Прикорм и докорм ребенка до года
Содержание:
- Основные стороны педагогического вскармливания
- 4—6 месяцев: время знакомиться с новыми продуктами
- Вводим фрукты в 8 месяцев
- Когда вводить прикорм?
- Прикорм ребенка в 5 месяцев
- Последствия раннего и позднего прикорма
- Меню в семь месяцев
- Как правильно вводить прикорм ребенку: что, когда и сколько?
- Грудное вскармливание
- О чем должны помнить молодые родители?
- Выбор продуктов
- Педагогический прикорм – видео
- Применяем на практике
- Возможные проблемы
- Педиатрический или педагогический?
- Что лучше: домашнее или промышленное питание
- Заключение
Основные стороны педагогического вскармливания
Естественное знакомство малыша со взрослой пищей показывает малышу, что принятие пищи является важным для его родителей и его вовлекают в этот процесс без малейшего игнорирования. Безопасные маленькие порции, выданные ребенку, учат его есть безопасно, а поступление в желудок позволяет привыкнуть к перевариванию малознакомых продуктов. Педприкорм гармонично переводит малыша на взрослые продукты, при этом не возникает сложностей, а после 9–10 месяцев ребенок сможет полноценно есть с общего стола, а мама может отлучиться и заняться делами.
Как проходит начало педагогического прикорма
Желательно новые продукты вводить постепенно, начиная с тех, что входят в одну группу, и не перебарщивать с их порциями. Переносимость будет видна в течение 4–5 суток, после этого можно прибавить продукт из той же категории, а количество прикорма нужно увеличивать по капле. Продукты следующей разновидности дают на пробу через полмесяца в зависимости от переносимости прошлого вида. Постепенно следует прийти к такой схеме, что грудничок будет получать прикорм 4 раза в сутки, а материнское молоко дается только перед дневным сном. Процесс привыкания идет по такому направлению:
- малыш пробует интересующую еду из маминой порции, затем порции увеличиваются, и он уже ест определенное количество пищи;
- специальную детскую еду не готовят, пользуются привычным рационом;
- первоначальные порции сравнимы по размеру с небольшим рисовым зернышком, они слегка перевариваются в кишечнике или выходят в неизменном виде, но для них в маленьком организме уже вырабатываются ферменты, продукт с каждым разом усваивается лучше, и дозу увеличивают.
Положительные стороны педагогического прикорма
Мама не волнуется, что ее грудничок не сможет питаться привычной для нее едой, так как она сама его к этому приучает:
мама с помощью продуктов из различных групп может корректировать работу кишечника и желудка, овощи слабят, каши загущают кал;
четко прослеживается связь вскармливания определенным продуктом и аллергической реакции, рекомендуется вести соответствующие записи, удобнее это делать в вид таблицы;
можно устроить здоровое питание по сравнению с баночками и пачками готового детского питания в магазине;
постепенное отлучение от груди без ущерба для грудничка;
ребенок становится полноценным едоком, он самостоятельно держит столовые приборы и учится поведению за столом;
у приученных к педприкорму ребят нет проблем с аппетитом, его не нужно уговаривать, так как любую пищу на столе он может попробовать самостоятельно и решить есть ее или нет;
по-прежнему сохраняется кормление грудью, что важно в момент введения прикорма;
уже к 9–10 месяцам малыш без проблем остается без мамы, это не отражается на его рационе.
Педагогический прикорм и отрицательные моменты
Иногда ребенку не нравится определенная пища, поэтому не следует ее вталкивать насильно, это приведет к негативному восприятию всего процесса еды за столом со взрослыми. Что еще следует предусмотреть:
- пища в виде пюре остается на стенках кишечника и замедляет пищеварение;
- некоторые дети в первое время не воспринимают кусочки пищи, у них может срабатывать рвотный позыв или они просто выталкивают мелкие частички продуктов изо рта, но маму особо это не должно волновать, нужно терпение;
- некоторые мамы добавляют одновременно много продуктов за один раз, поэтому определить аллерген в случае возникновения диатеза бывает трудно;
- по условиям проведения прикорма ребенку вначале разрешается вести себя по-детски, размазывать пищу в руках и пачкаться;
- если родители питаются не совсем здоровой пищей, то для введения педприкорма им следует поменять привычки, что иногда обременительно в материальном и моральном плане.
4—6 месяцев: время знакомиться с новыми продуктами
После того как вы убедились в том, что ваш ребенок готов к знакомству с новой пищей, остается выбрать, какой продукт использовать для данной цели. Если у малыша имеются проблемы со стулом или лишним весом, предпочтение отдают овощным пюре. Во всех остальных случаях начинать можно как с овощей, так и с каш. Если вы сомневаетесь, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.
Чтобы сформировать у малыша правильные пищевые привычки, его переводят на пятиразовое питание. Ночные кормления нужно постепенно сводить к минимуму. Однако не забывайте, что для ребенка до года просыпаться по ночам вполне нормально. Также нельзя кормить младенца через силу. Если вы заметили, что он уже сыт, прекращайте кормление, даже если порция была съедена не полностью.
Важно! Не нужно пытаться накормить ребенка большим количеством пюре перед сном в надежде на то, что он проспит всю ночь. Таким образом вы можете спровоцировать проблемы с ЖКТ
Когда продукт для прикорма будет выбран, начинайте постепенно вводить его в рацион малыша. Для начала будет достаточно половины чайной ложки. В течение недели давайте только выбранное блюдо, не добавляйте ничего нового и внимательно следите за реакцией ребенка. Если знакомство с продуктом прошло успешно, можно приступать к введению нового компонента. Делается это по той же схеме.
Если ребенок отказывается есть новое блюдо, его можно смешать с уже знакомым, постепенно увеличивая общий объем порции. С возрастом вводить новые компоненты можно будет быстрее, однако пока иммунная и пищеварительная системы ребенка недостаточно окрепли, торопиться не стоит. Если вы начинали с овощных пюре, то после того, как организм ребенка адаптируется к ним, можно приступать к введению каш.
Некоторые дети категорически отказываются пробовать новые продукты. Обычно это касается овощных пюре, имеющих нейтральный или специфический вкус. Не нужно заставлять малыша есть через силу, но и отказываться от попыток «подружить» его с новым блюдом также не нужно. Постепенно он привыкнет к незнакомому вкусу. В некоторых случаях адаптация к новому блюду может растягиваться на 7—14 дней.
Особенности введения каш
Начинать вводить прикорм нужно с безмолочных безглютеновых каш. Подходят гречневая, кукурузная и рисовая. Лучше всего давать промышленные каши, обогащенные железом и другими витаминами. Каши домашнего приготовления менее питательные. Кроме того, не зная технологии их приготовления, можно нанести вред неокрепшему желудку. Разводить готовый продукт стоит грудным молоком или молочной смесью. Каши, разведенные водой, имеют гораздо меньшую питательную ценность. Если у малыша нет аллергии, к каше можно добавлять немного сливочного масла.
Особенности введения мясных и фруктовых пюре
Начинать вводить мясо следует не ранее 6 месяцев. Для мясного прикорма подходит пюре из кролика или индейки. В мясе содержится много железа, необходимого детскому организму. Добавляя мясное пюре к овощному, вы значительно облегчаете процесс усвоения данного элемента.
Фруктовое пюре можно вводить раньше, однако педиатры рекомендуют вводить его после мясного. Фрукты помогают избежать проблем со стулом, а также повысить аппетит. Очень часто фруктовые смеси добавляют в каши, что позволяет улучшить их вкусовые качества.
Важно! Если ребенок страдает от пищевой аллергии, правила введения прикорма для него не меняются. Начинать знакомство с новыми продуктами следует с минимальных порций
Важно исключить высокоаллергенные продукты, например, рыбу и коровье молоко.
Вводить продукты с высоким риском развития аллергии можно только после того, как организм малыша полностью адаптировался к низкоаллергенным блюдам. В отдельных случаях может потребоваться консультация аллерголога. К 5 месяцам объем одной порции составляет в среднем 200 мл.
Вводим фрукты в 8 месяцев
Чтобы пищеварение работало как часы, педиатры и консультанты ВОЗ советуют ввести после кроличьего мяса чернослив. Такой порядок поможет нормализовать пищеварительные процессы. В итоге мы получаем на выходе очень сытный завтрак с кашей и фруктами, а также весьма питательный обед, состоящий из мясного блюда и овощей.
После ввода мяса индейки можно вводить новый фрукт – грушу. Как вариант, вы можете выбрать какой-то другой фрукт, характерный для местности проживания. Это может быть абрикос или персик. Многие карапузы с охотой едят бананы – попробуйте предложить своему чаду этот фрукт (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев можно давать маленькому ребенку банан?). Выбор за вами!
Когда вводить прикорм?
Согласно современным рекомендациям продукты прикорма нужно вводить в рацион ребенка не ранее 4 месяцев и не позднее 6 месяцев.
До четырех месяцев малыша рекомендуется кормить только грудным молоком или адаптированной смесью, ведь его организм еще не подготовлен к усвоению другой пищи. Только к четырем месяцам желудочно-кишечный тракт малыша становится более зрелым, что позволяет говорить о возможном начале введения прикорма
А еще к этому возрасту у ребенка угасает «рефлекс выталкивания ложки», и теперь он может глотать полужидкую, более густую пищу, что также очень важно, ведь консистенция продуктов прикорма отличается от грудного молока или смеси.
Не стоит откладывать введение прикорма ребенку после шести месяцев. Такой поздний старт может привести к дефициту полезных веществ и к задержке формирования навыков жевания и глотания густой пищи.
Сроки и схема введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого малыша и зависят от его особенностей и потребностей. В настоящее время как для грудничков, получающих грудное молоко, так и для детей на искусственном и смешанном вскармливании принята единая схема введения прикорма.
Наименование продуктов и блюд (г, мл) |
Возраст, мес |
||||
4–5 | 6 | 7 | 8 | 9–12 | |
Овощное пюре | 10–150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
Каша | 10–150 | 150 | 150 | 180 | 200 |
Мясное пюре промышленного производства*/отварное мясо |
— | 5–30/3–15 | 40–50/20–30 | 60–70/30–35 | 80–100/40–50 |
Фруктовое пюре** | 5–50 | 60 | 70 | 80 | 90-100 |
Желток | — | — | 1/4 | 1/2 | 1/2 |
Творог*** | — | — | — | 10–40 | 50 |
Рыбное пюре | — | — | — | 5–30 | 30–60 |
Фруктовый сок | — | — | — | 5–60 | 80–100 |
Кефир и другие детские неадаптированные кисломолочные напитки |
— | — | — | 200 | 200 |
Печенье детское | — | 3 | 5 | 5 | 5 |
Хлеб пшеничный, сухари | — | — | — | 5 | 10 |
Растительное масло**** | 1–3 | 5 | 5 | 6 | 6 |
Сливочное масло***** | 1–3 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Последовательность введения отдельных продуктов и блюд прикорма зависит от состояния здоровья малыша.
Педиатры рекомендуют1 использовать в качестве прикорма продукты промышленного производства, так как они имеют ряд преимуществ перед продуктами домашнего приготовления. Их изготавливают из высококачественного сырья, они соответствуют строгим гигиеническим требованиям к показателям безопасности. Такие продукты имеют подходящую для малышей степень измельчения.
Важно, что их химический состав всегда одинаковый вне зависимости от сезона. Кроме того, современные продукты прикорма промышленного выпуска обогащаются биологически активными компонентами, такими как витамины, минеральные вещества, пребиотики и пробиотики, Омега-3 и Омега-6 жирные кислоты
Поэтому Вы можете быть уверены, что даже зимой Ваш малыш получит все необходимые для его роста и развития полезные вещества.
Знакомство крохи со «взрослой» пищей – новый ответственный шаг в жизни и малыша, и мамы. Желаем Вам успехов в этом начинании!
1-Материал подготовлен на основании «Программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», М.: Союз педиатров России, 2019.
Прикорм ребенка в 5 месяцев
Деткам, которые находятся на грудном вскармливании, прикармливание еще можно не вводить. В случае искусственного вскармливания прикорм ребенка в 5 месяцев кроме фруктового сока может включать пюре из овощей. Начинают с половинки чайной ложечки пюре и постепенно доводят его объем до 100 г.
Сначала пюре должно быть только из одного вида овощей. В первую очередь, это цветная капуста, кабачок, морковка. Позже можно добавить картофельное пюре. Только перед приготовлением картофель обязательно вымачивают в холодной воде в течение 1 – 2 часов. При введении прикорма ребенку в 5 месяцев нужно внимательно наблюдать за его состоянием.
Последствия раннего и позднего прикорма
Оптимальным возрастом для начала введения прикорма малышам на грудном вскармливании во всём мире считается – не раньше 6 месяцев.
К этому периоду у ребёнка созревает ферментная система и желудочно-кишечный тракт.
Разумеется, эта норма имеет рекомендательный характер и могут допускаться незначительные отклонения в любую сторону из-за особенностей рождения (доношенный / недоношенный, родовые повреждения и др.), роста и развития крохи. Подробнее о них мы будем говорить с вами на курсе «Азбука прикорма».
Прикорм при ГВ с 6 месяцев обусловлен увеличением потребности вашего малыша в пищевых компонентах, которые не способно дать женское молоко.
Ребёнок остро нуждается в минеральных веществах (железо, кальций, цинк и др.), витаминах и дополнительном источнике энергии для полноценного дальнейшего развития.
Наравне со знакомством с новыми продуктами, важной задачей прикорма являются:
Слишком раннее введение прикорма ребёнку на грудном вскармливании может нести следующие опасности:
- вытеснение новыми продуктами грудного молока, что приведёт к снижению лактации;
- риск заражения опасными болезнями. Грудное вскармливание эффективно защищает вашего малыша от вредных инфекций и вирусов, поэтому оно должно составлять основную часть рациона;
- незрелый кишечника крохи не способен переработать взрослую пищу, новые продукты могут вызвать различные болезни или аллергические проявления.
Но и позднее введение прикорма опасно:
- Недостатком необходимых растущему организму ценных элементов, что грозит задержкой роста и недостаточности питания;
- Дефицитом жизненно важных веществ, особенно железа и цинка;
- Неразвитым навыком жевания;
- Привыканием к пюреобразной пище. У меня есть маленькие клиенты, которые и в 2 года требуют от мамы жидкой пищи и совершенно не умеют жевать кусочки.
Не бросайтесь в крайности. В первую очередь нужно смотреть не на календарный возраст, а на готовность ребенка к введению прикорма.
Важно! Если после прикорма у вашего ребёнка возникнет рвота, диарея, запор, колики, аллергия — это будет показателем неготовности его к прикорму. Нужно прекратить прикорм, разобраться, что вы сделали неправильно и начать заново
С чистого листа, но уже действуя по правильным схемам
Нужно прекратить прикорм, разобраться, что вы сделали неправильно и начать заново. С чистого листа, но уже действуя по правильным схемам.
Итак, мы определились во сколько месяцев начинать прикорм ребенку на грудном вскармливании.
Ждёте 6 месяцев, проверяете готовность к прикорму и затем начинаете прикорм.
Чтобы это сделать правильно, уже сегодня смотрите курс Азбука прикорма, где мы шаг за шагом разберем все моменты прикорма и правильного поведения малыша за столом. Сомневаетесь? Тогда начните с просмотра вводного, бесплатного семинара по прикорму.
- Почему ребенок не хочет есть?
- Как правильно кормить ребенка?
- Ребенок плохо ест, что делать?
Меню в семь месяцев
Кормление взрослой пищей в семь месяцев заменяет три кормления грудью. В два из которых необходимо докармливать малыша молочной смесью или натуральным молоком. Когда и как лучше завершить грудное вскармливание, читайте в статье “Как отучить ребенка от груди”.
Данная таблица расскажет, когда и сколько давать пищи ребенку при грудном вскармливании.
Время | Питание | Порция |
6 часов утра | Грудное молоко/смесь | 200 грамм |
9-11 часов | Каша без молокасливочное масло;желток вареного яйца;
Докорм – грудное молоко/смесь |
150 грамм;½ ч. ложки;¼ ч. ложки;
50 грамм. |
13-15 часов | Пюре из овощей/фруктов;растительное масло;домашний мясной фарш;
сок/компот из фруктов. |
170 грамм;0,5 ч. ложки;30 грамм;
70 грамм. |
17-19 часов | Пюре из овощей/фруктов;Докорм – грудное молоко/смесь | 70 грамм;130 грамм. |
22 часа | Грудное молоко/смесь | 200 грамм |
Учтите, что такая таблица носит условный характер и корректируется с учетом режима и развития малыша. Вводить каждый продукт следует аккуратно, ведь новая пища может вызвать аллергию, нарушение стула или колики у грудничка. Чтобы избежать негативной реакции, придерживайтесь рекомендаций специалистов.
Как правильно вводить прикорм ребенку: что, когда и сколько?
Разработаны общие правила введения новых продуктов в рацион:
- прикорм начинают по достижении положенного возраста и при наличии признаков готовности: угасания выталкивающего рефлекса языка, появлении пищевого интереса у ребенка;
- продукты вводятся по очереди;
- адаптация к виду продукта оценивается в течение недели;
- в первые месяцы вводится только одна группа продуктов в течение 30 дней;
- первая порция составляет 5 мл пюре (максимум);
- увеличение количества пищи до положенной по возрасту нормы проводят постепенно, в течение 7-10 дней наращивая объем;
- прикорм не заменяет, а дополняет грудное вскармливание;
- пюре или каши предлагаются ребенку в обеденное время.
В абсолютном большинстве случаев первая группа продуктов для шестимесячных детей – овощные монокомпонентные пюре. В некоторых случаях при дефиците веса продуктами первого выбора по рекомендации педиатра могут становиться зерновые каши.
Овощи в измельченном виде выбирают в соответствии с наименьшей вероятностью возникновения аллергии, чаще всего рекомендуется следующий порядок: пюре из кабачка, затем – цветной капусты, капусты брокколи, тыквы и моркови.
Фото: pamuk/Shutterstock.com
Яркие оранжевые овощи (морковь, тыкву) вводят на последнем этапе знакомства с овощами из-за повышенной вероятности возникновения аллергических реакций. Морковь, как богатый каротином овощ, рекомендуется включать в меню не чаще 2-3 раз в неделю, иначе возможно излишнее накопление каротина в тканях, внешне проявляющееся пожелтением кожных покровов ладоней и стоп ребенка.
Между введениями новых видов овощей должна проходить как минимум неделя, в первый месяц овощного прикорма разные пюре не смешивают. Прикорм не требует вкусовых добавок: нет необходимости добавлять соль, сахар, масло, ребенок не нуждается в подобных продуктах, а организм к ним еще не готов. Овощные пюре можно немного разбавлять грудным молоком, это помогает соединить новый и знакомый вкусы и способствует проглатыванию более жидкой пищи.
Овощное пюре даже для первого знакомства с новым продуктом можно как покупать в готовом виде, так и изготавливать самостоятельно. При изготовлении пюре для грудничка очищенный от кожуры, кожицы, семян овощ отваривают или готовят на пару, после чего пюрируют при помощи блендера или протирают сквозь мелкое сито. При необходимости в готовое пюре добавляют овощной отвар или грудное молоко. Пюре домашнего изготовления нельзя хранить, для маленьких детей его необходимо готовить непосредственно перед каждым обедом.
Фото: BrunoWeltmann/Shutterstock.com
Грудное вскармливание
Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.
Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.
Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).
Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.
Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:
- принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
- Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
- осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
- обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
- грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
- совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
- детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
- вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
- поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.
Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.
О чем должны помнить молодые родители?
Существуют простые правила, позволяющие провести первый прикорм без осложнений. Молодые родители должны их запомнить:
- Оцените физическое состояние ребенка. Он должен уметь сидеть сам или с поддержкой. Также малыш не должен выталкивать изо рта ложку с едой. У ребенка должен присутствовать интерес к пище.
- Вводите новые продукты только днем. Лучше всего это делать в первой половине дня. Таким образом вы сможете вовремя заметить признаки развития аллергии.
- Давайте только простые продукты. Для первого раза подходят пюре и каши, состоящие только из одного ингредиента, например, пюре из брокколи или кабачка. Никаких других примесей быть не должно.
- Начинайте с минимальной порции. Для первого раза хватит порции размером с половину чайной ложки. Ребенок сможет оценить вкус нового продукта, а вы — проследить за его состоянием. Размер порции нужно увеличивать постепенно в течение недели, доводя до 30—40 грамм.
Очень важно, чтобы перед началом прикорма ребенок был полностью здоров. Нельзя знакомить малыша с новой пищей, если у него есть признаки заболевания, он перенес серьезный стресс или ему поставили прививку
Выбор продуктов
Выбор первого продукта для прикорма ребёнка-«искусственника» согласовывается с педиатром. Прежде всего врач оценивает, как ребёнок набирает вес, учитывает особенности его пищеварения. Если малыш упитанный, что часто бывает при искусственном вскармливании, то доктор порекомендует овощное пюре (фруктовое даётся уже позднее, поскольку оно более вкусное для ребёнка). Оно также поможет справиться с запорами, если они имеются.
Первый прикорм в виде овощного пбре — вариант для упитанного малыша, тем более если он склонен к запорам
Если же у младенца дефицит массы тела, то предпочтительнее начать прикорм уже с каши, которая более калорийна. Кроме того, такая «взрослая» еда особо актуальна, если кроха склонен к поносам, страдает железодефицитной анемией. В последнем случае стоит употреблять каши промышленного производства, обогащённые железом и прочими микроэлементами.
Первый прикорм кашей поможет быстро набрать вес при его дефиците и справиться с поносами
Интересно, что доктор Е. Комаровский предлагает три вида первого прикорма. Помимо указанных овощных пюре и молочно-крупяных каш, педиатр предлагает третий вариант — кисломолочный. Речь идёт о нежирном кефире, ведь по составу он очень похож на адаптированную детскую смесь, поэтому организм младенца без проблем воспримет прикорм. Однако Комаровский уточняет, что в прежние времена повсюду были молочные кухни, сейчас же их найти трудно, а качество магазинного детского кефира под большим вопросом.
Комаровский является сторонником кисломолочного прикорма, но только если нежирный кефир имеет хорошее качество
При выборе конкретных продуктов для прикорма нужно учитывать следующее:
- Многие мамы не могут решить, какие пюре лучше — покупные баночки или приготовленные в домашних условиях. Следует знать, что в промышленных условиях для приготовления детского питания используются экологически чистые, специально приготовленные овощи и фрукты, продукция тщательно проверяется. Другой момент — нужно внимательно читать этикетку, в частности, проверяя отсутствие в питании сахара и соли. Если же женщина решила готовить овощное или фруктовое пюре самостоятельно, продукты нужно выбирать по сезону, причём, местные (импортные, скорее всего, будут обработаны химикатами, пагубными для детского организма). Идеальный вариант, конечно же, — урожай со своего огорода. Можно заблаговременно, ещё в конце беременности, заготовить в морозилке порезанные овощи, — если период начала прикорма по расчётам приходится на холодное время года.
- Фрукты малышу можно предлагать не только в виде пюре, но и в составе компотов, в том числе из сухофруктов. Здесь опять-таки предпочтительнее засушивать их в домашних условиях, ведь покупные сушёные смеси могут быть обработаны химическим веществами. Свежевыжатые фруктовые и овощные соки в первые месяцы прикорма нужно обязательно разбавлять водой.
- Мясные пюре, как и фруктово-овощные, можно покупать в баночках. Домашнее же блюдо можно делать только из проверенного мяса.
- Супы малышам до года следует готовить только на овощном бульоне. Вариант на мясном — слишком большая нагрузка для пищеварительной системы.
- При приготовлении детских блюд не используют соль, сахар, а тем более специи. Конечно, взрослым такая пища кажется пресной, но у младенца совсем другое вкусовое восприятие.
- Коровье молоко ребёнку до года лучше не давать в чистом виде, чтобы избежать аллергии и тяжёлого расстройства пищеварения.
Педагогический прикорм – видео
На этом видеоролике молодая мама рассказывает о том, что такое педагогический прикорм, как его вводить при грудном вскармливании. Так же она делится личным опытом такой методики приучения крохи к общему столу.
https://youtube.com/watch?v=ffcxBg3wODo
Немало вопросов и обсуждений вызывает тема перехода ребенка на взрослые продукты. Баночки и специальные каши для первого прикорма привычнее, да и нас с вами кормили именно так, называя это педиатрическим методом. У него, безусловно, есть неоспоримые плюсы, но и минусов полно. Потому сегодня все больше мам отдают предпочтение именно педагогическому прикорму при грудном вскармливании. Невозможно сказать, насколько это лучше или правильнее. Подходит вам такая методика или нет, вы должны решить самостоятельно. Но одно известно точно – кусочки еды гораздо интереснее, вкуснее и полезнее для грудничка, чем отварные пюрированные продукты, особенно если они находятся в баночках с миксом из консервантов и стабилизаторов.
Здоровых вам деток и хорошего им аппетита!
Применяем на практике
Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.
Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.
Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.
- Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
- Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.
Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты
Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.
А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.
Возможные проблемы
Физическое развитие
Стоит сходить на приём к специалисту, если ребёнок в 9 месяцев не умеет:
- Самостоятельно садиться;
- Держать равновесие в положении сидя;
- Плохо ползает, не может перевернуться;
- Не пытаются повторять звуки и слова за родителями;
- Совсем не прибавляет в весе, плохо ест, вялый.
Эмоциональное развитие
Если ребенок не проявляет эмоций, одинаково относится близким и посторонним людям, то стоит проконсультироваться со специалистом.
Специалист осмотрит ребёнка, назначит обследование, по итогам которого можно будет сказать о том, является ли отсутствие какого-либо навыка отклонением.
Педиатрический или педагогический?
Схем педиатрического прикорма существует множество (чуть ли не у каждого уважающего себя педиатра собственная), а единой-то и нет.
- У одних педиатрическая схема начинается с фруктов;
- У других – с овощей;
- У третьих – с каш.
Да и единого мнения о времени ввода педиатрического прикорма у докторов сегодня нет. Называют 3, 5, 6, месяцев…
Помните! Так что, как и когда вводить педиатрический прикорм, точного ответа нет. У каждого доктора он свой.
Да, противоречий в педиатрической системе много. Поэтому сегодня все большую популярность обретает система педагогического (естественного) прикорма.
Деток до года не зря называют грудничками. Педагогическая система учитывает этот факт.
- Основная ее суть – лишь познакомить ребенка с новой пищей, отщипывая микропорции тех продуктов, которыми заинтересовался сам карапуз (поверьте, природа сама подскажет ему, что когда стоит попробовать);
- Так что основной пищей для ребенка останется молоко или смесь (читайте важную статью До скольки кормить ребенка грудью?>>>);
- Правда, при таком способе нужно обязательно брать малыша с собой за стол, чтобы ему было, чем интересоваться, позволять ему самостоятельно хватать и тянуть пищу в ротик (а это значит, о порядке можно забыть).
Что лучше: домашнее или промышленное питание
Когда мама начинает кормить ребенка, то часто слышит о вреде баночной еды и пользе пюре домашнего приготовления. Но плюсов у домашнего пюре не так уж много по сравнению с тем, что приготовлено на заводе.
На приготовление нужно много времени, сил и приходится покупать дополнительные кухонные устройства: блендер, пароварка и другие. Финансово выгодно готовить домашнее пюре, только если есть свой участок с овощами, но для весны и зимы это не подойдет.
Плюсы домашнего пюре и приготовленного на заводе:
Домашнее пюре | Заводское пюре |
Известные ингредиенты | Нет комков (гомогенное) |
Свежеприготовленное | Контроль качества продуктов |
Стерильность | |
Разнообразие вкусов | |
Обогащено витаминами и пребиотиками |
Заключение
В наши дни очень распространены пищевые аллергии, злоупотребления генетически модифицированными продуктами, в пищу все больше добавляется нитратов, поэтому привычка к правильному здоровому питанию с ранних лет никогда не была так актуальна, как сегодня.
Педагогический прикорм вынуждает маму особенно тщательно следить за тем, что находится на семейном столе, а также поддерживает естественный интерес ребенка к пище и учит его следить за сигналами своего тела: отличать голод от сытости, защищая от переедания в будущем.
Желаем здоровья вам и вашим детям! Кушайте полезную пищу с удовольствием!