Неврологические заболевания у детей
Содержание:
- Дебильность или легкая степень умственной отсталости
- Синдром истинной невропатии у детей, симптомы, лечение
- Побочные влияния с противопоказаниями
- Физическая нагрузка
- Кто поможет при энурезе?
- Симптомы ночных страхов
- Формы заболевания
- Причины синдрома выгорания
- Умеренная и тяжелая степень умственной отсталости
- Сон и вредные привычки
- Причины появления неврологических отклонений
- Диагностика невропатии, ранней детской нервности
- НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ
- Дети с ранней детской нервностью, невропатией, вегетативные нарушения, очень нервные дети
- Основные события в развитии мозга новорожденного
- Какие бывают разновидности синдромов ППЦНС?
- Симптомы неврологических заболеваний у детей
- Ночные страхи, лечение ночных страхов
Дебильность или легкая степень умственной отсталости
При легкой умственной отсталости наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типовЛегкая умственная отсталость иногда сопровождается поведенческими и личностными расстройствами.
В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
Синдром истинной невропатии у детей, симптомы, лечение
При синдроме истинной невропатии психопатологические и вегетативные расстройства обычно начинают проявляться не сразу после рождения, а на 3 – 4 месяце жизни. Это обусловлено тем, что нарушение вегетативной регуляции начинает проявляться только при более активном взаимодействии с окружающей средой, с появлением эмоциональных реакций социального характера. В этих случаях на первое место выступают нарушения сна, также могут отмечаться и разнообразные отклонения в эмоциональной и волевой сфере, в работе желудочно-кишечного тракта. Общее психомоторное развитие таких детей, как правило, нормальное, иногда идет некоторое опережение возрастных норм. Ребенок довольно рано может удерживать головку, сидеть, ходить он начинает в возрасте до 1 года.
Побочные влияния с противопоказаниями
Зачем детям назначают Магний Б6 и в каких дозировках теперь понятно, но еще осталось разобраться с противопоказаниями. Иногда у малышей до 4-5 лет проявляются аллергические реакции, тошнота и рвота, а также возможны запоры и вздутия. Особенно неприятно это в случае с грудничками до 9-10 месяцев.
Проявляться эти неприятные симптомы могут в случае почечной недостаточности и при других нарушениях, поэтому доверять назначения Магния Б6 детям до 7-10 лет лучше хорошим педиатрам.
Снизить всасывание препарата у детей могут комплексы с содержанием фосфатов и кальция. В связи с этим их нужно назначать с определенным интервалом, иначе Магний и Б6 не успеют усвоиться. Оболочка таблеток содержит сахарозу, поэтому они не подходят детям с диабетом. В этом случае лучше подойдет раствор (особенно это касается детей младше 2 лет).
-
О центре
-
Публикации
- Для чего детям назначают Магне В6
Физическая нагрузка
Физическая активность положительно влияет на нервную систему. Занятия спортом способствуют развитию ЦНС, помогают снять стресс и улучшить самочувствие. Поэтому рекомендуется больше двигаться, посещать спортивные секции или, как минимум, делать простую зарядку по утрам.
К физическим нагрузкам можно добавить контрастный душ, прогулки, бег — все, что связано с воздействием на физическое тело
Особое внимание стоит уделить периодизации — чередованию отдыха и работы, занятий умственным и физическим трудом. Тогда нервная система не будет испытывать перегрузок от однотипной деятельности
Кто поможет при энурезе?
При энурезе поможет, психоневролог. Дополнительно нужно обследоваться, чтобы исключить порок развития мочевого тракта и позвоночника, сахарный диабет, заболевания центральной нервной системы. Понадобятся консультации педиатра, эндокринолога, лабораторные исследования, ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря (УЗИ), ЭЭГ (электроэнцефалография).
Лечение энуреза – комплексное. Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на устранение тревоги и страхов, стабилизацию настроения. Психотерапия – на устранение эмоциональных расстройств и изменение поведения, в частности соблюдение распорядка дня, пищевого и питьевого режима — ограничение жидкости, употребление продуктов только с малым содержанием жидкости. Другие немедикаментозные методы воздействия – иглорефлексотерапия, мануальная терапия.
Симптомы ночных страхов
Ночные страхи характеризуются рядов симптомов. Уснувший ребенок внезапно садится или стает, становится беспокойным: кричит, плачет, с выражением ужаса на лице зовет родителей, хотя и не узнает их. Такое состояние обычно сопровождается выраженными вегетативными нарушениями: широкие зрачки, гиперемия (покраснение) лица, учащенный пульс и дыхание, потливость (повышенная выделение пота). Продолжительность приступа обычно от 5 до 15 минут, после чего ребенок засыпает и не помнит о случившемся. В отдельных случаях утром остаются смутные воспоминания о страшном сне.
Характерные клинические проявления (симптомы, клиника ночных страхов) не вызывают особых затруднений при диагностике ночных страхов. Как церебрального пароксизма во время сна. Ночные страхи обязательно необходимо отличать от ночных кошмаров. В то же время дифференциальная диагностика невротических, неврозоподобных и эпилептических приступов ночных страхов требует пристального внимания. На эпилептический характер данных пароксизмов могут указывать однотипность ночных страхов, элементарность их внешних проявлений (особенно двигательных), редкая повторяемость (большие интервалы между приступами), наличие в прошлом или настоящее время других припадков (обмороки, фебрильные судороги).
Формы заболевания
Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению.
- Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.
Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.
Причины синдрома выгорания
Принято считать, что эмоциональному выгоранию больше других подвержены педагоги, а также врачи и медперсонал. Однако от него могут пострадать даже студенты, пенсионеры и домохозяйки. Ведь эмоциональное истощение не всегда связано с работой, оно также может быть вызвано слишком тяжелым бременем личных обязательств.
Условно разделим причины данного синдрома на личные и внешние.
-
Личные причины выгорания.Индивидуальная стойкость и способность справляться с трудностями, конечно, тоже играют роль, но то, что человек очень хорошо сопротивляется стрессу, не означает, что он неуязвим для выгорания. Оно может затронуть как людей, которым не хватает уверенности в себе, так и тех, кто уверен в себе, решителен и полон энергии.
Вот некоторые из внутренних причин:
-
чрезмерно амбициозные и нереалистичные цели;
-
перфекционизм;
-
неумение сказать «нет»;
-
трудности с выражением чувств;
-
игнорировать свои собственные потребности и вместо этого стремиться удовлетворить потребности других;
-
плохая адаптивность;
-
постоянный стресс в личной жизни;
-
нехватка отдыха;
-
слишком высокие требования к себе.
-
-
Внешние причины выгорания.
И рабочее место, и общество могут оказывать значительное давление. Точно так же тяжелый эпизод в жизни или любое другое серьезное изменение могут привести к выгоранию.
Некоторые из возможных внешних причин:
-
давление на работе (например, призыв делать все быстрее);
-
отсутствие стимула или переутомление;
-
отсутствие признания и поддержки;
-
конфликты и плохая атмосфера в компании;
-
дискриминация или запугивание;
-
высокое конкурентное давление;
-
слишком много обязанностей;
-
сложность с тем, чтобы уложиться в сроки;
-
недостаток или отсутствие автономии.
-
Выгорание часто возникает в результате столкновения личных факторов и внешних причин. Со временем все эти стрессы ослабляют иммунную систему и считаются триггерами синдрома хронической усталости (СХУ).
Умеренная и тяжелая степень умственной отсталости
Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает мало развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.
Внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. . Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:
Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:
- Несложные трудовые операции.
- Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
- Ориентация в быту.
- Основы правильного поведения.
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Во взрослом состоянии признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных интернатах
Сон и вредные привычки
Некоторые вещи влияют на нервную систему, но мы их не замечаем. Это связано с вредными привычками: перееданием, неправильным сном, сидячим образом жизни. Такое поведение негативно влияет не только на нервную систему, но и на иммунитет. Нормализация сна — первое, с чего стоит начать после занятий спортом. Сон индивидуален, здоровому взрослому человеку нужно около 7-8 часов сна в сутки. Ребенку требуется от 8 до 11 часов сна в сутки в зависимости от возраста.
Нормализация сна может вернуть душевное равновесие, спокойствие. Ребенок, который будет нормально высыпаться, станет более внимательным на уроках. Биохимические процессы мозга придут в норму
Также стоит обратить внимание на рацион. Если у ребенка бессонница, причина может быть в неправильном питании
Причины появления неврологических отклонений
Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение.
Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.
Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.
Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска — это от 5-7 лет и от 11-14 лет.
Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.
Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.
И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ — родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!
Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.
Диагностика невропатии, ранней детской нервности
Диагностика невропатии, ранней детской нервности основывается на раннем возникновении характерных симптомов (характерная клиника), появление которых в большинстве случаев не связано с неврологическими и соматическими заболеваниями постнатального периода. В случае возникновения эмоциональных, поведенческих расстройств, вегетативных дисфункций после перенесенных экзогенных болезней имеется четкая корреляционная причинно-следственная связь между этими состояниями. В таких случаях часто встречается задержка психомоторного развития, которая не характерна для синдрома истинной невропатии. Поведенческие и вегетативные расстройства могут встречаться у детей даже первых месяцев жизни после психотравмирующих воздействий, при внезапном изменении внешней обстановки. Большую роль играет комплексный анализ причинно-следственных отношений.
С увеличением возраста ребенка клинические проявления невропатии видоизменяются. У детей часто выявляются различные вегето-сосудистые нарушения, изменения в поведении и эмоциональной сфере, постепенно формируются конкретные формы неврозов, патологически привычки детского возраста, неврозоподобные состояния. При отсутствии своевременного лечения невропатии создается благоприятный фон для формирования психопатий.
НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ
не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны
Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок
Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.
Дети с ранней детской нервностью, невропатией, вегетативные нарушения, очень нервные дети
Дети с ранней детской нервностью очень чувствительны к изменению погоды, что способствует усилению вегетативных нарушений. Они плохо переносят детские инфекционные заболевания, простудные заболевания, ОРВИ (ОРЗ). В ответ на повышение температуры тела у них могут наблюдаться генерализованные судорожные припадки, бред, общее возбуждение. Неинфекционное повышение температуры тела сопровождается нарастанием невротических и соматовегетативных нарушений. У детей с нервным диатезом выявляется снижение порога чувствительности к различным эндогенным и экзогенным воздействиям. Дети болезненно реагируют на индифферентные раздражители: звук, свет, изменение положения тела, тактильные воздействия, мокрые пеленки. Особенно выражена реакция на инъекции, медицинские манипуляции, различные виды обследования. Все это быстро фиксируется, в дальнейшем вид аналогичной обстановки сопровождается выраженным страхом. Постоянно возникающий повышенный инстинкт самосохранения выражается в страхе новизны. В ответ на небольшое изменение внешней обстановки резко усиливаются капризность и плаксивость. Такие нервные дети очень привязаны к дому, маме, постоянно ходят за ней следом, боятся даже кратковременно оставаться одни в квартире или комнате, отрицательно реагируют на приход посторонних людей, не вступают с ними в контакт, ведут себя очень робко и застенчиво.
Существуют определенные клинические отличия в зависимости от формы невропатии (ранней детской нервности).
Основные события в развитии мозга новорожденного
У новорожденного ребенка — менее интенсивно, чем у плода — происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.
Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.
На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.
Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца .
Возраст |
Зрительно-ориентировочные реакции |
Слуховые ориентировочные реакции |
Эмоции и социальное поведение |
Движение руки / Действия с предметами |
Движения общие |
Речь |
10 дней |
Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) |
Вздрагивает и мигает при резком звуке |
Хватательный рефлекс |
|||
18-20 дней |
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) |
Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке |
Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» — ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого |
|||
1 месяц |
Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета |
Прислушивается к звуку, к голосу взрослого |
Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого |
Захватывает одной рукой другую руку. |
Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. |
Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним |
Какие бывают разновидности синдромов ППЦНС?
ППЦНС условно делится на несколько периодов, в зависимости от того, на какой стадии было выявлено нарушение и как оно проявилось.
– Острый период длится от 7 до 10 дней, крайне редко, но он может растянуться и до месяца.
– Период, в которым происходит восстановление (восстановительный период), может длиться до 6 мес. Если организм ребенка восстанавливается медленно, то данный период может занять до 2 лет.
Детские неврологи выделяют следующие разновидности перинатальных поражений ЦНС в зависимости от сопутствующих симптомов и синдромом:
– Нарушение мышечного тонуса. Этот синдром диагностируется согласно отклонениям от нормы в зависимости от возраста грудного ребенка. В начальный период времени жизни ребенка, достаточно сложно диагностировать данный синдром, так как помимо этого встречается физиологический гипертонус (физиологическая скованность мышц новорожденного).
– Синдром нервно-рефлекторной возбудимости — синдром, связанный с нарушением сна, дрожанием подбородка, вздрагиваниями ребенка на любой шорох или прикосновение. Данный синдром можно диагностировать только в том случае, когда будет исключены соматические заболевания новорожденного (например, кишечные колики). При осмотре такого ребенка невролог определяет повышение сухожильных рефлексов, а также усиление (оживление) автоматизмов новорожденного (рефлекс Моро).
– Синдром угнетения нервной системы. Такой синдром по своим характеристикам противоположен предыдущему. Его диагностируют у детей, которые в первые месяцы своей жизни не активны, они много спят, у них понижен тонус, они не могут удерживать голову, плохо цепляются своими ручками.
– Неблагоприятный прогноз для ребенка, если развился синдром внутричерепной гипертензии. Основными его признаками являются повышенная возбудимость и нервозность, при этом начинает набухать и уплотняться родничок. Появляются частые срыгивания. При осмотре невролог замечает избыточный рост окружности головы, возможно расхождение швов черепа, симптом Грефе (симптом «заходящего солнца»).
– Одним из наиболее опасных и тяжелых состояний при ППЦНС является судорожный синдром, именно он является одним из наиболее серьезных проявлений при перинатальном поражении ЦНС.
Кроме того, любая внимательная мама может заметить отклонения в состоянии здоровья у своего ребенка намного быстрее, чем врач невролог, хотя бы потому, что она наблюдает за ним круглосуточно и не один день.
В любом случае, малыш, живя первый год с любыми (даже минимальными, но не проходящими) отклонениями в состоянии здоровья требует неоднократных консультаций у специалистов медицинского центра, включение его в программу диспансеризации (т.е. пристального наблюдения неврологом и при необходимости — дополнительного обследования, такого как УЗИ головного мозга, электроэнцефалография, исследование крови для определения компенсаторного потенциала нервной системы и т.д.). На основании полученных заключений специалистами центра разрабатывается план развития такого ребенка, подбирается индивидуальная схема профилактических прививок, введения прикормов в рацион питания, а также проведения лечебных мероприятий при необходимости.
Какие симптомы и диагностические критерии у ППЦНС?
– Не каждая мама, которая не имеет медицинского образования, сможет на первый взгляд отличить и определить, что у ее ребенка перинатальное поражение ЦНС. Но, неврологи с точностью определяют заболевание по появлению симптомов, которые не свойственны другим нарушениям.
– при осмотре малыша может быть обнаружен гипертонус или гипотонус мышц;
– ребенок чрезмерно беспокоен, тревожен и возбужден;
– возникновение дрожания в области подбородка и конечностей (тремор);
– появление судорог;
– при осмотре с молоточком заметно нарушение рефлекторной сферы;
– появление неустойчивого стула;
– меняется частота сердечных сокращений; появление неровностей на коже ребенка.
Как правило, после года данные симптомы пропадают, но затем появляются с новой силой, поэтому запускать данную ситуацию просто нельзя. Одним из наиболее опасных проявлений и последствий ППЦНС при отсутствии реакции на симптоматику является приостановка развития психики ребенка. Не развивается речевой аппарат, наблюдается задержка развития моторики. Также одним из проявлений заболевания может стать церебрастенический синдром.
Симптомы неврологических заболеваний у детей
Первые признаки неврологических нарушений можно заметить у ребёнка уже в самом раннем возрасте. К доктору за помощью следует обратиться, если наблюдаются следующие симптомы:
- подёргивание подбородка и ручек в состоянии покоя;
- запрокидывание головы назад во время плача;
- отсутствие реакции на яркий свет и звук погремушки;
- неспособность удерживать погремушку через 30 дней после родов;
- неспособность удерживать головку через 30 дней после родов;
- обильное слюноотделение после кормления;
- гипервозбудимость (частый плач) или пассивное поведение (совсем не плачет);
- повышенная тревожность, нарушения сна (трудности с засыпанием, сон более 20 часов в сутки);
- частые срыгивания фонтаном;
- возникновение судорог при незначительном повышении температуры;
- гипертонус (постоянное напряжение) мышц ног, выгибание тела или наклоны головы в сторону, из-за этого ребёнка сложно переодеть;
- трудности с проглатыванием пищи;
- временные потери сознания;
- 3-месячный ребёнок не подражает речи взрослых;
- родничок впалый;
- ребёнок не желает желать на животе;
- при опоре на ножки ребёнок подгибает пальчики.
Что касается ребёнка старшего возраста, то тут симптомы неврологических заболеваний у детей будут несколько иными:
- забывчивость, рассеянность;
- обмороки;
- недержание мочи;
- задержка речевого развития;
- чрезмерная нервозность;
- приступы панических атак;
- ребёнок с трудом идёт на контакт с другими детьми;
- бессонница;
- плохой аппетит;
- постоянное уныние и тоскливое отношение к жизни;
- постоянная головная боль.
Если родители обнаружили даже некоторые из этих признаков, необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.
Ночные страхи, лечение ночных страхов
Ночные страхи – это пароксизмальные состояния во сне, характеризующиеся психомоторным возбуждением с вегетативными расстройствами. Страхи ночью возникают в фазе медленного сна. Ночные страхи встречаются у 5% детей, преимущественно раннего и дошкольного возраста.
Ночные страхи в большинстве случаев носят психогенный характер и обусловлены острыми и хроническими психотравмирующими ситуациями и воздействиями. Страхи по ночам иногда возникают на фоне хронических соматических болезней и/или резидуальной (остаточной) церебральной микроорганической патологии (неврозоподобные ночные страхи). В редких случаях ночные страхи являются проявлением эпилепсии и рассматриваются как фокальные эпилептические припадки. Сарклиник (частная медицинская практика Саратов) проводит лечение ночных страхов у детей в Саратове.