 месяцев. Полноценным передвижением это не назовешь, кроха совершает первые неуверенные движения.

Но этому этапу предшествует переворачивание на животик и оттачивание способности держать головку. Естественно, что чем раньше малыш сам научиться держать головку, тем быстрее ему захочется научиться передвигаться.

Процесс можно условно разделить на несколько стадий:

  • Ползание на животе. Кроха напоминает маленького червячка, он очень старается переместить свое тельце вперед, но еще не знает, как это сделать.

    Ножками он еще пользоваться не умеет, передвижение происходит только за счет рук, поэтому вся нагрузка приходится на мышцы ручек.

  • Промежуточный этап: малыш понимает, что ноги тоже можно задействовать. Ребенок опирается на ладошки и коленки, он учится подтягивать ножки. Именно в это время некоторые карапузы начинают вести себя нетипично: ползти задом наперед, с подволакиванием ножек и т.д.
  • Стадия уверенного передвижения: кроха резво ползает, все его движения отличаются четкостью и слаженностью.

Почему же ребенок предпочитает ползти назад? Причин может быть несколько. Во-первых, для малыша нет понятия “нормальности”. Он считает, что все делает правильно. И вам стоит перенять его уверенность: развитие вашего чада идет своим чередом, и оно необязательно должно происходить так же, как у других деток.

Во-вторых, передвигаться задом наперед для некоторых малышей проще, так как их мускулатура еще слабенькая. В этом случае вы можете помочь своему непоседе укрепить мышцы для “правильного” передвижения и показать ему, что ползать вперед не менее интересно.

Но даже если ничего не предпринимать, со временем ребенок сам научиться ползать в правильном направлении.

Отказ от ползания: есть ли повод насторожиться

Умение двигаться ползком очень важно для развития младенца. Если ребенок не хочет ползать, не стоит пропускать это мимо внимания, рассматривая ползание просто как переходный этап между сидением и ходьбой. Ведь когда малыш начинает ползать, формируются первые признаки самостоятельности, он располагает большей свободой и возможностями

Ведь когда малыш начинает ползать, формируются первые признаки самостоятельности, он располагает большей свободой и возможностями.

Кроме этого ползание очень полезно для:

  • тренировки мышц спины и конечностей;
  • формирования скелета и развития опорно-двигательного аппарата;
  • развития координации движений и умения ориентироваться в пространстве;
  • подготовки к прямостоячей ходьбе;
  • улучшения психомоторного развития (при ползании с опорой на ладошки ребенок получает большое количество тактильных ощущений);
  • развития нервной системы, головного мозга.

Умение ползать влияет на развитие полушарий головного мозга, между ними устанавливается прочная взаимосвязь и не наблюдается преобладания одного из них над другим. Дети, научившиеся перемещаться ползком, обладают способностями, как к точным, так и к гуманитарным наукам, имеют творческие задатки.

Невропатологи считают, что период ползания более важен для развития нервной системы ребенка, чем первые шаги.

Также умение ползать положительно влияет на своевременное развитие речи, отсутствие логопедических проблем.

Поэтому при отсутствии у малыша желания ползать в возрасте 8 месяцев, желательно установить причину такого поведения и постараться исправить ситуацию (нужно помнить, что период, во сколько начинают ползать мальчики, может наступить немного позже).

Нежелание двигаться ползком может быть вызвано несколькими факторами.

  1. Проблемы со здоровьем. Может наблюдаться слабость мышц, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, нервной системы.
  2. Темперамент. Дети в разной степени проявляют свою любознательность и активность. Некоторым больше нравится наблюдать, чем пытаться достать и потрогать предмет. Такой малыш не выражает особого интереса к ползанию.
  3. Нахождение в закрытом пространстве. Проводя большую часть времени в кроватке, малыш просто не понимает, что за ее пределами есть большой и интересный мир, который он может изучать.
  4. Ребенку не дают полежать на животе. Выкладывать ребенка на живот специально — не нужно, а вот стимулировать его активность  нужно любыми способами.
  5. Вес. Даже полные детки будут стараться двигаться всеми доступными способами. Чаще всего крупный ребенок не ползает на четвереньках, поскольку ему трудно удерживать свое тело.
  6. Нет потребности в ползании. Слишком старательные родители настолько опекают свое чадо, что спешат помогать ему в любой ситуации. У младенца просто нет необходимости пытаться что-то достать, ведь мама услужливо преподносит все, к чему только он проявляет интерес.

В большинстве случаев причина нежелания ползать не является очень серьезной и проблему можно решить. Главное знать, как научить ребенка ползать и проявить немного терпения.  

Нужно ли учить ползать?

Не следует насильно заставлять малыша лежать на животе, но постепенно необходимо приучать, готовя его к ползанию. Ведь это очень важный период не только для физического развития, но для подкорковых структур мозга. В частности, мозговая дисфункция, являющаяся последствием тяжелых родов или родовой травмы, в период ползания до некоторой степени компенсируется. Во время этого действия малыш укрепляет костно-мышечную систему, тренирует руки, плечи, локти и запястья. Поэтому ползающие дети больше развиты физически, чем груднички, пропустившие этот этап. Тренировка связок запястий и кистей рук пригодится для развития мелкой моторики.

Такие малыши быстрее научатся держать правильно ложку и карандаш. Кроме того, ползая, ребенок учится ориентироваться в пространстве и управлять телом. Таким образом, этап ползания полезен и важен, его необходимо поощрять и поддерживать. Если ваш наследник самостоятельно выбрал манеру ползания, то ему лучше не мешать – советует детский врач Е. Комаровский. Ребенок ползает назад или при помощи одной ноги – это не имеет значения, он выполняет свою индивидуальную программу развития. Во время этого процесса у малыша закладываются первые навыки пространственной ориентации.

Почему малыш до сих пор не пополз?

Причины, почему ребенок никак не желает начать ползать, могут быть самыми разными, а в некоторых и вовсе виноваты сами домочадцы:

  1. Родители, бабушки и дедушки не предоставляют достаточно свободы. Согласитесь, сложно двигаться, если все твои передвижения ограничены пределами манежа, коляски, кроватки или вовсе руками взрослых.
  2. Подавая ребенку желаемое по первому писку, мы оказываем ему медвежью услугу, лишая мотивации ползать. Куда проще требовательно закричать, нежели попытаться добраться до цели самостоятельно.
  3. Особенности характера. Дело может быть в том, что в вашей семье на свет появился не активный путешественник, а спокойный созерцатель.
  4. Складочки на тельце и пухлые щечки — это очень мило, но вес может мешать двигаться.
  5. Если вас что-то настораживает в поведении сына или дочери, малыш кажется слишком вялым или слабеньким — это повод немедленно обратиться к врачу. Если ортопед и невролог подтвердят, что со здоровьем полный порядок и их пациент просто ленится, можно переходить к активным действиям.

Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко

Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.

Когда пора ползать?

Согласно научным исследованиям полноценно развивающийся ребенок в шесть-семь месяцев, иногда несколько позже, начинает ползать. Однако некоторые малыши пропускают этот этап развития. Родители считают, что ползать не обязательно и приучают его к ходункам. Они предполагают, что так он быстрее разовьется интеллектуально и физически. В результате малыш начинает ходить, минуя этап ползания. Кроме того, родители привыкают, что ребенок должен спать на спине и во время бодрствования забывают переворачивать его на животик.

В итоге он привыкает к такой позе, при переворачивании на живот начинает капризничать, и мама возвращает его в привычное положение. Мышцы конечностей, которые постепенно должны укрепляться, остаются без тренировки. И к положенному сроку в лучшем случае ребенок начинает ползать назад или совсем этого не делает.

Учим ползать правильно

Ребенок ползает назад, а как научить вперед и можно ли это сделать? Прежде всего надо запастись терпением. Чтобы малыш освоил новый навык требуется определенное время. Следующие рекомендации помогут справиться собственными силами:

  • Необходимо оценить качество покрытия, на котором передвигается ребенок. Поверхность должна быть приятная и не скользкая.
  • Положите перед ним любимую игрушку и пусть он до нее дотянется. Однако помогать ему при этом не следует.
  • Поощряйте и хвалите малыша, когда он ползает правильно.
  • Покажите своим примером, как надо двигаться.

Самое главное, чтобы малышу было весело и интересно учиться ползать вперед, а для этого требуется уделять таким занятиям много времени.

Как подготовить малыша к ползанию

Усредненная статистика говорит о том, что к ползанию малыш готовится к 6-7 месяцам жизни, при этом, часть малышей начинает ходить, так и не начав ползать. Врачи же рекомендует отнестись к данному этапу развития малыша серьезно и помочь малышу освоить данный навык.

Для того, чтобы помочь освоить малышу навык ползания можно использовать размещенное в сети видео как научить ребенка ползать, а также принять во внимание следующие рекомендации:

Необходимо готовить малыша физически

Для чего следует проводить системный массаж, уделяя особое внимание мышцам спины, рук, шеи, ног. Так как в процессе ползания ребёнок будет задействовать практически все мышцы тела.

Для стимулирования процесса передвижения ребёнка необходимо задействовать все имеющиеся факторы. Заинтересовать малыша можно своим примером, ползая рядом или показывая ребёнку яркую, интересную игрушка, которую он сможет достать если доберётся до неё.

Оборудуйте место для ползания малыша. Место для ползания должно быть чистым, безопасным и теплым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector