Когда ребенок начинает ползать и как его этому научить

Содержание:

Важность ползанья для развития ребёнка

Ползанье чрезвычайно важно для развития малыша. Когда ребенок начинает ползать, запускается множество процессов в его мозгу

Прежде всего они связаны с поддержанием равновесия, координацией движений и передачей нервных импульсов к рукам и ногам. Без этого невозможно полноценное развитие центральной нервной системы.

В результате первых попыток поползти задействуются оба полушария мозга. Это влияет на развитие:

  • речевых навыков;
  • умения читать и писать;
  • умения считать;
  • способности к обучению;
  • умения логически мыслить.

Конечно, все перечисленные способности будут формироваться гораздо позже. Но основа для них закладывается именно в это время.

Кроме того, умение встать на четвереньки и поползти способствует:

  • обучению использования нижнего поля зрения и зрительного восприятия в целом – ребенку приходится визуально исследовать окружающие его предметы, оценивать расположенную под ним поверхность, огибать препятствия;
  • совершенствованию тактильного восприятия – ведь малых чувствует ручками поверхность, по которой передвигается;
  • освоение ориентирования в пространстве, без которого немыслима повседневная жизнь любого человека;
  • тренировка мышц рук, ног и туловища за счет поступления на них умеренной нагрузки.

Именно поэтому умение ползать гораздо важнее умения стоять и ходить.

Учим ребенка ползать.

Как научить ребенка ползать? – именно такой вопрос волнует многих родителей. Первым делом – следует пробудить у малыша желание изучить какой-либо объект, нужно дать ему подобную возможность. Окружите малыша различными интересными игрушками и вещами (крышка от кастрюльки, кстати, весьма интересная вещь), а еще дать ему определенную свободу передвижения за пределами манежа либо кровати. Наиболее действенный метод расшевелить младенца – это не демонстрировать как нужно двигаться, а представлять ему занятные стимулы.

Ползать детки начинают в среднем уже в 6-7 месяцев, однако готовиться к данному важному процессу надлежит заранее. Давайте, рассмотрим все детально

3 месяца

Если в этот период малютка еще не научился свободно держать голову, нужно почаще укладывать его на животик плюс положить перед ним разнообразные интересные предметы. Подносить малыша к увлекательным предметам в квартире, дабы он рассматривал . Ко всему прочему, следует пройти курс специального массажа для симуляции моторных функций (особенно если имеется мышечный гипо- или гипертонус) и укрепления мышечной системы. Доктор при надобности может снять мышечные зажимы, мешающие свободе движений младенца. Помимо того, в 3 месяца и полгода необходимо побывать у невропатолога, который уже оценит состояние малыша (точнее его нервной системы).

4 месяца

Предлагайте ребенку разные удобные предметы. В данном возрасте малыш увлекается своими ножками. Попытайтесь научить его себя брать за ножки и дотянуть их аж до рта – это занятие сильно нравится малюткам.

5 месяцев

Малыш начинает передвигаться в пространстве. Вначале попытайтесь научить младенца повернуться на бочок за увлекательной игрушкой, применяйте звучание погремушки, чтобы ребенок начал передвигаться в подходящем направлении. Чтобы помочь малышу перевернуться на бок, следует заводить ему коленку на бочок (из положения на спине), дабы он сам сумел завершить поворот корпуса.

6 месяцев

Продолжайте учить его вращениям плюс разным поворотам и в 6 месяцев. Если малютка еще не сел самостоятельно (норма 6-8 месяцев), то помогите ему выполнить это. Однако, не тяните к себе за руки, а через бок, перебирая его ручками.

7 месяцев

По идее, уже в 6-7 месяцев детки начинают ползать:

  • по-пластунски;
  • на четвереньках;
  • и на попе.

Перед тем, к ползанию уже приступить (классика – на четвереньках), ребенок пару недель на четвереньки уже пробует встать, забавно раскачиваясь всем корпусом. Чтобы подтолкнуть к процессу, приманивайте к игрушкам и бытовым вещами лежащего на животике малыша. Требуется играть с ребенком во всевозможные пальчиковые игры:

  • сорока-ворона;
  • ладушки;
  • топотушки;
  • также прочитывайте ритмичные стишки;
  • слушайте с ним детские песенки.

Разрешено соорудить туннель либо барьер, чтобы малыш начал ползать по-пластунски или на четвереньках. Малыши обожают переползать обычно через маму/папу, а еще ползти от папы к маме и назад. Поэтому, присутствие родного взрослого – сам по себе превосходный стимул в целях передвижения.

8 месяцев

Если ваш ребенок в 6-7 месяцев пополз, то 8 месяцев — время упоенного ползания плюс попыток вставать с опорой. Если в данном возрасте малыш избегает энергичных движений, а пробует с помощью вопля достигать желаемого – данное или проявление характера, или итог двигательных затруднений. Не переставайте учить малыша брать предметы самостоятельно. Лишним не будет и вторичный курс оздоровительного массажа.

9 месяцев

Ну а в 9 месяцев все детки (99%) выражают желание принять вертикальное положение (на ножки встать). Кстати, силой поднимать малыша запрещено, но поддержать, если крошка пытается встать, разрешено. Если малютка еще пока всего лишь ползает – это также естественно

Важно дать ему в данном возрасте побольше места для перемещения, интересные вещи и предметы, каковые хочется схватить

Практически все дети уже около года умеют стоять сами, только 1-ые шаги любой делает в свой срок, отчего не стоит подгонять малыша, всё наступит в свое время.

Развитие ребенка в 7 месяцев. Речевые навыки и общение

С точки зрения речевых способностей, развитие ребенка в 7 месяцев повторяет и закрепляет навыки, приобретенные младенцем в шестимесячном возрасте. Прислушайтесь, что лепечет ваш малыш, когда находится один в привычной обстановке, пребывая в спокойном настроении. Так же как и в 6 месяцев, семимесячный ребенок болтает, демонстрируя весь свой «репертуар». В результате у него получаются звуковые образования, которые отделяются друг от друга четкими паузами и имеют звучание, похожее на «е-е-е», «гэ/хэ», «э», «ге/хе», «е-па», «да-дэ», «да-та», «гррр», «мем-мем-мем». Не страшно, если из уст своего малыша вы услышите не все приведенные здесь гласные и согласные звуки. Гораздо важнее, чтобы он произносил их с изменяющейся силой звука и высотой тона, при этом отдельные звуки выделяя ударением.

Важной отличительной чертой развития ребенка в 7 месяцев является и то, что он в данный период начинает внимательно наблюдать за действиями близких взрослых. Чтобы проверить это, в момент, когда малыш не отвлекается на других людей или не занят игрушками, на расстоянии двух метров от него сложите большой платок или пеленку

Семимесячный ребенок поворачивается к матери, направляет взгляд на ее руки и внимательно наблюдает за тем, что она делает. Теперь малыш не останавливает больше взгляд в первую очередь на лице человека, а с интересом рассматривает отдельные части тела и их движения.

Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 8 месяцев?Советуем посмотреть:

  • Видеокурс: Воспитание ребенка до года. С чего начинать?
  • Вебинар: Что делать если ребенок плохо спит?

https://youtube.com/watch?v=AztM32szaOo

https://youtube.com/watch?v=jaGS52Cg59I

Осваиваем «ползание» в 4 этапа

Кроме общих советов по осваиванию нужного навыка, существует еще и ряд упражнений, помогающих ребенку освоить навык ползания. Мы предлагаем вам с ними ознакомиться.

1 занятие: формируем опору на руки

Оно необходимо ребенку в 6 месяцев для того, чтобы он смог самостоятельно приподниматься на руках. Чтобы помочь ему освоить это умение, положите ребенка на животик, а игрушку -(«объект» вожделения) повесьте у него над головой.

Желая схватить игрушку, кроха будет тянуться к ней и автоматически подниматься на руках.

2 занятие: укрепляем вестибулярный аппарат

Скатайте валик из одеяльца и аккуратно разместите его под грудью малыша — так, чтобы ручки и голова как бы свисали с него, а ножки и животик лежали на поверхности. Чадо, очутившееся в данной «ситуации», сможет не только поворачивать голову, но и брать ручками окружающие предметы.

3 занятие: стоим на четвереньках

Валик, который вы скатали до этого, подложите ребенку под живот и грудь, при этом его руки и ноги будут свисать над полом. Как результат: ваше чадо захочет опереться на них на уровне инстинкта и автоматически встанет на четвереньки.

4 занятие: ползаем на четвереньках

Вам потребуется помощь еще одного человека, при этом вы будете ответственным за работу ручек малыша, а приглашенный «специалист» — за движения его ног. Поставьте кроху на четвереньки прямо на пол, положите перед ним яркую игрушку, а затем начинайте «ползти» все вместе, двигая вперед сначала левую руку малыша, затем правую ногу, потом правую руку и, наконец, ногу левую.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Вовремя приступили к лечению

Даша – яркий пример того, когда лечение начали вовремя. Как правило, в первые месяцы жизни большинство легких неврологических нарушений компенсируются без постороннего вмешательства. Но если к полугоду родителей что-то настораживает в поведении ребенка, или они замечают, что развитие идет с отставанием, это серьезный повод обратиться за консультацией к неврологу. Особенно это относится к детям, появившимся на свет в результате кесарева сечения, если у мамы были осложнения во время беременности и родах, или ребенок находился какое-то время после родов под наблюдением врачей. 
Оксана Малышева, врач-невролог, рефлексотерапевт, заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ижевского филиала «Реацентра»

Реакция на лечение будет в любом возрасте. Но у детей раннего возраста самые большие восстановительные возможности и высокая чувствительность к методу. И большинство нарушений можно компенсировать

В «Реацентре» оказывают консультативную помощь и здоровым детям, начиная с рождения. Консультации невролога, мануального терапевта, психолога, сеансы медицинского массажа – все это позволит своевременно предупредить задержки предречевого, речевого, психического или моторного развития.

В 5-7 лет, во время подготовки к школе, специалисты центра помогут скорректировать последствия травм, возможные возрастные нарушения осанки, поведение, эмоциональное состояние ребенка, речевые нарушения. А также оценить потенциал здоровья нервной системы ребенка и с учетом этого определиться с выбором школы и учебной нагрузкой.

– Мы планируем пойти в садик, – голос Анны начинает дрожать. – Даше уже путевку дали. Но пока она не очень уверенно ходит самостоятельно, и я переживаю, что заденут, упадет. Пусть окрепнут ножки, и появится уверенность. Чуть попозже пойдем в садик – обязательно. Это чудо, что дочка сейчас ходит, общается с нами, рисует, играет, как и ее сверстники! 

Поможет ползать массаж

Лучше всего, если массаж будет проводиться квалифицированным медицинским работником. Но простые движения для укрепления мышц вполне могут делать родители малыша. Самое главное, никогда не забывать, что младенец обладает очень нежной кожей, которая склонна к раздражению. Поэтому в условиях дома маме или папе следует ограничить массажные движения исключительно поглаживанием.

Важно делать массаж на твердой горизонтальной поверхности, какой является, например, пеленальный столик. Ручки малыша нужно поглаживать внутри и снаружи, движения должны быть направлены от кистей к плечам. Массаж ножек проводится также от дистальных частей к проксимальным, то есть от стопы до бедра

Коленные суставы при этом задевать не следует. После чего малютку нужно перевернуть на животик, и начать поглаживание спинки движениями вверх и вниз. Если всё проходит хорошо, то можно сделать легкую разминку мышц в той же последовательности, в которой описаны поглаживания

Массаж ножек проводится также от дистальных частей к проксимальным, то есть от стопы до бедра. Коленные суставы при этом задевать не следует. После чего малютку нужно перевернуть на животик, и начать поглаживание спинки движениями вверх и вниз. Если всё проходит хорошо, то можно сделать легкую разминку мышц в той же последовательности, в которой описаны поглаживания.

Способы и этапы ползания

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Упражнения, стимулирующие ползание на четвереньках

О том, как научить ребенка ползать, должна знать каждая мама. Начиная с шести месяцев, педиатры рекомендуют включать в ежедневный комплекс гимнастики следующие упражнения:

  • Стойка на выпрямленных руках с поддержкой взрослого;
  • Сгибание коленей и выполнение стойки на четвереньках;
  • Постепенное вставание на колени (это упражнение поможет ребенку научиться не только ползать, но и садиться из положения на четвереньках);
  • Ходьба на руках при поддержке взрослого.

Выполнять эти упражнения рекомендуется на твердой поверхности: на полу или в манеже, предварительно постелив чистое одеяло и пеленку.

С использованием матраса

Для выполнения понадобится тонкий детский матрас. Его скручивают валиком, на этот валик помещают грудку младенца. Ножки остаются на полу. Взрослый стоит напротив ребенка, аккуратно берет валик за оба конца и начинает постепенно подтягивать его к себе. Ребенок начинает передвигать колени, имитируя ползание.

Стойка на выпрямленных руках

Это упражнение иногда называют «тачка». Ребенок лежит на животе на твердой поверхности

Взрослый осторожно приподнимает младенца за нижнюю половину туловища и немного подталкивает вперед, как будто ножки малыша – это ручки тачки. Ребенок реагирует на это поочередными движениями выпрямленных рук

Стойка на четвереньках

Перед тем, как помочь ребенку научиться ползти правильно, родители должны поставить его на четвереньки и научить сохранять равновесие в этом положении. Для выполнения этого упражнения понадобятся двое взрослых. Грудничка ставят так, чтобы он упирался в пол ладонями и коленями. Один взрослый по очереди передвигает ручки ребенка, другой – ножки. Постепенно юный ученик начинает понимать, как следует двигаться, и вскоре встает на четвереньки самостоятельно. Главное, чтобы взрослые передвигали конечности малыша согласованно, в едином ритме, тогда ему будет легко поползти.

Обычно дети сначала встают на четвереньки, только потом учатся самостоятельно садиться

Стойка на коленях

Упражнение помогает перейти от ползания «по-пластунски» к активному передвижению на коленках. Взрослый обхватывает грудничка одной рукой подмышками, второй – аккуратно сгибает маленькому ученику колени и опускает их на пол или на диван. Когда младенец научился поддерживать равновесие в этом положении, можно показать ему, как поочередно передвигать колени, чтобы двигаться вперед. Упражнение хорошо развивает координацию движений и помогает тем детям, которые сразу пытаются подняться на ноги, не вставая на коленки (малыши 6-7 месяцев делают эту ошибку довольно часто).

Как переставлять руки

Есть много упражнений для ползания ребенка, это одно из самых эффективных. С ребенком 4-5 месяцев можно выполнять облегченную версию «тачки». Делать это можно на столике для пеленания с бортиками или на обычном столе, застеленном чистым одеялом. Взрослый берет кроху, поддерживая одной рукой под грудью, второй – за ножки. Если все выполняется правильно, малыш упирается ладошками в стол. Когда взрослый немного подталкивает грудничка вперед, он начинает поочередно переставлять руки. Это движение помогает маленькому ученику освоить правильное движение верхних конечностей при ползании на животе и на четвереньках.

Ежедневная зарядка поможет малышу стать сильнее и развить координацию движений

Значение ползания в детском развитии

Нельзя недооценивать пользу умения передвигаться ползком. Если ребенок совсем не желает ползать, необходимо обратиться к специалисту.

Формирование первых признаков самостоятельности происходит именно тогда, когда малыш сам начинает ползать. В это время он чувствует больше свободы и сам решает, чем ему заняться.

Польза ползания выражается в следующем:

  • тренировка мускулатуры спины и конечностей;
  • развитие опорно-двигательного аппарата и правильное формирование скелета;
  • подготовка к ходьбе;
  • развитие способности ориентироваться;
  • координация движений;
  • участие в становлении нервной системы;
  • улучшение психомоторного развития.

Умение ползать благоприятно сказывается на работе головного мозга. Устанавливается крепкая взаимосвязь между двумя полушариями. Ребенок, который научился двигаться ползком, имеет творческие зачатки и способности к точным, гуманитарным наукам.

Неврологи считают, что ползание имеет более важное значение в развитии детской нервной системы, чем ходьба. Кроме того, ползание благоприятно сказывается на речевом развитии.

Нужно ли учить ребенка ползать?

Как упоминалось выше, ползание является врожденным рефлексом. Учить малыша ползать не надо. Вполне достаточно делать несложные упражнения и создать нужные условия для того, чтобы ребенок научился ползать самостоятельно. Необходимо лишь наблюдать за своим чадом и направлять его действия в правильное русло.

Чтобы вызвать у ребенка желание ползать, необходимо делать следующее:

  • чаще выкладывать на пол, расставляя вокруг него яркие и интересные игрушки;
  • подбадривать малыша;
  • показывать ему, как надо ползти (в этом очень хорошо могут помочь старшие детки);
  • делать общеукрепляющий массаж (при наличии проблем со здоровьем лучше воспользоваться услугами детского массажиста);
  • делать легкую гимнастику;
  • носить в правильном положении на руках.

Не нужно забывать про меры предосторожности. Ребенка стоит класть только на чистый пол, предварительно покрытый покрывалом. Кровать или диван не подойдут

Все острые и маленькие предметы, шнуры и удлинители следует убрать. Также одевать ребенка необходимо в свободную одежду, чтобы движения не были стеснены.

Кровать или диван не подойдут. Все острые и маленькие предметы, шнуры и удлинители следует убрать. Также одевать ребенка необходимо в свободную одежду, чтобы движения не были стеснены.

Более положительные результаты могут принести упражнения для ползания. Они улучшают координацию движений и укрепляют опорно-двигательный аппарат. Хорошо себя зарекомендовали следующие упражнения:

  1. Подтягивание на руках. Малыша надо положить на живот. На маленьком расстоянии от его лица надо повесить погремушку. Когда ребенок захочет достать игрушку, будет напрягаться плечевой пояс. Можно использовать развивающие коврики.

  2. Ходьба на руках. Хорошо развивает мышцы плеча и рук. Необходимо положить малыша на живот на внутреннюю сторону предплечья, его спину при этом нужно придерживать второй рукой. Ребенка следует держать под небольшим наклоном вперед. Он начнет искать опору руками и передвигаться вперед на ладонях.

  3. Фитбол. Кладем ребенка на него животом вниз. Придерживать надо за подмышки. Мяч легонько покачиваем вперед-назад. Данное упражнение хорошо укрепляет мышцы спины. Упражнения на фитболе для грудничков.

  4. На пол положить валик либо небольшую подушку. Малыша нужно аккуратно уложить грудкой на подушку, при этом сгибаем его ноги и ставим на пол коленками. Далее надо встать к ребенку лицом и тихонько подтягивать к себе подушку. Он начнет немного переставлять коленками.

Подведя итог, отметим, что главное в процессе ползания – это желание ребенка. Родителям необходимо всячески поощрять достижения малыша и создавать благоприятные условия для его обучения. Ползание хорошо влияет как на физическое, так и на творческое развитие ребенка. Не говоря уже о том, сколько свободного времени это принесет для мамы. Данный этап развития пропускать не стоит.

Как научить ребенка ползать вперед? Упражнения, чтобы научить ребенка ползать на четвереньках

Чтобы научить малыша ползти вперед, приподниматься на четвереньки, родители могут выполнять вместе с ним ряд упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Преодолеваем земное притяжение

В 4-5 месяцев малыш может начать отрывать грудь и животик от пола или дивана, опираясь на ручки и коленки. Чтобы помочь ему сделать это, родители должны вооружиться обыкновенным полотенцем. Его скручивают трубочкой вдоль и подкладывают под грудку крохи. Потом, держа за два свободных конца, аккуратно приподнимают вверх, так, чтобы грудка ребенка оторвалась от поверхности. При этом вес его тела распределяется и на его конечности, но большей частью на полотенце. В какой-то момент при выполнении этого упражнения он попробует переставлять ручки и ножки.

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Отрываем ручки

Это упражнение выполняется, если малыш уже научился стоять на ручках и коленках. Или же им можно дополнить упражнение с полотенцем. На расстоянии 15-20 см от личика стоящего на четвереньках или «висящего» на полотенце крохи подвешивают его любимую игрушку. Ребенок захочет захватить игрушку, попробует оторвать ручку от земли и дотянуться до нее. Это и будет первая попытка передвинуться вперед на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Шагаем на коленках

Когда малыш научится втягивать ручки вперед, находясь на трех опорах, его можно начать учить передвигать коленки. Для этого нужен валик – подушка или скрученный матрасик. Кроху ставят так, чтобы его грудь располагалась на валике, а согнутые в коленках ножки – на полу. Родитель становится впереди лицом к малышу и начинает медленно подтягивать к себе валик. Малыш будет вынужден подтягиваться за ним, передвигая коленки.

С помощью специального упражнения малышу можно помочь научиться шагать на коленках.

УПРАЖНЕНИЕ № 4: Устремляемся вперед

Малыш уверенно стоит на ручках и коленках, умеет выставлять ручки и передвигать ножки? Самое время побудить его ползти. Для этого необходимо поставить его на пол, положить его любимую игрушку на расстояние около 30 см от его личика. Вместо игрушки может быть мама. Малышу потребуется некоторое время, чтобы сообразить, что достать желаемый предмет или дотянуться до мамы ему удастся ползком. Но рано или поздно он устремиться вперед и очень обрадуется своему новому навыку.

Малыши часто начинают ползти, пытаясь достать любимую игрушку.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Подготовка к упражнениям дома

Ребенок на полу

Для подготовки к ползанию в первую очередь нужно предоставить малышу свободное пространство. Кровать и стол для этого лучше не использовать. В первом случае на мягкой поверхности грудничку будет не очень удобно становиться на четвереньки, во втором – есть опасность падения, так как малыш уже достаточно активный. Манеж тоже для этого не подходит.

Идеальным вариантом считается нескользкая поверхность пола. Это или расстеленное жесткое покрывало, которое не будет комковаться, когда ребенок встает на четвереньки, или обыкновенный ковёр. Опасные предметы, до которых малыш сможет дотянуться, следует убрать.

Чтобы заинтересовать кроху, можно разложить рядом несколько ярких игрушек. Только не следует использовать слишком много, так как ребёнок растеряется и не сможет решить, какой именно отдать предпочтение.

В комнате не должно быть слишком жарко или холодно, а по полу гулять сквозняк. Оптимальная температура для занятий – +20-22 градуса. Если карапуз закалённый, можно использовать минимум одежды. Удобно ему будет и в тонком комбинезончике.

Совет. Идеальное время для занятий – первая половина дня, через час после еды и сна. Иногда малыш расположен к активности сразу после того, как просыпается после дневного сна. Главное – хорошее настроение крохи.

Диагностика ЗМР

Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями. Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде. Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.

Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector