Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи

Підготовка

Перед тим як навчити дитину одягатися самостійно, необхідно ознайомитися із заходами, які в подальшому допоможуть малюкові легко освоїти всю складність процесу одягання.

Підготовчий етап до навчання може починатися з двох років, коли малюк вже достатньо підріс, щоб вільно переміщатися по будинку і цікавитися оточуючими речами. Продемонструйте дитині на своєму прикладі, як вона може сам без вашої допомоги або чиєїсь сторонньої допомоги приміряти деякі з речей.

На самому початку батьки можуть показати дитині, як необхідно надягати шкарпетки або трусики. Цей етап можна освоїти швидше і легше всього. Нехай цей одяг буде яскравим і привабливим, з зображенням звіряток або улюблених мультяшних персонажів. І найважливіше — коментуйте кожню здійснену дію: «Цю ніжку в цей носочок, другу — в інший». Таким чином, малюк, орієнтуючись на ваші слова, краще запам’ятає послідовність кожної дії і вже зовсім скоро стане робити самостійні спроби одягти щось зі свого гардероба.

Общие рекомендации для всех возрастов

Безусловно, раздеться куда проще, чем одеться. Поэтому заранее уже годовалого ребенка можете просить раздеться. Начните с самого легкого, расстегивание замков, снятие головных уборов. Затем присоедините к этому ботинки и штаны.

Малыш может испугаться такого большого количества одежды, не понимая, что и зачем ему придется надеть. Давайте в руки каждый элемент одежды, подсказывая, на каком месте он должен находиться.

В итоге вы не заметите, как быстро ребенок смог самостоятельно одеться. Для начала можно разделить вещи условно на те, что надевает мама и те, что самостоятельно надевает малыш. Постепенно увеличивайте одежду у малыша, убирая её от мамы.

Намного проще надевать вещи, которые чуть большеваты, особенно это относится к носкам и штанам. Поэтому не стоит покупать одежду впритык. Она может быть слегка свободной.

Каждый день не следует настаивать на самостоятельном одевании. Возможно, ребенок не выспался или просто заболел. Если у малыша нет желания, тогда следует одеть его самостоятельно, не настаивая и не ругаясь за это.

Обязательно просите малыша, чтобы он помог вам выбрать гардероб. Не будьте столь требовательны, если кроха выбрал не красную, а зеленую футболку. Поверьте, для детей нет столь явного значения.

Как учить ребенка одеваться?

Игры «на одевание»

Игра — один из самых доступных и любимых детьми способов овладения новыми навыками. Одевание — не исключение. Используйте эти приемы, чтобы подогреть детский интерес к этому повседневному процессу.

  • «Попади в цель». Вариантов может быть много: в горловину, в рукав, в штанину. Практически поднеся к ручке или ножке крохи пройму, сделайте так, чтобы он в нее не попал и хитро улыбнитесь. Приняв правила игры, он гарантированно будет стараться «победить».

  • «Нахождение частей тела». Удивленно вопрошайте «а где наши ручки?», восклицайте «какая длинная шейка!», просите вытянуть ножки, а потом — поболтать ими. Вариантов масса.

  • «Соревнование». Положите рядом два комплекта одежды — детский и свой собственный и одевайтесь одновременно.

  • «Показ мод» — маленькие дети, как девочки, так и мальчики, обожают примерять родительскую одежду. Надевать вещи взрослых не только проще, но и интересней. Используйте это!

  • «Обмани меня!» — придерживайте это средство на крайний случай. Вздохните, покачайте головой и скажите: «Ну, с этой-то кофтой тебе точно не справиться, только когда подрастешь». Результат последует очень быстро.

Лучший возраст

Прежде чем приступать к постижению основ одевания и раздевания, предстоит пройти предварительную подготовку – выучить с крохой части тела. Эта работа проводится в год-полтора. С этого же периода можно постепенно научить его раздеваться – простейшие действия (снять шапку или носки) ему вполне по силам.

А к занятиям по одеванию необходимо приступать в 2-3 года: именно в этом возрасте малыши стремятся к самостоятельности, желают делать все без посторонней помощи. Данную особенность можно использовать во благо крохе. Если момент упустить, то в 4 годика процесс обучения будет более сложным и затянется надолго.

Доступные умения по возрастам выглядят так:

  • до года ребенка одевают взрослые – уже на этом этапе можно начать подготовку, комментируя свои поступки («На ножки мы надеваем колготки, потом – штанишки»), в дальнейшем крохе будет проще повторять уже знакомые действия;
  • в 1 год малыш может сам снять носки и шапку;
  • в 2 года – надевать носки, шапку, снимать колготки, штаны, трусы.

К трем годам перечень умений возрастает. Ребенок уже умеет:

  • надевать и снимать трусы, колготки, штаны;
  • надевать жилет без пуговиц;
  • обуваться в ботинки без шнурков;
  • расстегивать и застегивать молнию (взрослый должен помочь соединить ее концы внизу);
  • снимать кофты и футболки.

К 4-летнему возрасту малыш уже уверенно полностью раздевается, застегивает кнопки, надевает джемпера.

Подбираем одежду для малыша правильно

От того, насколько правильно подобрана одежда для ребенка, будет зависеть его успех в обучении самостоятельного одевания и раздевания, его желание продолжать обучаться.

Самые распространенные советы опытных мам, на что стоит обратить внимание при выборе одежды для ребенка, мы собрали в список:

Не покупайте для 2-3 летнего малыша одежду с мелкими пуговицами. Мелкая моторика пальчиков ребенка еще плохо развита, поэтому ему будет тяжело справляться с мелкими деталями на одежде.

Выход: если вы все же не удержались и купили понравившуюся вещь с мелкими пуговками, то замените их на более крупные или на простые заклепки.

Выход: если в гардеробе малыша есть вещи, которые ему не нравятся и он не хочет их надевать, то не заставляйте. Просто, если вы его все же поймаете и заставите одеть такую вещь, то в следующий раз он может просто принципиально отказываться одеваться.

Выбирайте только удобную одежду из качественного материала. Если ребенок будет некомфортно ощущать себя в одежде, ему будет в ней жарко или холодно, то вы опять столкнетесь с полным отказом от одевания. А уж про самостоятельное надевание такой вещи можете и не рассчитывать: дети отличаются своей непосредственностью – «неудобно, не одену». Это женщины могут на неудобных шпильках пробегать весь день, а на следующий вновь их одеть, а дети не терпят неудобства.

Выход: неудобные, узкие и некачественные вещи просто уберите. Желательно их совсем спрятать или отдать, чтобы малыш их не видел. Вещи, которые вызывали дискомфорт могут спровоцировать появление плохого настроения.

Футболки, кофты и пижамы покупайте с широкой горловиной, чтобы малыш мог свободно просовывать туда голову. Это мама может просто предпринять усилия, чтобы впихнуть малыша в кофту. Сам же ребенок после первой неудачной попытки просунуть голову в ворот откажется от этой затеи.

Выход: если вы купили кофту без малыша, а примеряя дома, заметили, что ворот тугой, можете расшить его самостоятельно, или сделать на воротнике надрез, обшить его и пришить красивую пуговицу. Малыш сможет самостоятельно кофту одеть, а пуговку застегнете сами или воспитатель в саду.

Обувь приобретайте с липучками, а не шнурками. Ребенок в возрасте 2-3 лет не сможет самостоятельно завязать шнурки. Выход: есть модели обуви, на которых имеется и шнуровка и замок (или липучка).

Как перестать кормить ребенка с ложки

Отказаться от кормления с ложечки можно и постепенно, через игру. (Да-да, тот самый принцип постепенности!) Попробуйте договориться с ребенком: «Давай по очереди. Одна ложка — я тебя кормлю, вторая — ты сам ешь, потом снова я и снова ты».

Или так: «Хорошо, я тебя покормлю, но только после того, как ты ровно пять ложек съешь сам». (Ребенок сам ест и сам считает — реализация принципа самоконтроля. Если считать он пока не умеет, будет слушать, как это делает мама, тоже полезно.) «Давай, ты ешь, а я буду считать громко и торжественно». (Словосочетание «громко и торжественно» почему-то служит для детей веским аргументом.)

В период, когда я работала в детском саду, в подобные игры приходилось играть только с недавно пришедшими детьми, то есть с теми, кто еще адаптируется, чье эмоциональное состояние нестабильно. По отношению к ним больше уступок. Но если адаптация прошла успешно, ребенок хорошо себя чувствует в новой обстановке и не плачет, капризы из серии «покорми меня» мягко игнорировались.

«Покорми меня!» — требовал Виталик. И если в первую неделю (неделю адаптации к детскому саду) я его кормила, то начиная со второй недели я специально создавала ситуацию, при которой малыш был вынужден есть сам. «Виталик, подожди, мне надо всем компот налить». А потом: «Подожди, я схожу в спальню, в спальне нужно проветрить перед сном». И Виталик ждал… Какое-то время… Но голод не тетка, поэтому мальчик брал ложку и начинал есть.

Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно

К сожалению, многие родители считают, что если ребенок не умеет одеваться самостоятельно в 4 года или даже в 5 лет, то в этом виноваты кто угодно, но только не они. Но ведь именно их ошибки в воспитании привели к такому результату! И никакой вины воспитателей тут нет. Ведь если малыш пошел в садик в два-три года или в пять, и еще не умеет самостоятельно одеть колготки и куртку – это вина родителей. Вот только некоторые типичные ошибки мам и пап, которые приводят к детской несамостоятельности.

  • Никогда не торопите ребенка и позвольте ему одеваться самостоятельно. Вечно спешащие родители начинают натягивать одежду на малыша, лишая его возможности одеться самому. Постарайтесь распределить время таким образом, чтобы собираться в сад или на прогулку не торопясь.
  • Не критикуйте ребенка за неправильно надетую одежду или не заправленную в штанишки рубаху. Не забывайте, что он только еще учится одеваться, да и моторика у него еще не развита до конца. Лишь одобрение и поддержка родителей помогут малышу не потерять желание одеваться самостоятельно.
  • Частенько ребенок бывает просто не в настроении и начинает капризничать и отказываться одеваться сам. Или слезы появляются у него, когда он не справляется с застежкой. Чтобы не трепать себе нервы, многие мамы предпочитают не тратить время на уговоры и разговоры, а просто одеть чадо сами. Но это неправильно! Ведь таким образом они растят слабовольного и несамостоятельного ребенка, который не сможет потом преодолеть более трудных препятствий.
  • Иногда причиной неумения одеваться в старшем дошкольном возрасте бывает неудобная одежда. Начиная обучение, стоит продумать гардероб ребенка. На начальном этапе не стоит покупать одежду и обувь со сложными застежками и шнурками, свитера и водолазки с тугой горловиной, рубашки с мелкими пуговицами, платья с застежками на спине, куртки на тугих кнопках или с крючками. Не покупайте одежду, которую будет трудно натянуть, лучше брать на полразмера или даже на размер больше. Чем проще ребенку будет одеть одежду, тем с большим удовольствием он будет это проделывать.
  • Старайтесь покупать одежду из натуральных тканей. «Кусачие» свитера, шапки и шарфы, платья и рубашки с грубыми швами, синтетические плавочки – все это вызывает дискомфорт и аллергию. Ребенок будет просто отказываться надевать такие вещи.

И еще один нюанс, о котором частенько забывают родители. Чтобы приучить ребенка одеваться самостоятельно, воспитывайте в нем аккуратность и бережное отношение к одежде. Научите его правильно ее снимать и складывать так, чтобы она не помялась и ее легко было надеть, не запутавшись, где у нее перед, а где зад, где лицевая сторона, а где изнанка. При правильном подходе (без нервов и криков) и при раннем приучении в игровой форме легко будет научить ребенка одеваться самостоятельно.

Особенности обучения в раннем возрасте

Учим одеваться в первый год жизни

При одевании совсем маленьких детей нужно обязательно комментировать действия, говорить названия всех элементов гардероба, описывать их качество и свойства. Cледует называть части тела ребенка: рука, нога; просить дать ручку карапуза, объяснить, что нужно просунуть ее в рукав кофточки

Совершенно не важно, может малыш это сделать или нет, умеет ли разговаривать, все запоминается в пассивном словаре

Комментарии во время одевания делятся на несколько этапов:

  • Предупредить кроху о своих действиях;
  • Комментировать действия и объяснять их;
  • Подводить итоги при достижении результата.

Не стоит от крохи требовать только самостоятельного одевания, следует показать, как делать это правильно. В таком трудном деле помогут игры, совместные действия с карапузом. Они могут включать помощь в направлении движения ладоней малыша, демонстрацию на игрушках. Как только становится видно, что ребенок начал действовать и у него все получается, это становится дополнительным стимулом для продолжения занятий. Взрослый может оказать помощь, только если у крохи возникают затруднения. Если все идет гладко, то не стоит отбивать охоту ребенка к самостоятельным действиям. Нужно обязательно хвалить малыша за любые достижения и успехи.

Важно! Можно давать малышу различные предметы для развития моторики: пуговицы, шнуровки. Такие манипуляции помогают не только развивать логическое мышление, но и формируют навыки одевания

Учим одеваться в раннем возрасте 1 — 3 года

После года ребенок в состоянии самостоятельно подавать взрослому нужные вещи, протягивать руки при надевании кофточки или футболки, поднимать голову при надевании шапочки. Обязательно следует продолжать комментировать все свои действия, привлекать ребенка к разговору со взрослым. В полтора года карапуз способен раздеться без помощи родителей.

Важно! Рекомендуется устраивать соревнования, кто быстрей оденется: дети или взрослые. Родителям обязательно показать свою заинтересованность в игре

К двум годам малыш поднимает две ручки для надевания свитера или платья, просовывает руки в рукава пальто или курточки, ножки в колготки с помощью взрослого, снимает практически все элементы одежды

Родителям важно не упустить момент, когда карапуз станет требовать для себя самостоятельных действий, ему захочется все делать самому. В это время нужно приступать к активному обучению, процесс будет происходить легко и интересно

Естественно, нужно приобрести наиболее простую одежду. Следует как можно чаще хвалить малыша за самостоятельность, тогда можно будет заметить существенные успехи к трем годам.

При обучении одеванию нужно учитывать микропроцессы. Например, до трех лет кроха учится надевать конкретные элементы одежды. Он не в состоянии полностью переодеться после пробуждения, но способен натянуть на себя трусики и колготки, брюки и носочки без помощи взрослых. Это и называется овладением микропроцессами. Одеться полностью на прогулку является целостным процессом, а надевание отдельных элементов одежды — микропроцессами.

Как избежать капризов?

Педагоги советуют: главное — одевайтесь без слез! Маленьким деткам необходимо постоянно двигаться, у них куча нерастраченной энергии, они не могут усидеть на одном месте. В итоге одевание и раздевание кажется им слишком утомительным и скучным занятием. Они выворачиваются, изгибаются, отказываться подчиняться взрослым и не желают выполнять самостоятельные действия. Если взрослый будет проявлять нетерпение, раздражительность, слезы неизбежны

Важно перевести обучение в игровую форму! Например, сказать, что штанишки волшебные, ножки являются поездом, который движется по тоннелям

Совсем маленького можно отвлечь яркими игрушками, которые обязательно привлекут его внимание. В этот момент нужно разговаривать, читать стишки и потешки, чтобы удержать внимание крохи

Не стоит из одевания делать проблему. По мере подрастания кроха стремится сделать что-то самостоятельно, он не может постоянно отказываться подчиняться. В 5 – 6 лет дошколята обязательно научатся справляться самостоятельно.

То, каким вырастет чадо, полностью зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться является не только процессом самообслуживания, но и важнейшим шагом в будущую жизнь.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка

К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен развиваться всесторонне и гармонично

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

 Возраст  ребенка
 Навыки самостоятельного одевания
(в данном возрасте ребенок должен уметь)
 Наличие помощи взрослых
 2 года
 Снимать и одевать в определенном порядке:
 шапку;
 обувь, расстегнутую взрослым;
 колготки;
 шорты (юбку, брюки) на резинке.
 С помощью взрослых
 3 года
 Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая  расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
 Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
 Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня:  поправлять одежду.
 С небольшой помощью взрослых
 4 года
 Одеваться и раздеваться в определенной последовательности  самостоятельно.
 Аккуратно складывать и вешать одежду.
 Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
 Помощь только в завязывании  шнурков.
 5 лет
 Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со  шнурками.
 Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
 Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
 Без помощи взрослых, по  небольшой словесной инструкции.
 6 лет
 Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
 Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
 Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Рекомендации

Пусть ребенок участвует в выборе одежды

Если вы хотите узнать, как научить ребенка одеваться, то предлагаю вам прислушаться к следующим советам.

Оптимальным временем для обучения самостоятельному одеванию – это 2 года. У малыша уже возникает интерес ко всему окружающему. А период, приближающийся к трехлетию, позволяет добиться высоких результатов, благодаря тому, что дети пытаются быть самостоятельными, а не подчиняться родителям.
Лучше сначала приступать к знакомству с раздеванием, лишь потом переходить к одеванию. Пусть первыми вещами становится шапка, носки, колготки. Причем эти попытки можно совершать уже в полтора года.
Всегда процесс обучения маленьких детей должен сводиться к игре. Если у карапуза на одежде имеются липучки, карманы, то это также поспособствует развитию мелкой моторики.
Нельзя одевать малыша тогда, когда он без настроения, тем более пытаться приучить его к этому. Также не стоит заниматься обучением, когда ребенок болеет.
Малыша нужно мотивировать. Если он любит кататься на велосипеде или с нетерпением ждет встречи со своими друзьями, возможно, он мечтает сходить к бабушке или в торговый центр, намекните, что в первую очередь нужно одеться.
Станьте для ребенка примером. Тут хорошо срабатывает вариант с перегонками. Только не забывайте поддаваться малышу, но не сильно явно.
Чтоб карапуз не запутался, с тем, где перед и зад, например, футболки, необходимо покупать такую одежду, на которой изображение или липучки, карманы находятся спереди.
Обучая ребенка надевать обувь, повремените со шнурованными моделями

Идеальными станут варианты на липучках.
Обращайте внимание на то, что далеко не вся одежда может нравиться вашему малышу. Не заставляйте ребенка надевать то, что ему не по душе.
Поначалу можно часть одежды поручить маме, часть карапузу. Пусть малыш надевает самые простые вещи, но уже активно участвует в этом процессе.
Если ваша кроха путается с тем, что и когда надевать, в какой очередности, то можно создать специальный плакат, на котором ребеночек или зверек будет надевать сначала колготки, потом штанишки, маечку, потом свитерок, обуваться, потом надевать куртку.
Ребенку, который отправляется в детский сад, нужно с вечера подготавливать одежду

Пусть малыш также принимают участие в этом процессе.
Обратите внимание на то, что карапузу намного проще надеть одежду посвободнее, то есть, великоватую, чем ту, которая впритык.
Пусть ребенок принимает активное участие в покупках, выборе одежды. Так у него будет намного больше интерес к этому процессу.
Будьте готовы к тому, что понадобится немало усилий и вашего терпения. Некоторым деткам удается достаточно быстро приобретать новый навык, другим понадобится больше времени. Относитесь к своему малышу с пониманием, не давите на него. Никогда не кричите и не применяйте силу в процессе воспитания.

Пусть малыш надевает самые простые вещи, но уже активно участвует в этом процессе.
Если ваша кроха путается с тем, что и когда надевать, в какой очередности, то можно создать специальный плакат, на котором ребеночек или зверек будет надевать сначала колготки, потом штанишки, маечку, потом свитерок, обуваться, потом надевать куртку.
Ребенку, который отправляется в детский сад, нужно с вечера подготавливать одежду

Пусть малыш также принимают участие в этом процессе.
Обратите внимание на то, что карапузу намного проще надеть одежду посвободнее, то есть, великоватую, чем ту, которая впритык.
Пусть ребенок принимает активное участие в покупках, выборе одежды. Так у него будет намного больше интерес к этому процессу.
Будьте готовы к тому, что понадобится немало усилий и вашего терпения

Некоторым деткам удается достаточно быстро приобретать новый навык, другим понадобится больше времени. Относитесь к своему малышу с пониманием, не давите на него. Никогда не кричите и не применяйте силу в процессе воспитания.

Тонкости обучения

Дабы малыш не чувствовал неуверенности из-за того, что надевать ему предстоит большое количество вещей, первое время можно использовать принцип чередования – одну вещь надевает мама, другую – он сам. Аналогично можно поступать с носками – мама надевает на левую ногу, ребенок – на правую. А сделать процесс интересным поможет самостоятельный выбор наряда. Поэтому вечером мама с ребенком могут открыть шкаф с вещами и подобрать вместе костюм на следующий день. Крохе будет гораздо приятнее наряжаться в то, что он же и выбрал.

Чтобы ребенок научился действовать быстро, можно использовать таймер. Сначала родитель задает игровую ситуацию, например, сегодня малыш – пожарный, он должен как можно быстрее приехать на вызов, после чего засекает таймер, скажем, на 5 минут. Задача ребенка – уложиться в установленный срок. Родители не подгоняют его, но периодически показывают на часы, намекая, что существует временное ограничение, пожарник не может позволить себе собираться медленно.

Когда это задание стало получаться уверенно, игровая задача усложняется: теперь малышу нужно не просто быстро, но и аккуратно одеться.

Еще один вариант обучения – это соревнования. Родитель заранее готовит таблицу, на которой указывает, например, что Мишка надел брюки за 2 минуты, кукла Маша – за 1 минуту 30 секунд, и так далее. Клетка с именем ребенка пока остается пустой. Далее малышу делается задание – справиться с брюками и постараться сделать это быстрее, чем игрушки. Результат заносится в таблицу. Подобным образом можно проработать те действия, которые вызывают трудности, например натягивание колготок или продевание головы в горловину. Не обязательно приурочивать одевание к прогулке, ребенку будет интересно принять участие в импровизированных соревнованиях с игрушками.

Если же ничего не получилось и ребенок проиграл, следует успокоить его, «признавшись», что Мишка долго тренировался, поэтому и одержал победу. И предложить малышу тоже попробовать еще раз.

Обучить малыша одеваться и раздеваться самому – дело непростое, но очень важное. При правильном подходе и использовании игровых методов процесс становится увлекательным и веселым, а постоянная похвала отлично мотивирует к дальнейшим успехам

Поэтому очень важно не нервничать, не торопить ребенка, а подстраиваться под его ритм и постепенно повышать сложность заданий.

18 советов, как научить ребенка одеваться

Учим ребенка главным действиям с одеждой: застегнуть молнию и пуговицы, надеть перчатки или варежки, носки, как по ярлыку определить у футболки или кофты лицевую и заднюю сторону, определить изнаночную и лицевую сторону колготок или носочков;
У детей могут возникнуть сложности с натягиванием штанин, длинных рукавов, колготок, в которых они просто путаются. В этом случае нужно несколько раз постепенно и правильно показать движения вместе с ребенком. Каждый шаг объясняйте подробно и медленно
Для малыша в два года достаточно несколько таких повторений, чтобы он понял и запомнил, как это действует;
При обучении уделите внимание отдельным деталям одежды. Это не только застежки, но и пояс, кармашки, манжеты, воротничок
Они должны быть аккуратно уложены или заправлены;
Приобретайте для малыша вещи с простыми застежками, с которыми он справиться сам. Для деток до трех лет подходящим вариантом станут липучки и крупные пуговицы, нижние элементы одежды на резинке. А варежки станут комфортнее перчаток;
Хорошо, если одежда будет с подсказками. Например, с рисунком или аппликацией спереди, разноцветными пуговками и петельками, большим кольцом на собачке от молнии и так далее;
Наберитесь терпения и спокойствия. Не ругайтесь, не смейтесь и не злитесь, если кроха делает что-то не так. Иначе отобьете желание учиться чему-либо. Ребенок испугается или начнет сильно капризничать;
Не мешайте ребёнку. Как считает популярный педиатр Комаровский, вмешиваться в попытки детей что-либо сделать нужно только, если это угрожает здоровью и безопасности крохи или кого-то другого;
Пусть ребенок познает, как делать правильно, путем собственных проб и ошибок. Если он сделал что-то не так, не спешите исправлять ошибку. А когда он уже наденет вещь, спросите, видит ли он, что здесь неправильно. Поинтересуйтесь, что нужно исправить, как это сделать;
Выдерживайте темп одевания, не торопите и не подгоняйте малыша. Если потребуется, внесите коррективы в режим дня, чтобы малыш успел спокойно собраться. Оставляйте больше времени перед сборами и перед выходом на улицу;
Если что-то не получается, подбодрите кроху. Поощряйте желания к самостоятельным действиям и проявления вкуса в одежде. Хвалите и отмечайте успехи ребенка. Говорите, что в этот раз получилось лучше предыдущего. Хвалите кроху, когда он именно сам надел вещь, выполнил задание или что-то сделал. Такая похвала – главный фактор при воспитании детской самостоятельности;
Помните, что малыши копируют поведение. Пусть кроха повторяет за вами. Одевайтесь параллельно. Например, вместе надевайте носки, кофту, штаны и так далее;
Чтобы ребенок запомнил, что и когда надевать, каждый раз собирайтесь в одинаковой последовательности. Повесьте в комнате или коридоре картинки-памятки с наклеенными предметами одежды в нужном порядке;
Если малыш не хочет одеваться сам, подтолкните кроху за счет совместного участия. Начните делать действие и предложите закончить самостоятельно;
Если ребенок продолжает терпеливо ждать, пока взрослый его оденет, и не хочет одеваться самостоятельно, применяйте методы адаптации ребенка к реальному миру. Скажите, что если он хочет гулять, значит, нужно одеться. Если он хочет кушать, нужно взять ложку в руки и так далее. А если он не оденется, то не пойдет гулять. Если не возьмет ложку, не поест;
Используйте различные игры и учите, играя. Малышу должно быть интересно, а не скучно. Можно использовать куклы, в том числе и бумажные, мягкие игрушки с разными видами одежды, чтобы усвоить порядок одевания. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями;
Найдите и проговаривайте различные стишки, потешки или считалки. Они займут и отвлекут маленького ребенка, пока вы одеваете кроху. Малышей постарше научат, где лево, а где право, как правильно одеть ту или иную вещь. Сегодня в интернете легко найти подобные стишки под каждый элемент, будь то варежки, сапожки, шапочка или пр.

Важно, чтобы потешка подходила по возрасту;
Соблюдайте принципы единства. Малыш должен одеваться самостоятельно везде и всегда, в независимости от места и времени

Не делайте за него действия которые он может выполнить сам!;
Аккуратно указывайте на неопрятность во внешнем виде и помогайте исправить это, поощряйте попытки контроля малыша за собственной одеждой и обувью, за порядком на полке и в шкафчике. Но не ругайте и не наказывайте кроху при отсутствии навыков, а при необходимости подсказывайте и помогайте.

Основные правила

Несколько простых правил помогут детям научиться одеваться, а взрослым помочь им в этом процессе.

Терпение и еще раз терпение

Взрослые привыкли одеваться быстро, однако, маленький ребенок пока не способен это делать. Его моторика еще недостаточно развита, поэтому он может путаться в рукавах, очень долго застегивать одну пуговицу или не понимать, где правый ботинок, а где левый.

Родителям придется проявить терпение и спокойствие. Раздражение и попытка поторопить только отпугнет, вызовет плач и нежелание действовать самому.

Если ребенок хочет, пусть делает

Как вы знаете, примерно в 3 года у детей появляется потребность и желание, обозначаемое «я сам». Нельзя подавлять это. Если малыш проявляет инициативу, тянет ручки к колготкам, то ему надо предоставить такую возможность

Это важно и для дальнейшего воспитания самостоятельности

Однако нельзя и категорически требовать, чтобы малыш надевал все сам. Он многое не умеет,  помощь взрослых ему необходима. Попробуйте стимулировать самостоятельность, говоря, что взрослые мальчики или девочки умеют одеваться.

Критика недопустима

Маленькие дети очень чувствительны к критике в свой адрес. От родителей они ждут одобрения своих действий, поэтому ребенка надо чаще хвалить, так он быстрее научится делать то, что нужно. Часто бывает, что опаздывая с утра, родители начинают обвинять ребенка, что он делает все медленно и неправильно. Это даст обратный эффект. Ребенок расстроится, у него начнет получаться еще хуже, в итоге будут слезы и капризы. Лучше начать собираться пораньше, хваля при этом за самостоятельность.

Если совсем не хочет одеваться

Бывает так, что малыш напрочь отказывается одеваться, потому что у него это совершенно не получается. В таком случае можно немного помочь ему. Оденьте носок наполовину и предложите ребенку натянуть его дальше. Хвалите при этом, тон речи должен быть предлагающий, а не приказывающий.

Используйте куклы

Для того чтобы изучить различные элементы одежды, подойдет игра в куклы. Сшейте им красивые платья, колготки и предложите малышу одеть любимую игрушку. В процессе игры дети быстро учатся одевать на куклу одежду, а затем у них возникает желание попробовать и со своей. Полезны также развивающие игрушки, например, книги-шнуровки, игрушки с карманами, нашитыми пуговицами, липучками и молниями. Это поможет развитию мелкой моторики и не бояться элементов одежды.

Превратите все в игру

Найдите или придумайте стишок, где рассказано о процессе одевания. Читайте его малышу, это вызовет интерес и превратит процесс в игру и тогда не придется задумываться, как научить ребенка одеваться, все произойдет естественно. Помним, основной способ обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста – это игра. Касается это любых сторон жизни и осваивания бытовых навыков. Играйте на любопытстве и желании стать, как взрослый.

Изучите одежду вместе с малышом. Расскажите ему, как называются части гардероба, пусть он получше рассмотрит молнии и пуговицы и попробует застегнуть их в игре. Руку можно представить «паровозиком» и «заехать» ей в тоннель, роль которого будет выполнять рукав. Сопровождайте все смехом, позитивом и веселыми звуками.

Подражаем взрослым

Маленькие дети очень хотят вырасти и стать, как мама или папа, даже если им всего 3 года. Покажите на своем примере, как вы надеваете носки, шапку или куртку. Разложите детскую одежду рядом и устройте небольшое соревнование, кто быстрее, малыш обязательно увлечется этим, особенно если родители дадут ему выиграть.

Рассказывайте порядок действий

Запомнить, что надо сделать первым, малыш сможет не сразу. Приучайте его постепенно, что и в каком порядке делается. Расскажите, что есть вещи, которые носят дома, в детском саду и на улице. Обязательно меняйте одежду, приходя домой, это еще и вопрос гигиены и воспитания дисциплины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector