Этапы развития новорожденного

Содержание:

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить. Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо. Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам. Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Физические данные

Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как дети разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.

В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчиков в возрасте 1 года и 8 месяцев:

Показатели роста (в см) Показатели веса (в кг) Описание параметра
Менее 75,9 Менее 8,1 Недостаточный
Менее 78,6 Менее 9,1 Ниже нормы
78,7-81,5 9,2-10 Чуть ниже среднего
81,6-87 10,1-12,8 Норма (средний)
87,1-89,7 12,9-14,2 Чуть больше среднего
89,8-92,5 14,3-15,8 Большой
Более 92,6 Более 15,9 Не соответствует возрасту, крайне большой

В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:

Показатели роста (в см) Показатели веса (в кг) Описание параметра
Менее 73,7 Менее 7,5 Недостаточный
73,8-76,6 7,6-8,3 Ниже нормы
76,7-79,6 8,4-9,3 Чуть ниже среднего
79,7-85,6 9,4-12 Норма (средний)
85,7-88,6 12,1-13,6 Чуть больше среднего
88,7-91,6 13,7-15,6 Большой
Более 91,7 Более 15,7 Не соответствует возрасту, крайне большой

Важно! Вес напрямую зависит от роста: чем выше ребёнок, тем больше масса его тела. А рост во многом определяется наследственностью: если оба родителя высокие, то и кроха может значительно опережать своих сверстников.

Занятия от 4 до 6 месяцев

Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.

Четвертый месяц

Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки

Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки)

Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.

В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.

Пятый месяц

Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.

Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.

Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней

Это упражнение на внимание и эмоции – смех

Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.

Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова

Шестой месяц

Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.

В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.

Развитие детей от 4 до 5 месяцев

На 5 месяц малыш начинает очень активно двигаться, пытается переворачиваться, садиться, ползать. В такие моменты родители должны следить за безопасностью ребенка. Если ребенку недостаточно места в манеже, то можно положить его на пол.

У многих деток начинает перестаиваться режим сна, активности и кормления. Иногда ребенок может проспать всю ночь и даже не проснуться покушать.

В этом возрасте отмечаются следующие достижения:

  • уверенно переворачивается со спинки на животик;
  • может сидеть с поддержкой взрослых;
  • часто играет со своими ножками и ручками;
  • уверенно берет вещи и может долго держать их в руках.

К 5 месяцам малыш узнает голос мамы и лица членов семьи. Понимает интонацию при разговоре с ним – на веселый и нежный голос начинает смеяться, а на строгий тон может хмуриться. При нехватке общения с родителями может сильно капризничать.

В таком возрасте малыши нередко путают день и ночь (иногда такое встречается в более раннем возрасте). Это может быть связано с отсутствием достаточной активности в дневное время.

Вес также увеличивается на 700-750 г, вырастает на 2-2,5 см.

Месяц первый

Когда новорожденный проводит первый месяц дома — он адаптируется к внешнему миру. Он только начинает привыкать к условиям, отличным от утробы матери. Поэтому первый месяц считается питательно-сонным. Так как кроха беспрерывно спит (около 20 часов из 24 в сутки), и ест мамино молоко по требованию, а это очень часто.

В этот период очень важно создать все необходимые условия для комфорта малютки. Температура не должна быть слишком теплой или холодной, пеленки должны меняться по мере необходимости, а кормление своевременным

При этом ошибочно полагать, что малыш не развивается в первый месяц. Да, конечно, его силы в большей степени уходят на адаптацию, но это и есть развитие. А чтобы развитие ребенка проходило правильно, ребенка должна окружать любовь и ласка (разговоры, колыбельные, игры, касания теплыми руками).

Что малыш уже умеет в месяц:

  • Замечать игрушки ярких цветов, следить за их перемещением, поворачивать голову на звуки. Кстати говоря, первый цвет, который увидит «маленький» — красный.
  • Развивать зрение ребенка через следящие движения стоит все равно. В этом поможет перемещение игрушки красного цвета (расстояние 30 см.) от лица крохи слева направо, снизу вверх.
  • Проверить слух малыша можно перемещением погремушки с несильно резким звуком от одного уха к другому.

Первый месяц жизни малыш еще помнит врожденные рефлексы. Конечно, пропадают они до 4 месяцев, но о них стоит знать:

  • Рефлекс сосания. В этот период малыш может тянуть все в ротик, так как рецепторы вкуса развиты сильнее, чем даже у взрослых. Так дети знакомятся с новым;
  • Водный. Новорожденный отлично помнит плавательные движения. Проверить это можно, вот только из рук выпускать дитя не стоит;
  • Хватательная рефлекторика. Когда мы касаемся этой малюсенькой ладошки пальцем, кроха тут же ее сжимает;
  • Поиск груди. До 4 месяцев ребенок еще не знает максимально точно, где мамина грудь, но в памяти заложено, что если коснуться его щечки, он потянется к ней автоматически;
  • Рефлекторное умение ходить. Как бы удивительно это не звучало, но малыш помнит еще, какими должны быть движения ног. Поэтому поставив его на ножки (придерживая), он станет ими шевелить, будто бы ходит. На самом деле, пойти он не сможет, так как физически его тело к этому не готово, но память штука сложная. В любом случае, скоро грудничок забудет рефлексы и нужно будет учиться им заново.

Совет родителям: некоторые детки в месяц готовы немного приподнимать голову лежа на животе, для них это тренировка, но не стоит ее проводить в первые дни дома. Лучше ближе к 1,5 месяцам и совсем по чуть-чуть, заранее обговорив с педиатром.

Развитие ребенка с рождения: новорожденный ребенок

В разные периоды жизни малыши развиваются разными темпами. Если брать период от 0 до 12 месяцев, то этапы развития новорожденных (младенцев до 1 месяца) исчисляются днями, неделями. Важная отличительная особенность этого периода – более высокое развитие слухового и зрительного восприятия по сравнению с двигательным. Что касается эмоциональных реакций, то они всегда отрицательные, но именно поэтому мама может понять, когда с ребенком что-то не так (он мокрый, хочет кушать, болит животик и т.д.)

Первые 10 дней жизни

Родители интересуются, когда дети начинают видеть и слышать. Так вот, новорожденный ребенок уже в первые дни своей жизни:

  • реагирует на резкие звуки вне поля его зрения (мигает, вздрагивает);
  • пытается следить за движущимся предметом на расстоянии до 40-50 см от лица;
  • выполняет немного заторможенные, не плавные (скачкообразные) движения.

С 10 по 20 день жизни

  • малыш на несколько секунд фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находящемся в поле зрения (не более 50 см от глаз);
  • сосредотачивается на громком звуке (замирает на 10-15 секунд).

В 4 недели (1 месяц)

  • ребенок уже плавно следит за движущимся в поле зрения предметом;
  • может долго прислушиваться к голосам взрослых, звукам, издаваемым погремушкой;
  • реагирует улыбкой на обращение родителей;
  • несколько секунд (5-20) удерживает головку приподнятой в положении лежа на животе;
  • в ответ на обращенную к нему речь пытается издавать звуки.

Девять-десять месяцев

Кроха может самостоятельно вставать и передвигаться, хватаясь и держась за стул, диван, кровать, манеж или другие крупные предметы. В этом возрасте ребенок учится ходить самостоятельно, повторяет слоги и несложные слова за взрослыми и может легко пить из чашки.

Таким образом, ребенок умеет следующее:

  • Встает из положения сидя и садится из положения лежа;
  • Стоит и ходит с поддержкой;
  • Пытается залезть на диван или кресло, открывать ящики;
  • Самостоятельно ползает и разворачивается;
  • Знает, как собирать и куда класть игрушки;
  • Пытается достать окружающие предметы;
  • Активно проявляются эмоции и развивается речь;
  • Пробует кушать ложкой;
  • Берет мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки, рвет бумагу и мнет пластилин;
  • Знает и понимает значения слов “иди”, “сиди”, “дай”, “ложись”, выполняет легкие команды.

В десять месяцев ребенок подражает взрослым и животным, самостоятельно играет с игрушками и уверенно держит в руках предметы, может пальцами перелистывать книжки и с помощью взрослых играть с другими детьми. Такие малыши очень любят танцевать, прыгать и хлопать в ладоши. Они понимают что нужно делать с игрушками: толкать неваляшку, катить машинку, строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку и пр.

Дети могут класть и перекладывать игрушки, при этом больше интересуются мелкими предметами, чем крупными. Они показывают части лица у себя, у мамы и у куклы, могут произносить названия окружающих предметов и животных. Вес на девятый и десятый месяц увеличивается по 350-400 грамм, рост – по одному сантиметру.

С каким запасом лучше покупать одежду для новорожденного?

Мое мнение, что +1-2 размера для вещей, которые будут в ежедневной носке:

  1. Ползунки;
  2. Бодики;
  3. Слипы;
  4. Кофточки.

И +2 размера для вещей на вырост. Все равно в запасе желательно иметь новую одежду, чтобы быстро нарядиться на какой-нибудь выход, встречу гостей.

Дети быстро растут и сколько бы одежды вы не купили – часть все равно останется невостребованной. Ничего страшного, можно продать ее на материнских форумах, на Авито, или оставить для своего следующего крохи.

  • Список вещей для новорожденных на первое время
  • Уход за новорожденным ребенком
  • Почему нельзя показывать новорожденного 40 дней

Рост

Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы:

  1. Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.

  2. Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.

  3. Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).

  4. Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.

Как правильно провести измерения

Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.

Как оценить полученный результат:

можно использовать прибавки роста по месяцам:

1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;

4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;

7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;

10–12 месяцев — 1 см в месяц.

Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;

врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.

Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года. Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий. Самый встречаемый рост — от 25 до 75 см. Если записать длину тела по частоте встречаемости в виде таблицы — получится центильная шкала оценки длины тела у мальчиков 1 года.

То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25—50—75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста. Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0—3—10%, 90—97—100%.

Питание

  • Выбор продуктов. Не стоит есть шоколад, клубнику, капусту и бобовые культуры в первые месяцы кормления. Все новые продукты с высокими показателями аллергенности следует вносить в рацион постепенно, внимательно наблюдая за реакцией малыша. Чеснок, лук, приправы могут повлиять на запах молока и отбить у карапуза желание есть. Сильно пахнущие продукты лучше избегать;
  • Частота питания. Чтобы молока вырабатывалось достаточно, мама должна питаться около 5 раз в день, дополняя полноценный рацион большим количеством жидкости;
  • Гигиена груди. Рекомендуется перед кормлением омывать грудь теплой чистой водой. Так вы очистите кожу, а теплая вода простимулирует выработку молока;
  • Сон и отдых. Для выработки молока в достаточном количестве маме необходимо спать и отдыхать. Не стоит в первые месяцы жизни крохи на период его сна планировать большое количество задач. Ваш организм должен иметь силы для выработки питания для карапуза. Во время сна малыша найдите время для отдыха;
  • Спокойствие. Стресс может повлиять на кормление, лишив вас возможности кормить грудью. Старайтесь воспринимать окружающее спокойно и взвешенно. Каждый раз, когда вам захочется кричать или плакать, подумайте о вашем маленьком счастье и необходимости сохранять бодрое расположение духа.

Шесть месяцев

Полгода – переломный возраст для грудничка. Это период появления первых зубов и введения прикорма. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным, пытается сесть самостоятельно. Сейчас малыш может спокойно и крепко спать целую ночь. Крохе уже можно давать кубики и пирамидки для игры.

В шесть месяцев, кроме уже приобретенных навыков, малыш умеет следующее:

  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно ползает и подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Открывает и закрывает коробочки, складывает предметы;
  • Садится при помощи взрослого и начинает садиться самостоятельно.

Для полугодовалого ребенка характерна подвижность и устойчивость рук, пальцев. Он легко распознает чувства и эмоции. В шесть месяцев начинают вводить первый прикорм. Это должны быть овощные пюре из натуральных гипоаллергенных продуктов. Подходящим вариантом является кабачок, брокколи и цветная капуста. Но это не значит, что нужно полностью отказываться от кормления грудью.

Специалисты ВОЗ рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока малыш нуждается в молоке, пока продолжается лактация, при этом кормление не доставляет дискомфорта маме. Рекомендуемый возраст для завершения ГВ достигает 1,5-2 лет. При введении прикорма количество прикладываний к груди постепенно сокращается и замещается взрослой пищей. Подробный график введения прикорма для грудничка, вы найдете здесь.

Физиологические изменения

Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.

Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.

Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.

Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.

Соотношение роста и массы

Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей. Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0—3—10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90—97—100% коридором.

Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25—50—75%).

Определение подходящего размера: основные нюансы

Как определить размер шапки для новорожденного (рекомендуем прочитать: какой обычно размер одежды у новорожденного ребенка?)? Этот вопрос не раз возникает у родителей и близких родственников малютки. Младенца лучше не брать в магазин, особенно в период всплеска инфекционных заболеваний. Возможно, бабушке или маме подросшего крохи понравится вещь, когда малыша нет рядом. В этом случае знание его размера позволит порадовать кроху обновкой.

ИНТЕРЕСНО: как правильно определить детский размер на Алиэкспресс?

Обычно при подборе размера шапки используют «точку отсчета» – обхват головы ребенка в 6 месяцев. В среднем он составляет 43 см. Чтобы узнать размер головки в предыдущие периоды, из этой величины вычитается по 1,5 см за каждый месяц. Например, в 3 месяца объем головки равен 43-1,5х3 или 40 см. Для уточнения размера шапки малыша возрастом от полугода до года к 43 см прибавляют по 0,5 см за каждый прожитый месяц.

В первый год головка малыша увеличивается на 11,5 см. Более интенсивный рост (на 8-9 см) приходится на первое полугодие. До 4 месяца окружность головки больше грудной клетки, а ежемесячный прирост в диаметре составляет 2 см. Затем интенсивнее растет грудная клетка. Окружность головы годовалого малыша составляет около 48 см, до двух лет прибавляется 2,3-3 см объема. В возрасте 2 года-10 лет ежегодный прирост составляет 0,5 см. Пол ребенка тоже имеет значение: у мальчиков головка крупнее.

Как измерить обхват головы ребенка?

От правильности измерения окружности головки ребенка зависит выбор подходящего головного убора.

Следует подготовить сантиметровую ленту или шерстяную нить. Обхватить ею головку малыша, ориентируясь по линии бровей, выступающей части затылка и точкам над ушами. Аккуратно измерить, определить величину по шкале ленты или с помощью линейки (если использовалась нить).

Измерение окружности головы для выбора шапки важно проводить, когда малыш спокоен. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: окружность головы у детей по месяцам: таблица

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: окружность головы у детей по месяцам: таблица

Одиннадцать-двенадцать месяцев

В этом возрасте малыш уже совсем большой и взрослый. Он активно самостоятельно передвигается, садится, ползает и встает, может пройти небольшое расстояние без опоры. Ребенок понимает простые просьбы и строгую речь, называет большинство предметов, учится говорить первые слова.

Ребенок в год старается проявлять самостоятельность. Он сам кушает ложкой, пьет из кружки, надевает носки и обувь. Дети ярко реагируют на новую игрушку, незнакомую обстановку и чужого человека. Интересно, что малыши любят похвалу, при этом понимают, когда их ругают, и знают, что такое “нельзя”.

Ребенок умеет утвердительно или отрицательно качать головой, захватывать бусинки. Он любит музыкальные игрушки и книжки с яркими картинками. В год малыш встает из положения на корточках и самостоятельно ходит, пользуется ложкой и чашкой, умеет жевать твердую пищу. Поэтому рацион грудничка значительно расширяется. Крохе можно давать рыбу и мясо, молочные продукты и яйца, многие овощи и фрукты, печенье. Детям начинают готовить молочные каши и легкие блюда.

В год младенец может перешагивать препятствия и приседать, чтобы поднять предмет с пола. Он собирает и разбирает игрушки, знает, как пользоваться различными предметами (веником, молотком, телефоном). Любознательный малыш активно принимает участие в одевании, питании, чистке зубов, купании и других подобных процедурах.

Ребенок в год понимает, что ему говорят, повторяет звуки за телевизором, взрослыми. При этом собственный словарный запас малыша составляет уже 10-15 слов. В большинстве случаев детки уже самостоятельно ходят без опоры. У ребенка формируется вкус, и он может легко отказаться от еды, которая не нравится.

Мы рассмотрели основное развитие ребенка по месяцам до года. Оно достаточно условно, как и физические показатели. Многое зависит от воспитания, характера и темперамента ребенка. Давайте подробнее рассмотрим такие показатели, как охват головы и груди, вес и рост ребенка по месяцам.

Развивающие игры

Обоняние. Чистый воздух, наполненный естественными запахами, великолепно развивает способности крохи. Старайтесь не упускать возможность познакомить карапуза с изменениями в воздухе – проветривайте помещение как можно чаще;
Осязание. Вкладывайте в ручку малыша небольшие погремушки, давайте потрогать ваши волосы, нос, щеки. Подвешивайте погремушки так, чтобы ребенок пытался их достать. Как только способность поднимать голову достигнет 45 градусов, положите перед глазами чада яркую игрушку так, чтобы он мог до нее пытаться дотянуться;
Слух. Включайте классическую музыку, пойте, читайте стихи и много разговаривайте с крохой. Старайтесь оградить его от белого шума (телевизор, радио). Пусть мир карапуза будет наполнен тишиной и естественным звучанием. Постоянные раздражители снижают возможность выделения отдельных звуков, не способствуют быстрому развитию:
Зрение. Помогайте малышу совершенствовать свое зрение, играя с ним с погремушками, гирляндами, включая мобиль. Идеально чаще давать возможность изучать лица людей. Если у вас есть старшие дети, дайте им возможность полюбоваться на братика или сестричку, а крохе улучшить зрительное восприятие

В ранний период развития важно окружить малыша разнообразными яркими предметами. Не нужно думать, что он вырастет без вкуса

Умение распознавать красоту появляется ближе к 3 годам, а в 1 месяц глазки малыша требуют ярких насыщенных красок.

Методика «Сонатал»

Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.

1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.

2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.

3 триместр — «образовательный». Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.

Одиннадцатый месяц

Это уже почти маленький взрослый. Малыш понимает, что обращаются именно к нему, может выполнить простые просьбы, общается.

Достижения одиннадцатого месяца:

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • может пройти небольшое расстояние самостоятельно, без опоры;
  • любит похвалу, понимает запрет;
  • осваивает самообслуживание: старается сам кушать, брать одежду из ящика, пытаться ее надеть;
  • знает, как и куда складывать игрушки;
  • помимо крика, может выражать свои желания, указывая пальцем на нужный предмет, активно учит и применяет новые слова;
  • умеет кивать при согласии или отрицательно качать головой;
  • осознанно машет при приветствии и прощании.

Методика Томаса Верни

Сам Т. Верни считает, что ничто не влияет на ребенка столь положительно, как любовь.

Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье. Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов:. Мама

Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина

Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.

Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.

Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.

Развитие ребенка от рождения до года: 1 месяц

Первый месяц — самый сложный месяц не только для малыша, но и  для мамочки. Его также называют периодом адаптации. Девять месяцев малыш жил и развивался в мамином животике, теперь же ему нужно приспосабливаться к новой жизни: новому способу дыхания, питания и кровообращения, а также к наличию зрительных, слуховых и осязательных ощущений. Также, у него есть два ярко выраженных рефлекса — глотательный и сосательный, и несколько обычных — плавательный ( если ребенка положить животиком на воду, он начнет делать плавательные движения), хватательный (попробуйте приложить палец к ладошке, она тут же сожмется в кулачок) и поисковый (поиск груди). Спустя несколько месяцев часть этих рефлексов пропадет.

Ребенок проводит этот месяц в основном между сном (сон занимает 70 % времени)и едой, практически не обращая внимания на родителей и не отличая день и ночь. Самая главная потребность ребенка в это время — телесный контакт с мамой и теплое молочко. Главное, что должна сделать мама до конца первого месяца — это хорошо кормить малыша и приучить к режиму день-ночь.

К концу 1 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 600-700 грамм и подрастает на 2-3 см;
  • спит около 22 часов в сутки;
  • кушает примерно каждые два часа;
  • двигается рефлекторно и хаотично;
  • фиксирует взгляд на неподвижных предметах;
  • реагирует на резкие или громкие звуки;
  • узнает мамин голос и запах.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector